Урок литературы «Образ Мцыри в поэме Лермонтова», 8 класс. Конспект урока

Конспект урока литературы для 8 класса. Образ Мцыри: двойственность героя (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)

Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»; выявить особенности построения образа Мцыри, причины его свободолюбия; показать Двойственность его внутреннего мира; формировать навыки рассуждения на литературные темы, работы со словарем; развивать Умение работать с художественным текстом; обратить внимание учащихся на «несвободность» понятия «свобода».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

1. Вступительное слово учителя

Цель нашего урока — попробовать понять характер Мцыри, как нам его изобразил М.Ю. Лермонтов. Для достижения постав-1 ленной цели нам необходимо будет выявить истоки и проявление свободолюбивого характера героя.

2. Беседа

— Как вы думаете, какие понятия лежат в основе характера Мцыри? (Любовь к свободе, целеустремленность, душевность, понимание, ребячество.)

— Из ваших вариантов ответов выберите два, которые бы включали в себя все остальные. (Свобода — природа; свобода — несвобода; монах — ребенок.)

Мне кажется, что в характере Мцыри заложены две основополагающие черты — это любовь к ... (свободе) и ... (душевность) в отношении к окружающему миру.

— Назовите ключевые слова. (Ключевые понятия могут быть! записаны на доске с пропусками слов.)

Совершенно верно.

— Давайте подумаем, какой характер мы называем свободолюбивым? (Независимый, энергичный, жизнелюбивый.)

3. Работа со словарем

— А что означает слово «свобода»? (Ответ. Возможность самостоятельно принимать решения, ни от кого не зависеть, действовать в соответствии со своими убеждениями, миро4 воззрением.)

— А давайте проверим, правильно ли мы определили, что такое «свобода». Посмотрите значение слова в словаре.

(Возможно выступление одного ученика, как представление мини-опережающего задания).

Слово «свобода» имеет несколько значений*.

Свобода — 1) возможность проявления своей воли на основе понимания законов природы и общества; 2) независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно- политическую жизнь и деятельность общества или его членов;

3) отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-нибудь!

4) состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.

- А что же такое душа? (Ответ. Душа — внутренняя сущность человека; это то, как человек относится к другим людям и себе; обязательная часть человека; существование души не доказано наукой).

- Поработаем со словарем.

Душа — 1) внутренний, психический мир человека; 2) то или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами; 3) перен.: вдохновитель чего-нибудь, главное лицо; 4) о человеке; 5) в старину: крепостной крестьянин.

- Подумайте, какое значение мы положим в основу ключевого понятия «душа» Мцыри.

4. Работа с текстом

Предлагаю спросить самого героя о том, какое определение он вкладывает в понятие «душа» (один или несколько учеников перед классом высказывают свою точку зрения — вариант авторского / читательского стула).

Мы определились в понятии «душа» нашего героя.

- Как вы думаете, какое из определений понятия «свобода» больше всего можно отнести к Мцыри? (Последнее, т. к. он находился в неволе (в монастыре) и мечтал вырваться оттуда.)

- Как Мцыри попал в монастырь? (Его привезли туда маленьким мальчиком, когда ему было шесть лет.)

- Дайте по тексту характеристику Мцыри, когда он был ребенком. (Ответ. Он был... «как серна гор, пуглив и дик / И слаб и гибок, как тростник»; он был «чужд ребяческих утех / Сначала бегал он от всех, / Бродил безмолвен, одинок».)

- Подумайте, какое из ключевых понятий является определяющим в характере Мцыри. Докажите свою точку зрения цитатами из текста. (Ответ. Мне кажется, что определяющим является понятие «свобода», поскольку несмотря на неволю Мцыри рос свободолюбивым ребенком:

Но в нем мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцов. Без жалоб он

Томился, даже слабый стон

Из детских губ не вылетал,

Он знаком пищу отвергал

И тихо, гордо умирал.

 

Смотрел, вздыхая, на восток,

Гоним неясною тоской

По стороне своей родной.)

— Как же тогда будет соотноситься понятие «душа» с характером Мцыри? (Ответ. Душа есть у каждого человека вне зависимости от характера. Душа человека проявляется в его отношении к окружающему миру и другим людям, но она не зависит от характера человека. Понятия «душа» и «характер» связаны друг с другом, поскольку если человек злобный, плохой, то и душа у него такая же.)

— В чем проявляется противоречие характера Мцыри? (Ответ. С одной стороны, он дитя природы, привыкшее к свободе, с другой — воспитанник монахов, подчиняющийся обстоятельствам.)

— Когда происходит формирование характера Мцыри? (Ответ. Характер героя уже сформировался до того, как его взяли в плен, т. к. он долго не хотел жить, стремился к смерти.)

— Назовите противоречия в характере Мцыри в тот момент, когда он попал в монастырь. (Ответ. Свободолюбивый горец Мцыри попадает в монастырь, где он одинок, лишен свободы и привычного окружения. Порядки и уклад монастырской жизни угнетают его, он жаждет свободы. Однако именно монахам он обязан жизнью.)

5. Задание-кластер

Все периоды жизни Мцыри в соответствии с текстом, можно разделить на определенные периоды-кластеры: «Детство Мцыри», «Мцыри и монастырь», «Мцыри и свобода».

