Литература

Материалы для учителя литературы. Методика преподавания литературы.

Внеклассная работа по предмету литература.

Конспекты уроков, разработанные разными учителями, но объединенные подходом в преподавании литературы. Авторы всех представленных уроков стремятся сделать свой предмет любимым и значимым для каждого ученика. Предложенные разработки учебных занятий иллюстрируют возможности использования активных форм обучения, реализуемых в ходе нестандартных уроков (интегрированный, урок-исследование, урок-консультация, урок-встреча, урок-пролог и так далее).

Конспект урока литературы для 11 класса «Мело, мело по всей земле, во все пределы...»

Цели: открыть учащимся поэзию Б. Пастернака, её философскую насыщенность, познакомить с темами и проблемами лирики поэта: стремлением постичь мир поэта и поэзии, удивлением перед чудом бытия, взаимоотношениями человека и природы.

Литературная композиция для 11 класса «Лирический роман Сергея Есенина. Жизнь и творчество поэта»

Цели: дать обзорное представление о жизни и творчестве С. А. Есенина; определить основные темы его творчества; помочь учащимся увидеть такую специфику поэзии Есенина, как лиризм.

Ход урока

Быть поэтом - это значит то же,

Если правды жизни не нарушить

Урок литературы в 11 классе. Своеобразие любовной лирики Маяковского

Цели: увидеть своеобразие любовной лирики Маяковского; проследить эволюцию темы в творчестве поэта; развивать навыки анализа поэтического текста.

Ход урока

И Бог заплачет над моею книжкой!

Не слова - судороги, слипшиеся комом

Конспект урока литературы по творчеству Ф. М. Достоевского «Каждый выбирает для себя: Дьяволу служить или Пророку!»

Цели: расширить представление учащихся о влиянии творчества Ф. М Достоевского на духовную жизнь современников; активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлечь их в творческую поисковую работу; формировать умение учащихся высказать свое отношение к прочитанному; развивать нравственные чувства учащихся.

Спектакль для школьников 10 класса, посвященный творчеству русского поэта Ф. И. Тютчева «Благодать природы и любви»

Цели: помочь учащимся «войти» в художественный мир поэта; воспитывать внимательного и чуткого читателя, слушателя.

Для композиции на сцене: пианино, 2 кресла, мягкие стулья, круглый стол, подсвечники, книги, шаль, веер. Вещи расположены на сцене по усмотрению режиссера. По бокам авансцены можно сделать выставку портретов и фотографий из жизни Ф. И. Тютчева.

Конспект урока-игры по литературе. Творчество М. Ю. Лермонтова

Данный урок целесообразно проводить после изучения творчества М. Ю. Лермонтова, так как предусмотренные задания предполагают владение учащимися биографическими данными, а также текстуальное знание произведений.

На реализацию игры целесообразно отвести 2 часа. Занятие может быть проведено в формате внеклассного мероприятия по предмету.

Конспект урока литературы в 8 классе. Своеобразие Тургеневской прозы по повести И. С. Тургенева «Ася»

Цели: познакомить с художественными средствами, которые использует Тургенев при создании характеров героев; воспитывать внимательного к слову читателя.

Формы работы с учащимися: аналитическая беседа, работа в группах, индивидуальная работа.

Викторина по литературе для школьников с ответами. Повести и рассказы В. К. Железникова

1. Вожатым какого класса был назначен Борис Збандуто, ученик 6 «Б» класса на сборе отряда? (Вожатым 2 «А» класса.)

2. Друг, одноклассник Бориса. (Сашка Смолин.)

3. Как мама называла Бориса дома? (Бока.)

Литературная викторина для школьников 7 класса с ответами. Сказки Салтыкова-Щедрина

1. Награда мужику из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». (Рюмка водки да пятак серебра.)

2. Назовите имя российского дворянина, князя, избавившегося от мужиков в сказке «Дикий помещик». (Урус-Кучум Кильдибаев.)

Литературная викторина для школьников 5 класса с ответами. Сказка А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

1. Как звали мальчика, обучающегося в мужском пансионе Санкт-Петербурга, на Васильевском острове? (Алеша.)

2. Назовите единственное утешение Алеши, страдающего от одиночества по воскресеньям и в праздники. (Чтение книг.)

Литературная викторина с ответами для школьников. Роман Дж. Свифта «Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей»

Часть первая. Путешествие в Лилипутию

Глава первая

1. Уроженцем какого города является Лемюэль Гулливер? (Ноттингемпшира.)

Литературные викторины для школьников. Рассказы Э. Сетона-Томпсона

Домино

Часть первая. Золотое детство

I. Родной дом.

1. Название реки, недалеко от которой посреди леса, на полянке, жила семья лисиц. (Шобан)

Литературная викторина для учащихся 5 класса с ответами

Отрывочные воспоминания

1. Самые первые предметы и образы из детства Сережи, уцелевшие в памяти. (Кормилица, маленькая сестрица и мать.)

2. Деревня за тридцать верст от Уфы, где жила кормилица Сережи. (Касимовка.)

Литературная викторина для 5 класса. Роман Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо»

Глава первая. Семья Робинзона. Его побег из родительского дома.

1. О какой профессии мечтал отец для своего сына Робинзона? (Важный чиновник в королевском суде с большим жалованьем.)

2. Назовите точную дату побега Робинзона из родительского дома. (1 сентября 1651 года.)

Конспект урока литературы в 11 классе. Ролевой анализ «М. Горький. На дне»

Цели:

1. Познакомить учащихся с пьесой М. Горького «На дне».

2. Постичь философию пьесы.

3. Способствовать созданию поисково-творческой атмосферы при помощи ролевой игры.