Уроки с элементами дебатных технологий: урок-дебаты, урок-диспут, урок-дискуссия, урок-брифинг — все их объединяет создание ситуации, представляющей выбор позиции, поведенческой стратегии, которая, в свою очередь, основана на собственной оценке героя, поступка, картины, авторской позиции.
Уроки этой группы рекомендуется использовать при анализе художественных текстов, содержащих проблемную тему, систему образов-двойников, два противоположных лагеря персонажей, открытую позицию автора, разное восприятие произведения современниками и др.
Предлагаемый вариант нетрадиционного урока специфичен и преследует цель закрепления пройденной темы. Может, по желанию учителя, использоваться как самостоятельный урок или как Фрагмент урока на этапе закрепления материала целого раздела.
В определении термина «брифинг» присутствует аналогия с пресс-конференцией (отличие: отсутствие презентационной части). Термин популярен в сфере журналистики и связи с общественностью. Брифинг обычно проводится для журналистов после мероприятия (ср.: пресс-конференция — до мероприятия) и представляет собой ответы на вопросы журналистов. Имеется и другое значение: «брифинг» (с англ, briefing, brief— короткий, недолгий) - короткое информационное сообщение, которое делается обычно официальным лицом.
Безусловно, не следует выдерживать буквально каноны журналистского жанра брифинга при анализе литературного произведения. Как разновидность игромоделирования урок-брифинг поможет уточнить авторскую установку в определении темы и идеи произведения, которое своей структурой органично для построения брифинговой модели. Удачен, на наш взгляд, материал романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»: роман построен как роман-спор, к тому же сразу после своей публикации он вызвал множественные и противоречивые оценки. Предлагаем рассмотреть, насколько структура урока-брифинга будет эффективна при анализе идейно-художественного содержания романа.
Цели урока: проанализировать позицию автора в романе, основываясь на художественном тексте, критических статьях; формировать коммуникативные способности: умение слушать, корректно задавать вопросы, высказывать и аргументировать свою точку зрения; развивать творческое воображение, логику; отработать умения и навыки ролевой игры; обратить внимание учащихся на толерантность по отношению к другим людям.
1. Вступительное слово учителя
Современники И.С. Тургенева увидели главное значение романа «Отцы и дети» в том, что писатель попытался осмыслить тип русского нигилиста, прежде всего, в отношении к сложившимся, общепринятым, господствующим воззрениям. При этом представители различных литературных групп производили особенно тщательное размежевание своих литературно-общественных программ. Раскол произошел не только между основными антагонистами — между демократами и охранительным, консервативным лагерем. Роман И.С. Тургенева послужил литературной основой, на которой начался раскол в лагере нигилистов, завершившийся два года спустя резкой полемикой между М.А. Антоновичем, представлявшим в тот момент линию журнала «Современник», и Д.А. Писаревым.
2. Перечень возможных вопросов и ролевые номинации
(Урок можно построить, к примеру, в форме ответов писателя И.С. Тургенева на вопросы журналистов и своих оппонентов, которые, в свою очередь, будут представлять разные литературно-общественные группировки.)
И.С. Тургенев. Отвечая перед уважаемой публикой, хочу сразу же уведомить, что мы не ставили перед собой задачи критиковать чью-нибудь политическую программу, или, что еще более неправдоподобно, кого-либо конкретно. Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса.
«Отечественные записки». Господин Тургенев, публика ожидала Ваше новое произведение с особенным нетерпением, ответьте читателям: как решается в Вашем романе капитальный вопрос нашего общества?
И.С. Тургенев. Для меня все политические партии равны, моя писательская задача — нарисовать портрет русского воинствующего разночинца и при этом я сознательно даю ему возможность торжествовать в спорах над аристократами.
М.А. Антонович («Современник»). Господину Тургеневу и в этот раз не изменило чувство современности: ему удалось найти и поднять одну из острейших и актуальнейших проблем русской жизни. Однако, на наш взгляд, уважаемый писатель не оправдал ожидание читателей при раскрытии этой проблемы. Характер Базарова антидемократичен, чем нанесен удар по передовым силам России.
