План – конспект урока литературы в 10 классе

Тема: «Чичиков в поэме  Н.В.Гоголя «Мертвые души» (ролевая игра)

Автор: Иванушкина Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Козловская СОШ»

Материал предназначен для учителей русского языка и литературы. Возраст обучающихся – 10 класс. Конспект урока представлен в виде ролевой игры в форме заседания суда. Позволяет лучше усвоить основную тему и мысль произведения, развивает творческие способности обучающихся.

ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА

Урок построен в форме заседания суда по делу Чичикова. Роли «адвокатов», «судьи», «секретаря», «свидетелей», «прокурора» и т.д. исполняют учащиеся. Кабинет оформлен под зал заседания суда. У доски стол с табличкой «Прокурор», рядом стол «адвоката», сбоку стол с табличкой «секретарь» Одежда участников ролевой игры - в стиле того времени.

НА ДОСКЕ

Портрет Н.В. Гоголя, выставка его книг, иллюстрации художника Неутолимова по поэме «Мертвые души»,(сцены и эпизоды покупки «мертвых душ»)

Высказывания    о Гоголе:

• «ГОГОЛЬ-ВЕЛИКИЙ ТАЛАНТ, ГЕНИАЛЬНЫЙ ПОЭТ И ПЕРВЫЙ ПИСАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

БЕЛИНСКИЙ

•  «ГОГОЛЬ - ОГРОМНЫЙ КРАЙ РУССКОГО БЫТИЯ...»

В.РОЗАНОВ

ЭПИГРАФ:

..ПОРА НАКОНЕЦ  ПРИПРЯЧЬ

И ПОДЛЕЦА. ИТАК, ПРИПРЯЖЕМ

ПОДЛЕЦА.

Н.В.ГОГОЛЬ

ТЕМА УРОКА: «Чичиков в поэме Гоголя «Мертвые души»

ЦЕЛЬУРОКА: продолжить изучение поэмы Гоголя «Мертвые души», показать, какую идейно-смысловую нагрузку вкладывал автор в образ Чичикова. В ходе урока доказать, что Чичиков - порождение строя, в котором утрачены честь, совесть, порядочность. Продолжить работу по развитию связной устной выразительной речи учащихся, умению логически связно, эмоционально излагать свои мысли. Развивать творческие способности учащихся. На примере творчества Н.В.Гоголя воспитывать интерес к русской литературе и ее лучшим образам.

ХОД УРОКА:

I.Организация класса (учащиеся входят в класс, занимают места в «зале суда».

II. Сообщение учителя о характере предстоящей работы.

Творческое задание 2-3 учащимся:

Представьте, что вы журналисты и освещаете этот судебный процесс. На следующий урок вы подготовьте свои записи в форме газетной статьи.

«СЕКРЕТАРЬ»:

-  Встать, суд идет!

(все встают, «судьи» проходят на свои места, все садятся)

«ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СУДА»:

-  Господа, начинаем наше заседание. Закончилось расследование по делу Павла Ивановича Чичикова. Все вы прочитали первый том этого расследования - книгу великого сатирика Н.В.Гоголя. Каждый герой этого расследования получил по заслугам, а судьбу Чичикова будет решать наш литературный суд. Итак, открываем наш импровизированный суд. Его будут вести судьи, адвокаты, прокурор, свидетели, секретарь, но есть на нашем суде незримый главный судья - сам автор гениального произведения. Со многими выступлениями, я думаю, Гоголь будет тоже согласен, потому что его поэма его поэма - это тоже суд. Суд над несправедливостью и беззаконием. Итак, приступаем.

«ВТОРОЙ СУДЬЯ»:

- Слушается дело Павла Ивановича Чичикова. Он обвиняется в мошенничестве, беспринципности, подлоге, стремлении обогатиться любой ценой. Когда же началось падение Чичикова как гражданина и человека?

«СЕКРЕТАРЬ»:

На суд приглашаются свидетели - бывшие товарищи по городскому училищу.

ПЕРВЫЙ:

- Не было никаких способностей к науке. Сам он был хитрый и жадный. Деньги любил. Он до того дошел, что продавал нам то, чем мы его иногда угощали. Противно было смотреть, как он получал удовольствие, продавая голодному товарищу пряники или булки, раздразня его хорошенько. Говорят, что он деньги от этих продаж копил и в мешочки зашивал. Не любили мы его.

