Цели: познакомить с художественными средствами, которые использует Тургенев при создании характеров героев; воспитывать внимательного к слову читателя.
Формы работы с учащимися: аналитическая беседа, работа в группах, индивидуальная работа.
I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
Слово учителя. Вот и перевернута последняя страница повести И. С. Тургенева «Ася». На уроках мы с вами пытались осмыслить, обсудить то, что нам понравилось, что было непонятным. А сегодня наш разговор о мастерстве Тургенева, о его неповторимом таланте писателя-художника.
На уроке вы должны будете показать знание текста и увидеть, какие художественные средства использовал И. С. Тургенев в повести «Ася» и для чего, вы отберете материал для сочинения на тему «Мастерство И. С. Тургенева в изображении характеров».
Но начнем мы беседу с ваших впечатлений в целом о повести «Ася».
II. Основная часть урока. Исследование тургеневской прозы.
- Какие чувства охватывают вас при чтении тургеневской повести? (Нежность, восхищение, симпатия, сочувствие, возмущение, грусть, обида, огорчение.)
Мы с вами следили за переживаниями главной героини, господина Н., сочувствовали или негодовали. Как Тургеневу удалось вызвать в нас столько чувств? Вообще-то это понятно, ведь он писал о том, что часто волнует человека: о любви, о цели в жизни, об ответственности каждого из нас перед близкими людьми и обществом в целом.
И написал он так, что это произведение и его герои спустя столетия вызывают у нас желание поговорить о них, в чем-то поспорить с ними. Давайте же определим те художественно-изобразительные средства языка, которые помогли Тургеневу достучаться до наших сердец.
- С какими художественно-изобразительными средствами мы познакомились, читая повесть «Ася»?
Учащиеся могут перечислить.
Основные приемы мы запишем в виде плана.
Учащиеся в тетрадях записывают пункты плана и выводы по каждому из них.
1. Роль пейзажа.
Вы готовили домашнее задание по группам, где соотносили пейзаж и героев произведения Тургенева. Расскажите о своих наблюдениях.
1-я группа - образ Гагина и пейзаж (гл. 2, 3).
(Гагин - художник. Любит природу, чувствует ее красоту.)
2-я группа - образ господина Н. и описание состояния человека (гл. 1, 2, 4, 7, 10).
(Настроение и чувства господина Н. Тургенев передает в параллели с пейзажем. Герою нравятся вечерние и ночные часы, луна, воздух, река, музыка, запахи. Все это его волнует.)
3-я группа - образ Аси и описание воздуха, воды, луны (гл. 2, 10, 12).
(Автор произведения, описывая Асю, использует такие образы, как воздух, луна. Ася необычна, переменчива, как сама природа.)
Общий вывод: «Перед нами люди, которые увидели и услышали красоту природы. Тургенев сумел приблизить к нам этих героев именно через природу, мы понимаем их».
2. Символика образов.
Что означает термин «символика»? (Символика - предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления.)
Вспомните, имеет ли значение для писателя имя героя? (Ася. К героине относятся два имени: Анна - грация, миловидность, Анастасия - заново рожденная. Господин N. - обобщенный образ молодого человека того времени.)
Какой еще образ-символ встречается в повести? И как он связан с главной героиней? (Образ птицы.)
Тургенев показывает нам, как, пройдя тяжелые испытания в жизни - разочарование в любимом человеке, Ася превращается в новую женщину Анну Николаевну, которая не будет «наклоняться с забавной важностью», не будет «смеяться тихим легким смехом», не будет мечтать о полете. Да, в ней останется миловидная грация, но Аси не будет.
3. Музыкальность слова.
Чтение отрывка из повести (гл. 2 «День давно погас… огни зажглись в городе и над рекой».)
- Какое настроение у героев в этот момент?
- Что помогает нам почувствовать настроение героев? (Музыка.)
- Но в повести есть сцены, где нет звуков музыки, но она ощущается в самих словах, в жестах героев, в тоне повествования.
Индивидуальное задание (предварительно выполненное).
- Найти наиболее яркие по накалу чувств и музыкальности сцены в повести. Попробовать определить эмоциональный гон этих сцен и подобрать музыку, которая отражала бы чувства героев в этот момент. (Лучше, если это задание будет выполнять ученик, обучающийся музыке. Преподаватель музыки может оказать помощь в выполнении этого задания.)
