Цели:
- помочь учащимся представить себе картины капиталистического города, воспроизведённые Достоевским, понять их значение в романе, проникнуться эмоциями писателя и его героев;
- развивать умение составлять план;
- развивать монологическую речь учащихся, их образное мышление;
- вызвать интерес к творчеству писателя;
- вырабатывать активную жизненную позицию.
Оборудование:
- иллюстрации: «Петербург Гоголя», «Петербург Достоевского», «Лестница в доме Раскольникова», «Петербург. Трактир», «Комната Мармеладовых», «Доходный дом», «Петербург. Дом Раскольникова. Крыльцо»;
- запись с музыкальным сопровождением.
Романы Достоевского представляют собой самое страшное обвинение, брошенное в лицо буржуазному обществу: истинный убийца, губитель человеческих душ - это ты!
Р. Люксембург. «Душа русской литературы»
Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь Летний сад - Онегина глава,
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.
С. Я. Маршак
I. Сообщение темы и цели. Слово учителя.
Учитель. Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. Город - это своеобразная каменная книга, способная будоражить нашу фантазию, без которой невозможно глубокое прочтение классиков.
Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь летний сад - Онегина глава,
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский
Учитель. Каким же предстаёт перед нами Петербург со страниц романа Достоевского «Преступление и наказание»?
Мы побываем сегодня в Петербурге Достоевского, попытаемся представить себе картины города, воспроизведенные великим писателем, проникнемся эмоциями писателя и его героев - это цели нашего урока.
А тема - «Петербург Достоевского».
II. Представление исследовательских работ учащихся.
Учитель. Ноу каждого классика - свой Петербург.
а) Петербург Пушкина. Каков он? (Сообщение о Петербурге Пушкина с чтением отрывка из «Медного всадника».)
б) Петербург Гоголя. (Сообщение о Петербурге Гоголя.) Послушаем нашего эксперта.
III. Петербург Достоевского.
Учитель. Внимательный читатель, шагая дорогами Достоевского, открывает для себя два совсем разных города.
Один - город, созданный гениальными архитекторами. Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, поражающий нас и ныне своей вечной красотой и стройностью - «полнощных стран краса и диво», как назвал его Пушкин. При всём преклонении перед Пушкиным Достоевский в последней записной книжке полемизирует с известными стихами из «Медного всадника»: «Народ. Там всё. Ведь это море, которого мы не видим, запершись и оградясь от него в чухонском болоте. Люблю тебя, Петра творенье. Виноват, не люблю его. Окна, дырья - и монументы».
Хорошо знал Достоевский Петербург дворцов и парков, «сию великолепную и украшенную многочисленными памятниками столицу (как сказал на своём оригинальном языке герой романа Мармеладов). Несколько лет прожил он, воспитанник инженерного училища, в одном из этих дворцов, знаменитом Михайловском замке, рядом с Марсовым полем и Летним садом. Но глух и нем был для Достоевского этот Петербург, как и для его героя, Раскольникова, веял великолепием, холодом и враждебностью.
IV. Работа над текстом романа.
1. Пейзажи
Учитель. Найдите пейзажную зарисовку, подтверждающую это (часть II глава 1 - «великолепная картина Петербурга»), Городской пейзаж в романе - пейзаж психологический. Он органически связан с душевным состоянием автора, с внутренним миром его героев.
- Каким запоминается Петербург при чтении первых страниц романа?
(Часть 1, глава 1: город, жаркое лето, всюду духота, толкотня, известь, леса, кирпич, пыль и нестерпимая вонь из распивочных - вот обстановка, в которой впервые появляется одетый в лохмотья Раскольников. Его фигура легко вписывается в этот пейзаж.)
Учитель. Найдите и зачитайте пейзажные картины, рисующие Петербург в разное время дня.
(Часть 2 глава 6 - вечерний Петербург, часть 4, глава 6 - вечер и утро накануне самоубийства Свидригалова, часть 5, глава 5 - вид из окна Раскольникова.)
Учитель. Какие краски преобладают?
Вывод: пейзажные картины Петербурга создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создаёт атмосферу безысходности, толкает на скандалы и на преступления.
2. Судьба семьи Мармеладовых
Учитель. Олицетворение трагической безысходности в жизни человека является судьба семьи Мармеладовых.
(Краткий рассказ истории семьи Мармеладовых.)
Учитель. Вывод: город равнодушен. Люди относятся друг к другу с подозрением и взаимным недоверием. Ведь именно под рьяный хохот и язвительные насмешки рассказывает Мармеладов потрясающую истину.
3. Уличные сцены
Учитель. В романе огромное количество уличных сцен, усиливающих атмосферу безысходности, нужды. Какие из них наиболее ярко подчёркивают безысходность жизни. Привести пример.
(Часть 2, глава 6 - шарманщик и толпа женщин у распивочно-увеселительного заведения, часть 2, глава 6 - сцена на Вознесенском мосте, часть 5, глава 3 - смерть Катерины Ивановны.)
4. Интерьеры
Учитель. Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведёт нас в дома, где живут его герои.
Зачитайте описания комнат Раскольникова (часть 1, глава 3), каморка Мармеладовых (часть 1, глава 2 (проходной угол), Сони - в часть 4, глава 4 - комната-сарай.)
Учитель. Вывод: тяжёлая, бесцветная и унылая обстановка углов свинцом давит на душу.
V. Фантастика и реальность в картинах петербургской жизни.
Учитель. Жизнь приобретает фантастически уродливые очертания, и реальность кажется нередко кошмарным видением, а бред и сон - реальностью. Реалистически точно и конкретно описан сон Раскольникова (пересказ сна).
Учитель. Вывод: реальность и фантастика - всё сплелось в Петербурге, который Свидригайлов назвал «городом полусумасшедших». В этом фантастическом образе города, враждебного человеку и природе, воплощен протест писателя-гуманиста против господствующего зла, против ненормального современного ему общества.
VI. Мечта о городе прекрасном.
Учитель. Но живёт в душе писателя и его героя, наряду с представлением о безумном, уродливом городе, и мечта о городе прекрасном, созданном для счастья людей, воплотившем дух здорового, гармоничного общества. В самую страшную минуту своей жизни, идя на преступление, Раскольников думает о городе ином (учащийся зачитывает отрывок из романа: часть 1, глава 6).
VII. Самостоятельная работа - составление плана к теме «Петербург Достоевского».
Примерный план.
1. Психологический характер городского пейзажа в романе.
2. Уличные сцены. Многообразие петербургских типов.
3. «Низкие потолки, и тесные комнаты душу и ум теснят».
4. Реальность и бред в картинах петербургской жизни.
5. Мечта о прекрасном городе.
VIII. Заключительное слово учителя.
Учитель. Может быть, рисуя свой страшный город, Достоевский понимал, что его Петербург не останется в памяти людей только страшным, только мучительным, потому что всегда будет жив и Петербург пушкинский, грозящий стихийными бедствиями, подчиняющийся только воле своего великого создателя «на звонко скачущем коне», и всё-таки радостный. Светлый город, где «девичьи лица ярче роз», где радует «Невы державное теченье», облик которого вселяет гордость, потому что он - «Петра творенье. И ясны спящие громады...»
Автор: Н. П. Урывская
Урок литературы, 10 класс. Наташа Ростова
План – конспект урока литературы в 10 классе
Урок литературы, 10 класс. Двойники Раскольникова
Конспект урока по литературе в 10 классе
Урок литературы, 10 класс. Сочинение по драме «Гроза». Конспект
Нет комментариев. Ваш будет первым!