ВТОРОЙ:

А учился он как? Не умом науки постигал, а подхалимством. Мы все до сих пор помним историю с учителем. Когда мы узнали, что бывший учитель наш пропадает от голода и холода, мы тут же деньги собрали, «продав даже самое нужное», только он один какой-то пятак несчастный сунул, который мы ему обратно бросили. А учитель так переживал! Плакал даже. Ведь Чичиков у него любимчиком был! Он подхалимством своим и стремлением угодить начальству даже книгу ухитрился получить «с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение». Уже к окончанию училища видно было, что вырос из него мошенник, плут, лицемер. Только о своей выгоде и думал.

«СУДЬЯ»:

-Суд располагает документами о семье Чичикова (зачитывает со слов «Темно и скромно происхождение нашего героя»...,и «...При расставании слез не было пролито из родительских глаз» до слов «...но и наставления заронились глубоко ему в душу.»

«ВТОРОЙ СУДЬЯ»

- Поприще чиновника постепенно открывало Чичикову более широкие возможности для обогащения. Мелкие спекуляции сменились махинациями крупного масштаба. Он занимается делами « не очень чистыми», как говорит автор. В суде хранятся свидетельства о махинациях Чичикова как члена строительной компании, на службе его в таможне, о связях с контрабандистами. Суд учтет это. Но сегодня речь пойдет о другом.

«ПЕРВЫЙ СУДЬЯ»

- Мы видим, что отношение Гоголя к своему герою предельно ясно. Он видел в нем мошенника и подлеца. А что же думают те, с кем он встречался по другому делу. Чичиков вырабатывал в себе способность безошибочно определять сильные и слабые стороны людей, умение быстро приспосабливаться к среде и различным обстоятельствам. В отношениях с людьми он многолик, приспосабливается к тем, с кем говорит, меняет свой облик. В беседах с Маниловым он похож на него, С Коробочкой и вовсе не церемонился. В кругу помещиков и чиновников он становится своим человеком, завоевывал полное доверие. Для чего это ему нужно? Для того, чтобы прикрыть свои мошеннические цели! Он хочет скупить у помещиков умерших крестьян, чтобы заложить их как живых в Опекунском совете. За это он получил бы огромные деньги!

«ВТОРОЙ СУДЬЯ»

- Кто же такой - этот Чичиков? Может быть он простой человек, лишь слегка испачкавший свою биографию? А, может быть, он и вовсе не мошенник, может, на него возвели понапраслину?

«СЕКРЕТАРЬ»:

- Приглашаются свидетели.

«СВИДЕТЕЛЬ ОТ МАНИЛОВА»

- Господин судья, наш барин не смог приехать на суд. Барин наш у речки мечтамши. Да и других забот у него полно: вот уж неделя, как он начал читать 15 страницу, много думает, о жизни размышляет. Он просил передать, что Чичиков его просто очаровал - приятнейший человек. И поведения достойного. Если бы все люди в России были такими, то она процветала бы. Так он и сказал.

«СВИДЕТЕЛЬ ОТ КОРОБОЧКИ»

-  Госпожа Коробочка не может сама быть по причине болезни: у нее от волнений мигрень сделалась. Господин Чичиков был в нашем имении. Имение наше порядочное, большое хозяйство. Чичиков на это сразу внимание обратил. Когда Чичиков предложил продать ей мертвые души, то между ними крупный разговор произошел, потому что госпожа никак в толк взять не могла, чего же он от нее хочет. Чичиков с ней не церемонился, Дворовые говорили, что он ее даже «дубинноголовой» назвал. Но я сам этого не слышал. Слышал только, что они договорились о продаже мертвых душ за 15 ассигнаций.

«ПЕРВЫЙ СУДЬЯ»

- Свидетелей от господина Ноздрева не нашлось,т.к. он находится в тюрьме за пьяный дебош в трактире. В суде имеется справка от полицмейстера, (зачитывает)

«Помещик Ноздрев пьяница, путила, драчун. За ведением хозяйства не следит, имение его разорено. Все утверждают, что собакам в имении живется лучше, чем людям».

«СЕКРЕТАРЬ»:

- В суде есть документы о Ноздреве и о скандалах, которые он вносит в любое общество. Жандармы, приехавшие в имение Ноздрева, утверждают, что слышали звуки скандала, брани и драки между Ноздревым и Чичиковым.

«СЕКРЕТАРЬ»:

- В зале суда находится управляющий господина Собакевича. Что вы можете сказать о хозяине и его сделке с Чичиковым.

