Урок литературы, 10 класс. Творчество Достоевского

Конспект урока литературы по творчеству Ф. М. Достоевского «Каждый выбирает для себя: Дьяволу служить или Пророку!»

Цели: расширить представление учащихся о влиянии творчества Ф. М Достоевского на духовную жизнь современников; активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлечь их в творческую поисковую работу; формировать умение учащихся высказать свое отношение к прочитанному; развивать нравственные чувства учащихся.

Ход урока

Не карайте, оправдайте,

Но зло назовите злом...

Ф. М. Достоевский

 

Главное - люби других,

как себя, вот что главное ...

Ф. М. Достоевский

 

В нем Совесть сделалась пророком и поэтом,

И Карамазовы, и бесы жили в нем. –

Но что для нас теперь сияет мягким светом,

То было для него мучительным огнем.

И. Анненский

 

Звезды, которые его

[Достоевского] вели,

светят для всего человечества.

В. Шкловский

Вступительное слово учителя. Создание эмоционального настроя.

Сегодня, ребята, мы проводим с вами итоговый урок по творчеству великого русского писателя-классика Ф. М. Достоевского.

Тему урока я назвала так:

«Каждый выбирает для себя: Дьяволу служить или Пророку!». Достоевский и современность».

Поэтому цель нашего урока - задуматься, попытаться понять, в чем ценность творчества Достоевского для каждого из нас, для людей, которые живут в нашем мире, очень сложном и противоречивом. Попытаться сделать свой выбор.

Обратите внимание, ребята, на эпиграфы к нашему разговору.

Учитель комментирует эпиграфы, учащиеся записывают.

А еще Ф. М. Достоевский говорил: «Не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши 90 миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все, когда-нибудь, образованы, очеловечены и счастливы. Я знаю и верую ..., что царство мысли и света способно водвориться у нас, в нашей России, еще скорее, может быть, чем где бы то ни было... Я не знаю, как это будет, но эго сбудется».

Обратите внимание, ребята, на портрет писателя. Вновь перед нами великий гений Ф. М. Достоевский. И всякий раз, когда мы обращаемся к нему, то понимаем, насколько это трудное и ответственное дело говорить о такой выдающейся личности. Сегодня на нашей последней встрече по творчеству Достоевского мне хотелось бы, ребята, видеть вас размышляющими, думающими, неравнодушными, сомневающимися. Ибо литература - эго человековедение, и дать однозначный ответ на какой-то вопрос невозможно.

У нас в гостях авторитетные гости: библиотекарь, школьный психолог, учащийся 11А класса, завуч, которым вы должны задать вопросы.

Наш урок будет состоять из нескольких этапов, барьеров, которые вам необходимо будет преодолеть. Сегодня вы работаете индивидуально и в группах. Я желаю вам быть активными и творческими. Успехов вам!

I этап.

Учитель. Внимание! Конкурс на лучшее интервью о Достоевском. Представьте, ребята, что вы с группой туристов оказались за границей, в Германии, например. На одной из улиц Берлина к вам подходит журналист, ведущий какой-то телевизионной передачи, и объясняет вам, что готовится передача о русском писателе Достоевском и ему хотелось бы знать, что вы можете сказать о нем? Каково ваше отношение к творческому наследию Достоевского? И вы соглашаетесь дать интервью.

Учащиеся представляют текст интервью.

Учитель. За что же Достоевский так любил А. С. Пушкина? Почему преклонялся перед его талантом? Может быть, поэтому...

Учитель читает стихотворение А. С. Пушкина.

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дальних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! Дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

1836 г.

Удивительно гуманное, доброе, человечное исходило от Пушкина! В чьих интервью звучит мысль об этом?

Учащиеся дают интервью (5-6 человек).

Учитель. Вы оказались во Франции, па съемке фильма по роману Ф. М. Достоевского «Бедные люди». Перед вами звезды кино, талантливые, знаменитые, но вам кажется, что они недостаточно глубоко высвечивают души героев, не чувствуют психологии русского человека. Вам становится обидно за такое упрощение великого гения Достоевского. Вы подходите к режиссеру и предлагаете свой взгляд на роман «Бедные люди». Что вы могли бы сказать режиссеру? О чем этот роман?

Сообщение учащихся.

Учитель. А можно ли оставить город Петербург за кадром? Он тоже играет важную роль. Какой он у Достоевского?

Сообщение учащихся.

