Материалы для учителя литературы. Методика преподавания литературы.
Внеклассная работа по предмету литература.
Конспекты уроков, разработанные разными учителями, но объединенные подходом в преподавании литературы. Авторы всех представленных уроков стремятся сделать свой предмет любимым и значимым для каждого ученика. Предложенные разработки учебных занятий иллюстрируют возможности использования активных форм обучения, реализуемых в ходе нестандартных уроков (интегрированный, урок-исследование, урок-консультация, урок-встреча, урок-пролог и так далее).
Конспект урока литературы для 10 класса. Тема: «Двойничества» и ее воплощение на страницах романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Цели: - выяснить значение образов Лужина, Свидригайлова, Лебезятникова в раскрытии образа Р. Раскольникова |
|
Конспект урока литературы для 10 класса. Тема: Петербург Достоевского Цели: - помочь учащимся представить себе картины капиталистического города, воспроизведённые Достоевским, понять их значение в романе, проникнуться эмоциями писателя и его героев; - развивать умение составлять план |
|
Конспект урока литературы для 10 класса на тему «Наташа Ростова на пути к счастью» Цели: - обобщить сведения о Наташе Ростовой, помочь понять, в чем смысл жизни Наташи, ее счастье; - продолжить формирование умений читать наизусть, по ролям, анализировать эпизоды |
|
Конспект урока литературы для 10 класса. Тема: Обучающее сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза» Цели: - сформировать понятие о стиле речи собственного сочинения в соответствии с его темой; - научить проводить идею (главную мысль сочинения) через эпиграф, план, пункты плана и заключение |
|
Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: Обучающее сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Цели: - развивать речь учащихся; - учить мыслить логически, связно излагать свои мысли и работать с источниками (извлекать из них главное). |
|
Конспект урока литературы в 9 классе на тему «Обучение анализу лирического стихотворения» Цели: - повторить виды изобразительных средств в художественном тексте, совершенствовать навыки анализа, интерпретации литературного произведения |
|
Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: XIX век - «Золотой век» русской литературы Цели: - выделить основные особенности русской литературы начала XIX в.; - подготовить учащихся к восприятию произведений этого периода; - развивать умение литературного анализа текста |
|
Сценарий литературной композиции, посвященной изучению жизни и творчества В. А. Жуковского. Тема: «Жизнь есть воспитание», 9 класс Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль. А. С. Пушкин Цели: - помочь учащимся «встретиться» с Жуковским-человеком, Жуковским-поэтом |
|
Конспект урока литературы для 11 класса «Поэзия серебряного века» (обобщающий урок) Цели: учащиеся должны систематизировать и обобщить изученный материал, выявить закономерности в творчестве поэтов и индивидуальные черты каждого из них; подготовиться к контрольному сочинению. Форма урока: литературная гостиная. |
|
Конспект урока литературы для 11 класса «Мело, мело по всей земле, во все пределы...» Цели: открыть учащимся поэзию Б. Пастернака, её философскую насыщенность, познакомить с темами и проблемами лирики поэта: стремлением постичь мир поэта и поэзии, удивлением перед чудом бытия, взаимоотношениями человека и природы. |
|
Литературная композиция для 11 класса «Лирический роман Сергея Есенина. Жизнь и творчество поэта» Цели: дать обзорное представление о жизни и творчестве С. А. Есенина; определить основные темы его творчества; помочь учащимся увидеть такую специфику поэзии Есенина, как лиризм. Ход урока Быть поэтом - это значит то же, Если правды жизни не нарушить |
|
Урок литературы в 11 классе. Своеобразие любовной лирики Маяковского Цели: увидеть своеобразие любовной лирики Маяковского; проследить эволюцию темы в творчестве поэта; развивать навыки анализа поэтического текста. Ход урока И Бог заплачет над моею книжкой! Не слова - судороги, слипшиеся комом |
|
Конспект урока литературы по творчеству Ф. М. Достоевского «Каждый выбирает для себя: Дьяволу служить или Пророку!» Цели: расширить представление учащихся о влиянии творчества Ф. М Достоевского на духовную жизнь современников; активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлечь их в творческую поисковую работу; формировать умение учащихся высказать свое отношение к прочитанному; развивать нравственные чувства учащихся. |
|
Спектакль для школьников 10 класса, посвященный творчеству русского поэта Ф. И. Тютчева «Благодать природы и любви» Цели: помочь учащимся «войти» в художественный мир поэта; воспитывать внимательного и чуткого читателя, слушателя. Для композиции на сцене: пианино, 2 кресла, мягкие стулья, круглый стол, подсвечники, книги, шаль, веер. Вещи расположены на сцене по усмотрению режиссера. По бокам авансцены можно сделать выставку портретов и фотографий из жизни Ф. И. Тютчева. |
|
Конспект урока-игры по литературе. Творчество М. Ю. Лермонтова Данный урок целесообразно проводить после изучения творчества М. Ю. Лермонтова, так как предусмотренные задания предполагают владение учащимися биографическими данными, а также текстуальное знание произведений. На реализацию игры целесообразно отвести 2 часа. Занятие может быть проведено в формате внеклассного мероприятия по предмету. |