Урок литературы, 10 класс. Наташа Ростова

Конспект урока литературы для 10 класса на тему «Наташа Ростова на пути к счастью»

Цели:

- обобщить сведения о Наташе Ростовой, помочь понять, в чем смысл жизни Наташи, ее счастье;

- продолжить формирование умений читать наизусть, по ролям, анализировать эпизоды;

- развивать умение наблюдать за языком произведения;

- вызвать чувство восхищения героиней, ее нравственными качествами.

Оборудование:

- иллюстрации Д. А. Шмаринова «Бал у Ростовых», «Наташа в Отрадном», «Наташа Ростова после смерти князя Андрея».

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Объявление темы урока и эпиграфа.

Чему она так рада?

О чем она думает?

И чем она счастлива?

Л. Н. Толстой

II. Вступительное слово учителя.

Учитель. Узнаете эти слова? (См. эпиграф.) Кому они принадлежат?

(Князь Андрей, Отрадное.)

Учитель. Скажите, зачем нужен этот эпиграф? Обязателен ли он?

(Необязателен, но он уточняет идею, «украшает» тему.)

Учитель. Запомните: в эпиграфе заключается или опровергается идея сочинения, поднимается важная проблема. Эпиграф - путеводная звезда, он не позволяет уклониться от темы.

Учитель. Давайте подумаем и ответим на вопросы: «Каким был путь Наташи Ростовой к счастью? Достойна ли она его? И в чем источник обновляющей силы Наташи?».

(Наташа шла к счастью нелегким путем: через ошибки, потери и разочарования. Но она больше, чем кто-либо, достойна быть счастливой.)

Учитель. Вот тезис, который мы вместе должны будем доказать. Но для этого нужно еще определить: а в чем же заключается счастье, по Наташиному разумению?

В каждом художественном произведении есть эпизоды, наиболее запавшие в души читателей. Иногда они кажутся мелкими, мимолетными, незначительными... а вот запоминаются! Почему?

(Может быть, потому, что высвечивают героя с какой-то необычной стороны, той, которая отличает его от других персонажей. Они заставляют переживать.)

Учитель. Есть такие моменты и в романе «Война и мир». Я предлагаю пойти вслед за автором.

III. Исследование проблемы: «Наташа Ростова на пути к счастью».

Учитель. Вот первое знакомство читателей с Наташей.

• Мы на именинах в доме Ростовых.

А вот и сама Наташа. Как она появляется? Как выглядит? Как ведет себя? (Том 1, часть 1, глава 8. Зачитать или вспомнить дословно.)

(«...Вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что-то короткою юбкою, и остановилась посередине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко».

«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, со своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка».)

Учитель. Что высвечивает автор? Почему о живом человеке он говорит «живая»? Рядом с каким словом стоит это определение «некрасивая, но живая»? А что больше ценит сам Толстой в человеке: внешнюю красоту или живую душу? (Не раз он будет противопоставлять живую душу Наташи бесчувственности и холодности красавицы Элен. Не раз покажет сияющие глаза Наташи и однообразно застывшее одно и то же выражение глаз Элен: «Не правда ли, я хороша?»)

- Итак, Наташа живет в семье, где ее любят и понимают, и она любит и понимает всех. Что самое привлекательное в Наташе?

(Естественность. Смеется там. где весело, скучает там, где скучно. Мать гордится тем, что знает каждое ее слово, и не уверена, что в строгости держать детей лучше, чем баловать. Ведь старшую она держача в строгости. «Графиня мудрила с Верой», - говорит граф.)

Учитель. На глазах Наташи происходит примирение Сони и Николая. (Том 1, часть 1, глава 10.) Как реагирует Наташа? Что она подумала? Кто вспомнит? (Обращается к учащейся.) Вот вы - Наташа. И вы видите и слышите двух влюбленных.

(— Соня! Мне весь мир не нужен! Ты одна для меня все, - говорил Николай, - я докажу тебе.

- Я не люблю, когда ты так говоришь.

- Ну не буду, ну прости. Соня! - Он притянул ее к себе и поцеловал.)

Учитель. Вы - Наташа. Что вы подумали? А Наташа подумала... - найдите по тексту.

