Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»

Автор: Недодаева Татьяна Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Кашарская СОШ сл. Кашары Ростовской области.

Описание материала. Предлагаю конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра». Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы. Это конспект урока, направленного на расширение кругозора семиклассников, развитие умений работать с текстами художественных произведений, воспитание любви к искусству слова.

Цели:

1. Познакомить семиклассников с особенностями строения сонета.

2. Развивать умение находить типичные признаки жанра и отклонения от жёстких требований сонета.

3. Воспитывать любовь к искусству слова.

Оборудование: таблица «Роды и жанры литературы», таблица «Строение сонета», распечатка венка сонетов И.Сельвинского «Юность» каждому обучающемуся.

Ход урока.

1. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока. Подготовка восприятия.

- Вы знаете, что тема курса нашего предмета в 7 классе – «Богатство и разнообразие жанров всех родов литературы». Вспомните, пожалуйста, какие роды литературы существуют? (эпос, лирика, драма).

- С какими жанрами каждого из этих родов мы знакомы?

(Эпос: басня, былина, легенда, роман)

(Драма: комедия, трагедия)

(Лирика: гимн, послание, эпиграмма)

- Как видите, поэзия знает множество жанров. Литература с течением времени развивалась, жанры возникали и умирали. Одним из самых стойких, переживших столетия, является сонет. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с особенностями этого жанра, научимся находить типичные признаки жанра и отклонения от жёстких требований. Запишите в тетради тему урока.

2. Проверка домашнего задания.

-К нашему уроку  вы готовили выразительное чтение «Сонета» Н.С.Гумилёва. Послушаем это произведение. (Выразительное чтение стихотворение учащимися).

-Опишите картины, которые рисует поэт в этом стихотворении, в этом сонете.

-Что хотел сказать поэт, завершая сонет строкой о голубой лилии?

3. Особенности жанра сонета.

Теперь на примере сонета Н.С.Гумилёва мы рассмотрим особенности жанра. В ходе работы делайте записи в тетради.

- Посчитайте, сколько строк в сонете? (14)

Это и есть первое требование к жанру: обязательно 14 строк.

- Как группируются эти строки в строфы? (2 четверостишия и 2 трёхстишия).

Это ещё одно требование к жанру: 2 четверостишия – катрена и 2 трёхстишия – терцета. Нужно обратить внимание на то, что первый катрен содержит в себе завязку всей темы сонета, а в последнем терцете содержится развязка.

- Обратимся к сонету Н.С.Гумилёва. Выполнено ли в нём это требование?

- А теперь найдите в последнем терцете слова, в которых содержится самое важное для автора суждение. («Я лилию добуду голубую»).

Самое важное суждение всегда содержится в сонете в последней строке, называемой «сонетный замок». Это ещё одно требование к сонету.

- Кроме этих требований существует ещё и строго нормированное чередование рифм. Рифмовка в сонете может быть следующих вариантов: катрены – АББА, терцеты – ССД и ЕДЕ.

В результате работы в тетрадях учеников должна быть сделана запись:

Особенности жанра сонета.

1) 14 строк;

2) 2 катрена и 2 терцета;

3) завязка в первом катрене и развязка в последнем терцете;

4) «сонетный замок»;

5) строгое чередование рифм.

4. Общие контуры истории сонета в «Сонете» А.С.Пушкина.

Как видите, к сонету выдвигаются очень жёсткие требования: определённое количество строк, деление их на два катрена и два терцета, завершённая мысль каждой части, строгое чередование рифм. Но несмотря на это он существует уже без малого 800 лет. Родиной сонета стала Италия, точнее Сицилия. Появился он на переломе от средневековья к эпохе Возрождения, в самом начале XIII века. Историю развития этого жанра можно проследить по «Сонету» А.С.Пушкина.

- Откройте учебники, найдите стихотворение. Послушайте сонет и найдите в нём признаки жанра.

(Чтение сонета учителем)

В сонете очень много имён. Разобраться в них помогут комментарии. Но будем помнить, что каждая строфа сонета – это законченное целое.

-Чьи имена встречаются в первом катрене? (Данте, Петрарка, творец Макбета (Шекспир), Камоэнс).

- В какое время жили эти известные создатели сонетов? (с XIII по XVI в.).

Итак, в строках этого катрена перед нами прошли несколько веков: от Данте до Камоэнса.

- Какому времени посвящён второй катрен? Кто это время  представляет? (Катрен посвящён XIX веку, его представитель – Вордсворт).

- Чьи имена встречаются в терцетах? (Мицкевич и Дельвиг – друзья Пушкина).

- Мы убедились, что каждая строфа сонета имеет законченную мысль. Требования к сонету Пушкиным соблюдены.

- Есть ли в этом сонете «сонетный замок»? (Да, если прибавить слово «забывал». Ради сонета забывается что-то другое – ценное, дорогое, но всё же отодвинутое на задний план этим жанром).

