Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»; выявить особенности построения образа Мцыри, причины его свободолюбия; показать Двойственность его внутреннего мира; формировать навыки рассуждения на литературные темы, работы со словарем; развивать Умение работать с художественным текстом; обратить внимание учащихся на «несвободность» понятия «свобода».
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
1. Вступительное слово учителя
Цель нашего урока — попробовать понять характер Мцыри, как нам его изобразил М.Ю. Лермонтов. Для достижения постав-1 ленной цели нам необходимо будет выявить истоки и проявление свободолюбивого характера героя.
2. Беседа
— Как вы думаете, какие понятия лежат в основе характера Мцыри? (Любовь к свободе, целеустремленность, душевность, понимание, ребячество.)
— Из ваших вариантов ответов выберите два, которые бы включали в себя все остальные. (Свобода — природа; свобода — несвобода; монах — ребенок.)
Мне кажется, что в характере Мцыри заложены две основополагающие черты — это любовь к ... (свободе) и ... (душевность) в отношении к окружающему миру.
— Назовите ключевые слова. (Ключевые понятия могут быть! записаны на доске с пропусками слов.)
Совершенно верно.
— Давайте подумаем, какой характер мы называем свободолюбивым? (Независимый, энергичный, жизнелюбивый.)
3. Работа со словарем
— А что означает слово «свобода»? (Ответ. Возможность самостоятельно принимать решения, ни от кого не зависеть, действовать в соответствии со своими убеждениями, миро4 воззрением.)
— А давайте проверим, правильно ли мы определили, что такое «свобода». Посмотрите значение слова в словаре.
(Возможно выступление одного ученика, как представление мини-опережающего задания).
Слово «свобода» имеет несколько значений*.
Свобода — 1) возможность проявления своей воли на основе понимания законов природы и общества; 2) независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно- политическую жизнь и деятельность общества или его членов;
3) отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-нибудь!
4) состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.
- А что же такое душа? (Ответ. Душа — внутренняя сущность человека; это то, как человек относится к другим людям и себе; обязательная часть человека; существование души не доказано наукой).
- Поработаем со словарем.
Душа — 1) внутренний, психический мир человека; 2) то или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами; 3) перен.: вдохновитель чего-нибудь, главное лицо; 4) о человеке; 5) в старину: крепостной крестьянин.
- Подумайте, какое значение мы положим в основу ключевого понятия «душа» Мцыри.
4. Работа с текстом
Предлагаю спросить самого героя о том, какое определение он вкладывает в понятие «душа» (один или несколько учеников перед классом высказывают свою точку зрения — вариант авторского / читательского стула).
Мы определились в понятии «душа» нашего героя.
- Как вы думаете, какое из определений понятия «свобода» больше всего можно отнести к Мцыри? (Последнее, т. к. он находился в неволе (в монастыре) и мечтал вырваться оттуда.)
- Как Мцыри попал в монастырь? (Его привезли туда маленьким мальчиком, когда ему было шесть лет.)
- Дайте по тексту характеристику Мцыри, когда он был ребенком. (Ответ. Он был... «как серна гор, пуглив и дик / И слаб и гибок, как тростник»; он был «чужд ребяческих утех / Сначала бегал он от всех, / Бродил безмолвен, одинок».)
- Подумайте, какое из ключевых понятий является определяющим в характере Мцыри. Докажите свою точку зрения цитатами из текста. (Ответ. Мне кажется, что определяющим является понятие «свобода», поскольку несмотря на неволю Мцыри рос свободолюбивым ребенком:
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов. Без жалоб он
Томился, даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.
Смотрел, вздыхая, на восток,
Гоним неясною тоской
По стороне своей родной.)
— Как же тогда будет соотноситься понятие «душа» с характером Мцыри? (Ответ. Душа есть у каждого человека вне зависимости от характера. Душа человека проявляется в его отношении к окружающему миру и другим людям, но она не зависит от характера человека. Понятия «душа» и «характер» связаны друг с другом, поскольку если человек злобный, плохой, то и душа у него такая же.)
— В чем проявляется противоречие характера Мцыри? (Ответ. С одной стороны, он дитя природы, привыкшее к свободе, с другой — воспитанник монахов, подчиняющийся обстоятельствам.)
— Когда происходит формирование характера Мцыри? (Ответ. Характер героя уже сформировался до того, как его взяли в плен, т. к. он долго не хотел жить, стремился к смерти.)
— Назовите противоречия в характере Мцыри в тот момент, когда он попал в монастырь. (Ответ. Свободолюбивый горец Мцыри попадает в монастырь, где он одинок, лишен свободы и привычного окружения. Порядки и уклад монастырской жизни угнетают его, он жаждет свободы. Однако именно монахам он обязан жизнью.)
5. Задание-кластер
Все периоды жизни Мцыри в соответствии с текстом, можно разделить на определенные периоды-кластеры: «Детство Мцыри», «Мцыри и монастырь», «Мцыри и свобода».