(- «Ах, как хорошо!» И мы ощущаем это состояние блаженства вместе с героиней. Радуется за дорогих ей людей каждая клеточка. Мир и гармония вокруг, как ей сейчас кажется, заключаются в поцелуе. И какие простые слова! Даже, простите, затертые. Как часто вы произносите слово «хорошо», ничего не вкладывая в него; ни чувств, ни глубокого смысла. И оно кажется бесцветным, ничего не значащим. - так, отговорка.)

Учитель. Но это же слово звучит в душе Наташи совершенно иначе. В чем секрет?

(В самой Наташе. Все, что она говорит, делает, думает. - предельно искренно. И если сказано или подумано «хорошо», то действительно хорошо.)

Учитель. В эпизоде с Борисом проявляется потребность Наташи в любви. Любить и быть любимой - вот счастье.

И вот молодые люди, две пары - Соня и Николай, Наташа и Борис - сидят в диванной. Толстой пишет: «Весело и трогательно было смотреть на этих влюбленных».

Но вот вошла Вера и «все испортила», как скажет после ей Николай. А что скажет Наташа? И почему?

(«Ты этого никогда не поймешь, потому, что ты никогда не любила, твое первое удовольствие - делать неприятности другим».)

Учитель. Значит, по-Наташиному, неприятности способен делать тот человек, кто не способен любить. Наташа не от большого ума это говорит. Просто она так чувствует.

На именины приезжает Марья Дмитриевна Ахросимова. Говорит она басом и всегда по-русски, всегда и всем прямо, то, что думает. Она мудра, всех видит насквозь. Но Наташа подходит к ней «без страха и весело». Почему?

(Нет ничего на душе Наташи, за что было бы страшно или неловко.)

Учитель. Наташа чувствует искренность. Шалость Наташи за столом гости оценивают как «непостижимую смелость и ловкость этой девочки, смевшей так обращаться с Марьей Дмитриевной». (Конец главы 16.)

Есть один маленький эпизодик, на который я хочу обратить ваше внимание. Перед тем как спеть квартетом, Наташа находит Соню на сундуке плачущей. Помните? (Глава 17.) Наташа утешает Соню ласковыми словами: «Голубчик мой, душенька, ты не плачь!» Но Толстой здесь делает акцент не только на то, что говорит Наташа, но и на то, как она говорит. Он подчеркивает, что Наташа некрасива и делается еще некрасивей, когда плачет. Но это не приходит ей в голову, она сопереживает искренне. Плачет, еще «не зная причины и только оттого, что Соня плакала». Опять этот излюбленный прием Толстого: не внешняя красота дорога человеку в человеке, а отзывчивая его душа, способная сочувствовать и сопереживать.

• Бал в доме Ростовых.

Танцуя с Пьером, Наташа «совершенно счастлива». Почему?

(Она танцевала с большим, с приехавшим из-за границы. Она сидела на виду у всех и разговаривала с ним как большая.)

Учитель. Это естественная радость ребенка - ощущать себя взрослым. Кому из нас она незнакома?

Граф и Марья Дмитриевна танцуют Данилу Купора. (Это, в скобках замечает Толстой, собственно одна фигура англеза.)

«- Смотрите на папа, - закричала на всю залу Наташа, совершенно забыв, что она танцует с большим». Наташа дергала всех за рукава... и требовала, чтобы все смотрели на папеньку: рот Наташи открыт, глаза сияют восторгом, руки подняты в хлопке, но смотрит она не на папеньку.

Почему?

(Ей интересна реакция зрителей. Ей мало собственного восторга и счастья, нужно, чтобы и все это испытали.)

Учитель. Что мы узнали о Наташе на именинах? Проверим, не отклонились ли мы от нашей темы. Читаем эпиграф. Нет, все по теме.

• В Отрадном, в именин Ростовых.

Учитель. Следующая встреча с Наташей состоялась в Отрадном, имении Ростовых. Мы увидели Наташу глазами Андрея Болконского. (Том 2, часть 3, глава 2.) Вспомните: князь Андрей, невеселый и озабоченный, подъезжал по аллее к отрадненскому дому Ростовых.

