Цели:
- сформировать понятие о стиле речи собственного сочинения в соответствии с его темой;
- научить проводить идею (главную мысль сочинения) через эпиграф, план, пункты плана и заключение;
- воспитывать вдумчивость, самостоятельность суждений, внимательность.
I. Актуализация опорных знаний.
Беседа с классом по вопросам:
а) Дайте определение понятия «стиль».
(Стиль - идейно-художественные особенности творчества, единства, однородность присущих писателю творческих особенностей. При анализе стиля нужно учитывать характер эпохи, авторский замысел, определенные литературные традиции и новаторство.)
б) Определили ли вы стиль своего сочинения в соответствии с избранной темой?
в) Кто затрудняется в составлении плана?
г) Помощь по составлению планов сочинений.
(Работа в парах.)
II. Формирование умений и навыков.
1. Определение идеи сочинения (главной мысли, которая отвечала бы на вопрос «зачем?» или «для чего?»)
2. Наблюдение и исследование материалов к сочинению.
Задача: поиск выражения идеи вашего сочинения в высказываниях великих мыслителей, писателей, поэтов, литературных критиков, в фольклоре для эпиграфа.
3. Сверка пунктов плана с идеей. Корректировка.
4. Продумывание вступления и заключения.
5. Коллективное составление вступления к какой-либо теме сочинения.
III. Формирование новых понятии.
Лекция учителя под запись.
Учитель. Тема - фактически первая строчка сочинения. От нее зависит весь последующий текст. Найдите в теме главное слово - акцент. Это может быть тире или другой знак, кавычки, например, и так далее.
1. Зачин. Вводная часть сочинения, вступление может быть самым разным. Но все разнообразие можно условно разделить на пять видов.
2. Академический: в таком-то году в творчестве писателя наступает перелом. Или: писатель родился в таком-то году. Или: драма Островский написана в 1859 году.
3. «От я». Я не случайно выбрал (а) эту тему. Проблемы, которые она затрагивает, интересуют меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени, своего поколения.
4. «Киношный». Обычно начинается с многоточия, за которым следует какой-то зримый образ... Ненастная ночь. За окном шумит ливень, в мокрые стекла стучат темные ветки. Уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытая книга. Это «Гроза» Островского.
5. Дневниковый. Решение собственных жизненных проблем через анализ произведения: поступков героя, проблем, поднимаемых автором... Борис... Каков он? Способен ли он на настоящую любовь, достоин ли крылатой любви Катерины? На совет Кудряша Борис отвечает: «Легко сказать - бросить! Тебе это, может быть, все равно, ты одну бросишь, а другую найдешь. А я не могу этого! Уж я коли полюбил...» Как узнаешь, по-настоящему ли тебя любят? И так далее.
6 Цитатный: «Эх, кабы сила!» - говорит Борис с отчаянием, смешанным со слезами бессилия и внутреннего протеста. «Злодеи вы! Изверги!». Его душа не хочет смириться с насилием.
Каждый из этих пяти вариантов имеет свои плюсы и минусы. Разберемся в этом и найдем свой собственный вариант.
Учитель. Итак, написано вступление. Определена идея. Попробуйте раскрыть ее через пункты плана. Как только будет завершено высказывание по первому пункту, сверьтесь с темой сочинения, не отошли ли вы от нее? Обобщите сказанное, вернувшись к идее. И так по всем пунктам.
Вывод-обобщение не всегда обязателен. Здесь нужно чувство меры. Если же обобщение необходимо, его надо написать так, чтобы главная мысль (идея) повторялась, но не повторялись слова, то есть написать то же, но другими словами.
IV. Формирование новых умений и навыков.
Самостоятельная работа по одной теме (на выбор):
• Катерина - «луч света в темном царстве» или «полоумная мечтательница»?
• Нравственный выбор Катерины.
• Почему нельзя мириться с «темным царством»?
• Смысл заглавия пьесы «Гроза».
а) Вступление к сочинению.
б) Первый пункт плана.
в) Индивидуальная работа с учащимися. Помощь учителя.
V. Итог урока.
Домашнее задание: закончить сочинение (см. Приложение).
Трагедия Катерины - в столкновении с людьми, совершенно не способными ее понять и оценить по достоинству.