Как видите,  в своём сонете Пушкин  называет много имён поэтов, которые обращались в своём творчестве к жанру сонета. Но это далеко не все имена. Часто создавали сонеты И.И.Козлов, В.Г.Бенедиктов, А.А.Фет. В XIX веке жил поэт П.Д.Бутурлин, который писал только сонеты. В начале XX века русский сонет пережил период необычайного подъёма. Появились новые имена: В.Я.Брюсов, О.Э.Мандельштам, И.Северянин, И.А.Бунин.

5. Венок сонетов.

Для многих поэтов сонет становится одним из любимых жанров. Но были и те, кто создавал из сонетов целые композиции, которые получили название «венок сонетов». С тем, как построена такая композиция мы познакомимся на примере венка сонетов «Юность» Ильи Львовича Сельвинского.

- Обратимся к текстам, которые лежат у вас на столах. Венок сонетов представляет собой цепь из 15 сонетов, где 14 образуют кольцо, причём последняя строка каждого сонета  повторена в первой строке следующего: последняя строка 14-го повторяет первую строку 1-го. Пятнадцатый совет – магистраль. Он состоит из первых строк всех четырнадцати сонетов в том порядке, в  каком они  следуют друг за другом.

(Учащиеся находят все признаки в текстах)

6. Самостоятельная работа.

Попробуйте самостоятельно найти признаки жанра и отклонения от жёстких требований в «Сонете» Шекспира. Подготовьте выразительное чтение сонета.

Проверка выполненного задания. Чтение сонета учениками.

(Признаки сонета: 14 строк, строгая рифмовка, сонетный замок.

Отклонения от требований: 3 катрена и двустишие)

7. Итоги урока. Выставление оценок.

Домашнее задание: знать особенности сонета, выучить сонет наизусть.

Рекомендуем посмотреть:

План-конспект урока литературы в 5 классе по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино»

Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе

Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»

