Конкурсы

Урок литературы, 10 класс. Двойники Раскольникова

Конспект урока литературы для 10 класса. Тема: «Двойничества» и ее воплощение на страницах романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Цели:

- выяснить значение образов Лужина, Свидригайлова, Лебезятникова в раскрытии образа Р. Раскольникова;

- развивать связную речь учащихся;

- вызвать интерес к творчеству Ф. М. Достоевского.

Задачи:

- проследить в системе отношений героев произведения определенные закономерности;

- помочь учащимся понять противоречивую природу главного героя.

Оборудование:

- иллюстрации к роману;

- опорные схемы.

Виды деятельности:

- пересказ эпизодов;

- комментирование их (по группам);

- беседа;

- элементы лекции;

- работа со схемами.

Ход урока

I. Организационный момент.

Подготовка учащихся к работе на уроке. Сообщение темы и задач урока.

II. Проверка домашнего задания (по группам).

1-я группа. Пересказ эпизодов (сжато) о Лужине:

- часть 1, глава 3 (что узнал Раскольников о Лужине из письма матери);

- часть 2, глава 5 (первая встреча Лужина с Раскольниковым);

- часть 4, главы 2-3 (свидание Лужина с Дуней в Петербурге);

- часть 5, главы 1, 3 (Лужин после разрыва с Дуней, сцена на поминках);

2-я группа. Пересказ эпизодов, связанных со Свидригайловым:

- часть 1, глава 3 (мать Раскольникова о Свидригайлове);

- часть 4, главы 1, 2 (Лужин о Свидригайлове, первая встреча Раскольникова со Свидригайловым);

- какие чувства рождают у Раскольникова встречи со Свидригайловым?

Работа над материалом по теме урока.

III. Исследование текста произведения по проблеме «Преступление и наказание в романе.

1. Вступительное слово учителя.

Учитель. Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими в своих сознаниях те или иные мысли главного героя, при этом отрицательные элементы его «теории» отражают так называемые «двойники», а положительные - антиподы.

Нам известны морально-философские принципы, на которые опирался Раскольников, создавая свою теорию. Он хотел быть «необыкновенной» личностью. «Необыкновенные» люди не являются достоянием определенной эпохи - они рождаются на протяжении всего развития человечества.

Кодекс вседозволенности актуален во все века. Спор веры и безверия, начатый с незапамятных времен, продолжается и поныне. Эту закономерность можно выделить как доминирующую особенность построения образа главного героя, в котором сосуществуют мессия и Наполеон, добро и зло. Такое балансирование невыносимо, и Раскольников идет на преступление во имя разрешения жизненного вопроса: быть Наполеоном или не быть? («Тварь ли я дрожащая или право имею?»)

Каждой паре двойников и антиподов в романе соответствует определенный круг проблем.

Например, в ряду Лужин - Разумихин ставятся вопросы, связанные с деятельностью человека для человека: «Я для себя», - утверждает Лужин; «Я для других», - убеждает Разумихин. Этот спор является отражением раскола главного героя на личностном уровне - между эгоизмом и альтруизмом. Таким же образом писатель рассматривает социальные и нравственные устои (Лебезятников - Порфирий Петрович).

Проблемы третьего рода - философские, общечеловеческие (Свидригайлов - Соня). Такое вертикальное построение делает неизмеримой линию духовного раскола главного героя: Раскольников вступает в спор с самим собой, государством и человечеством - вот откуда мощный размах его конфликта с миром.

Схематически это представлено на круговой модели:

Каждый последующий круг включает в себя предыдущие. В каждом - поднимаются проблемы нравственного порядка.

Круговая модель построения конфликта подтверждается и композицией романа. Все названные герои раскрывают перед читателями свой кругозор в той же последовательности, в какой вырастают один из другого круги:

• в начале романа заявляют о себе Разумихин и Лужин;

• затем они постепенно уступают место Порфирию Петровичу и появляющемуся вслед за ним Лебезятникову;

• этих персонажей в свою очередь вытесняют Свидригайлов и Соня, которые окончательно разворачивают свои миры на пороге эпилога.

По мере введения в роман новой пары пирамида раскола главного героя растет вверх и вширь. За счет этого действие романа сопровождается нагнетанием атмосферы вокруг Раскольникова.

