Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»

Автор: Винокурова Розалия Хамитовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 8», г. Нижневартовск

Описание материала: Предлагаю вам методическую разработку урока литературы по региональному компоненту (5 класс) по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси». Данный материал будет полезен учителям литературы. Это конспект познавательного занятия, направленного на воспитание уважительного отношения к культуре, традициям и верованиям народов ханты и манси и развитие любознательности младших подростков.

Место урока: данное мероприятие входит в систему занятий по региональному компоненту.

Цели:

Образовательная: познакомить учащихся с культурой, традициями и верованиями народов ханты и манси.

Воспитательная: воспитать уважительное отношение к культуре, традициям и верованиям народов ханты и манси, бережное отношение к природным богатствам родного края.

Развивающая: развивать исследовательские навыки, умение работать с дополнительной литературой, создавать презентацию на заданную тему, делать самостоятельно выводы.

Оборудование: выставка рисунков «Югорская земля – родина моя!», выставка книг о фольклоре ханты и манси, национальные костюмы для выступающих, на доске опорный конспект, маршрутные листы для детей.

Тип: вводный урок

Форма урока: путешествие

Ход урока

Вступительное слово учителя: Россия - многонациональная страна. Здесь проживает около 140 больших и малых народов. Каждый из них отличается по языку, культуре, религии, обычаям, исторически сложившимся традициям, укладу жизни. Сегодня мы отправимся таежными тропами в путешествие по сибирскому краю и узнаем:

1)    Кто является коренным жителем Югры?

2)    Каково их представление о сотворении Земли, мира?

3)    Узнаем отношение северного народа к своим предкам, природе, животным.

Перед вами лежат маршрутные листы, которые вы должны будете заполнить к концу путешествия. Это и будет результатом нашей работы.

Отправиться в путешествие нам поможет герой северной сказки мальчик по имени Идэ (ведущий указывает на хантыйскую куклу), но для начала послушайте стихотворение «Север».

1 ученик:

Суровый край, ты Севером зовешься,

Раскинутый на четверть всей земли.

Лесами мудрыми ты эхом отдаешься

Во всем убранстве снежной красоты.

Как богатырь из сказки старой – старой

Ты дышишь силою морозов и снегов,

И льдов, сковавших быстрые потоки,

И злых, холодных, северных ветров.

Да, ты суров, могуч! Да, ты прекрасен!

Я счастлив, видеть каждый день тебя.

Дышать тобой, покуда ум мой ясен,

И узнавать все больше для себя.

Учитель: Да, суров и могуч сибирский край, но в тоже время прекрасен. Посмотрите, каким увидели ребята наш край. (Ведущий обращает внимание на выставку рисунков «Югорская земля – родина моя!») Перед вами всеми узнаваемые пейзажи. Где и когда вы наблюдали эти картины? (Ответы ребят.) Ну а мы отправляемся дальше, чтобы узнать о том, кто является коренным жителем Югорского края.

Выступление заранее подготовленного ученика, сопровождаемое презентацией: Давным-давно это было, когда еще олени с людьми не дружили, когда люди не ездили, не летали, а по болотам ходили, себе пищу добывали. Случилось это в нашем таежном крае, в крае рек и озер. Только старые, поросшие мхом кедры помнят то время. Пришли в этот старинный край ханты и манси очень давно, может, с тех пор прошло сотыр тал – тысяча лет, а может и того больше. Суровым был тогда наш край, но богат очень: кедра видимо-невидимо, много было черемухи. В те древние времена в нашем краю столько водилось всякой птицы, что только шум да свист стоял от ее полёта. И зверья всякого было полным-полно. И людям здесь жилось привольно. Охотились, рыбачили: содок, кямку пользовали. Шибко верили люди в те времена в духов, что вершит всем хозяин земли и неба Нуми - Торум, что не укрыться от гнева злых духов – менкеров. И шли тогда люди за помощью к шаману-колдуну местному, думали: только он помочь сможет, и зазвучит бубен шамана, и запляшет в вихре плясок своих шаман. Так ворожили, духов злых изгоняли шаманы.

Учитель: Ребята, вы слышите бубен шамана? А мы с Идэ слышим и уже видим, как он призывает на танец северный народ. Посмотрим северный танец.

(ученики исполняют северный танец)

Учитель: Я надеюсь, танец помог вам погрузиться в мир северных народов. Вы готовы ответить на вопрос, кто является коренным жителем Югры? (Ханты и манси.) Отметьте это в своих маршрутных листах. А вот каким видели ханты и манси мир? Об этом следующая история.

Выступление заранее подготовленного ученика, сопровождаемое презентацией: Ханты и манси считали, что жизнь идет во всех трех мирах – верхнем, среднем и нижнем. В верхнем мире все белое, там растет только березовый лес, а духи и бог Торум вечно живут и никогда не умирают. Но они могут умереть, попав на землю, в средний мир. Там происходит не только добро. В среднем мире есть и белое и черное, поочередно сменяются и жизнь и смерть; и среди людей, и среди зверей есть и добро и зло. Здесь вечный круговорот и великая Обь где-то далеко на севере уходит вниз, течет в обратном направлении и появляется у своих истоков маленьким ручейком, потому что отдала притокам воду, как старый человек отдал силу своим детям. А в нижнем мире живут только мертвые, там только черное, оттуда зло, там Кынь-лунг, вечный противник небесного Торума.

