Цели:
- повторить виды изобразительных средств в художественном тексте, совершенствовать навыки анализа, интерпретации литературного произведения;
- развивать способности учащихся читать между строк, их языковое и литературное чутье, аналитическое и творческое мышление;
- воспитывать интерес к чтению, любовь к родному слову.
Оборудование:
- компьютер для демонстрации иллюстраций к уроку;
- портреты А. С. Пушкина, А. П. Керн, А. А. Олениной;
- толковый словарь С. И. Ожегова;
- тексты лирических произведений А. С. Пушкина и иллюстрации к его стихам.
На доске эпиграфы к уроку:
Преобразиться - значит преставиться, скончаться, изменить плотский облик на духовный.
В. И. Даль
Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать.
Р. Декорт
I. Вступительное слово учителя.
Учитель. Сегодня мы с вами продолжим работу над анализом поэтического текста и попробуем разобраться в некоторых стихотворениях Александра Сергеевича Пушкина. Поскольку понимаем мы все поэтические тексты по-разному, дадим им свою интерпретацию. (Чтение эпиграфа.) А для того чтобы, размышляя, совершенствовать ум, поработаем над словом. Чтобы вам проще было включиться в сегодняшнюю работу, предлагаю начать с небольшой викторины, с помощью которой уточним некоторые понятия и факты.
II. Литературная викторина.
а) Какое событие, имевшее место в России, нашло отражение в следующих строках стихотворения А. С. Пушкина?
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье.
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
(События декабря 1825 года. Друзей Александра Сергеевича приговорили к каторжным работам в Сибири. Это строки из «Послания в Сибирь», адресованного осужденным друзьям.)
Демонстрация слайда: иллюстрация «Сенатская площадь 25 декабря 1825 года».
б) Вспоминая годы учебы в Лицее, А. С. Пушкин писал:
И свет её улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.
О каком событии говорил поэт?
(4 января 1815 года, на экзамен по русскому языку и литературе в Царскосельский лицей, в котором учился Пушкин, приехал Г. Р. Державин. Пушкин прочел свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе», вызвав восхищение Державина.)
Демонстрация слайда: иллюстрация «Пушкин на экзамене».
в) Кому адресовано стихотворение, начинающееся следующими строками?
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
(Стихотворение адресовано Анне Петровне Керн. Пушкин познакомился с ней, когда отбывал ссылку в Михайловском. В селе Тригорское, что находится недалеко от Михайловского, Керн гостила у своей тетки.)
Демонстрация слайда: портрет А. П. Керн.
г) Какие изобразительные средства использует автор в следующих строках стихотворения «Узник»:
Мы вольные птицы:
Пора, брат, пора.
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер да я.
д) Как называется художественное средство изобразительности, в котором используется необычный порядок слов?
е) Какие темы прослеживаются в стихотворениях А. С. Пушкина?
(Свободолюбивые мотивы, тема дружбы, тема любви и др.)
Учитель. Начертите, пожалуйста, в своих тетрадях схему, в которой бы отображалось разнообразие лирики поэта.
- Подтвердите следующими строчками отмеченную вами тематику произведений А. С. Пушкина:
• «Поэта дом опальный, о Пущин мой...»;
• «Я вас любил. Любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем»;
• «Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье...»;
• «Нас было много на челне...»;
• «Мороз и солнце! День чудесный!»
III. Анализ лирического стихотворения.
Учитель. Молодцы! Вы прекрасно справились с заданиями викторины, и теперь мы можем приступить к основной работе сегодняшнего урока - к анализу поэтического текста. Процесс этот достаточно сложен. Для того чтобы проанализировать поэтическое произведение, нужно не только внимательно прочитать стихотворение, а еще и творчески его осмыслить, понять, увидеть то, что автор произведения «спрятал» меж строк, скрыл от читателя. Обычно особого труда не составляет понять, что именно хочет сказать автор, гораздо сложнее догадаться, зачем это написано. Сейчас мы с вами попробуем выполнить именно такую работу. Готовы? Тогда вперед!
Объектом нашего исследования будет стихотворение А. С. Пушкина «Пророк». (Стихотворение выразительно читает подготовленный ученик.)
Учитель. Что напоминает вам эта история?
(Это хорошо знакомый нам библейский мотив.)
Учитель. Кто такой пророк?
(Работа со словарём С. И. Ожегова. Пророк - истолкователь воли божества, богов, предсказатель будущего.)
- Уже само название несет в себе идею к изменению мировоззрения. Какое чувство вы испытали, слушая стихотворение Пушкина?