— Найдите в тексте описание черт характера, которые проявляются в герое на каждом этапе.

— Найдите ключевые понятия для каждого периода жизни героя.

(Работа в группах (5 мин). Защита кластера.)

6. Продолжение работы с текстом

— Какой мечтой живет Мцыри во время жизни в монастыре? Найдите подтверждение в тексте. (Ответ. Он хотел вернуться на родину:

Я знал одной лишь думы власть,

Одну - но пламенную страсть...

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

Мцыри не хочет отказываться от своего прошлого, он стремится найти хоть что-то из прошлой жизни:

...И видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ - могил!

Тогда, пустых не тратя слез,

В душе я клятву произнес:

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

 

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.)

- Вспомните эпизод встречи Мцыри с барсом. Каковы черты характера героя в этот момент? (Ответ. Мцыри горд, храбр, силен. При встрече с барсом он выходит победителем:

Я ждал. И вот в тени ночной

Врага почуял он, и вой

Протяжный, жалобный как стон

Раздался вдруг... и начал он

Сердито лапой рыть песок,

Встал на дыбы, потом прилег,

И первый бешеный скачок

Мне страшной смертью грозил...

Но я его предупредил.

Удар мой верен был и скор.

Надежный сук мой, как топор,

Широкий лоб его рассек...)

- Была ли у Мцыри возможность избежать встречи с барсом? (Ответ. Да:

То был пустыни вечный гость –

Могучий барс. Сырую кость

Он грыз и весело визжал;

То взор кровавый устремлял,

Мотая ласково хвостом,

На полный месяц, - и на нем

Шерсть отливалась серебром.

Я ждал, схватив рогатый сук,

Минуту битвы; сердце вдруг

Зажглося жаждою борьбы

И крови... да, рука судьбы

Меня вела иным путем...

Но нынче я уверен в том,

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов.)

— Какие выводы мы можем сделать?

— Как вы думаете, почему Мцыри решил сразиться с барсом?

(Ответ. Мне кажется, что Мцыри хотел проверить себя, свою силу и мужество. В монастыре Мцыри был лишен общения с природой, его характер пытались «подавить» уставом монастыря. Поэтому, увидев барса, Мцыри решил проверить свои силы.)

— Вспомните эпизод, где в характере Мцыри проявляются совершенно другие качества его характера. (Встреча с молодой грузинкой.)

— Приведите цитату.

Тогда к потоку с высоты,

Держась за гибкие кусты...

<...>

Как отперлась тихонько дверь...

И затворилася опять!..

— На ваш взгляд, как характеризуют героя эти две встречи?

(Ответ. Мне кажется, что это два разных человека. При встрече с барсом Мцыри силен, ловок, хитер, безрассуден.

А когда он видит молодую девушку, он становиться робким, беззащитным.)

— Как вы думаете, есть ли объективные причины такого поведения?

(Ответ. Да, Мцыри одинок. В монастыре он был: замкнут на себе, он мечтал, и мечта его осуществилась. Однако он не умеет общаться с другими людьми, ему близка природа. Он хочет любить, но не умеет. Поэтому он бесстрашен при встрече с барсом, но робок при встрече с молодой грузинкой.)

7. Литературоведческий анализ текста

— Давайте вспомним, какие художественно-изобразительные средства может использовать автор художественного текста. (Эпитеты, метафоры, сравнение, олицетворение, контраст, гиперболу и т. д.)

— С какой целью авторы используют эти средства? (Ответ. Цель использования изобразительно-выразительных средств — подчеркнуть красоту языка; подчеркнуть характеры героев; выявить авторскую позицию; более точно и выразительно показать мысль автора.)

7. Работа в группах. Выступление групп.

Сейчас поработаем в группах. Ваша задача выявить в тексте заданное изобразительно-выразительное средство и определить, с какой целью использует его автор.

- Какие основные черты характера главного героя можно выделить? (Ответ. Его идеал — свобода, единение с природой, родиной. Для достижения этого идеала он готов рисковать своей жизнью, предпочтя смерть жизни в монастыре.)

Слова «свобода», «природа», «воля», «судьба», «душа» — ключевые в раскрытии характера лермонтовского героя.

- Составьте синквейн со словами «свобода» и «душа» (можно записать данные слова на доске).

Свобода

Манящая, окрыляющая

Вдохновляет, зовет, освобождает

Сравнима с глотком воздуха

Воля

Душа

Чистая, искренняя

Просыпается, жаждет, чувствует

Сохраняет заветы предков

Дитя

III. Итоги урока

В завершение урока проводится работа с планом сочинения по произведению.

План

1. Свобода: ее истоки и проявление.

2. История Мцыри.

3. Свобода Мцыри.

4. Кульминационные эпизоды: бой с барсом, встреча с грузинкой.

5. Идеал Мцыри.

Домашнее задание

Написать сочинение на тему: «Душой — дитя, судьбой — монах».

Рекомендуем посмотреть:

Урок литературы. Тургенев «Ася», 8 класс. Конспект

Тест по литературе Пушкин «Капитанская дочка» для 8 класса с ответами

Викторины с ответами по литературе для 7-8 класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!