Автор: Бариева Лилия Сергеевна, педагог дополнительного образования ГБОУ дополнительного образования детей Республики Марий Эл «Дворец творчества детей и молодежи» г. Йошкар-Ола
Целевая аудитория: методисты, педагоги дополнительного образования, воспитатели дошкольных учреждений.
Назначение мастер-класса: знакомство с технологией создания эстампа по аппликации.
Цель: презентация опыта работы педагога по использованию технологии создания эстампа по аппликации с целью повышения профессиональной компетентности педагогических работников.
Задачи:
· познакомить участников мастер-класса с технологией создания эстампа по аппликации;
· мотивировать участников мастер-класса к самостоятельному созданию эстампа;
· способствовать совершенствованию личностных качеств участников образовательного мероприятия (самоконтроль и уравновешенность; терпимость, стремление к познанию, саморазвитию).
Ход мастер-класса
Здравствуйте. Предлагаю сначала определиться с основными понятиями.
Эстамп –
1) обобщенное название произведений печатной графики, представляющее собой гравюрный либо любой другой оттиск на бумаге с печатной формы.
2) то же, что гравюра.
Клише - копия вырезанного на дереве, линолеуме, или металле изображения, служащая для размножения отпечатков.
Материалы и оборудование.
Материалы и оборудование для изготовления клише.
· Картон или плотная бумага, формат А3.
· Картон, толщиной 0,5 -1 мм.
· Клей ПВА для детей, для взрослых - «Монолит» секундный.
· Ножницы.
· Простой карандаш.
· Линейка.
· Набор трафаретов.
Материалы и оборудование для откатки и оттиска.
· Листы белой бумаги формат А3 (бумага для акварели или черчения).
· Резиновый валик шириной 17,5 см.
· Гуашь чёрная 200-300 г.
· Кювета шириной 25см.
· Столовая ложка 2 шт.
Последовательность изготовления клише
1. Придумать, нарисовать эскиз.
Можно воспользоваться трафаретами с изображением цветов, бабочек, зверей, птиц и т. д.
2. На листе картона (формат А3) отчертить поля шириной 3 см. (В работе с детьми поля чертит педагог заранее).
3. Вырезать все детали клише из картона толщиной 0,5 – 1 мм.
4. Разложить детали на лист картона с полями.
Важно! Расстояние между деталями 2-3 миллиметра (помещается грифель простого карандаша).
5. Приклеить детали, не выходя за границу полей.
6. Просушить под грузом, примерно, одни сутки.
Есть один важный момент в создании клише. Например, нарисовали эскиз и Вам важно, чтобы в готовом виде было именно так и все располагалось с той стороны как на эскизе. Значит, клише надо делать в зеркальном отражении!
Технология откатки и оттиска
1. Выложить гуашь в кювету.
2. Равномерно распределить гуашь на валике.
3. Прокатать валиком клише. Фото 6.
Оттиск. Качество оттиска во многом зависит от плотности картона, количества краски, равномерности распределения краски на клише.
4. Положить подготовленный лист на клише.
5. Сверху аккуратно притереть выпуклые части ложкой.
Лучше прогладить руками!
6. Осторожно, придерживая клише, снять лист бумаги.
7. При необходимости сделать дополнительные оттиски.
8. Готовые изделия просушить.
Вы спросите: сколько можно сделать эстампов с одного клише?
Столько, пока не начнут отмокать детали клише.
На мини выставке можно увидеть, как дети 6-8 лет развернули сюжет, составили композицию эстампа с использованием трафаретов животных.
Толчком к выстраиванию композиции может послужить форма, размер вазы.
В заключение, хочу привести пословицу, иллюстрирующую цель мастер-класса: «Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит».
Экспериментируйте с цветом краски, размером клише. Желаю, творческих успехов!
Участник конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс»
Рекомендуем посмотреть:
Как нарисовать натюрморт
Конспект занятия для 2 класса на тему «Основные и дополнительные цвета»
Нетрадиционные техники рисования для школьников
Рисование осеннего листа. Мастер-класс с пошаговыми фото