«УПРАВЛЯЮЩИЙ СОБАКЕВИЧА»

- Барин сказал, что по такому пустяковому делу он ездить не станет. Недосуг ему: дел много, весна, чай! А мужики у нас справно живут, дома у них добротные. Барин мужиков не разоряет, да и невыгодно ему. Говорят, что помещики не любят к нам ездить, дескать, барин ваш грубый и неуклюжий, в доме тоже все грубое, на него похожее, а имение наше - казарма. Это не так. Барин наш - человек сам себе на уме, ко всем людям со своей меркой подходит. А про него говорят, что он плут и мошенник. По делу Чичикова

«ПЕРВЫЙ СУДЬЯ»

- От господина Плюшкина свидетелей нет, сам он на суд приехать не может по причине отсутствия приличной одежды и экипажа. В зале суда присутствуют крестьяне из имения Плюшкина, Послушаем их.

«ПЕРВЫЙ КРЕСТЬЯНИН»

- А  я незнаю, что мне говорить. Я от барина убег, нам у него плохо жилось. Дома все разрушены, крыш нет, окна без стекол, а дерево на домах старое, ветхое. А барский дом еще хуже, инвалид дряхлый, а не дом. А добра у барина сколько! Да гниет все. А крестьяне у него мрут как мухи от голода, а он их еще и тунеядцами и мошенниками обзывает. А сам-то! Глаза бы на него не глядели!

«ВТОРОЙ КРЕСТЬЯНИН»

- Я помню, когда Чичиков приехал к нам, он нашего хозяина помещиком не признал, думал, ключница какая. Наша дворня у дверей подслушивала, так говорила потом, что приезжий обрадовался, когда узнал, что много людей померло. А за сколько были мертвые души проданы я не знаю. Сам я неграмотный.

«СЕКРЕТАРЬ»:

-Господа! В суд поступили документы от главного обвинителя - автора расследования господина Гоголя Н.В.

Суть их сводится к следующему: раскрыть то, что « ускользает и прячется от света»

Душу Чичикова оскорбляют грязные канцелярские столы, но ничуть не оскорбляют чиновники - взяточники. Его обоняние страдает от неприятного запаха, а то, что у Плюшкина крестьяне «как мухи мрут», приводит его в восторг. Чем больше в стране эпидемий и крестьянских могил, тем радостнее Чичиков. Вот что скрывается под внешней приятностью «приобретателя», разъезжающего по глухим дорогам крепостной России.

«ПЕРВЫЙ СУДЬЯ»

- Свидетели все выступили? Тогда слово предоставляется адвокатам господина Чичикова.

 «ПЕРВЫЙ АДВОКАТ»

- Мой подзащитный, я считаю, полностью невиновен! Ведь главный обвинитель этого расследования под название «мертвые души», господин Гоголь, сам говорит: (зачитывает)

- «Нужно знать, что Чичиков был самый благопристойный человек, какой когда - либо существовал на свете....Никогда не позволял он себе в речи неблагопристойного слова и оскорблялся всегда, если в словах других видел отсутствие должного уважения к чину или званию...»

Помилуйте, господа, как такой благопристойный человек может быть виновным? Это милый и обаятельный человек!

«ВТОРОЙ АДВОКАТ»

- В тех преступлениях, в которых обвиняют господина Чичикова, я считаю, он не виновен. Ведь этого ничего могло и не быть, если бы помещики и чиновники, все те, с кем он общался, по-иному отнеслись бы к его предложению о покупке мертвых душ. А они сами лишены сознания гражданского долга, чести и совести. Их даже не возмутило предложение Чичикова! Они только и думают о своем обогащении. Им все равно, что продавать - мертвые души иди что другое, лишь бы нажиться. Свидетели это подтвердили. Паразитический образ жизни, духовное и нравственное уродство - вот социальные признаки, свойственные всем помещикам. Сам крепостнический строй, существование этих помещиков и чиновников сделали возможным и существование людей, подобных Чичикову. Все присутствующие в «зале суда», надеюсь, слышали слова свидетелей о своих хозяевах. Значит, виновны они, а не мой подзащитный!

«ПРОКУРОР»

- Послушать вас, господа адвокаты, так Чичиков предстает одним из лучших людей в России, милейшим и обаятельнейшим. И если такие люди совершают подобные преступления, то, что можно говорить об остальных?! Стыдно, господа!

«ВТОРОЙ СУДЬЯ»

-Господин Чичиков от последнего слова отказался, так как считает себя невиновным и надеется на оправдание.