Справа из-за деревьев он услыхал женский веселый крик и увидал бегущую наперерез его коляски толпу девушек. Впереди других бежала Наташа. Какое впечатление она произвела на Андрея?

(Князю Андрею вдруг стало отчего-то больно. День был так хорош, солнце так ярко, кругом все так весело, а эта тоненькая и хорошенькая девушка и не хотела знать о его существовании.)

Учитель. Вечером, оставшись один на новом месте, он долго не мог заснуть. Он досадовал на графа, что задержал его у себя; и на себя за то, что остался. Но вот спустилась ночь, которая для него не в переносном, а в прямом смысле оказалась волшебной. Ибо именно эта ночь изменила весь ход его мыслей.

Учащиеся читают отрывок наизусть.

Учитель. Как по-новому высвечивается характер Наташи?

(Мы вместе с Наташей ощущаем полноту жизни, мы видим, какая это поэтичная натура.)

Учитель. А что чувствует князь Андрей?

(«В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей, надежд...».)

Учитель. Возвращаясь на следующий день из Отрадного, он испытывает «беспричинное весеннее чувство радости и обновления» и, встретившись с «преображенным дубом», решительно и бесповоротно понял: «Жизнь не кончена в 31 год».

Умение Наташи радоваться жизни заражало окружающих, «несло в себе животворящие силы».

• Бал. Новая встреча с Наташей. (Том 2, часть 3, глава 17).

Какими чувствами переполнена Наташа на своем первом балу?

(«Испуганная и счастливая девочка», - говорит Толстой.)

Учитель. Почему князю Андрею сразу понравилась Наташа?

(«Он почувствовал себя ожившим и помолодевшим». «Он любил встречать в совете то, что не имело на себе общественного отпечатка... Он любовался на радостный блеск ее глаз».)

Учитель. А Наташа?

(«Она была на той высшей ступени счастья, когда человек делается добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастия и горя».)

• Наташа у дядюшки в Михайловне.

Учитель. Новый эпизод. Наташа у дядюшки в Михайловке. (Том 2, часть 4, глава 7.) Сюда заехала она с братьями после охоты.

Пляска в Михайловке. Какой мы видим здесь Наташу?

(Только здесь Наташа по-настоящему поняла и узнала своего дядюшку: его вкусы, пристрастия, увлечения - все стало близким, родным. Потому, что все это было русским, как будто отодвинутым от городской светской жизни, но все это было свое, исконное. Наташа почувствовала это душой.)

Учитель. Анисья Федоровна - экономка. «Толстая, румяная красивая женщина... с двойным подбородком, румяными губами... с гостеприимной представительностью и приветливостью в глазах и в каждом движении», с легкой походкой, белыми, пухлыми, проворными руками.

То, что было ею приготовлено: травник, наливки, грибки, лепешечки из черной муки, сотовый мед, мед вареный и шипучий. Яблоки, орехи, варенье на меду, ветчина и курица, только что зажаренная. «Все это и пахло, и отзывалось, и имело вкус Анисьи Федоровны».

Разговоры об охоте, о жизни, о музыке, об игре на балалайке.

Все это впитывала, наслаждаясь, Наташа. Она чутко улавливает родные русские звуки балалайки, затем гитары. Ее восторг выражается в восклицаниях. «Прелесть, прелесть, дядюшка! Еще, еще! Николенька, Николенька! - говорила она, оглядываясь на брата и как бы спрашивая: что же это такое?

- Ну, ну, голубчик, дядюшка, - таким умоляющим голосом ... Наташа, будто жизнь ее зависела от этого».

Какое слово нашел Толстой для выражения высшей степени радости? (Застонала.)

Учитель. И далее - пляска Наташи. Помните пляску?

(Все боялись, что графинечка сделает что-то не то. Но она делала именно то самое...)

Учитель. Дядюшка крикнул ей вслед «Прощай, племянница, дорогая» не тем голосом, который знала прежде Наташа, а тем, которым пел он «Как со вечера пороша». (То есть Наташа стала ему дорога, как русская песня.)

А Николай думал: «Что за прелесть эта моя Наташа! Такого другого друга у меня нет и не будет. Зачем ей выходить замуж? Все бы с ней ездили!»

Наташе дана высочайшая оценка. Какая? «Дорогая племянница» и «друг». За что?

