Внеклассное чтение в 5 классе
Тема: М. Пришвин «Времена года. Весна»
Автор: Кривошеева Галина Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№3 г. Моздока РСО-Алания.
Краткий анонс работы:
Идея цикла уроков "Мир природы глазами писателей и художников. Природа в восприятии твоём и моём" возникла в связи с необходимостью заинтересовать учащихся скучными, как они считают, описаниями природы, которые они нередко пропускают при чтении. Один из этих уроков посвящен Пришвину. Хотелось привлечь учащихся к соавторству, дать ключ к самостоятельному чтению лучших произведений о природе, помочь идти тропою автора. Этот урок внеклассного чтения с успехом может быть применен также и в 6 классе, возможно использование материалов урока и при проведении внеклассных мероприятий, например библиотечного урока.
Оборудование: П. И. Чайковский "Времена года", картина художника Бакшеева "Голубая весна", рисунки детей на тему "Мне нравится весна", выставка книг Пришвина, портрет писателя.
Эпиграфы урока:
1. Природа – это любовь, а человек – это что из любви можно сделать.
М. Пришвин
2. Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года.
А. Пушкин
Работа над понятиями: микрогеография, сочувствие, гармония
Звучит мелодия П. И. Чайковского из цикла "Времена года. Март"
Вступительное слово учителя:
– Сегодня к нам на урок придут разные виды искусства. Все они будут связаны со временами года. Мы проводим очередной урок из цикла "Мир природы глазами писателей и художников. Природа в восприятии твоём и моём". Вы прослушаете сейчас мелодию Чайковского из цикла "Времена года". Звуки каждого месяца композитор передал в музыке. Попробуйте, благодаря ассоциативному мышлению, определить, мелодия какого месяца звучала. Конечно, это март. Начало весны, начало расцвета природы. Чуткое ухо композитора уловило и звон капели, и журчание ручья, и треск сучьев под ногами, и песню жаворонка. Эта мелодия очень жизнерадостна, как и сама весна. Итак, разговор сегодня пойдет о весне (запись темы). Мы не раз убеждались в том, что писатели и поэты, композиторы и музыканты обладают очень чутким и отзывчивым сердцем, умением видеть прекрасное в жизни природы, в каждом распускающемся листочке, в клейкой почке. Мы можем пройти и не заметить, как изменились деревья с приходом весны. А юный поэт скажет:
– Здравствуйте, листочки.
Откуда вы?
– Из почки.
– А я из дома в детский сад,
И я вам очень, очень рад!
А другой поэт, хорошо вам известный, посвятил весне прекрасные строки (обращаемся к эпиграфу). Я просила вас понаблюдать, какие изменения вы заметили в природе с приходом весны. Посмотрите, чуткие ли у вас сердца, умеете ли вы всматриваться и вслушиваться в природу, чтоб "ясной любовью наполнилось сердце".
Итак, ассоциативные цепочки.
Весна…
весна – радость
А теперь лингвистический эксперимент.
В ваших цепочках прозвучали упоминания о первой зелёной травке. Попробуйте в тетрадях описать её (сочинение-миниатюра).
А вот теперь послушаем, как описывает первую зелень удивительный писатель, человек с чуткой и мудрой душой, который учит нас радоваться всему живому на земле, – М. М. Пришвин.
Возле опушки южной слегка зеленеет дорожка, и кто бы ни прошёл, тоже сразу заметит и скажет: "Зелёнеет дорожка". Сколько рождается в этом, и как мала душа моя, чтобы вместить в себя всю радость.… Вот почему я… записываю для всех: "Зеленеет дорожка, друзья мои!".
– Что вам понравилось в этом описании?
– Что необычное заметили?
Вот мы и убедились в том, что настоящий писатель может многому нас научить. М. М. Пришвин был редкой души человек. Он мир воспринимал как поэт. Всю жизнь писатель строго проверял себя по природе: не нарушил ли он её гармонии, её мудрого равновесия. Он считал, что именно в обращении ко всему живому и встречает человек радость. Достаточно увидеть природы и тут же слетаются к нему, как птицы, наши лучшие слова, издавна полюбившиеся народу. Это – справедливость, самоотверженность, сочувствие и, наконец, любовь (обращение к эпиграфу). В своих произведениях Пришвин создал особую микрогеографию. Вот как он пишет об этом (чтение учащимся вступительной части).
Где лекарство от всех бед? Где мудрость жизни? Писатель искал ответы и нашёл их. Природа даёт ответы. Вот посмотрите на дерево: "…ёлка как живое существо: каждый сук вырос по-своему и отдаёт свою жизнь на образование ствола. И великое солнце любит все ветви, все лапки, все иголочки…. Все счастливы. И этим поднимается всё дерево".