Суд удаляется на совещание. ( «судьи» встают и выходят из «зала»). «ПРОКУРОР»

- Пока суд решает судьбу Чичикова, предлагаю вашему вниманию документы. Это неопровержимое доказательство вины Чичикова. На этих снимках он изображен в момент покупки мертвых душ у помещиков и оформления купчей. О подлинности этих документов свидетельствует и сам Гоголь, портрет которого проступает в углу каждой фотографии. Ознакомьтесь с ними, (показывает и передает в «зал» иллюстрации художника Неутолимова «Чичиков и помещики» с водяным знаком - портретом Гоголя в углу фотографии, видным только на свет).

«СЕКРЕТАРЬ»;

- Господа присутствующие! Наши законы очень мудрены, а слова сложны. Уважаемые судьи часто употребляли такие слова. Хорошо ли вы разбираетесь в том, что они означают? (пишет на доске)

«Ревизские сказки», «ревизские души», подать, заложить, Опекунский совет, сословие, купчая, экипаж, купчая крепость, карета, заседатель, полицмейстер и т.д. (обращаясь к залу)

- Объясните их значение, господа!

(сидящие в «зале» «господа» объясняют значения слов) «СЕКРЕТАРЬ»;

- А теперь встать, суд идет!

«СУДЬЯ»

- Суд присуждает господина Чичикова к высшей мере наказания (читает) -Суд считает, что Чичиков виновен в совершенных преступлениях - подлоге, мошенничестве, обмане, паразитическом образе жизни. Принимая во внимание сказанные выше свидетелями, защитой, прокурором суд приговаривает Чичикова Павла Ивановича к высшей мере наказания, а именно:

1. считать Чичикова Павла Ивановича, как и тех, кто способствовал ему в совершении преступлений мертвыми душами;

2.  считать общество, в' котором возможно появление таких людей, устроенным неправильно, что делает возможным появление людей - подлецов, алжепатриотов, так как именно оно создает условия для их мошеннической деятельности;

3.  считать поэму Н.В.Гоголя «Мертвые души» сатирой, воспитывающей читателей того времени в духе непримиримости к крепостническому строю. Поэма помогает воспитывать в людях патриотизм, честность, справедливость.

«ПЕРВЫЙ СУДЬЯ»

- Суд работу закончил. Есть ли у присутствующих вопросы к суду и подсудимому (каждый учащийся готовит дома один вопрос. Задать можно 5- 6) Суд отвечает на вопросы «зала») «ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ» 1 .Какой наказ получает Чичиков от отца? 2.Кем был разоблачен Чичиков?

«ВТОРОЙ СУДЬЯ»

- Суд и защита ответили на ваши вопросы. Суд объявляется закрытым. Обвинение и наказание вступают в силу.

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»

Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе

Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»

