Автор: Недодаева Татьяна Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Кашарская СОШ сл. Кашары Ростовской области.
Описание материала. Предлагаю конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра». Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы. Это конспект урока, направленного на расширение кругозора семиклассников, развитие умений работать с текстами художественных произведений, воспитание любви к искусству слова.
Цели:
1. Познакомить семиклассников с особенностями строения сонета.
2. Развивать умение находить типичные признаки жанра и отклонения от жёстких требований сонета.
3. Воспитывать любовь к искусству слова.
Оборудование: таблица «Роды и жанры литературы», таблица «Строение сонета», распечатка венка сонетов И.Сельвинского «Юность» каждому обучающемуся.
Ход урока.
1. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока. Подготовка восприятия.
- Вы знаете, что тема курса нашего предмета в 7 классе – «Богатство и разнообразие жанров всех родов литературы». Вспомните, пожалуйста, какие роды литературы существуют? (эпос, лирика, драма).
- С какими жанрами каждого из этих родов мы знакомы?
(Эпос: басня, былина, легенда, роман)
(Драма: комедия, трагедия)
(Лирика: гимн, послание, эпиграмма)
- Как видите, поэзия знает множество жанров. Литература с течением времени развивалась, жанры возникали и умирали. Одним из самых стойких, переживших столетия, является сонет. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с особенностями этого жанра, научимся находить типичные признаки жанра и отклонения от жёстких требований. Запишите в тетради тему урока.
2. Проверка домашнего задания.
-К нашему уроку вы готовили выразительное чтение «Сонета» Н.С.Гумилёва. Послушаем это произведение. (Выразительное чтение стихотворение учащимися).
-Опишите картины, которые рисует поэт в этом стихотворении, в этом сонете.
-Что хотел сказать поэт, завершая сонет строкой о голубой лилии?
3. Особенности жанра сонета.
Теперь на примере сонета Н.С.Гумилёва мы рассмотрим особенности жанра. В ходе работы делайте записи в тетради.
- Посчитайте, сколько строк в сонете? (14)
Это и есть первое требование к жанру: обязательно 14 строк.
- Как группируются эти строки в строфы? (2 четверостишия и 2 трёхстишия).
Это ещё одно требование к жанру: 2 четверостишия – катрена и 2 трёхстишия – терцета. Нужно обратить внимание на то, что первый катрен содержит в себе завязку всей темы сонета, а в последнем терцете содержится развязка.
- Обратимся к сонету Н.С.Гумилёва. Выполнено ли в нём это требование?
- А теперь найдите в последнем терцете слова, в которых содержится самое важное для автора суждение. («Я лилию добуду голубую»).
Самое важное суждение всегда содержится в сонете в последней строке, называемой «сонетный замок». Это ещё одно требование к сонету.
- Кроме этих требований существует ещё и строго нормированное чередование рифм. Рифмовка в сонете может быть следующих вариантов: катрены – АББА, терцеты – ССД и ЕДЕ.
В результате работы в тетрадях учеников должна быть сделана запись:
Особенности жанра сонета.
1) 14 строк;
2) 2 катрена и 2 терцета;
3) завязка в первом катрене и развязка в последнем терцете;
4) «сонетный замок»;
5) строгое чередование рифм.
4. Общие контуры истории сонета в «Сонете» А.С.Пушкина.
Как видите, к сонету выдвигаются очень жёсткие требования: определённое количество строк, деление их на два катрена и два терцета, завершённая мысль каждой части, строгое чередование рифм. Но несмотря на это он существует уже без малого 800 лет. Родиной сонета стала Италия, точнее Сицилия. Появился он на переломе от средневековья к эпохе Возрождения, в самом начале XIII века. Историю развития этого жанра можно проследить по «Сонету» А.С.Пушкина.
- Откройте учебники, найдите стихотворение. Послушайте сонет и найдите в нём признаки жанра.
(Чтение сонета учителем)
В сонете очень много имён. Разобраться в них помогут комментарии. Но будем помнить, что каждая строфа сонета – это законченное целое.
-Чьи имена встречаются в первом катрене? (Данте, Петрарка, творец Макбета (Шекспир), Камоэнс).
- В какое время жили эти известные создатели сонетов? (с XIII по XVI в.).
Итак, в строках этого катрена перед нами прошли несколько веков: от Данте до Камоэнса.
- Какому времени посвящён второй катрен? Кто это время представляет? (Катрен посвящён XIX веку, его представитель – Вордсворт).
- Чьи имена встречаются в терцетах? (Мицкевич и Дельвиг – друзья Пушкина).
- Мы убедились, что каждая строфа сонета имеет законченную мысль. Требования к сонету Пушкиным соблюдены.
- Есть ли в этом сонете «сонетный замок»? (Да, если прибавить слово «забывал». Ради сонета забывается что-то другое – ценное, дорогое, но всё же отодвинутое на задний план этим жанром).
Как видите, в своём сонете Пушкин называет много имён поэтов, которые обращались в своём творчестве к жанру сонета. Но это далеко не все имена. Часто создавали сонеты И.И.Козлов, В.Г.Бенедиктов, А.А.Фет. В XIX веке жил поэт П.Д.Бутурлин, который писал только сонеты. В начале XX века русский сонет пережил период необычайного подъёма. Появились новые имена: В.Я.Брюсов, О.Э.Мандельштам, И.Северянин, И.А.Бунин.
5. Венок сонетов.
Для многих поэтов сонет становится одним из любимых жанров. Но были и те, кто создавал из сонетов целые композиции, которые получили название «венок сонетов». С тем, как построена такая композиция мы познакомимся на примере венка сонетов «Юность» Ильи Львовича Сельвинского.
- Обратимся к текстам, которые лежат у вас на столах. Венок сонетов представляет собой цепь из 15 сонетов, где 14 образуют кольцо, причём последняя строка каждого сонета повторена в первой строке следующего: последняя строка 14-го повторяет первую строку 1-го. Пятнадцатый совет – магистраль. Он состоит из первых строк всех четырнадцати сонетов в том порядке, в каком они следуют друг за другом.
(Учащиеся находят все признаки в текстах)
6. Самостоятельная работа.
Попробуйте самостоятельно найти признаки жанра и отклонения от жёстких требований в «Сонете» Шекспира. Подготовьте выразительное чтение сонета.
Проверка выполненного задания. Чтение сонета учениками.
(Признаки сонета: 14 строк, строгая рифмовка, сонетный замок.
Отклонения от требований: 3 катрена и двустишие)
7. Итоги урока. Выставление оценок.
Домашнее задание: знать особенности сонета, выучить сонет наизусть.
Рекомендуем посмотреть:
Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе
Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»
Конспект урока по литературе в 10 классе
Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся
План-конспект урока литературы в 5 классе по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино»