Автор-составитель: Сюндюкова Гульшат Раисовна, учитель татарского языка и литературы МБОУ “Кармалинская средняя общеобразовательная школа”, с.Кармалы, Нижнекамский район, Республика Татарстан.
План-конспект урока может быть использован учителями татарского языка и литературы с целью ознакомления детей с историей Кремля, в частности, с историей мечети Кул Шариф.
Цели: углубление знаний о Республике Татарстан и Казанском Кремле; знакомство с историей мечети Кул Шариф, с жизнью исторической личности Кул Шариф; воспитание чувства уважения к историческому прошлому Татарстана
Оборудование: презентация, учебники истории, книга “Татарика”
1. Организационный момент.
2. Знакомство с целями урока.
3. Беседа по вопросам о Республике Татарстан (на татарском языке):
— Где мы живем?
— Наша республика какая?
— Назовите столицу Татарстана?
— Что входит в символику Татарстана?
— Какие легенды знаете о Казани?
— Какие памятные места есть в Казани?
4. Достопримечательности Казани
Учитель: Город Казань интересен своими архитектурными памятниками. Здесь можно встретить как православные постройки с элементами мусульманского орнамента, так и чисто русские или татарские строения.
Пожалуй, главной достопримечательностью Казани является Кремль.
— Что вы знаете о Кремле? (Рассказывают по-татарски).
Учитель: Казанский Кремль – средневековая крепость. Главными архитектурными памятниками Кремля являются, кроме самой крепости, Благовещенский собор (XVI-XIX века), башня Сююмбике (первая половина XVIII века), мечеть Кул-Шариф (конец XX - начало XXI вв.).
Строительство Кремля началось в 1556 году. С южной стороны кремлевских стен были воздвигнуты башни: Юго-западная, Спасская, Юго-восточная. Внутри Кремля расположился Благовещенский собор и другие церкви. Также были построены двор воеводы, дворец архиепископа, здания Спасского монастыря, Преображенская башня, Тайницкая башня.
Знаменитая, являющаяся дозорно-сторожевой постройкой ханского периода, башня Сююмбике была построена в конце 17-го века, она входит в число падающих сооружений мира. Выше Пизанской на два метра, она сразу же после строительства начала крениться на восток, потому что восточная ее часть, построенная на старом фундаменте, оказалась намного устойчивее.
Если бы не реставрационные работы, проведенные в начале 1990-х годов, она бы так и продолжала падать.
— Расскажите про Башню Сююмбике. (Рассказывают).
Учитель: Башня Сююмбике - признанный архитектурный символ Казани, она широко известна далеко за пределами Татарстана, и по сути дела признана всеми татарами мира за символ своей Родины.
Без нее невозможно представить город Казань, - так же как Париж без Эйфелевой башни, Лондон без Тауэра или Каир - без пирамид. Ничто в богатой панораме Казани не привлекает такого внимания, как ее изящный стройный силуэт. Это эффектное сооружение находится на самом видном месте кремлевского холма, — древнего сакрального центра старой части Казани.
Учитель: Благовещенский Собор в Казанском Кремле входит в число древнейших и интереснейших памятников русского церковного зодчества. Он остается самым древним сооружением в кремлевском ансамбле. Собор относят к псковской школе русского зодчества.
С Благовещенским собором связана деятельность святителей Казанских, он является также местом погребения их праха.
В западной части кремлевского комплекса находится главная мечеть Казани, Татарстана и татарской диаспоры – мечеть Кул Шариф.
Она была центром религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Названа так в честь ее последнего имама сеида Кул Шарифа.
5. Знакомство с жизнью исторической личности Кул Шарифа.
— Что вы слышали или читали про Кул Шарифа? (Рассказывают по-татарски).
Учитель: В своем исследовании видный татарский ученый, просветитель, философ Ш.Марджани писал, что в крепости (Кремле) была восьмиминаретная главная (соборная) мечеть, во главе которой стоял сеид Шарифкол, пользующийся уважением, почетом религиозный деятель, ученый, поэт, дипломат. Четыре столетья тому назад легендарная многоминаретная мечеть Кул Шариф украшала столицу Казанского ханства, поражая всех своим великолепием, изящностью, красотой, богатой библиотекой.
Кул Шариф - историческая личность. Его имя золотыми буквами вписано в историю татарского народа. Сеид Кул Шариф был видным государственным деятелем, умелым дипломатом. После восшествия на казанский трон хана Ядигара (Едигера), Кул Шариф вошел в состав правительства и активно участвовал в повседневных делах ханства. В русских летописях он упоминается как один из влиятельных и уважаемых религиозных деятелей. После смерти своего отца Мансура в 1546 году имам был назначен предводителем религиозных деятелей ханства. Жители Казани глубоко уважали сеида Кул Шарифа, чтя его высокую образованность, нравственную чистоту и честность. Исследователь истории Казанского ханства М.Худяков отводит Кул Шарифу роль первого лица в государстве, поскольку, благодаря своему высокому авторитету и положению, он становился в периоды междуцарствия во главе временного правительства. Несомненно, выполнение подобных обязанностей требовало глубоких знаний, незаурядного ума и опыта.
Широкообразованный, нравственно чистый и честный человек, он пользовался огромным уважением у себя на родине. Он на своем белом коне любил проезжать по улицам города. Казанцы в знак глубокого уважения восторженно приветствовали его, глубоко преклоняясь ему. Даже хан при встрече слезал со своего коня, целовал подол его чапана, желал ему здоровья.
