Далее следует работа цветом. При использовании красок используется палитра и кисти, например, двух размеров: одна большая для пятен крупных, другая меньшая для проработки тонких, мелких деталей изображения. Еще понадобятся банка для воды и салфетка для промокания кистей.
При выполнении этого задания рекомендовано работать основными цветами (это название есть также в теме занятия): синим, желтым и красным. А недостающие цвета и тона получить путем смешения основных красок.
Основные цвета. Основные цвета — цвета, смешивая которые можно получить все остальные цвета и оттенки.
Дополнительные цвета. Два дополнительных цвета образуют странную пару. Они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. Расположенные рядом, они возбуждают друг друга до максимальной яркости и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя серо-чёрный тон, как огонь и вода.
В цветовом круге новые полученные (дополнительные) цвета расположены напротив основных цветов. Вместе основные и полученные из основных дополнительные цвета образуют следующие пары:
· жёлтый – фиолетовый (синий+красный= фиолетовый)
· синий- оранжевый (красный+ желтый=оранжевый)
· красный – зелёный (синий+ желтый= зелёный)
Тон цвета. Тон — одна из трех основных характеристик цвета наряду с насыщенностью и светлотой.
Цветное изображение листа удобно передать, применив в работе с красками прием «по-мокрому», или «по-сырому». Бумага с графическим изображением смачивается кистью большого размера и когда она, впитав воду становится набухшей, по ней следует начать писать кистью. Можно бумагу не целиком сразу смачивать, а делать это фрагментарно, захватывая отдельные части изображения, и постепенно на эти части наносить определенные цветовые пятна.
Живопись по-мокрому. Работа по-мокрому. Суть этого приема заключается в том, что краска наносится на предварительно смоченный водой лист. Степень его влажности зависит от творческого замысла художника, но обычно начинают работать после того, как вода на бумаге перестает «блестеть» на свету. При достаточном опыте можно контролировать влажность листа рукой. В зависимости от того, насколько наполнен водой волосяной пучок кисти, принято условно различать такие способы работы, как «мокрым-по-мокрому» и «сухим-по-мокрому».
Мы изображаем лист с натуры и поэтому стараемся как можно точнее передать цвета окраски листа дерева. С одной стороны наш лист имеет выраженную окраску красного цвета. Смачиваем бумагу водой с помощью кисти и наносим это цветовое пятно.
Работаем желто-оранжевым цветом (пользуемся палитрой: смешиваем желтую краску и красную для получения нужного цвета и добавляем воды для получения нужного оттенка). Можно снова слегка смочить часть листа для плавного перехода оттенков цветовых пятен. И вот пятно желто-оранжевого оттенка занимает свое место.
Далее следует пятно зеленого оттенка (зеленый получаем путем смешения на палитре красок желтого, синего цвета и воды ), которое ложится на влажную бумагу.
Снова пятна желто-оранжевого оттенка, которые есть у нашего листа дерева в нижней части его пластины по обе стороны от черешка, мы не должны забывать о натуре. Нужные оттенки получаем пользуясь палитрой.
Следующий слой краски накладываем по контуру листа слева фиолетового оттенка (получаем фиолетовый цвет путем смешения красной и синей красок).
Потом, продолжая правдиво отражать лист с натуры, смешиваем основные цвета по два для получения нужных оттенков, отображаем детали листа: пятна, прожилки. Сейчас уже переходим на кисть меньшего размера и ею прорабатываем разные мелкие элементы.
Изображаем черешок листа. Оттеняем изображение листа так, как если бы от листа падала тень на предполагаемую поверхность, где находится наш лист.
Вот такое может получиться изображение осеннего листа с дерева под названием клен.
4. Основной этап.
Обучающиеся самостоятельно или с помощью учителя изображают лист клена лежащий перед каждым на парте или выполняют живописное изображение с фотографического снимка также находящегося на парте перед обучающимися. Практическая работа сопровождается музыкой А.Вивальди «Времена года», «Осень».
5. Подведение итогов.
Каждый желающий может показать всем результат своей творческой деятельности и при этом происходит оценка своих действий и работы других обучающихся.
И. Блажевич
Жил резной кленовый лист,
Утром слушал птичий свист,
Шелестел на ветке клёна
И всё лето был зелёным,
Лист мечтал, что сможет сам
Взвиться к синим небесам.
Время шло и по приметам
Наступило Бабье лето.
Наш листочек стал цветной -
Красно-жёлтый – расписной.
Прилетел осенний ветер,
Издали его приметил,
Закружил и оторвал...
"Я летаю!"- лист сказал.
А потом над старым садом
В хороводе с листопадом,
Покружив ещё немножко,
Залетел в моё окошко.
Я его узнала сразу,
Отнесла скитальца в вазу.
Красно-жёлтый – расписной,
Он теперь всегда со мной.
Участник конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс по рисованию»
Рекомендуем посмотреть:
Нетрадиционные техники рисования для школьников
Эстамп по аппликации. Натюрморт «Фрукты»
Конспект занятия для 2 класса на тему «Основные и дополнительные цвета»
Конспект урока рисования во 2 класса. Тема: День Победы
Рисование осенних листьев, 1-2 класс