Для анализа можно предложить две сцены: в 9-й гл., в 16-й главе.
(Тургенев придает большое значение тону повествования. Мир чувств героев трогателен и прекрасен, как сама музыка, полон лиризма и светлой печали.)
В повести мам встречались страницы, которые можно было представить как отдельное произведение (гл. 22). Читаем отрывок из этой главы от «Я знавал других...» до конца главы.
Наверное, не зря в конце своей жизни он создает целый букет произведений, которые назовет «Стихотворения в прозе».
А теперь послушайте стихотворение «Роза» из этого цикла.
- Что сближает эти два произведения? (Они проникнуты лиризмом, эмоциональны, полны грусти, т. е. музыкальны.)
4. Портрет.
- Кого и чем напоминает вам героиня стихотворения «Роза»? (Асю, она тоже влюблена, страдает, переменчива в своих поступках.)
Да, Ася необычна.
- А можем мы сказать об Асе, что она экстравагантна?
- Что, по-вашему, значат эти слова?
- Послушайте мнение Писарева: «Ася такая личность, в которой есть задатки счастливой полной жизни; развившись помимо условий нашей жизни, она не заразилась ее нелепостями».
- Что главное заметил Писарев в Асе? (Естественность, искренность и простоту).
- Какой художественный прием использует Тургенев, чтобы мы увидели характер Аси?
- На что он постоянно обращает внимание читателя? (На портретную характеристику.)
- Какой же нам Тургенев описывает Асю? (2 гл., 4 гл., 5 гл., 6 гл., 9-12 гл.).
- Почему рафаэлевская фреска «Триумф Галатеи» напомнила господину Н. об Асе?
Учитель демонстрирует репродукцию «Триумф Галатеи» Рафаэля, учащиеся делают вывод о воздушности, естественности Галатеи.
- А теперь взгляните на портреты русских женщин XIX столетия.
Есть ли в этих портретах сходство с тургеневской героиней?
Учитель предлагает учащимся репродукции картин художников-портретистов XIX века: например, «Портрет Струйской» Ф. Рокотова; «Портрет Лопухиной» Боровиковского.
Учащиеся говорят о сходстве портретов, отмечая искренность во взгляде, лукавство, кокетство и в то же время простоту и естественность.
Для чего же служит портрет у Тургенева?
Ученики делают вывод, что с помощью портретной характеристики писатель мастерски раскрывает характер героя.
Этот художественный прием автор использует не только для характеристики Аси, но и других героев повести. (Ученики приводят примеры.)
5. Психологизм.
Необходимо отметить еще одну важную особенность тургеневского мастерства. Он великий психолог. Тургенев умело через детали передает нам внутреннее состояние героев. Обращаем внимание учеников на текст к главам 9-12. Предлагается сравнить поведение двух главных героев - Аси и господина Н. - и сделать выводы.
Учащиеся отмечают слова, характеризующие психологическое состояние героев. Господин Н.: «веселый», «не думал ни о чем», «смеется». Ася: «хочет бежать», лицо «печально», «о многом думала», «не улыбалась».
Как соотносятся эти слова по своему лексическому значению?
Учащиеся говорят об антонимии слов.
О чем свидетельствует такое различие в поведении героев в одних и тех обстоятельствах?
Учащиеся говорят о непонимании героями друг друга.
(Мы видим, что взаимной любви не будет. Господин Н. этого не чувствует. Ася грустит, а он счастлив.)
Одним из домашних заданий было творческое задание: написать письмо Асе, в котором нужно выразить свое отношение к ней.
Было ли у вас желание помочь ей, поддержать, предостеречь?
Чтение 1-2 писем.
(Тургенев сумел затронуть души читателей, потому что он, как истинный талант, умело использовал слово. А слово - это великое оружие.)
III. Подведение итогов урока.
- Какие же средства использовал И. С. Тургенев в повести?
- С какой целью? (Тургенев помогает нам глубже понять главную мысль произведения, пробуждает интерес к героям, к слову.)
Домашнее задание.
Написать план к сочинению по теме «Мастерство Тургенева в обрисовке характеров (по повести «Ася»)» и по этому плану устно раскрыть тему.
Урок литературы «Образ Мцыри в поэме Лермонтова», 8 класс. Конспект урока
Тест по литературе Пушкин «Капитанская дочка» для 8 класса с ответами
Нет комментариев. Ваш будет первым!