Сегодня мы подробнее поговорим о группе «двойников», то есть рассмотрим «наполеоновские» мотивы преступления Раскольникова.

2. Беседа с учащимися.

Учитель. В каких произведениях вы встречались с термином «двойник»?

(Повесть Достоевского «Двойник», роман И. С. Тургенева «Отцы и дети».)

Учитель. Какое впечатление производит на вас Лужин? Раскольников утверждает, что взгляды Лужина близки его теории («...а доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать...»). Согласны ли вы с ним? (Часть 2, глава 5.)

(Буржуазный делец, у него все по расчету, он отвергает жертвенность ради общего блага, утверждает бесполезность единичных «щедрот» и считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота и о «всеобщем преуспеянии».

Раскольников, как и его двойник, не удовлетворяется «единичной» и ничего не решающей помощью своей семье. Оба они находят «разумно» жертву для достижения целей и при этом теоретически обосновывают свой выбор: никчемная старуха, как полагает Раскольников, все равно умрет, а падшая Сопя, по мнению Лужина, все равно украдет. Но идея Лужина не приводит его к топору. Раскольников, прошедший такой путь в реальности, легко достраивает здание к фундаменту концепции своего двойника: «...А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать».

Позаимствовав рационалистические основы теории Раскольникова, Лужин превращает их в идейное оправдание своих хищнических устремлений.)

Учитель. Какое впечатление складывается у вас о Лужине после чтения письма матери?

(«Умный и, кажется, добрый», «положил взять девушку честную, но без приданого и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение», «муж ничем не должен быть обязан своей жене, и гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля».

Рассуждения Раскольникова о «доброте» Лужина, допускающей, что «невеста и мать мужичка подряжают, в телеге, рогожей крытой! Ничего! Только ведь девяносто верст...», усиливают складывающееся о Лужине впечатление как о человеке черством, сухом, равнодушном и расчетливом, пробуждают чувство неприязни к этому герою.)

Учитель. Впечатление о Лужине усугубляется при анализе сцены «объяснения» между ним и Дуней. Сопоставьте поведение Лужина и Дуни в сцене их объяснения. Какие мысли рождает в вас это сопоставление?

(Поведение Лужина в этой сцене раскрывает его мелкую, себялюбивую, низкую душу, отсутствие искренности, истинной любви и уважения к своей невесте, готовность оскорбить и унизить Дуню. В поведении Дуни - искренность, большое чувство такта, благородство, желание рассудить беспристрастно: «...если брат виноват, то он должен и будет просить у вас прощения», уважение к человеку, которому дано «великое обещание», гордость и чувство собственного достоинства.)

Учитель. Что превыше всего ценил Лужин в жизни и почему его раздражал разрыв с Дуней?

(«Более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его». Лужина раздражал разрыв с Дуней потому, что это разрушало его мечту о существе, которое «будет рабски благодарно ему всю жизнь... а он-то будет безгранично... владычествовать»...)

Учитель. Лужин не может смириться с этим и принимает решение, которое могло бы, по его мнению, вернуть Дуню. Как осуществил Лужин свое решение? (Сцена с Соней на поминках у Мармеладовых.)

Учитель. По какому принципу живёт Лужин?

(Лужин для достижения своей эгоистической цели, «для себя одного», готов «преступить все препятствия», живет по принципу «все позволено». В этом его теория близка с теорией Раскольникова. Единственный бог для Лужина - деньги.

Угрызения совести и сострадание незнакомы ему. Видим в нем отсутствие глубоких человеческих чувств, тщеславие, бездушие, граничащее с подлостью. И мы слышим мысль Достоевского о бесчеловечности эгоистического самоутверждения за счет других.)

Учитель. Что вы можете сказать о Лебезятникове?

(Лебезятников варьирует в своей жизненной установке нигилистическое отношение Раскольникова к существующему миропорядку, моральным и социальным устоям. Он с энтузиазмом выступает против таких «предрассудков», как «целомудрие и женская стыдливость», взывает к созданию коммун, ратует за уничтожение брачных уз. Но все для того, чтобы «огреть протестом» русскую жизнь: «Мы пошли дальше в своих убеждениях. Мы больше отрицаем!»