Учитель. Это город, в котором невозможно быть! А вот взгляд нашего современника, известного певца Ю. Шевчука.

Звучит грамзапись «Черный пес Петербург».

- Какой он сегодня? Какие чувства испытывает наш современник к своему родному городу?

Ответы учащихся.

Итоги I этапа.

- Чье интервью лучше?

II этап. Исследования творческих групп.

Учитель. Почти два века минуло со дня рождения Ф. М. Достоевского, а интерес к нему все возрастает и возрастает. Деятели искусства пытались и пытаются как в нашей стране, так и за рубежом по-современному, по-своему прочесть Достоевского. Его произведения ставятся в театрах, по ним снимаются фильмы. Итак, свой отчет предлагает I творческая группа.

Достоевский и театр.

Выступления учащихся. Итог поводит учитель.

II творческая группа.

Достоевский и кино.

Выступления учащихся.

Включается фрагмент фильма «Идиот». Цель: выявить зрительское восприятие.

Учитель. Прокомментируйте фрагмент фильма.

Кого вы понимаете больше?

На чьей вы стороне?

Какие чувства у вас возникают к героям?

Можно ли этот эпизод соотнести с темой нашего урока?

О чем роман «Идиот»?

Выступления учащихся.

Учитель. Показывая истинно прекрасного человека, Достоевский болезненно обнажает голую истину: «Идиотизм жизни, в которой мораль бессильна, а сила аморальна, превращает правдоискателей в идиотов».

Но, тем не менее, Достоевский одержимо верил в то, что «Мир спасет красота!».

А как думаете вы? Какой смысл вы вкладываете в понятие красота?

Ответы учащихся.

Красота - это добро, сострадание, милосердие, сочувствие, взаимопонимание людей, ответственность за свои поступки и мысли. Это гармония человека и природы, согласие. Это красивые люди, дома, улицы. Это порядок во всем. Это красивые отношения между мужчиной и женщиной, между юношей и девушкой, между взрослыми и детьми. Это благородство, достоинство, человечность. А вот как трактуется этот вопрос сегодня. (Газета «Комсомольская правда», № 9, ноябрь, 1991 г.).

Итог по отчету II группы.

Творческий отчет III группы. Викторина.

Учитель. Автор книги «Федор Михайлович Достоевский» Сергей Владимирович Белов пишет: «Читать Достоевского совсем нелегкая работа, так как его произведения дают нестерпимо много для мысли и души ... Это надо быть предельно внимательным при чтении его произведений, чтобы понять его самые дорогие стремления и заветы». Это действительно так. Давайте посмотрим, насколько вы были внимательными при чтении его произведений, а особенно романа «Преступление и наказание».

Слово предоставляется III творческой группе, которая составила викторину.

Учащиеся III группы предлагают вопросы викторины. Если останется время, то учитель может предложить учащимся свои вопросы.

Например.

1. На вопрос Разумихина о том, кто победил в споре, Порфирий Петрович отвечает: «Да никто, на воздусех парили». Что значит «на воздусех парили»?

(Мечтали; заносились в заоблачные дали. «На воздусех» - старый предложный падеж множественного числа от слова «воздух».)

2. Какой смысл вкладывал Ф. М. Достоевский в имена и фамилии героев?

(Раскольников - раскол в душе, сознании, поведении героя. А вот Сергей Владимирович Белов, автор статьи «Имена и фамилии у Ф. М. Достоевского», рассуждает так: «Раскольников раскалывает родину (имя Родион), а если брать отчество, то вполне возможно прямое толкование: раскол родины Романовых».

Соня (София) — божественная мудрость.

Порфирий - багряный (греч.), порфира - пурпурная мантия монарха.

Петр - первый русский император.

Правовое начало представляет Порфирий Петрович, религиозное - Сопя.

Разумихин — в этой фамилии сталкиваются высокое (разум) с просторечным (суф. - их).

Лебезятников - от слова «лебезить», то есть подличать, заискивать, угодничать.

Мармеладов - как «сладок» мир, в котором живет Мармеладов, рисуется горько-иронической фамилией.

Свидригайлов - фамилия пришла в роман из сатирической газеты «Искра», где действовал постоянный персонаж Свидригайлов — «человек темного происхождения, с грязным прошлым, личность отталкивающая, омерзительная ...» (Так утверждает Г. Ф. Коган в статье «Загадочное имя Свидригайлов»).