Кул Шариф пользовался уважением и за рубежом. В этой связи знаменательно признание Ш.Марджани в том, что русские князья, поддерживая связи с казанскими ханами, присылали ему персональные письма, а также подарки.
Эпоха, в которой жил сеид Кул Шариф, — это трагическое время движения Казанского ханства к своей гибели.
6. Рассказ о взятии Казани. В апреле 1551 года началось новое наступление русских войск, которые в июне обступили Казань. Настали тяжелые времена, и казанцы дрогнули: они послали «к Шигалею и к воеводам бити челом, чтобы государь пожаловал, гнев свой им отдал, а пленети их не велел, а дал бы им на государство царя Шигалея, а Утемешь-Гирея царя государь к собе взял и с материю Сююнбика-царицею» (Патриаршая летопись). С таким предложением к хану Шах-Али и русским воеводам приезжали «мулла» Кул Шариф и тюменский «князь» Бибарс Растов. Но они действовали не самостоятельно, а выполняли волю «всей земли Казанской», что отчетливо видно из грамоты казанцев, отправленной тогда Ивану IV.
Кроме того, послы не сразу приняли условия Москвы — в летописном сообщении от 9 августа 1551 года говорится о том, что во время переговоров они «во многом заперлися», то есть не соглашались. Хронист дальше пишет о татарах: «обычай бо их бяше изначала лукавьствовати».
Заставить казанцев принять столь тяжелые условия можно было лишь силой. И завоеватели пригрозили: если казанцы «не учинять на государеве воле… на ту же осень… государь… хочет ратию съ всеми людми». Лишь после таких угроз послы приняли условия Москвы, среди которых было и требование выдать Сююмбике с сыном. Ясно, что никакой личной вины у Кул Шарифа с «князем» Бибарсом в этом не было — они выполняли общегосударственное решение, да и то всего лишь как дипломаты.
Учитель: Во время событий осени 1552 года духовный лидер татар-мусульман Кул Шариф проявил себя как выдающийся предводитель воинов. Русское войско, уже два месяца осаждавшее Казань, ворвалось в горящий город. С площадей и узких улочек города бои перешли на стены крепости. Жестокой схваткой сопровождалось продвижение осаждавших внутрь кремля, к Ханскому двору. Под стенами величественной мечети отчаянное сопротивление нападающим оказали шакирды медресе во главе с Кул Шарифом…
Погиб и сам Кул Шари, и все его ученики. Мечеть была сожжена и разрушена. От прекрасной многоминаретной мечети Казани, горделиво возвышавшейся на гребне холма, не остается камня на камне.
Печальный вид представляла собой Казань после того, как окончилась сеча, не прекращавшаяся на улицах города до позднего вечера. В неравном бою погибли все его защитники. Столица Казанского ханства лежала в руинах и пожарищах.
И вот, по прошествии почти пяти столетий, по памяти татарского народа мечеть была воссоздана. Ее строительство началось в 1995 году, а закончилось в 2005.
Еще одной из ролей мечети является воссоединение двух главных религий Казани: мусульманского и православного. Для этого она и построена рядом с православным Благовещенским собором.
Находясь в стенах Кремля, мечеть Кул Шариф находится в тесной связи с туристической индустрией Казани. Сегодня практически ни одна экскурсия в Казани не обходится без посещения этого яркого сооружения.
Сейчас мечеть Кул Шариф представляет собой четырехминаретное купольное здание высотой 57 с небольшим метров, находящееся во дворе Юнкерского училища. Являясь самой высокой мечетью во всей Европе и наиболее значимым мусульманским центром России, мечеть Кул Шариф вмещает более 1500 человек. В архитектуре минаретов сохранились украшения, присущие Казанскому ханству.
К сожалению, не сохранилось достоверных источников о точной дате происхождения мечети. Более того, на сегодняшний день до конца не ясны архитектурные детали оригинальной мечети Кул Шариф, однако известно точно, что она была деревянной и также состояла из восьми минаретов. А вот располагалась старая мечеть не в том месте, где ныне стоит современный Кул Шариф - она возвышалась месте нынешнего Благовещенского собора.
Здание мечети Кул Шариф. Само здание Кул Шариф расположено внутри Казанского Кремля с западной стороны и является самой высокой башней в заповеднике - самые высокие точки - 4 минарета - расположены на высоте 57 метров над землей. Мечеть Кул Шариф является абсолютно симметричным зданием с восемью минаретами: четырьмя более высокими и четырьмя - пониже.
Внутри здание также богато декорировано и вмещает до 1,5 тысячи человек.
При посещении мечети Кул Шариф мужчинам не рекомендуется надевать шорты, а девушкам - юбки выше колен. На входе в мечеть выдадут тюбетейки для мужчин и платки для женщин.
7. Учитель: Сейчас совершим заочную экскурсию по мечети. (Можно посмотреть слайд-шоу).
8. Закрепление полученных знаний. (Развитие диалогической речи).
— О чем сегодня с вами говорили?
— Составьте диалог и поговорите по парам по нашей теме.
9. Подведение итогов.
Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе
Конспект урока по литературе в 10 классе
Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»
План-конспект урока литературы в 5 классе по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино»
Евгения Михайловна Фирсова # 20 августа 2015 в 13:15 0 |
Валерий Григорьевич Вершинин # 21 августа 2015 в 02:13 0 |