Литература

Материалы для учителя литературы. Методика преподавания литературы.

Внеклассная работа по предмету литература.

Конспекты уроков, разработанные разными учителями, но объединенные подходом в преподавании литературы. Авторы всех представленных уроков стремятся сделать свой предмет любимым и значимым для каждого ученика. Предложенные разработки учебных занятий иллюстрируют возможности использования активных форм обучения, реализуемых в ходе нестандартных уроков (интегрированный, урок-исследование, урок-консультация, урок-встреча, урок-пролог и так далее).

Конспект урока литературы в 10 классе на тему «Жизнь и творчество А.А. Фета»

Цели урока: обогатить литературный и культурный кругозор школьников, расширить словарный запас общеязыковыми терминами: биография, монтаж, а также литературными категориями: композиция, анафора, литературное направление, специфика художественного восприятия; развивать навыки литературоведческого анализа, в том числе анализа языковой ткани текста, системы образов в лирическом произведении; развитие эстетического мышления и культуры; приобщить к чувству прекрасного, научить ощущать многочисленные смысловые оттенки русского слова.

Литературная композиция, посвященная творчеству П.Н. Васильева «Ты пришел из просторных степей...», 9 класс

Цели: познакомить учащихся с биографией и творчеством Павла Васильева; показать на примере произведений автора красоту природы и культуру края.

Оборудование: экран, на который проецируются слайды, открытки; книжная выставка произведений писателя, книг и статей о его жизни и творчестве.

Литературный ринг для школьников 6 класса «По страницам любимых книг...»

Цели: закрепить и систематизировать знания по творчеству А.С. Пушкина: сказки, лирика, проза; повторить зарубежную и советскую литературу (А. Дюма, Г. Уэлс, А. Грин); развивать логическое мышление, творческое восприятие слова; способствовать воспитанию взаимоуважения, толерантности.

Конспект урока литературы для 10 класса на тему «Победитель или проигравший? по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»»

Цели урока: создать условия для творческого осмысления учащимися романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»; развить умения нравственного анализа и нравственной оценки качеств личности, поступков и поведения людей; развивать умения самостоятельной работы с текстом в соответствии с заданными параметрами (судебное заседание); формировать умения давать нравственный анализ и оценку жизни литературных персонажей; формировать умение аргументировать свою позицию, уважать мнение противоположной стороны, находить консенсус.

Конспект урока литературы для 8 класса. Образ Мцыри: двойственность героя (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)

Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»; выявить особенности построения образа Мцыри, причины его свободолюбия; показать Двойственность его внутреннего мира; формировать навыки рассуждения на литературные темы, работы со словарем; развивать Умение работать с художественным текстом; обратить внимание учащихся на «несвободность» понятия «свобода».

Конспект урока-брифинга для учащихся 10 класса. Литература

Теоретико-методический комментарий к уроку

Уроки с элементами дебатных технологий: урок-дебаты, урок-диспут, урок-дискуссия, урок-брифинг — все их объединяет создание ситуации, представляющей выбор позиции, поведенческой стратегии, которая, в свою очередь, основана на собственной оценке героя, поступка, картины, авторской позиции.

Конспекта урока-дискуссии. Литература

Теоретико-методический комментарий к уроку

В отличие от урока-дебатов и урока-диспута урок в виде дискуссии предполагает более развернутую деятельность. Воспроизводя модель спора, урок-дискуссия предполагает выход на мировоззренческие категории: разница в поведении персонажа, в оценке конкретного поступка одного литературного героя другим, наконец, оценка со стороны автора и читателя мотивируется сформированной жизненной позицией.

Конспект урока-диспута по литературе

Теоретико-методический комментарий к уроку

Урок-диспут может быть рассмотрен как аналог, вариант, в каком-то смысле прототип урока-дебатов. Урок-диспут трудно отнести к новым методическим формам проведения урока, однако при этом указанная форма не перестает быть нестандартной, поскольку потенциально содержит бесконечное число вариаций раскрытия содержания произведения. В отличие от урока в форме дебатов в уроке-диспуте акцент делается не на самом процессе спора и выстраивании доказательной базы, а приближен непосредственно к тексту, воспроизводит и зачастую инсценирует ситуации из самого произведения.

Школьный вечер для школьников 9-11 класса, посвящённый военной теме в творчестве Владимира Высоцкого «Только он не вернулся из боя»

Оформление:

а) портреты и фотографии В. Высоцкого;

б) портреты-слайды В. Высоцкого, актёра Московского театра драмы и комедии на Таганке

Олимпиадные задания по литературе для учащихся 11 класса с ответами

Задание 1. Определите название текста и автора по начальным строкам.

а) "Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу. Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдо- ванок, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и ... остались под густой тенью виноградных лоз и, лёжа на земле, молчали, глядя, как тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю.

Они шли, пели и смеялись..."

Олимпиадные задания по литературе для учащихся 10 класса с ответами

Задание 1. Кем и когда был создан журнал «Современник»?

Задание 2. Кому принадлежат эти стихи?

а) Милый друг, я умираю

Оттого, что был я честен

Олимпиадные задания по литературе для учащихся 9 класса с ответами

Задание 1. Назовите основные темы и жанры древнерусской литературы.

Задание 2. О каком произведении В. Г. Белинский сказал, что это "прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения"?

Цитаты о литературе и поэзии

1. Новая литература затмевает старую; полезно время от времени оглянуться назад. Мы лучше всего сохраним в себе оригинальность, если не потеряем из виду своих предшественников. И. В. Гете

Повторительно-обобщающий урок по творчеству М. И. Цветаевой. Тема: «Если душа родилась крылатой...», 11 класс

Цели:

- обобщить знания о творчестве М. Цветаевой;

- показать сложность, секрет и обаяние цветаевской лирики;

- помочь перевести сведения о творчестве Цветаевой в личностный план (то есть реализовать компетентностный подход на данном этапе изучения русской литературы XX века).

Урок литературы в 11 классе. Тема: Поэтическая версия революции в поэме «Двенадцать» как пророчество и предупреждение

Цели:

- показать полемический характер поэмы Блока «Двенадцать»;

- отметить художественные особенности поэмы;

- показать особенность восприятия поэтом революции, его отношения к ней; символический способ осмысления исторических катаклизмов