Литература

Материалы для учителя литературы. Методика преподавания литературы.

Внеклассная работа по предмету литература.

Конспекты уроков, разработанные разными учителями, но объединенные подходом в преподавании литературы. Авторы всех представленных уроков стремятся сделать свой предмет любимым и значимым для каждого ученика. Предложенные разработки учебных занятий иллюстрируют возможности использования активных форм обучения, реализуемых в ходе нестандартных уроков (интегрированный, урок-исследование, урок-консультация, урок-встреча, урок-пролог и так далее).

Конспект урока литературы для 10 класса. Тема: «Двойничества» и ее воплощение на страницах романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Цели:

- выяснить значение образов Лужина, Свидригайлова, Лебезятникова в раскрытии образа Р. Раскольникова

Конспект урока литературы для 10 класса. Тема: Петербург Достоевского

Цели:

- помочь учащимся представить себе картины капиталистического города, воспроизведённые Достоевским, понять их значение в романе, проникнуться эмоциями писателя и его героев;

- развивать умение составлять план

Конспект урока литературы для 10 класса на тему «Наташа Ростова на пути к счастью»

Цели:

- обобщить сведения о Наташе Ростовой, помочь понять, в чем смысл жизни Наташи, ее счастье;

- продолжить формирование умений читать наизусть, по ролям, анализировать эпизоды

Конспект урока литературы для 10 класса. Тема: Обучающее сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза»

Цели:

- сформировать понятие о стиле речи собственного сочинения в соответствии с его темой;

- научить проводить идею (главную мысль сочинения) через эпиграф, план, пункты плана и заключение

Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: Обучающее сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Цели:

- развивать речь учащихся;

- учить мыслить логически, связно излагать свои мысли и работать с источниками (извлекать из них главное).

Конспект урока литературы в 9 классе на тему «Обучение анализу лирического стихотворения»

Цели:

- повторить виды изобразительных средств в художественном тексте, совершенствовать навыки анализа, интерпретации литературного произведения

Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: XIX век - «Золотой век» русской литературы

Цели:

- выделить основные особенности русской литературы начала XIX в.;

- подготовить учащихся к восприятию произведений этого периода;

- развивать умение литературного анализа текста

Сценарий литературной композиции, посвященной изучению жизни и творчества В. А. Жуковского. Тема: «Жизнь есть воспитание», 9 класс

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль.

А. С. Пушкин

Цели:

- помочь учащимся «встретиться» с Жуковским-человеком, Жуковским-поэтом

Конспект урока литературы для 11 класса «Поэзия серебряного века» (обобщающий урок)

Цели: учащиеся должны систематизировать и обобщить изученный материал, выявить закономерности в творчестве поэтов и индивидуальные черты каждого из них; подготовиться к контрольному сочинению.

Форма урока: литературная гостиная.

Конспект урока литературы для 11 класса «Мело, мело по всей земле, во все пределы...»

Цели: открыть учащимся поэзию Б. Пастернака, её философскую насыщенность, познакомить с темами и проблемами лирики поэта: стремлением постичь мир поэта и поэзии, удивлением перед чудом бытия, взаимоотношениями человека и природы.

Литературная композиция для 11 класса «Лирический роман Сергея Есенина. Жизнь и творчество поэта»

Цели: дать обзорное представление о жизни и творчестве С. А. Есенина; определить основные темы его творчества; помочь учащимся увидеть такую специфику поэзии Есенина, как лиризм.

Ход урока

Быть поэтом - это значит то же,

Если правды жизни не нарушить

Урок литературы в 11 классе. Своеобразие любовной лирики Маяковского

Цели: увидеть своеобразие любовной лирики Маяковского; проследить эволюцию темы в творчестве поэта; развивать навыки анализа поэтического текста.

Ход урока

И Бог заплачет над моею книжкой!

Не слова - судороги, слипшиеся комом

Конспект урока литературы по творчеству Ф. М. Достоевского «Каждый выбирает для себя: Дьяволу служить или Пророку!»

Цели: расширить представление учащихся о влиянии творчества Ф. М Достоевского на духовную жизнь современников; активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлечь их в творческую поисковую работу; формировать умение учащихся высказать свое отношение к прочитанному; развивать нравственные чувства учащихся.

Спектакль для школьников 10 класса, посвященный творчеству русского поэта Ф. И. Тютчева «Благодать природы и любви»

Цели: помочь учащимся «войти» в художественный мир поэта; воспитывать внимательного и чуткого читателя, слушателя.

Для композиции на сцене: пианино, 2 кресла, мягкие стулья, круглый стол, подсвечники, книги, шаль, веер. Вещи расположены на сцене по усмотрению режиссера. По бокам авансцены можно сделать выставку портретов и фотографий из жизни Ф. И. Тютчева.

Конспект урока-игры по литературе. Творчество М. Ю. Лермонтова

Данный урок целесообразно проводить после изучения творчества М. Ю. Лермонтова, так как предусмотренные задания предполагают владение учащимися биографическими данными, а также текстуальное знание произведений.

На реализацию игры целесообразно отвести 2 часа. Занятие может быть проведено в формате внеклассного мероприятия по предмету.