Учитель: Так каким видели ханты и манси мир? (Ответы.) Занесите ответ в маршрутный лист. А как была сотворена Земля в представлении ханты и манси? Об этом следующий рассказ.

Выступление заранее подготовленного ученика, сопровождаемое презентацией: В мифах северных народов о возникновении Земли отмечается, что вода первоначальна, она основа жизни. Сначала была только вода, не было видно земли, она находилась глубоко под водой. Однако на воде все же плавал торфяной клочок, и на нем размещался домик. В нем жили муж и жена; откуда они появились, не отмечается. У этих мужа и жены была гагара и другая водоплавающая птица, называемая лулы. Эта птица лулы по просьбе мужа и жены, плавающих на торфяном клочке земли, с большим трудом достает из-под воды на клюве крохотный кусочек земли, прикрепляет ее на уголок домика. Земля постепенно начинает расти и растет кругом так, как расширяются волны от упавшего в воду предмета, а Земля «все вращается вокруг». О круглой форме Земли, о ее росте и вращении, жене и мужу все докладывает белый ворон, «их внук». Земля первоначально была гладкая, неустойчивая, легкая и шаталась. Однажды она семь дней грохотала, появились каменистые горы, тогда Земля укрепилась, больше не шаталась.

Учитель: Так что же из себя представляла Земля в мифах ханты и манси? (Ответ учащихся.) Впишите свой ответ в маршрутный лист. Действительно, первоначально народ не мог объяснить многие явления окружающего мира, поэтому трактовал все по-своему. Фантазия народа была очень богатой, особенно ярко она выразилась в северных загадках. Вы заметили, что мальчик Идэ принес с собой мешочек. Он не простой. Это «мешочек загадок». Предлагаю вам их отгадать.

«Мешочек Загадок»

В ночь беззвёздную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье? (Олень)

 

Олень от них убегает –

А они не отстают. (Нарты)

С неба летит – пляшет.

Всё, что есть в тундре, - прячет.

А в чум попадёт – плачет. (Снег)

 

Она, как снег, от солнца прячется.

А мышки – от неё. (Сова)

 

Волшебник на железе

Посредине чума сидит –

И угостить может,

И укусить может. (Огонь очага)

 

Летом - серая, зимой белая. (Куропатка)

 

Летом - меховые, зимой берестяные. (Рога оленя)

Учитель: Молодцы. Вы отгадали северные загадки, теперь настала пора узнать, как относились ханты и манси к животному миру? Послушаем.

Выступление заранее подготовленного ученика, сопровождаемое презентацией: У северных народов было особое отношение к животным. Медведя в прошлом почитали повсеместно, приписывая ему способность охранять членов семьи от болезней, разрешать возникшие между людьми споры. Медведь выступал в роли судьи и поборника справедливости. Обвиняемый в краже держал в руках медвежью лапу или стоял перед черепом и говорил: «Если я взял зверя из чужой ловушки, то ты, лесной старик, разорви меня вот этими когтями». Лесным человеком медведя называли не случайно. В отношении к этому зверю сочетались два противоположных взгляда: с одной стороны, он зверь, объект охоты, источник пищи, а с другой бывший человек, родственник, родоначальник. Это даже сверхчеловек, потому что когда-то он был младшим сыном бога Торума, но последний за непослушание спустил его с небес на землю. Отношения между людьми, добывшими медведя, и самим медведем раскрываются на так называемом медвежьем празднике. Его назначение исследователи усматривают в стремлении помирить медведя (его душу) с убившими его охотниками. Церемонии в течение всего праздника направлены в адрес родственника-предка.

Учитель: Так как же относились ханты и манси к животным, в частности к медведю? (Почитали, считали своим родственником, извинялись за то, что пришлось убить). Отметьте кратко это в своих листах. Народ бережно относился к природе. Верил в приметы. Послушаем приметы двух охотников.

Диалог двух охотников

1 охотник: Чем метель над тундрой злее, тем в снегу куропатке теплее.

2 охотник: Выкорми пса из щенка, если хочешь иметь дружка.

1 охотник: Оставленный в тундре запас - и для нас, и для вас.

2 охотник: Тот, кто оленя может побить, сам не уйдёт от его копыт.

1 охотник: Много грибов – много белок будет.

2 охотник: Уходи на охоту рано – всегда будешь с удачей.

1 охотник: Не будь жадным, и не останешься одиноким.

2 охотник: Не вылавливай из озера всю рыбу – оставь потомкам.

Учитель: Ребята, вы услышали несколько примет. Как вы понимаете одну из них: «Оставленный в тундре запас – и для нас, и для вас»? (К дарам природы нужно относиться не потребительски, а бережно, думая о других.) Запишите ответ в своем листе там, где говорится об отношении к природе.

А мы отправляемся дальше, чтобы узнать об отношении ханты и манси к своим предкам.