Восстающая против несправедливого устройства мира, бунтарская стихия Раскольникова превращается у Лебезятникова в жиденький поток бессмысленных и пошлых отрицаний. Этот двойник пристраивается к главному герою карикатурной тенью. Культ протеста принимает у Лебезятникова форму воинствующей глупости, компрометирует избранный Раскольниковым бунтарский путь переустройства мира, в котором он видит и возможность самоутверждения.)

Учитель. Каким вы представляете себе Свидригайлова? Как характеризуют его первые сведения в романе?

(Первые сведения в романе о Свидригайлове характеризуют его как злодея, развратника. Говорят, что причастен к делу «душегубства», повинен в самоубийстве крепостного лакея Филиппа, что он жестоко оскорбил девочку, отравил жену Марфу Петровну, что он шулер и нет такого порока, который бы не гнездился в его душе.

Вместе с тем на протяжении всего романа он совершает ряд добрых дел: избавил Дуню от позора, восстановил ее доброе имя, хочет помочь Дуне избавиться от Лужина, взял на себя устройство судьбы осиротевшей семьи Мармеладовых. От природы имеет совесть, но добро и зло совершает от скуки. Это человек без убеждений и без деятельности. Настоящий же человек без убеждений и без деятельности жить не может. Свидригайлов понял это и казнил себя, потеряв свою последнюю цель - добиться расположения Дуни. Проснувшаяся совесть и раскаяние приводят его к самоубийству.)

Учитель. Прав ли Свидригайлов, утверждая, что они с Раскольниковым «одного поля ягоды», что между ними есть «точка общая»?

(Мы видим Свидригатова как человека, лишенного всяческих нравственных устоев, не признающего никаких нравственных запретов; живет по принципу «все позволено». Раскольников, разрешая себе «кровь по совести», тоже отрицает нравственную ответственность сильного человека за свои поступки; моральные нормы, по его мнению, существуют только для низшей категории людей - «тварей дрожащих». Истину, к которой Раскольников пришел в результате долгих размышлений, Лужин и Свидригайлов используют как руководство к действию.)

Учитель. В чем заключается смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Ваши версии.

(1. Когда сопоставляешь эти образы, становится ясно, что Лужин и Свидригайлов живут, в общем-то, по теории Раскольникова. Он же, общаясь с «сильными мира сего», не может принять их жизнь, хотя и старается причислить себя к «сильным мира сего»; ему неприятны люди, живущие по его «теории». Достоевский этим сопоставлением ниспровергает в герое теоретика и возвышает в нем человека.

2. У всех- у Раскольникова, Лужина, Свидригайлова - бесчеловечность индивидуализма, эгоистическое самоутверждение за счет других. Сталкивая этих героев, автор опровергает теорию Раскольникова, вскрывает ее антигуманную, бесчеловечную суть. В то же время отношение Раскольникова к Лужину и Свидригайлову убеждает, что он испытывает отвращение к «сильным мира сего», не может принять мир людей, которые не живут по его теории. В этом сила Раскольникова и то, что возвышает его над «сильным мира сего».)

IV. Подведение итогов урока.

Учитель. Для чего Достоевский вкладывает компоненты идеи Раскольникова в сознание двойников?

(Компоненты идеи Раскольникова получают различную тональную окраску в сознаниях двойников и обыгрываются. Благодаря этому художественному приему писателю удается показать, что взятая отдельно идея Раскольникова не является чем-то изолированным, особенным, напротив, существование ее многоликих вариантов убеждает: такие идеи «носятся в воздухе». Раскольников не выпадает из своего времени, он в нем, как и его спутники. Разбросанные фрагменты в сознаниях двойников концентрируются в мире главного героя.)

Коллективное составление и запись в тетрадь схемы:

Раскольников и двойники

Домашнее задание

Характеристика антиподов Р. Раскольникова (по группам).

Автор: Л. Н. Кудрявцева

Рекомендуем посмотреть:

Урок литературы, 10 класс. Наташа Ростова

Конспект урока по литературе в 10 классе

План – конспект урока литературы в 10 классе

Урок литературы «Петербург Достоевского по роману «Преступление и наказание»», 10 класс

Урок литературы, 10 класс. Сочинение по драме «Гроза». Конспект

Нет комментариев. Ваш будет первым!