Автор: Винокурова Розалия Хамитовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 8», г. Нижневартовск
Описание материала: Предлагаю вам методическую разработку урока литературы по региональному компоненту (5 класс) по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси». Данный материал будет полезен учителям литературы. Это конспект познавательного занятия, направленного на воспитание уважительного отношения к культуре, традициям и верованиям народов ханты и манси и развитие любознательности младших подростков.
Место урока: данное мероприятие входит в систему занятий по региональному компоненту.
Цели:
Образовательная: познакомить учащихся с культурой, традициями и верованиями народов ханты и манси.
Воспитательная: воспитать уважительное отношение к культуре, традициям и верованиям народов ханты и манси, бережное отношение к природным богатствам родного края.
Развивающая: развивать исследовательские навыки, умение работать с дополнительной литературой, создавать презентацию на заданную тему, делать самостоятельно выводы.
Оборудование: выставка рисунков «Югорская земля – родина моя!», выставка книг о фольклоре ханты и манси, национальные костюмы для выступающих, на доске опорный конспект, маршрутные листы для детей.
Тип: вводный урок
Форма урока: путешествие
Ход урока
Вступительное слово учителя: Россия - многонациональная страна. Здесь проживает около 140 больших и малых народов. Каждый из них отличается по языку, культуре, религии, обычаям, исторически сложившимся традициям, укладу жизни. Сегодня мы отправимся таежными тропами в путешествие по сибирскому краю и узнаем:
1) Кто является коренным жителем Югры?
2) Каково их представление о сотворении Земли, мира?
3) Узнаем отношение северного народа к своим предкам, природе, животным.
Перед вами лежат маршрутные листы, которые вы должны будете заполнить к концу путешествия. Это и будет результатом нашей работы.
Отправиться в путешествие нам поможет герой северной сказки мальчик по имени Идэ (ведущий указывает на хантыйскую куклу), но для начала послушайте стихотворение «Север».
1 ученик:
Суровый край, ты Севером зовешься,
Раскинутый на четверть всей земли.
Лесами мудрыми ты эхом отдаешься
Во всем убранстве снежной красоты.
Как богатырь из сказки старой – старой
Ты дышишь силою морозов и снегов,
И льдов, сковавших быстрые потоки,
И злых, холодных, северных ветров.
Да, ты суров, могуч! Да, ты прекрасен!
Я счастлив, видеть каждый день тебя.
Дышать тобой, покуда ум мой ясен,
И узнавать все больше для себя.
Учитель: Да, суров и могуч сибирский край, но в тоже время прекрасен. Посмотрите, каким увидели ребята наш край. (Ведущий обращает внимание на выставку рисунков «Югорская земля – родина моя!») Перед вами всеми узнаваемые пейзажи. Где и когда вы наблюдали эти картины? (Ответы ребят.) Ну а мы отправляемся дальше, чтобы узнать о том, кто является коренным жителем Югорского края.
Выступление заранее подготовленного ученика, сопровождаемое презентацией: Давным-давно это было, когда еще олени с людьми не дружили, когда люди не ездили, не летали, а по болотам ходили, себе пищу добывали. Случилось это в нашем таежном крае, в крае рек и озер. Только старые, поросшие мхом кедры помнят то время. Пришли в этот старинный край ханты и манси очень давно, может, с тех пор прошло сотыр тал – тысяча лет, а может и того больше. Суровым был тогда наш край, но богат очень: кедра видимо-невидимо, много было черемухи. В те древние времена в нашем краю столько водилось всякой птицы, что только шум да свист стоял от ее полёта. И зверья всякого было полным-полно. И людям здесь жилось привольно. Охотились, рыбачили: содок, кямку пользовали. Шибко верили люди в те времена в духов, что вершит всем хозяин земли и неба Нуми - Торум, что не укрыться от гнева злых духов – менкеров. И шли тогда люди за помощью к шаману-колдуну местному, думали: только он помочь сможет, и зазвучит бубен шамана, и запляшет в вихре плясок своих шаман. Так ворожили, духов злых изгоняли шаманы.
Учитель: Ребята, вы слышите бубен шамана? А мы с Идэ слышим и уже видим, как он призывает на танец северный народ. Посмотрим северный танец.