Выступление заранее подготовленного ученика, сопровождаемое презентацией: Но не только с животными люди связывали свою судьбу, а и с предками. Современный обычай чтить память умерших уходит корнями в глубокую древность. На заре истории людям было чуждо представление о полной смерти, и смерть принималась как переход из одного состояния в другое, из одного мира в другой. Поэтому люди полагали, что ушедшие в другой мир небезучастны к судьбе оставшихся, и если по отношению к ним проявлять заботу, то такую же заботу проявят и они к своим потомкам.

Предки северных народов искали поддержку и у деревьев. Пару растущих рядом больших деревьев называли дедушкой и бабушкой; кроме того, дерево мыслилось как лестница, которая связывала земной, подземный и небесный миры.

Учитель: Ребята, что полагали ханты и манси об умерших предках? (Они считали, что те не умерли, а перешли в другой мир.) Каково было отношение к предкам? (Почитали.) Отметьте это в своих листах.

Хантыйская  игра «В щёл»

Выступление заранее подготовленного ученика: У изобретательного и смелого народа было немало национальных игр, среди которых есть игра под названием «В щёл». Палочка кладется между большим и указательным пальцем правой руки, подбрасывается и ловится между этими же пальцами. Если игрок не уронил палочку, процедура выполняется между указательным и средним пальцем и т. д. Если ребенок справился с задачей, он должен то же самое выполнить на левой руке, а затем в обратном направлении, начиная с мизинца и безымянного пальца левой руки. Цикл этапа игры с одной палочкой должен быть проведен от начала до конца. Данная игра символизирует взаимодействие руки и орудия.

Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Что вы узнали? Давайте подытожим:

- Кто является коренным жителем Югры?

- Каково их представление о сотворении Земли, мира?

- Как относились северные народы к своим предкам, природе, животным?

- Какой можно сделать вывод об особенностях коренных народов?

- Чему мы, современные жители Югры, должны учиться у этих народов?

Прощаясь, манси говорят: «Торум ет олэн!», что означает: «С небом живите!» Живите в ладу с Богом, с Природой, с собой и Вы! Торум ет олэн!

(дети сдают заполненные маршрутные листы)

Домашнее задание: пересказ хантыйской сказки «Идэ».

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся

План-конспект урока литературы в 5 классе по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино»

Конспект урока по литературе в 10 классе

Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»

Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе

Марина Александровна Белова # 4 февраля 2014 в 21:58 0
Очень важная работа по воспитанию уважительного отношения к культуре, традициям родного края. Замечательно, что на уроках регионального компонента так глубоко и трогательно рассказывается об истоках, истории. Без прошлого нет настоящего. спасибо.
Розалия Винокурова # 26 июня 2015 в 08:35 0
Марина Александровна, спасибо за добрые слова.
Татьяна Алексеевна Страупе # 19 октября 2014 в 23:40 0
Урок больше похож на историю или географию, столько в нём интересной информации, не имеющей отношения к литературе. Но это погружение оправдано. Необходимо, чтобы дети увидели, как разнообразна культура народа, как интересна его история. Единственное, для рядового урока много специально подготовленных детей. Но. возможно, эта работа ведётся в системе и привычна ученикам. Спасибо.
Розалия Винокурова # 26 июня 2015 в 08:36 0
Татьяна Алексеевна, спасибо за Ваш комментарий.
Женисгуль Куанышбаевна Жантурина # 17 января 2015 в 12:30 0
материал хороший. можно кое где взять элементы обучения. спасибо
Розалия Винокурова # 26 июня 2015 в 08:38 0
Женисгуль Куанышбаевна, спасибо за комментарий.
Владимир Сергеевич # 5 мая 2015 в 12:33 0
Для проведения эффективного урока и полного раскрытия темы данный конспект очень хорошо помог мне. Спасибо автору.
Розалия Винокурова # 26 июня 2015 в 08:39 0
Владимир Сергеевич, спасибо большое за Ваш комментарий!
Евгения Михайловна Фирсова # 20 августа 2015 в 12:24 0
Мне очень понравился конспект. Он необычный, интересный. Я представляю этот урок неким погружением в мир традиция, истории и фольклора. Такие уроки позволяют ученикам узнать много нового о своей Родине, пробудить патриотические чувства.
Мария Васильевна Скопина # 1 февраля 2016 в 22:25 0
Необычный урок при довольно часто используемой форме урока-путешествия. Танцы, северные игры, звук бубна, обращение к быту и верованиям предков... Это точно запомнится и найдёт отклик в юных сердцах.
Спасибо за этот материал!
Елена Анатольевна Камаева # 26 февраля 2016 в 19:41 0
Люблю учиться и узнавать новое. Поэтому Ваш урок меня заинтересовал своим содержанием, формой проведения. А дети должны знать культуру , традиции своего народа, иначе у них не может быть будущего.
Марина Николаевна Прикуле # 8 августа 2016 в 12:37 0
У этого урока бесценный воспитательный потенциал. Надеюсь, он является звеном в цикле уроков по региональному компоненту. Видно, что учитель тщательно продумал все переходы от одного образа к другому, от большего к малому и обратно. Спасибо.