Конспект урока по литературе в 10 классе

Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся

Татьяна Анатольевна Шепеленко # 4 января 2014 в 18:29 0
Интересный конспект. Спасибо автору. Казалось бы, "избитый" материал, а преподнесён так интересно - в форме ролевой игры. Татьяна Васильевна, хотелось бы узнать, по какому учебнику Вы работаете? Мы работаем по учебнику Зинина, Чалмаева. У нас по программе это произведение изучается в 9 классе.
Марина Александровна Белова # 4 февраля 2014 в 22:17 0
Проведение урока в форме игры-суда помогают не только проанализировать программное произведение, но и способствует познавательной активности, социализации учащихся, формированию коммуникативной компетентности. Поэтому выводы (приговор) звучат не отвлеченно, а осознанны и понятны.
Людмила Юрьевна Цей # 3 марта 2014 в 07:49 0
Методы и приёмы, используемые учителем, позволяют достигнуть поставленных целей. Учитываются  возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Надежда Ивановна Лукьяненко # 3 июня 2014 в 22:25 0
Понравилась разработка урока.Последовательно и доступно, главное учащиеся вовлечены в процесс обучения и смогут проявить свои творческие способности. Спасибо!
Надежда Михайловна Светлова # 27 июля 2014 в 13:04 0
Очень хорошая работа! Готовый сценарий ролевой игры, увлекательный и полезный. Применение игровой технологии обучения делает урок эффективным, цели урока достигнуты. Большим плюсом урока является то, что работе занято много учеников, урок живой и интересный. Спасибо!
Ирина Александровна Подольская # 23 августа 2014 в 20:11 0
Добрый день, Татьяна Васильевна. Это хорошо, что Вы с учениками провели урок-суд, урок-спектакль. Для проведения подобного урока надо потратить ни один день на его подготовку. Но это стоит того. Я согласна, что в работе, именно этого урока, задействовано много учащихся. А вот какова роль оставшихся учеников? Каждый раз, когда бываю на уроке, где судят Печорина и Чичикова, то наблюдаю, к сожалению, что дети выходят, играют свою роль (порой отлично), но живого диалога не получается. Хорошо, что в конце урока Вы задаете 2 вопроса всем ученикам. Живая беседа, своеобразный контроль знаний - это хорошо. Жаль, что вы не написали списка литературы и номер журнала, в котором был опубликован сценарий подобного урока. Творческих Вам успехов. С уважением ИА
Александра Александровна Лебедева # 29 августа 2014 в 03:19 +1
Современное и интересное мероприятие подойдет как заключительный урок. Здорово, что с помощью игры(даже старшеклассников)можно учить любить литературу. Отлично подобрано задание для учащихся на время совещания суда - работа с терминами. спасибо за разработку.
Елена Павловна Явдошенко # 10 сентября 2014 в 01:47 0
Интересная разработка. Задействовано много учащихся, прослеживается самый главный плюс урока - развитие связной устной выразительной речи учащихся, умение логически связно, эмоционально излагать свои мысли, что, естественно развивает творческие способности учащихся - что и нужно в соответствии с ФГОС
Татьяна Алексеевна Страупе # 13 октября 2014 в 23:04 0
Работа проведена, конечно, сумасшедшая, но мне показалось, что концовка как-то замята. На самом деле, какой срок можно получить за мошенничество в наше время? И ещё меня насторожила фраза в начале сценария: "Чичиков - порождение строя, в котором утрачены честь, совесть, порядочность" А не этот ли строй дал нам литературу, музыку, живопись, архитектуру, которые весь мир считает классикой?
Елена Александровна Борисова # 24 октября 2014 в 12:22 0
Очень интересная разработка. Урок в форме игры плодотворен, ребята заинтересованы и активны. Я думаю, на таком уроке не было скучающих.
Алла Альбертовна Гоморова # 1 ноября 2014 в 15:46 0
Меня тоже насторожила фраза в начале урока:"Чичиков- порождение строя, в котором утрачены честь, совесть, порядочность".... Но 19 век - век невиданного взлета и расцвета духовной культуры. Если в XVIII в. Россия громко заявила всему миру о своем существовании, то в XIX в. она буквально ворвалась в мировую культуру, заняв там одно из самых высоких и почетных мест.
А вообще урок интересный! Спасибо!
Елена Александровна Бурлуцкая # 3 ноября 2014 в 13:38 0
Интересная форма проведения урока. Спасибо.
Татьяна Викторовна Фадеева # 18 ноября 2014 в 15:31 0
Урок вызвал интерес, но на таких мероприятиях трудно продумать всё до мелочей. Мне кажется, важна импровизация в проведении такого урока.
Алла Дмитриевна Бережко # 6 декабря 2016 в 01:20 0
Хорошо продуманная импровизация, заметьте... Учитель- актер и режиссер.Его сверхзадача спланировать все так, чтобы дети сделали определенные выводы, причем практически "самостоятельно". Браво, если у нас получится не только выполнить эту сверхзадачу, но еще и научить вести дискуссию, высказывать свое мнение, не забывая при этом, что первооснова-бессмертное творение Гоголя.
Наталья Владимировна Безъязыкова # 7 декабря 2014 в 17:02 0
Спасибо за интересный урок! Во время ролевой игры ребята вовлечены в процесс обучения, развиваются творческие способности. Дети учатся логически правильно, эмоционально излагать свои мысли, а также развивается выразительность речи.