(Умение все понять, принять, приобщиться к этому всему ч быть счастливой.)

Учитель. Святки.

Разговор между Наташей и Николаем, о том, что бывает скучно и грустно. Тоску разогнала Наташа и задала тон святочного веселья.

«...И это веселье, отражаясь от одного к другому, все более и более усиливалось и дошло до высшей степени в то время, когда все вышли на мороз и, переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани». Русский праздник объединил дворовых и господ. Веселье было общим. Наташа, всегда все видевшая и замечавшая, на обратном пути от Мелюковых, устроила так, что Соня и Николай в санях оказались рядом. «Мне совестно быть одной счастливой», - говорит она Николаю.

Понимаете ли вы Наташу? Бывает ли так, что все у вас хорошо, вы счастливы и довольны, но вот с вашим соседом случилась беда. Неужели ваше счастье не омрачится?

(Человек не может быть вполне счастлив, если рядом кто- то в беде.)

Учитель. Этим и дорога нам Наташа Ростова. Она «делала счастье».

Но вот все эти радости позади. Война подошла к самому дому Ростовых.

• Отъезд семьи из Москвы.

Чтение по ролям (том 3, часть 3, глава 16).

Вещи - все, что осталось у хлебосольных, гостеприимных Ростовых, ныне разоренных. Понятно желание уложить на подводы как можно больше. Добрейший граф несколько подвод отдает под раненых, что находятся во дворе. «Ведь это все наживное...» Но не для графа, бесхозяйственного, расточительного. И потом, графиня права: на подводах не просто вещи, а «детское состояние» - судьба Наташи, Веры, Сони. «На раненых есть правительство», - упрекает она мужа.

Ох уж это детское! Скольких возвышает оно, а скольких заставляет изменить лучшему в себе.

«Посмотри: вон, напротив, у Лопухиных, еще третьего дня все дочиста вывезли. Вот как люди делают. Одни мы дураки», - звучит гневный голос матери. Значит, кто вывез «дочиста» - люди, а кто чем-то пожертвовал - дураки. Как все-таки поразительно меняются ценности, когда под угрозой наши вещи. «Людьми» оказывается и Берг, который в суматохе ловко приобрел шифоньерочку и надеется благополучно вывезти ее. Формула та же: за всех отвечает правительство, в том числе и за него, а он только за себя и за свое. Неважно, чьей будет Москва, важно, чьей будет шифоньерочка.

Повинуясь доводам жены, граф велит «опять» грузить вещи. В эту нелегкую для Ростовых минуту и раскрывается характер Наташи: такого детского, на котором кровь, ей не надо. Да и маменьке тоже.

«Мерзость и гадость» - то, что делают сейчас Ростовы. «Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе!.. Они остаются!» - не говорит, а кричит Наташа, возмущаясь тем, что мама оказалась в числе тех, кому фарфор, хрусталь, ковры дороже людей. Неужели она не понимает, что в этом «они» могли оказаться Николенька, Петя - ее сыновья? Чуть позже о раненом князе Андрее узнают все Ростовы, а сердцем, интуицией Наташа почувствует это уже сейчас. Если бы их подводы, до отказа груженные вещами, встретились с осторожно движущейся коляской, в которой в беспамятстве лежал Болконский, как бы посмотрели Ростовы в глаза друг другу? Не просьба, не призыв, а предупреждение о несмываемо-позорном, чего вовеки не простит совесть, звучит в Наташином «нельзя». В нем мы слышим и голос самого автора, угадываем и его отношение к вещам.

Главный капитал Ростовых не в наживном. Не этим они жили. В этой семье царила атмосфера доброты, душевности. Потому и тянулись к ним многие. Друг к другу тянулись и сами Ростовы.

Оставить раненых и взять пожитки - а что же останется от семьи? Сможет ли Наташа, как прежде, обожать своего брата Петю, кое-что прощать ограниченной Соне, называть маму «голубушка», чтить безмерно добрейшего отца? Пусть хорошенько подумает мама, что увозить на подводах? Каким богатством живет человек? Не позволять иногда себе делать «как люди» - это остаться среди них человеком. «Яйца курицу учат», - сквозь слезы говорит граф. Конечно, юная Наташа не могла так рассуждать. Но чувствами, эмоциями она высказала именно это.