Н.Г. Чернышевский. Действительно, в образе Базарова нам видится карикатура на недавно покинувшего нас Н.А. Добролюбова, о чем высказался господин Антонович в своей статье «Асмодей нашего времени».
Д.И. Писарев. Отнюдь, заслуга господина Тургенева в том и заключается, что писателю удалось художественно достоверно воспроизвести одного из представителей русского демократического шестидесятника. И вовсе не стоит видеть в Базарове исключительно копию с тех, кого именуют «партией «Современника».
«Охранительная критика». Заслуга Тургенева, безусловно, в том, что в портрете Базарова, в его поведении, манерах, мнениях представлен противник существующего миропорядка, который являет угрозу обществу.
А.И. Герцен. Я решительно хочу поддержать мнение Д.И. Писарева. Тургенев вывел Базарова не для того, чтобы погладить по головке, — это ясно. Но в соприкосновении с такими жалкими и ничтожными отцами, как Кирсановы, крутой Базаров увлек Тургенева, и вместо того, чтоб посечь сына, он выпорол отцов.
Вопрос из зала. Так кто же в романе может быть отнесен к «отцам», а кто принадлежит лагерю «детей»?
И.С. Тургенев. Для меня были важны, прежде всего, нравственно психологические различия. Я хотел показать лучших из дворян, чтобы яснее выразить мою мысль: если сливки плохи, то что же молоко? При этом я ничуть не хотел придать этому торжеству демократизма над аристократией политического характера.
Д.И. Писарев. Тургенев под конфликтом «отцов» и «детей» имел в виду размежевание литературных поколений.
М.А. Антонович. Нет, господа, перед нами продемонстрирована разная степень демократичности. Так, к примеру, Павел Петрович Кирсанов вступается за крестьян, но, «говоря с ними, морщится и нюхает одеколон».
А.И. Герцен. Если говорить о лагерях «отцов» и «детей», то, пожалуй, декабристы — это наши великие отцы, Базаров — наши блудные дети.
Вопрос из зала. Согласны ли Вы с такой характеристикой, которую дает Ваш герой Аркадию Кирсанову: «Для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор. Ваш брат, дворянин, дальше благородного смирения дойти не может, а это пустяки...Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич»?
И.С. Тургенев. Видите ли, герои моей книги — дворяне, действительно, оказались беспомощны перед новой жизнью, и они сами это прекрасно понимают, но не могут смириться, что вот так окончательно их «сбросили со счетов истории».
Вопрос из зала. Господин Тургенев, показав Базарова страстно влюбленным в Одинцову, Вы хотели показать несостоятельность его теории нигилизма?
И.С. Тургенев. Напротив, для меня способность любить всегда была своеобразной мерой, критерием подлинности человеческих чувств. И в этом плане чувства Базарова вызывают большее уважение, нежели отношения Павла Петровича или Аркадия к «предметам» своих увлечений.
«Современник», я знаю, не поверит, что во время писания я чувствовал к Базарову невольное влечение, род недуга.
Вопрос из зала. Однако это не помешало Вам «убить» своего героя?
И.С. Тургенев. Возможно, время этих героев еще не наступило...
Вопрос из зала. Господин Тургенев, из-за чего у Вас произошел разрыв с журналом «Современник» после издания романа «Накануне»?
И.С. Тургенев. Действительно, статья Н.А. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» отдалила меня с «Современником», который до этого был так внимателен к моим сочинениям. Статья была поводом к разрыву, который уже намечался.
Конспект урока по литературе в 10 классе
Урок литературы, 10 класс. Наташа Ростова
Урок литературы «Петербург Достоевского по роману «Преступление и наказание»», 10 класс
Урок литературы, 10 класс. Сочинение по драме «Гроза». Конспект
Нет комментариев. Ваш будет первым!