- Зачем поэту понадобилось показать библейские персонажи в 1826 г.? Ведь в России тогда не происходило никаких крупных событий? Если не о жизни России, тогда о чем это стихотворение?
(«Скорее всего, об очень серьезном событии в жизни поэта», - предположат ученики.)
Учитель. Да, действительно, стихотворение «Пророк» было написано после казни декабристов, которую поэт глубоко переживал, он был потрясен. Его друзья Кюхельбекер, Пущин в ссылке, Пестель и Рылеев - повешены за участие в восстании 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади.
Первоначальный вариант концовки стихотворения был иным:
Восстань, восстань, пророк России,
Позорной ризой облекись,
Иди и с вервием вкруг выи
К убийце гнусному явись.
- Что такое вервие, выя?
(Веревка, шея.)
Учитель. Как вы думаете, почему Пушкин изменил концовку?
Учитель. В 4-й главе библейской книги пророка Исайи говорится о том, что древнегреческие пророки отличались тем, что зачастую бывали смелыми и бесстрашными обличителями.
- Какую лексику мы наблюдаем в стихотворении, если поэт заговорил на языке пророков? Приведите примеры.
(В стихотворении представлена церковнославянская лексика, высокий стиль.)
Учитель. Хорошо известно, что церковнославянские слова - это слова «Священного Писания», текстов молитв. Значит, речь идет не об обычном, а о чудовищном потрясении.
- Благодаря какому литературному приему мы можем судить об этом потрясении?
(Благодаря анафоре: строки стихотворения шестнадцать раз начинаются с союза «и».)
Учитель. Анафора - одна из характерных особенностей библейского синтаксиса.
- Какие изменения в восприятии мира происходят с лирическим героем стихотворения?
(Он обрел новый слух, новое зрение, новое сердце: «И угль, пылающий огнем...».)
Учитель. Вывод: значит, лирический герой преобразился.
- Что значит «преобразился»? Посмотрите в словари Ожегова.
(Преобразить - изменить форму, образ, вид, сделаться лучшим.)
Учитель. Владимир Иванович Даль дает немного иное толкование.
Обращает внимание на эпиграф, написанный на доске: «Преобразиться - значит преставиться, скончаться, изменить плотский облик на духовный».
Учитель. Пророк, обретший новые слух, зрение, сердце, до некоторого времени находится между жизнью и смертью. Какая строка указывает на это?
(«Как труп, в пустыне я лежал».)
Учитель. И только «Бога глас» пробуждает лирического героя стихотворения к жизни, именно Бог вдыхает в него и жизнь, и дух.
Учитель. Что нужно для того, чтобы «плотский облик» обычного человека изменился на облик духовный?
(Прежний, обессиленный и грешный, должен умереть. Это даст возможность родиться другому человеку, исполняющему волю Бога.)
Учитель. Стихотворение начинается словами «Духовной жаждою томим...».
К томимому жаждой очищения чувств и мыслей от скверны лирическому герою явился шестикрылый серафим, поэтому особенно сильно, мощно и призывно звучат последние строки стихотворения:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли.
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Учитель. Какова же, по-вашему, миссия пророка?
(Он видит то тайное и скрытое, что не увидит обычный человек, несет людям слово Божье.)
Учитель. К какому жанру отнесете это стихотворение?
(Легенда.)
Учитель. Что лежит в основе этой легенды?
(Аллегория: поэт-пророк.)
Учитель. Значит, у поэта и пророка есть что-то общее. Что?
(Они оба обращаются к людям, открывая им правду о земле и небе.)
Учитель. Какие средства художественной выразительности использует А. С. Пушкин в стихотворении «Пророк»?
(Эпитеты: «язык празднословный», «лукавый», «грешный» и другие. Сравнения: «перстами легкими, как сон», и другие. Метафоры: «неба содроганье», «глаголом жги» и другие.)
Учитель. Определите, каким размером написано стихотворение.
(Четырехстопным ямбом.)
Учитель. Что теперь думаете по поводу этого стихотворения?
Повторное чтение стихотворения.
Учитель. Александр Сергеевич Пушкин оставил в наследство русской литературе произведения самых различных жанров и форм. Среди бессмертных творений поэта одно из первых мест по праву занимает стихотворение «Я вас любил».
Определите жанр этого стихотворения.
(Это стихотворение - элегическая, горькая исповедь бывшего влюбленного. Здесь поэт удивительно просто и в то же время выразительно говорит о своем большом и высоком человеческом чувстве к любимой им, но не любящей его женщине.)