Наконец, все угомонилось в доме Ростовых, как это бывает перед дорогой. Подводы с ранеными одна за одной съехали со двора. Победило высокое, человеческое. И победило, благодаря Наташе.

• Разлука с князем Андреем (том 2, часть 4, глава 13, конец).

Дорогая цена испытаний.

Как переносила Наташа разлуку с князем Андреем? «Наташа, легко и даже весело переносившая первое время разлуку со своим женихом, теперь с каждым днем становилась взволнованнее и нетерпеливее. Мысль о том, что так, даром, ни для кого пропадает ее лучшее время, которое бы она употребила на любовь к нему, неотступно мучила ее».

(Ее подстегнул запрет на женитьбу Николая на Соне. Видеть эту трагедию было тяжело.)

Учитель. «...Ей мало было любить и знать, что она любима: ей нужно было теперь, сейчас нужно было обнять любимого человека и говорить, и слышать от него слова любви, которыми было полно ее сердце».

Только ли Наташа виновата в измене князю Андрею? Пьер понимает Наташу. О ком это? «О, подлая, бессердечная порода!» (Пьер о семье Курагиных.)

«Он добр, благороден и прекрасен», - думает об Анатоле Наташа. Красивые слова, придуманные Долоховым для Курагина в записке, которую получила Наташа, окончательно сбили ее с толку. Обида на Болконских завершила зло. Наташа пишет княжне Марье.

Больше всех казнит себя сама Наташа. Как подействовало на Пьера свидание с Наташей? (Том 2, конец.)

Пьер едет домой. «Над грязными, полутемными улицами, над черными крышами стояло темное звездное небо. Пьер, только глядя на небо, не чувствовал оскорбительной низости всего земного в сравнении с высотою, на которой находилась его душа...»

После смерти князя Андрея Наташа старалась уединиться.

Она вспоминала и переживала заново минуты, проведенные у изголовья раненого Андрея. Она винила себя за то, что говорила ему не то, отвечала на его вопросы не так. Отвечала, не думая. А если бы подумала, то сказала бы так: «Пускай бы он умирал, все время умирал перед моими глазами, я была бы счастлива в сравнении с тем, что я теперь». Что вывело Наташу из состояния отключенности от жизни? (Смерть Пети, состояние матери, нуждавшейся в ее помощи, сближение с княжной Марьей, то есть забота о других, а не о себе.)

• Счастье. (Эпилог, часть 1, главы 10-12, 16.)

«Наташе нужен был муж. Муж был дан ей. И муж дал ей семью. И в другом, лучшем муже она не только не видела надобности, но, так как все силы душевные ее были устремлены на то, чтобы служить этому мужу и семье, она не могла себе представить и не видела никакого интереса в представлении о том, что было бы, если б было другое».

В чем Наташа нашла свое счастье? Как вы относитесь к новой роли Наташи, к ее пониманию счастья? Что дальше будет с Наташей?

IV. Итог урока.

Учитель. Мы проследили на сегодняшнем уроке путь Наташи Ростовой к счастью. Толстой заканчивает роман картиной семейного благополучия. Но если мы вспомним замысел автора, то поймем, что поразмышлять над дальнейшей судьбой героев - может быть, даже главная задача, которую ставит он перед читателями.

Ведь замысел-то был: рассказать о судьбе декабриста... Вот и подумайте дома.

Домашнее задание.

Можно написать сочинение-миниатюру, можно ответить устно, можно нарисовать (для тех, кто увлекается рисованием и живописью), можно придумать музыкальные вариации... Словом, нужен ваш собственный ответ на вопрос: какое еще счастье может выпасть на долю Наташи и ее семьи?

Автор: С. Б. Гладкова

Рекомендуем посмотреть:

План – конспект урока литературы в 10 классе

Урок литературы, 10 класс. Сочинение по драме «Гроза». Конспект

Урок литературы, 10 класс. Двойники Раскольникова

Урок литературы «Петербург Достоевского по роману «Преступление и наказание»», 10 класс

Конспект урока по литературе в 10 классе

Нет комментариев. Ваш будет первым!