П. П. Лужин - зарисовка с присяжного стряпчего Павла Петровича Лыжина, за долг которому в 450 рублей имущество Достоевского подлежало описи в июне 1865 года.)

Учитель подводит итог викторины.

Учитель. Обратите, ребята, мысленно свои взоры еще раз к портрету Ф. М. Достоевского. Задумайтесь! Оцените все, о чем мы сегодня с вами сказали. Трудно в 15-16 лет постичь такого сложного писателя, как Достоевский. И не страшно, если вы чего-то не поняли. Достоевский гениален, а поэтому его художественный мир «неистощим» своими богатствами. И может быть, понадобится целая жизнь, чтобы понять, что достойная человека жизнь - это путь на Голгофу, к страданиям. Достоевский понимал это, потому что в нем слишком было обострено чувство скорби за человека, за ближнего своего, чувство совести! Вовсе не случайно поэт И. Анненский заметил истоки мучений Достоевского в совести писателя.

В нем Совесть сделалась пророком и поэтом,

И Карамазовы, и бесы жили в нем, -

Но что для нас теперь сияет мягким светом,

То было для него мучительным огнем.

Сумеем ли мы в нашей сложной жизни помнить о нравственных проповедях Достоевского? Сумеем ли мы остаться людьми в сегодняшних нечеловеческих условиях? Сумеем ли мы желать добра ближнему своему как самому себе? Сумеем ли правильно сделать выбор, кому служить: Дьяволу или Пророку? Хочется верить, что «да»!

Послушайте, как в этом «да» убеждает нас замечательный русский поэт «серебряного века» Игорь Северянин («поэт с открытой душой») в стихотворении, посвященном Ф. М Достоевскому.

Учитель читает наизусть стихотворение И. Северянина (1887-1941 гг.)

МОЛИТВА

Достоевскому

Благочестивого монастыря

Гостеприимство радостно вкушая,

Я говорю: жизнь прожита большая,

Неповторяемая на земле!

 

Все находимое порастерял

И вот, слезами взоры орошая,

Я говорю: жизнь прожита большая...

Проговорил - и сердцем обомлел:

 

Большая жизнь, но сколького не знал!

Мелькают страны, возникают лица

Тех, о которых некому молиться,

Кто без молитвы жил и постарел...

 

Чем дальше жизнь, тем явственней сигнал...

С кем из безвестных суждено мне слиться?

О всех, о ком здесь некому молиться,

Я помолюсь теперь в монастыре...

Последний этап урока: «Блицинтервью».

Учащиеся задают вопросы гостям.

1. Библиотекарю: «Скажите, в какой степени сегодня интересуются творчеством Достоевского, кроме учащихся 10 классов?».

2. Учащейся 11 класса: «Скажите, возникла ли потребность, спустя год после изучения творчества Достоевского вновь обратиться к нему? Почему?».

3. Школьному психологу: «Сегодня вы, как специалист- психолог, что можете сказать о влиянии творчества Достоевского на современную молодежь? Это влияние положительное или отрицательное?».

4. Завучу. «Сегодня вы посмотрели на нас со стороны. Что вам хотелось бы пожелать нашему классу на будущее?».

Оценки.

Домашнее задание.

Готовиться к сочинению по творчеству Достоевского. (Темы прилагаются.)

Темы сочинений по творчеству Ф. М. Достоевского

1. Что бы мне хотелось сказать о прочитанном произведении Ф. М. Достоевского.

2. Произведение Ф. М. Достоевского, которое меня потрясло. (Очень понравилось, заставило задуматься или что-то еще.)

3. Родион Раскольников. Кто он? (Моя оценка литературного героя по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».)

4. Семья Мармеладовых и ее судьба. (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».)

5. Соня Мармеладова и Родион Раскольников читают Евангелие. Роль эпизода в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

6. «Каждый выбирает для себя: Дьяволу служить или Пророку!». (По произведениям Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы».)

7. Петербург Достоевского. (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».)

Рекомендуем посмотреть:

Урок литературы, 10 класс. Двойники Раскольникова

Литературный спектакль для старшеклассников. Сценарий

Урок литературы, 10 класс. Сочинение по драме «Гроза». Конспект

Урок литературы «Петербург Достоевского по роману «Преступление и наказание»», 10 класс

Урок литературы, 10 класс. Наташа Ростова

Нет комментариев. Ваш будет первым!