(ученики исполняют северный танец)
Учитель: Я надеюсь, танец помог вам погрузиться в мир северных народов. Вы готовы ответить на вопрос, кто является коренным жителем Югры? (Ханты и манси.) Отметьте это в своих маршрутных листах. А вот каким видели ханты и манси мир? Об этом следующая история.
Выступление заранее подготовленного ученика, сопровождаемое презентацией: Ханты и манси считали, что жизнь идет во всех трех мирах – верхнем, среднем и нижнем. В верхнем мире все белое, там растет только березовый лес, а духи и бог Торум вечно живут и никогда не умирают. Но они могут умереть, попав на землю, в средний мир. Там происходит не только добро. В среднем мире есть и белое и черное, поочередно сменяются и жизнь и смерть; и среди людей, и среди зверей есть и добро и зло. Здесь вечный круговорот и великая Обь где-то далеко на севере уходит вниз, течет в обратном направлении и появляется у своих истоков маленьким ручейком, потому что отдала притокам воду, как старый человек отдал силу своим детям. А в нижнем мире живут только мертвые, там только черное, оттуда зло, там Кынь-лунг, вечный противник небесного Торума.
Учитель: Так каким видели ханты и манси мир? (Ответы.) Занесите ответ в маршрутный лист. А как была сотворена Земля в представлении ханты и манси? Об этом следующий рассказ.
Выступление заранее подготовленного ученика, сопровождаемое презентацией: В мифах северных народов о возникновении Земли отмечается, что вода первоначальна, она основа жизни. Сначала была только вода, не было видно земли, она находилась глубоко под водой. Однако на воде все же плавал торфяной клочок, и на нем размещался домик. В нем жили муж и жена; откуда они появились, не отмечается. У этих мужа и жены была гагара и другая водоплавающая птица, называемая лулы. Эта птица лулы по просьбе мужа и жены, плавающих на торфяном клочке земли, с большим трудом достает из-под воды на клюве крохотный кусочек земли, прикрепляет ее на уголок домика. Земля постепенно начинает расти и растет кругом так, как расширяются волны от упавшего в воду предмета, а Земля «все вращается вокруг». О круглой форме Земли, о ее росте и вращении, жене и мужу все докладывает белый ворон, «их внук». Земля первоначально была гладкая, неустойчивая, легкая и шаталась. Однажды она семь дней грохотала, появились каменистые горы, тогда Земля укрепилась, больше не шаталась.
Учитель: Так что же из себя представляла Земля в мифах ханты и манси? (Ответ учащихся.) Впишите свой ответ в маршрутный лист. Действительно, первоначально народ не мог объяснить многие явления окружающего мира, поэтому трактовал все по-своему. Фантазия народа была очень богатой, особенно ярко она выразилась в северных загадках. Вы заметили, что мальчик Идэ принес с собой мешочек. Он не простой. Это «мешочек загадок». Предлагаю вам их отгадать.
«Мешочек Загадок»
В ночь беззвёздную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье? (Олень)
Олень от них убегает –
А они не отстают. (Нарты)
С неба летит – пляшет.
Всё, что есть в тундре, - прячет.
А в чум попадёт – плачет. (Снег)
Она, как снег, от солнца прячется.
А мышки – от неё. (Сова)
Волшебник на железе
Посредине чума сидит –
И угостить может,
И укусить может. (Огонь очага)
Летом - серая, зимой белая. (Куропатка)
Летом - меховые, зимой берестяные. (Рога оленя)
Учитель: Молодцы. Вы отгадали северные загадки, теперь настала пора узнать, как относились ханты и манси к животному миру? Послушаем.