Н. А. Добролюбов
Поздний вечер. Свет настольной лампы под зеленым абажуром создает милый моему сердцу уют. Все домашние уже спят. Приятно помечтать, поразмышлять в тишине, особенно если за окном бушует гроза, а дома так надежно и комфортно. Сверкнули в темноте синие сполохи молнии, дождинки под напором ветра извилистыми струйками устремились по диагонали оконного стекла...
Не в такую ли грозовую ночь решилась бросить вызов «темному царству» крылатая душа Катерины? Не захотела жить в ненавистной клетке и - обрела свободу, сделала свой нравственный выбор.
Проблема нравственного выбора рано или поздно появляется в жизни каждого человека. Варвара и Кудряш стараются жить, как им хочется, но чтобы «шито-крыто» было. Борис и Тихон страдают от насилия Дикого и Кабанихи, но смиряются со своим положением. Катерину не устраивает жизнь «будто из-под неволи», ей хочется летать.
Островский соотносит образ Катерины с образом Кабанихи. Обе они - максималистки, обе никогда не примирятся с человеческими слабостями и не пойдут на компромисс. Обе, наконец, верят одинаково, религия их сурова и беспощадна, греху нет прощения, и о милосердии они обе не вспоминают. Только Кабаниха вся прикована к земле, все ее силы направлены на удержание, отстаивание уклада, она - блюститель окостеневшей формы патриархального мира. А Катерина воплощает дух этого мира, его мечту, его порыв.
Островский показал, что в мире Калинова может возникнуть народный характер поразительной красоты и силы, вера которого - пусть и мрачная, калиновская - все же основана на любви, на свободном мечтании о справедливости, красоте, какой-то высшей правде.
Важно, что именно здесь, в Калинове, в душе незаурядной, поэтичной калиновской женщины рождается новое отношение к миру, новое чувство, неясное еще самой героине. «Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или... уж и не знаю». Это смутное чувство, которое Катерина не может объяснить, - просыпающееся чувство личности. В душе Катерины зреет протест (не общественный, не гражданский - это было бы несообразно со всем складом понятий и всей сферой жизни купеческой жены) - она имеет право любить!
Всей душой она хочет быть чистой и безупречной, - проснувшееся чувство любви воспринимается как страшный, несмываемый грех. Нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. Уже осознав свою любовь к Борису, она изо всех сил стремится ей противостоять, но не находит опоры в этой борьбе. «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что».
Изнемогая в борьбе со своей страстью к Борису, в отчаянии от неминуемого своего поражения в этой борьбе, Катерина надеется, что ее спасет любовь мужа, и просит взять ее с собой. Но Тихон совершенно не понимает, что происходит в душе жены. Сцена отъезда Тихона - одна из важнейших: отъезд устраняет непреодолимое внешнее препятствие для встречи с Борисом, и - рушатся все надежды Катерины найти внутреннюю опору в любви мужа.
Когда «падение» Катерины совершилось, подхваченная вихрем освобожденной страсти, сливающейся для нее с понятием воли, она становится смела до дерзости, решившись - не отступает, не жалеет себя, ничего не хочет скрывать. «Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!» - говорит она Борису. Эти слова как раз и предвещают дальнейшее развитие трагедии - гибель Катерины.
Но Борис - не герой, он «далеко не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье», - говорит Добролюбов. Да и действительно, Борис полностью зависит от дяди - Дикого. Катерину влечет к нему ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание свободы.
Зачем принародно кается Катерина, не боящаяся людского суда, уверенная в том, что ее греху нет прощения? Она кается без надежды на прощение, в отчаянии, не в силах дальше жить с сознанием собственной греховности. «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми твоими помыслами лукавыми». И этот страх - сознание нравственной ответственности. В отличие от Кабанихи, Феклуши и других героев «Грозы», страх Катерины - внутренний голос ее совести.
Пройдя через грозовые испытания, публичное покаяние, героиня нравственно очищается и покидает этот греховный мир с сознанием своей правоты: «Кто любит, тот будет молиться». Выбор сделан не в пользу жалкого прозябания, а в пользу «беззапретной» свободы.
Раскаты грома постепенно отдалились, утих за окном ветер, гроза миновала. Я знаю: если сейчас распахнуть окно, комната наполнится необыкновенно чистым воздухом, как бывает только после грозового дождя.
Урок литературы, 10 класс. Двойники Раскольникова
Урок литературы, 10 класс. Наташа Ростова
Конспект урока по литературе в 10 классе
План – конспект урока литературы в 10 классе
Урок литературы «Петербург Достоевского по роману «Преступление и наказание»», 10 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!