Литература

Материалы для учителя литературы. Методика преподавания литературы.

Внеклассная работа по предмету литература.

Конспекты уроков, разработанные разными учителями, но объединенные подходом в преподавании литературы. Авторы всех представленных уроков стремятся сделать свой предмет любимым и значимым для каждого ученика. Предложенные разработки учебных занятий иллюстрируют возможности использования активных форм обучения, реализуемых в ходе нестандартных уроков (интегрированный, урок-исследование, урок-консультация, урок-встреча, урок-пролог и так далее).

Литературные тесты для младших школьников с ответами

После каждого вопроса даны четыре варианта ответа на него, один из которых правильный. Варианты ответа отмечены четырьмя буквами: а), б), в), г). Цифры в таблице — порядковые номера вопросов в тесте. Впишите в пустые клеточки таблицы под каждой цифрой букву, которая, на ваш взгляд, соответствует правильному ответу на данный вопрос.

Литературная игра «Перевертыши» для учащихся старших классов

Игра в «перевертыши» заключается в следующем: в качестве исходного материала берется известная классическая цитата, пословица, поговорка, загадка, название какого-нибудь литературного произведения и все слова заменяются контекстуальными антонимами (не «чистыми» антонимами — это сделать практически невозможно — а иными словами из данного смыслового поля). 

Литературные конкурсы для учащихся 10-11 классов

Литературные конкурсы, представленные ниже, рассчитаны на участие 2—3 команд. Сценарии конкурсов включают в себя разные виды заданий, их выполнение требует не только знания произведений, но и воображения, фантазии, способности смоделировать ситуацию по заданным параметрам. Вопросы блицконкурса и разминки, как правило, требуют точного знания литературных фактов, поэтому времени на обсуждение не дается и «право голоса» получает та команда, участники которой быстрее найдут ответ. 

Литературный блицтурнир для старшеклассников с ответами

Блицтурнир — конкурс коротких вопросов и точных ответов. Вопросы направлены на проверку знания и понимания как текста литературных произведений, так и историко-культурных реалий эпохи его создания. Ответ на вопрос требует репродукции конкретных литературных фактов: знания полного имени, социального статуса, биографических подробностей, любимых занятий и привычек того или иного персонажа, четкого представления о предметном мире, окружающем героя, и т. д. 

Интеллектуальный тест по литературе для старшеклассников с ответами

Тест по литературе — прежде всего способ проверки знания и понимания текста художественного произведения. Задания построены на основе выбора правильного ответа среди нескольких более или менее правдоподобных вариантов. Вопросы касаются прежде всего конкретных фактов из биографии литературных героев, их имен, деталей быта, историко- культурных подробностей. 

Литературно-музыкальная композиция, посвященная Анне Ахматовой для школьников старших классов

Ведущий: Анна Ахматова родилась в 1889 г., умерла в 1966 г.

Русская литература серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Входят в круг поэтов серебряного века три поэта- акмеиста: Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам.

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 10-11 класса «Вечер, посвященный Анне Ахматовой»

В зал вбегают окололитературные сплетники (все в элегантных костюмах, с портфелями и папками в руках). Их беседа идет в быстром темпе под музыку Прокофьева (начало VII симфонии) или Стравинского ("Петрушка").

- Вы слышали? Ахматова и Зощенко исключены из Союза писателей!

- Правильно, они давно исписались.

Конспект урока литературы в 10 классе на тему «Жизнь и творчество А.А. Фета»

Цели урока: обогатить литературный и культурный кругозор школьников, расширить словарный запас общеязыковыми терминами: биография, монтаж, а также литературными категориями: композиция, анафора, литературное направление, специфика художественного восприятия; развивать навыки литературоведческого анализа, в том числе анализа языковой ткани текста, системы образов в лирическом произведении; развитие эстетического мышления и культуры; приобщить к чувству прекрасного, научить ощущать многочисленные смысловые оттенки русского слова.

Литературная композиция, посвященная творчеству П.Н. Васильева «Ты пришел из просторных степей...», 9 класс

Цели: познакомить учащихся с биографией и творчеством Павла Васильева; показать на примере произведений автора красоту природы и культуру края.

Оборудование: экран, на который проецируются слайды, открытки; книжная выставка произведений писателя, книг и статей о его жизни и творчестве.

Литературный ринг для школьников 6 класса «По страницам любимых книг...»

Цели: закрепить и систематизировать знания по творчеству А.С. Пушкина: сказки, лирика, проза; повторить зарубежную и советскую литературу (А. Дюма, Г. Уэлс, А. Грин); развивать логическое мышление, творческое восприятие слова; способствовать воспитанию взаимоуважения, толерантности.

Конспект урока литературы для 10 класса на тему «Победитель или проигравший? по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»»

Цели урока: создать условия для творческого осмысления учащимися романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»; развить умения нравственного анализа и нравственной оценки качеств личности, поступков и поведения людей; развивать умения самостоятельной работы с текстом в соответствии с заданными параметрами (судебное заседание); формировать умения давать нравственный анализ и оценку жизни литературных персонажей; формировать умение аргументировать свою позицию, уважать мнение противоположной стороны, находить консенсус.

Конспект урока литературы для 8 класса. Образ Мцыри: двойственность героя (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)

Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»; выявить особенности построения образа Мцыри, причины его свободолюбия; показать Двойственность его внутреннего мира; формировать навыки рассуждения на литературные темы, работы со словарем; развивать Умение работать с художественным текстом; обратить внимание учащихся на «несвободность» понятия «свобода».

Конспект урока-брифинга для учащихся 10 класса. Литература

Теоретико-методический комментарий к уроку

Уроки с элементами дебатных технологий: урок-дебаты, урок-диспут, урок-дискуссия, урок-брифинг — все их объединяет создание ситуации, представляющей выбор позиции, поведенческой стратегии, которая, в свою очередь, основана на собственной оценке героя, поступка, картины, авторской позиции.

Конспекта урока-дискуссии. Литература

Теоретико-методический комментарий к уроку

В отличие от урока-дебатов и урока-диспута урок в виде дискуссии предполагает более развернутую деятельность. Воспроизводя модель спора, урок-дискуссия предполагает выход на мировоззренческие категории: разница в поведении персонажа, в оценке конкретного поступка одного литературного героя другим, наконец, оценка со стороны автора и читателя мотивируется сформированной жизненной позицией.

Конспект урока-диспута по литературе

Теоретико-методический комментарий к уроку

Урок-диспут может быть рассмотрен как аналог, вариант, в каком-то смысле прототип урока-дебатов. Урок-диспут трудно отнести к новым методическим формам проведения урока, однако при этом указанная форма не перестает быть нестандартной, поскольку потенциально содержит бесконечное число вариаций раскрытия содержания произведения. В отличие от урока в форме дебатов в уроке-диспуте акцент делается не на самом процессе спора и выстраивании доказательной базы, а приближен непосредственно к тексту, воспроизводит и зачастую инсценирует ситуации из самого произведения.