Цели урока: обогатить литературный и культурный кругозор школьников, расширить словарный запас общеязыковыми терминами: биография, монтаж, а также литературными категориями: композиция, анафора, литературное направление, специфика художественного восприятия; развивать навыки литературоведческого анализа, в том числе анализа языковой ткани текста, системы образов в лирическом произведении; развитие эстетического мышления и культуры; приобщить к чувству прекрасного, научить ощущать многочисленные смысловые оттенки русского слова.
Оборудование: разные портреты поэта, воспроизводящие облик человека педантичного, далекого от созданного в стихах образа лирического героя и изображение поэта, таящего от окружающих глубоко драматический страстный внутренний мир душевных переживаний. В качестве иллюстраций можно дать задание учащимся подобрать к выбранному ими стихотворению соответствующую пейзажную картину, используя Интернет- ресурсы.
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Можно начать раскрытие темы с вопроса о том, как понимают учащиеся принцип монтажа, откуда пришел этот термин (из киноискусства), какие преимущества дает этот принцип в подаче литературного материала. Учитель при необходимости поясняет, что расположение в одном ряду разных по эмоциональной нагрузке кадров рождает эффект целостного восприятия материала или характера сложной личности и предлагает проверить правомерность выдвинутой гипотезы на примере расположения материала по творчеству русского лирика А.А. Фета.
Одному из учащихся предлагается роль летописца-биографа, который будет фиксировать на доске и беспристрастно озвучивать даты жизни поэта. В то же время группа учащихся в роли чтецов-актеров по ходу инсценируют основные вехи творческой линии судьбы поэта в виде театральной декламации основных программных стихотворений.
1. Рождение: родовая усадьба Шеншиных и судьба незаконнорожденного Фёт-Фет.
Родовая усадьба Новоселки мценского уезда, семья отставного гвардейца Афанасия Шеншина (44 года) и Шарлотты Фёт (22 года), которая сбежала от мужа из Германии в Россию. На момент рождения ребенка брак не зарегистрирован, точная дата рождения — неизвестна.
2. Образование и воспитание: призвание поэта и военная карьера.
В 14 лет — частный пансионат немца Крюгера, г. Верро (Лифляндия). Русский мальчик Афанасий Фет оторван от родного дома и превращен в гессен-дармштадтского подданного А. Фёта. Позже — пансион профессора Московского университета Н.Ф. Погодина, 1838 г. — студент Московского университета, знакомство с Апполоном Григорьевым. Первый студенческий сборник стихов — 1840 г. под инициалами «А.Ф.». Впервые полная подпись - 1842 г., под стихотворением «Посейдон» (журнал «Отечественные записки»). Продолжает активно печататься в журналах «Отечественные записки», «Современник», «Москвитянин». Фамилия Фет становится псевдонимом русского поэта-лирика. 1845 г. — окончание университета, военная служба. Стремление получить военный чин, который открывал возможность быть приравненным к дворянскому званию, которое поэт не имел. 1858 г. — отставка без желаемого результата.
3. Личная драма и строгий расчет.
А.А. Фет любил бедную херсонскую девушку Марию Лазич, благодарную слушательницу его поэзии, отвечавшую ему взаимностью. Но благородный юноша не мог предложить ей руку и сердце, не имея дворянского звания и находясь в двойственном социальном статусе. Отношения были прекращены, а вскоре девушка трагически погибает во время пожара, в чем поэт винит себя всю оставшуюся жизнь.
4. Женитьба: поэт и помещик.
1857 г. — женитьба на богатой московской помещице Марии Петровне Боткиной.
1861 г. — покупка хутора Степановка в родном Мценском уезде. Хозяйственная деятельность: налажено доходное хозяйство, сооружена подъездная дорога, обустроена усадьба, комфортабельный по тем меркам дом, разбит пруд, выращен сад. Прагматичность, хозяйственность Фет описывает в мемуарных книгах «Мои воспоминания» и «Ранние годы моей жизни».
Тексты для драматургических инсценировок
1. Стихотворения, посвященные Марии Лазич.
2. Отрывки из мемуарных книг «Мои воспоминания» (сцена разговора А.Фета с отцом) и «Ранние годы моей жизни».
3. Стихотворения, свидетельствующие о проявлении поэтического намерения, выражающегося в стремлении найти вечную истину, в утверждении гармонии человеческих отношений, красоты природы, органичности музыки и лирического чувства («Муза» 1854 г., «Музе» 1857 г., «Музе» 1882 г., «Муза» 1887 г.).
4. Стихотворение «Это утро, радость эта».
В «монтажную» композицию урока уместно вставить фрагмент смоделированной дискуссии на тему «Принадлежал ли А.А. Фет к популярному в те годы литературному направлению “Чистое искусство”»? В качестве справки следует дать словарное определение термина «чистое искусство». Современные исследователи творческого наследия Фета не склонны категорично интерпретировать поэтическую концепцию поэта, основываясь на его достаточно активной авторской позиции. Предлагается представителям двух мнений (сторонник «чистого искусства» или нет) в качестве аргументов использовать тексты его стихотворений.
Следующим «монтажным» элементом урока может послужить фрагмент научного исследования (например, из научного проекта учащегося школы) по проблеме «Назначение поэта в художественной картине мира А.А. Фета». Опорными стихотворными текстами в данной тематике являются два самых известных стихотворения «Я пришел к тебе с приветом...» и «Это утро, радость эта...».
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью.
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, - но только песня зреет.
Методический комментарий. В тексте несколько ключевых для анализа моментов. Обратить внимание на динамичный рисунок стихотворения, который создается, с одной стороны, благодаря четырежды повторенному глаголу «рассказать», с другой — с помощью меняющихся картин, приводящих лирического героя в восхищение. Главное лирическое действие подчеркнуто активным отношением поэта к красоте жизни: его неизменное желание рассказать об этом всем. Прием поэтической анафоры не просто подчеркивает намерение лирического героя, но и заставляет читателя увидеть и услышать то, что видит и слышит поэт, и удивиться вместе с ним в общем-то вполне обычным природным явлениям: «солнце встало», «лес проснулся». Таким образом, лексическая анафора не обедняет смысл стихотворения, но, напротив, делает его богаче, а позицию поэта-лирика активнее. При этом поэт намеренно выбирает не самые экзотические явления природы: просто «солнце встало», «лес проснулся», обычное весеннее утро — именно в нем поэт находит особое «веселье» и готов об этом петь снова и снова, и это его вдохновляет на новые песни: «песня зреет». И, наконец, поэт признается и дает своеобразную клятву этому утру и каждому дню: «душа все также счастью / И тебе служить готова».
III. Итоги урока
На заключительном этапе урока можно провести своеобразную «портретную» галерею «Этот разный Фет», состоящую из реплик современников и потомков, последователей и агрессивно настроенных литературных критиков, из характеристик монографий и биографов поэта, наконец, из его произведений.
Такой необычный «калейдоскоп», во-первых, заставит учащихся еще раз перелистать страницы литературной биографии А.А. Фета, а во-вторых, подтвердит правомерность выбранной «монтажной» композиции урока.
Домашнее задание
Рассмотреть мотивы творчества А.А. Фета, выявить особенность развития любовной лирики.
Литературный спектакль для старшеклассников. Сценарий
Урок литературы, 10 класс. Сочинение по драме «Гроза». Конспект
Урок литературы «Петербург Достоевского по роману «Преступление и наказание»», 10 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!