Выступление заранее подготовленного ученика, сопровождаемое презентацией: У северных народов было особое отношение к животным. Медведя в прошлом почитали повсеместно, приписывая ему способность охранять членов семьи от болезней, разрешать возникшие между людьми споры. Медведь выступал в роли судьи и поборника справедливости. Обвиняемый в краже держал в руках медвежью лапу или стоял перед черепом и говорил: «Если я взял зверя из чужой ловушки, то ты, лесной старик, разорви меня вот этими когтями». Лесным человеком медведя называли не случайно. В отношении к этому зверю сочетались два противоположных взгляда: с одной стороны, он зверь, объект охоты, источник пищи, а с другой бывший человек, родственник, родоначальник. Это даже сверхчеловек, потому что когда-то он был младшим сыном бога Торума, но последний за непослушание спустил его с небес на землю. Отношения между людьми, добывшими медведя, и самим медведем раскрываются на так называемом медвежьем празднике. Его назначение исследователи усматривают в стремлении помирить медведя (его душу) с убившими его охотниками. Церемонии в течение всего праздника направлены в адрес родственника-предка.
Учитель: Так как же относились ханты и манси к животным, в частности к медведю? (Почитали, считали своим родственником, извинялись за то, что пришлось убить). Отметьте кратко это в своих листах. Народ бережно относился к природе. Верил в приметы. Послушаем приметы двух охотников.
Диалог двух охотников
1 охотник: Чем метель над тундрой злее, тем в снегу куропатке теплее.
2 охотник: Выкорми пса из щенка, если хочешь иметь дружка.
1 охотник: Оставленный в тундре запас - и для нас, и для вас.
2 охотник: Тот, кто оленя может побить, сам не уйдёт от его копыт.
1 охотник: Много грибов – много белок будет.
2 охотник: Уходи на охоту рано – всегда будешь с удачей.
1 охотник: Не будь жадным, и не останешься одиноким.
2 охотник: Не вылавливай из озера всю рыбу – оставь потомкам.
Учитель: Ребята, вы услышали несколько примет. Как вы понимаете одну из них: «Оставленный в тундре запас – и для нас, и для вас»? (К дарам природы нужно относиться не потребительски, а бережно, думая о других.) Запишите ответ в своем листе там, где говорится об отношении к природе.
А мы отправляемся дальше, чтобы узнать об отношении ханты и манси к своим предкам.
Выступление заранее подготовленного ученика, сопровождаемое презентацией: Но не только с животными люди связывали свою судьбу, а и с предками. Современный обычай чтить память умерших уходит корнями в глубокую древность. На заре истории людям было чуждо представление о полной смерти, и смерть принималась как переход из одного состояния в другое, из одного мира в другой. Поэтому люди полагали, что ушедшие в другой мир небезучастны к судьбе оставшихся, и если по отношению к ним проявлять заботу, то такую же заботу проявят и они к своим потомкам.
Предки северных народов искали поддержку и у деревьев. Пару растущих рядом больших деревьев называли дедушкой и бабушкой; кроме того, дерево мыслилось как лестница, которая связывала земной, подземный и небесный миры.
Учитель: Ребята, что полагали ханты и манси об умерших предках? (Они считали, что те не умерли, а перешли в другой мир.) Каково было отношение к предкам? (Почитали.) Отметьте это в своих листах.
Хантыйская игра «В щёл»
Выступление заранее подготовленного ученика: У изобретательного и смелого народа было немало национальных игр, среди которых есть игра под названием «В щёл». Палочка кладется между большим и указательным пальцем правой руки, подбрасывается и ловится между этими же пальцами. Если игрок не уронил палочку, процедура выполняется между указательным и средним пальцем и т. д. Если ребенок справился с задачей, он должен то же самое выполнить на левой руке, а затем в обратном направлении, начиная с мизинца и безымянного пальца левой руки. Цикл этапа игры с одной палочкой должен быть проведен от начала до конца. Данная игра символизирует взаимодействие руки и орудия.
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Что вы узнали? Давайте подытожим:
- Кто является коренным жителем Югры?
- Каково их представление о сотворении Земли, мира?
- Как относились северные народы к своим предкам, природе, животным?
- Какой можно сделать вывод об особенностях коренных народов?
- Чему мы, современные жители Югры, должны учиться у этих народов?
Прощаясь, манси говорят: «Торум ет олэн!», что означает: «С небом живите!» Живите в ладу с Богом, с Природой, с собой и Вы! Торум ет олэн!
(дети сдают заполненные маршрутные листы)
Домашнее задание: пересказ хантыйской сказки «Идэ».
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся
Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»
Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе
План-конспект урока литературы в 5 классе по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино»
Конспект урока по литературе в 10 классе