Этот мудрый человек хотел, чтобы и в жизни людей всё было так прекрасно, так гармонично, как и в природе (по словарю узнаём значение слова гармония).
Обратимся к его миниатюрам, посвящённым весне.
1. Чтение подготовленным учеником миниатюры "Голубые тени".
– Что удивляет, поражает?
– Найдите неповторимые слова (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения), помогающие Пришвину передать краски весны.
2. Композиторы очень чутки. Но и писатели бывают очень зоркими и чуткими. Послушайте миниатюру "Звуки весны" (читает учитель)
– Как же рождаются первые звуки весны? Из чего?
– А это звуки какого месяца? (звучит мелодия Чайковского "Апрель")
3. Какие наблюдения Пришвина поразили вас в миниатюре "Берёзовый сок"?
У писателя есть свой рабочий инструментарий. В его творческой лаборатории огромное разнообразие слов. А у художников? Палитра цвета.
Беседа по картине художника Бакшеева "Голубая весна".
– Почему так названа картина?
– Какое создаёт настроение?
– Чем вас удивил этот взгляд на весну?
– Как одно и то же состояние природы удалось так точно передать в литературном и живописном произведении?
С большой проникновенностью выразил Бакшеев свое отношение к природе. Он писал: «Когда бродишь среди природы, видишь в поле, в лесу, в облаках движение, все дышит, все живет, и как ясно, просто это явление жизни! Сколько блаженства, счастья видеть летом, как солнце заливает своими лучами поля, леса, воды и небо! Запах земли, аромат леса – какое это очарование! Появляется страстное желание передать это на холсте. Передать проявление жизни, ее трепет. Вот тут-то и приходится переживать ряд очарований и разочарований. Трудно, ах как трудно передать, что видишь и что чувствуешь. Но зато какое высокое наслаждение испытывает художник, когда ему удается дать на холсте кусок настоящей жизни».
Слова Бакшеева хорошо раскрывают своеобразие его искусства – восторг художника перед лицом природы и вместе с тем какое-то особое, бережное к ней отношение. В его произведениях много ясности и чистоты чувства. Они покоряют своим глубоко эмоциональным содержанием. Эти черты в полной мере проявились в одной из лучших картин Бакшеева «Голубая весна» (1930).
Эта картина – глубоко прочувствованный рассказ о вечно юной природе. Прекрасно переданы здесь ясная голубизна небес, проглядывающих сквозь хрупкие, еще не зазеленевшие ветви, нежные розоватые стволы берез, пробуждающаяся к жизни земля, согретая первыми теплыми лучами. Художественный образ этого тонкого живописного произведения излучает покой. Вместе с тем в нем много бодрости, свежести, свидетельствующих о светлой, жизнерадостной душе художника.
Мне хотелось сегодня вместе с вами проникнуть в душу писателя, в его слово, помочь понять Пришвина. Это наш общий с автором разговор, это наше сотворчество. Ведь это и бывает постоянно в большом искусстве; потому оно и большое, что, мысли около него, творчество около него не кончается.
Звучат сочинения ребят на темы:
"О чём поёт мартовская капель"
"О чём волнуются и шепчут деревья весной"
"Звуки весны"
"Краски весны"
"О чём бы могла рассказать весенняя сосулька"
"Разговор берёзки с ландышем"
"Что увидел жаворонок, прилетевший с юга?"
Наш разговор о М. М. Пришвине продолжится на следующем уроке. Дома прочитайте миниатюры Пришвина, посвящённые осени и лету, нарисуйте то время года, которое больше нравится, попытайтесь создать свои миниатюры по темам:
Лето:
– Разговор поспевающих колосьев.
– Приключения солнечного луча.
Осень:
– Разговор падающих листьев.
– Краски художника осени.
А теперь определим победителя нашего конкурса художников. Идёт защита рисунков ребят. В заключение урока звучит миниатюра Пришвина "Неведомому другу". Это напутствие мудрого писателя всем, кто любит природу. Я хочу порекомендовать вам и другие книги писателя с замечательными иллюстрациями: «Кладовая солнца», «Зверь бурундук», «Ребята и утята», «Лисичкин хлеб и другие рассказы».
Рекомендуем посмотреть:
Пришвин «Жаркий час»
Пришвин «Лесной хозяин»
Пришвин «Сухостойное дерево»
Пришвин «Клюква»
Пришвин «Муравьи»