Конспект урока по литературе в 10 классе

Непрокина София # 10 января 2014 в 15:47 0
Понравилось. Привлекает, что много работы детей планируется на уроке. Фактически ученики сами определяют особенности сонета. Хорошо, что остается опорная запись в тетрадях.
Надежда Григорьевна Кириличева # 31 января 2014 в 16:55 0
Спасибо, Татьяна Геннадьевна, за раскрытие этой темы. Сонет - такая интересная стихотворная форма, особенно "венок сонетов". Информация о сонетах разных авторов и эпох значительно расширяет кругозор детей.
Ирина Александровна Пономарева # 19 мая 2014 в 20:49 0
Методически грамотно построен урок, интересные задания повышают мотивацию учащихся. Очень понравился урок. Отличный материал по сонету!
Климешина Галина # 15 июня 2014 в 18:00 0
Безусловно важна самостоятельная работа учащихся на уроке. Жанр для учащихся новый, поэтому учитель много внимания уделяет его развитию на протяжении нескольких веков.
Елена Алексеевна Малышева # 26 июня 2014 в 01:05 0
При такой последовательной работе с жанром сонета так и хочется видеть в домашнем задании (конечно для творческих натур) создание произведения в этом жанре. Иногда неуклюжие по форме, но глубокие по смыслу работы можно встретить у детей...
Ольга Олеговна Кудина # 17 августа 2014 в 00:01 0
Спасибо за настолько продуманную, логически выстроенную разработку. При внешней лаконичности урока, представлен достаточно большой объем материала: прослежена история жанра (через имена авторов), определены его особенности. Безусловный плюс - самостоятельная (зачастую исследовательская) работа учеников.
Ирина Александровна Подольская # 23 августа 2014 в 20:42 0
Татьяна Геннадьевна. Спасибо за продуманный, логически выстроенный урок. После каждого этапа выводы. Запись в рабочей тетради. Немного истории. Все гармонично. Понравился урок своей легкостью, НЕперегруженностью, соответствует возрастной категории.Задачи урока выполнены, цель достигнута. Я с большим удовольствием не только все перечитала, но с Вашего позволения беру в закладки. Зачем что-то выдумывать и искать, если уже все есть. Спасибо. С уважением ИА
Татьяна Алексеевна Страупе # 19 октября 2014 в 23:31 0
Урок понравился, чтобы его провести, такая предшествующая работа должна быть! И это 7 класс! Молодец, Татьяна Геннадьевна! Для моих 11-х слова "2 катрена и 2 терцета" - это непереводимая игра слов. А у вас выдержанный научный подход, исследование, даже расследование, учитывая количество имён и фактов. Спасибо.
Марина Николаевна Салтыкова # 29 октября 2014 в 17:42 0
Спасибо, Татьяна Геннадьевна, за такой интересный урок. Все очень хорошо продумано и выстроено. Вы удивили выбором темы и таким подходом ее изучению. Огромное спасибо.
Елена Александровна Бурлуцкая # 3 ноября 2014 в 13:34 0
Интересный материал. А тема-то довольно трудная.
Татьяна Викторовна Фадеева # 18 ноября 2014 в 15:35 0
Замечательный материал! Тема интересная, нужная. Такой урок помогает формировать литературоведческую компетенцию учащихся.
Надежда Николаевна Николькина # 26 ноября 2014 в 07:51 0
Замечательный урок! Такой интересный материал подходит и для более углубленного изучения. Обязательно воспользуюсь. Спасибо!
Наталья Владимировна Безъязыкова # 4 декабря 2014 в 14:19 0
Продуманный грамотный урок, позволяющий расширить кругозор детей.Спасибо за интересный урок!
Оксана Дмитриевна Гонтарук # 13 января 2015 в 23:51 0
Погоджуюсь з колегами, що при такій важкій темі вам вдалося досягти разючих результатів за допомогою вдало скомпонованого конспекту уроку. Досить оригінальною формою є "вінок сонетів", який візьму собі на замітку.
Ольга Владимировна Храпкова # 5 февраля 2015 в 15:40 0
Работа по теории литературы всегда сложная, но данный урок интересный, этапы продуманы, и, возможно, кто-то из ребят попытается самостоятельно сочинить сонет (было бы интересно!). Спасибо.
Ольга Валентиновна Полежаева # 4 июля 2015 в 12:03 0
Уважаемая Татьяна Геннадьевна! Спасибо за урок! Замечательный иллюстративный материал, разнообразные формы работы учащихся на уроке помогают эту сложную тему для семиклассников сделать доступной и интересной. Обязательно возьму себе в копилку! Желаю дальнейших творческих успехов!
Юлия Валерьевна Косачева # 4 июля 2015 в 16:57 0
Татьяна Геннадьевна, спасибо за конспект. Понравилось, как ведется очень серьезная работа с литературоведческими понятиями, расширяется читательский кругозор ребят. Тема трудная, но дана логично и интересно.
Евгения Михайловна Фирсова # 20 августа 2015 в 12:46 0
Отличный конспект. Ученики должны быть с определенным уровнем знаний - средний или выше среднего. Понравилось, что деятельность учеников на уроке активная, что они добывают знания, а не получают их в готовом виде. Иллюстративный материал только улучшает и без того оригинальную разработку.
Александра Сергеевна Гордеева # 8 сентября 2015 в 17:12 0
Прекрасный материал, позволяющий детям понять такую интересную, но в то же время сложную тему "Сонеты". Наглядный материал подобран отлично. Обязательно воспользуюсь Вашим подходом к изучению данной темы!
Дарья Александровна Перевощикова # 15 ноября 2015 в 19:35 0
Спасибо за интересный и продуманный материал. Ребята будут заинтересованы на протяжении всего урока. Урок можно использовать в работе. Прекрасный иллюстрационный материал.
Ирина Михайловна Куликова # 26 января 2016 в 16:29 0
Замечательный материал о строении сонета.Уверена на таком уроке дети научатся
находить типичные признаки жанра и отклонения от жёстких требований сонета. Благодарю! Обязательно использую данный материал.
Мария Васильевна Скопина # 1 февраля 2016 в 22:19 0
Тема довольно трудная для учащихся 7 класса. Но с каким воодушевлением учитель преподносит этот материал! И как много учебного времени отводится на работу с текстами.
Можно было бы добавить творческое задание на дом (для желающих), потому что после такого экскурса в историю сонета кому-то из ребят захочется попробовать свои силы в стихосложении по канону.
Наталия Николаевна Салата # 13 июня 2016 в 14:07 0
Очень содержательный урок
Анастасия Викторовна Матвеева # 17 августа 2016 в 14:58 0
Большое спасибо за интересный урок. Этот урок позволит учащимся самостоятельно мыслить и делать выводы. Понравились методические приемы, используемые на уроке. Материал содержательный, интересный. Один этап урока плавно переходит в следующий. Еще раз спасибо за урок и дальнейших успехов в работе.
Лариса Сергеевна Чернышова # 13 ноября 2016 в 00:28 0
Спасибо за интересный материал! Урок насыщен сведениями из теории и истории литературы, знакомит учащихся с авторами разных эпох, обращавшихся к жанру сонета. Кроме того, на уроке много внимания уделяется анализу стихотворных произведений. Спасибо за Вашу работу!
Инна Александровна Дмитренко # 10 января 2018 в 22:00 0
Разработка урока методически грамотно составлена. Хорошо продуманные этапы урока помогают семиклассникам усвоить эту сложную тему, сделать доступной и интересной. Я с большим удовольствием не только все перечитала, но и обязательно возьму себе на заметку. Спасибо.