Специально подготовленный ученик рассказывает об истории создания стихотворения.
Учитель. Строки этого стихотворения посвящены дочери 11резиденга Академии художеств и директора Публичной библиотеки А. А. Олениной. К ней Пушкин в 1828 г. испытывал самые глубокие чувства, хотел жениться на ней, делал ей предложение, но получил отказ.
Оленина совершенно искренне считала Пушкина «самым интересным человеком своего времени и выдающимся на поприще литературы», несомненно, была к нему отнюдь не равнодушна, но планов своего замужества с ним вовсе не связывала. В 1828 году этой умной и красивой девятнадцатилетней девушке Пушкин посвящает целый цикл стихотворений: «Её глаза», «Предчувствие», «Ты и Вы» и другие. Наконец, он вынужден был отказаться от мысли о каких-либо отношениях с Олениной.
Учитель. Что вы можете сказать о языке стихотворения?
(Он прост, все в нем удивительно ясно и легко, нет никакого напряжения.)
Учитель. Это на первый взгляд. Давайте попробуем разобраться в некоторых деталях.
Подготовленный ученик читает стихотворение «Я вас любил» наизусть.
Орфоэпические наблюдения учащихся.
Учитель. Слово «безнадежно» читается несколько иначе, чем требует от нас орфоэпическая норма современного русского языка.
Для чего Пушкин нарушает языковую норму?
(Исключительно для рифмовки слов «безнадежно» - «нежно».)
Учитель. В этом прекрасном стихотворении поэт сумел сказать о самом сокровенном чувстве естественно и просто, но в то же время трогательно и волнующе.
Как ему удается достичь этого?
(Автор использует инверсию: «Любовь ещё, быть может, в душе моей угасла не совсем», фразеологизм: «Как дай вам Бог любимой быть другим», использует в 1, 5, 7-й строках анафору: «Я вас любил».)
Учитель. Вы отметили, что это стихотворение элегического характера, следовательно, оно не содержит ни одного слова конкретного значения.
В какой роли здесь выступают слова «душа», «бог»?
(Собственного значения, как в «Пророке», они здесь не имеют.)
Учитель. Какие слова являются ключевыми?
(«Любить», «любовь», «любимая»; личные местоимения: «я» и «вы».)
Учитель. Верно, вокруг этого словесного треугольника группируются все остальные уточняющие лексические единицы, образующие единое смысловое целое.
И тем не менее как бы вы определили композицию этой исповеди?
(В стихотворении можно выделить две части: 1-я часть - любовное повествование (состоит из 7 строк); 2-я часть - лирическое повествование (состоит из 1 строки).)
Учитель. Что изменилось бы, если бы Пушкин закончил стихотворение строкой «Я вас любил так искренно, так нежно»? Конечно же, оно бы потеряло свою значимость, свою трепетную душевность и привлекательность. Есть еще одна синтаксическая единица, которая позволяет соединить вторую часть с первой. Подскажите её.
(Двойной союз: так - как.)
Учитель. А можно было бы не использовать двойной союз? Что из этого вышло бы?
(«Я вас любил так искренно, так нежно», «так» в значении «очень».)
Учитель. Техникой стихотворения, как и поэтикой языка, формируется художественная ценность стихотворения. Расскажите о рифме стихотворения.
(Это пятистопный ямб, поэтому стихотворение легко, музыкально.)
Учитель. Верно! Именно поэтому мы повторяем и любим вечные пушкинские строки: «Я вас любил...»
IV. Проверка умения анализировать поэтический текст.
Учитель. Попробуйте сами проанализировать отрывок из стихотворения А. С. Пушкина.
Учащиеся класса предварительно делятся на 3-4 группы. Ученики работают над одним и тем же текстом отрывка из стихотворения Пушкина «Элегия», но учитель им об этом не сообщает. Важно проследить интерпретацию стихотворения, которая может быть и одинаковой, и разной.
Текст для анализа:
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино - печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И, может быть, на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Задания для анализа:
1. Озаглавьте текст.
2. Определите тему, идею текста.
3. Назовите изобразительно-выразительные средства.
4. Как вы понимаете, что такое художественная идея? Определите её значимость в творчестве А. С. Пушкина.
V. Проверка и анализ работ учащихся.
VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Автор: Е. Н. Попова
Урок литературы, 9 класс. Сочинение Грибоедов «Горе от ума»
Урок в 9 классе «Золотой век русской литературы»
Сценарий литературной композиции, 9 класс. Творчество Васильева
Нет комментариев. Ваш будет первым!