Людмила Александровна Ерёмина # 30 декабря 2014 в 11:34 0
Спасибо, коллега, что поделились своим творчеством и нетрадиционной формой проведения урока-суда, который в принципе должен быть живым и интересным, т.к. задействовать можно добрую половину класса. Перечитала конспект не один раз и поймала себя на мысли, что во время показаний свидетелей я бы попросила ребят использовать авторский текст (пусть уч-ся ещё раз услышат язык Гоголя и стремятся к совершенствованию своей устной речи, умению выступать перед аудиторией!)Первая фраза меня ничуть не смущает, я бы просто напомнила бы детям, что 19 век - век расцвета русской духовной культуры в широком смысле слова. В XIX в. Россия буквально ворвалась в мировую культуру, заняв своё высокое и почетное место. Удачи и дальнейших творческих успехов, Татьяна Васильевна.
Женисгуль Куанышбаевна Жантурина # 17 января 2015 в 12:27 0
очень интересная идея. спасибо автору.
Евгения Вячеславовна Лелекова # 10 февраля 2015 в 17:50 0
Урок, безусловно, построен методически верно. Вот только, это разработка урока-заготовки. Да, такие уроки всегда гостям очень нравятся. Со стороны они смотрятся ярко, интересно, познавательно. Только получается, что дети на таких уроках не оперируют своими (раннее полученными) знаниями. У каждого было опережающее конкретное задание. Иначе говоря, театрализованная постановка. Спасибо.
Алла Викторовна Третьякова # 18 апреля 2015 в 23:22 0
Уважаемая коллега! Смелое заявление: "Чичиков - порождение строя, в котором утрачены честь, совесть, порядочность" А как же "золотой век" русской культуры? Я тоже уважаю любую точку зрения, предпочитаю не авторитарный стиль ведения урока, но тем не менее, чтобы убедить в своей правоте, ссылаюсь на авторитеты. Поэтому Вам нужно подыскать весомые аргументы, чтобы большинство людей согласились с вашей точкой зрения. А в целом - урок неплохой, задумка хорошая, интересная форма, побольше импровизируйте. Удачи!
Татьяна Николаевна Кузьмина # 3 июня 2015 в 14:03 0
Замечательная ролевая игра: доступная для детей, интересная по содержанию, театрализованная.воспользуюсь! Спасибо
Ирина Геннадьевна Фефелова # 30 августа 2015 в 10:08 0
Безусловно, подобные уроки достигают поставленных целей. Если Вы это практикуете регулярно, дети Вас будут вспоминать с благодарностью. Конечно, надо продумать всё до мелочей, чтобы не было заминки на уроке. Спасибо за разработку.
Алена Витальевна Гайсина # 7 октября 2015 в 14:58 0
Оригинально построенный урок. Данная форма позволяет развивать коммуникативные и организационные умения, способствует социализации.
Дарья Александровна Перевощикова # 15 ноября 2015 в 19:25 0
Урок продуманный, содержательный. Очень грамотно выстроен. Интересный подход, дети будут заинтересованы в течение всего урока. Спасибо за материал.
Анна Павловна Богдан # 5 января 2016 в 20:05 0
Урок-суд над литературными героями подготовить непросто, но детям подобная форма, безусловно, нравится. Такой урок позволяет не соглашаться с общепринятой точкой зрения, спорить, находить в тексте подтверждения своей позиции, а значит - работать с произведением! Такая разработка будет полезна всем учителям! Спасибо за разработку.
Ирина Александровна Моисеева # 2 марта 2016 в 20:52 0
Спасибо за идею! Воспользуюсь этим интересным материалом обязательно.
Татьяна Александровна Степанова # 7 июля 2016 в 00:41 0
Интересный конспект урока, оказывается, можно так интересно изучать произведения. Изучать информацию в игровой форме интересно, дети так лучше запомнят факты о писателе, произведении и его героях
Нина Сергеевна Тарасова # 14 ноября 2016 в 21:50 0
Подобный урок требует большой подготовки! Воспользуюсь этим интересным материалом обязательно. Спорить ученики смогут,если они научены и умеют отстаивать свою точку зрения."Мертвые души" практически не читаемый материал, а такой интересный. Но об этом знает лишь учитель. Или я неправа?
Людмила Григорьевна Осипова # 27 июня 2017 в 18:18 0
Интересная форма проведения урока. Проделана большая работа учителем, чтобы данный урок состоялся. Всё работает на развитие связной устной речи учащихся. Творческих Вам успехов.
Елена Сергеевна Белоусова # 4 июля 2017 в 21:59 0
просто замечательная форма проведения урока! детям не может не понравиться! на такой урок не стыдно пригласить родителей или коллег
Людмила Анатолиевна Никитина # 6 января 2018 в 20:51 0
Нетрадиционные формы уроков всегда вызывают живой интерес.Конечно, урок-суд - это урок-спектакль. Но для качественного его проведения необходима тщательная подготовка, в процесс которой активно вовлечены и учащиеся. Нельзя хорошо сыграть свою "роль", не зная произведения, не осмыслив авторского замысла, идеи. Понравились элементы стилизации под речь крестьян, обращение к иллюстрациям художника Неутолимова «Чичиков и помещики», словарная работа, дифференцированное домашнее задание (статья в газету, вопрос к суду).Спасибо, Татьяна Васильевна, за Вашу разработку ролевой игры.