— Найдите в тексте описание черт характера, которые проявляются в герое на каждом этапе.
— Найдите ключевые понятия для каждого периода жизни героя.
(Работа в группах (5 мин). Защита кластера.)
6. Продолжение работы с текстом
— Какой мечтой живет Мцыри во время жизни в монастыре? Найдите подтверждение в тексте. (Ответ. Он хотел вернуться на родину:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну - но пламенную страсть...
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Мцыри не хочет отказываться от своего прошлого, он стремится найти хоть что-то из прошлой жизни:
...И видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ - могил!
Тогда, пустых не тратя слез,
В душе я клятву произнес:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.
Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.)
- Вспомните эпизод встречи Мцыри с барсом. Каковы черты характера героя в этот момент? (Ответ. Мцыри горд, храбр, силен. При встрече с барсом он выходит победителем:
Я ждал. И вот в тени ночной
Врага почуял он, и вой
Протяжный, жалобный как стон
Раздался вдруг... и начал он
Сердито лапой рыть песок,
Встал на дыбы, потом прилег,
И первый бешеный скачок
Мне страшной смертью грозил...
Но я его предупредил.
Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор,
Широкий лоб его рассек...)
- Была ли у Мцыри возможность избежать встречи с барсом? (Ответ. Да:
То был пустыни вечный гость –
Могучий барс. Сырую кость
Он грыз и весело визжал;
То взор кровавый устремлял,
Мотая ласково хвостом,
На полный месяц, - и на нем
Шерсть отливалась серебром.
Я ждал, схватив рогатый сук,
Минуту битвы; сердце вдруг
Зажглося жаждою борьбы
И крови... да, рука судьбы
Меня вела иным путем...
Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.)
— Какие выводы мы можем сделать?
— Как вы думаете, почему Мцыри решил сразиться с барсом?
(Ответ. Мне кажется, что Мцыри хотел проверить себя, свою силу и мужество. В монастыре Мцыри был лишен общения с природой, его характер пытались «подавить» уставом монастыря. Поэтому, увидев барса, Мцыри решил проверить свои силы.)
— Вспомните эпизод, где в характере Мцыри проявляются совершенно другие качества его характера. (Встреча с молодой грузинкой.)
— Приведите цитату.
Тогда к потоку с высоты,
Держась за гибкие кусты...
<...>
Как отперлась тихонько дверь...
И затворилася опять!..
— На ваш взгляд, как характеризуют героя эти две встречи?
(Ответ. Мне кажется, что это два разных человека. При встрече с барсом Мцыри силен, ловок, хитер, безрассуден.
А когда он видит молодую девушку, он становиться робким, беззащитным.)
— Как вы думаете, есть ли объективные причины такого поведения?
(Ответ. Да, Мцыри одинок. В монастыре он был: замкнут на себе, он мечтал, и мечта его осуществилась. Однако он не умеет общаться с другими людьми, ему близка природа. Он хочет любить, но не умеет. Поэтому он бесстрашен при встрече с барсом, но робок при встрече с молодой грузинкой.)
7. Литературоведческий анализ текста
— Давайте вспомним, какие художественно-изобразительные средства может использовать автор художественного текста. (Эпитеты, метафоры, сравнение, олицетворение, контраст, гиперболу и т. д.)
— С какой целью авторы используют эти средства? (Ответ. Цель использования изобразительно-выразительных средств — подчеркнуть красоту языка; подчеркнуть характеры героев; выявить авторскую позицию; более точно и выразительно показать мысль автора.)
7. Работа в группах. Выступление групп.
Сейчас поработаем в группах. Ваша задача выявить в тексте заданное изобразительно-выразительное средство и определить, с какой целью использует его автор.
- Какие основные черты характера главного героя можно выделить? (Ответ. Его идеал — свобода, единение с природой, родиной. Для достижения этого идеала он готов рисковать своей жизнью, предпочтя смерть жизни в монастыре.)
Слова «свобода», «природа», «воля», «судьба», «душа» — ключевые в раскрытии характера лермонтовского героя.
- Составьте синквейн со словами «свобода» и «душа» (можно записать данные слова на доске).
Свобода Манящая, окрыляющая Вдохновляет, зовет, освобождает Сравнима с глотком воздуха Воля |
Душа Чистая, искренняя Просыпается, жаждет, чувствует Сохраняет заветы предков Дитя |
III. Итоги урока
В завершение урока проводится работа с планом сочинения по произведению.
План
1. Свобода: ее истоки и проявление.
2. История Мцыри.
3. Свобода Мцыри.
4. Кульминационные эпизоды: бой с барсом, встреча с грузинкой.
5. Идеал Мцыри.
Домашнее задание
Написать сочинение на тему: «Душой — дитя, судьбой — монах».
Урок литературы. Тургенев «Ася», 8 класс. Конспект
Тест по литературе Пушкин «Капитанская дочка» для 8 класса с ответами
Нет комментариев. Ваш будет первым!