Урок литературы, 9 класс. Сочинение Грибоедов «Горе от ума»

Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: Обучающее сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Цели:

- развивать речь учащихся;

- учить мыслить логически, связно излагать свои мысли и работать с источниками (извлекать из них главное).

Оборудование:

- текст комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»;

- памятка пишущему сочинение.

Ход урока

I. Ознакомление с памяткой «Общие требования к сочинению на литературную тему» (памятки лежат на столах учащихся).

ПАМЯТКА

Школьное сочинение - это текст, и поэтому оно должно обладать всеми его признаками: смысловой цельностью, структурной связностью, членимостью.

Из теоретических сведений о тексте вытекают определенные правила, помогающие написать сочинение:

- определяются тема и основная мысль работы, обдумываются и записываются заглавие или формулировка темы; если даны готовые формулировки нескольких тем, выбирается та, которая заинтересует, и при хорошем знании художественного произведения можно отобрать необходимый материал для раскрытия темы;

- чтобы точно определить тему, а не писать о произведении вообще или герое, названном в формулировке, необходимо внимательно ее прочитать, найти ключевые слова, выражающие поставленную проблему, а также отметить все понятия, входящие в формулировку темы, и писать именно об этом; тем самым выполняется одно из требований - соответствие теме;

- решение поставленной в формулировке проблемы - это и будет основная мысль сочинения; доказываем правильность своего решения, используя текст художественного произведения, необходимый комментарий, литературную критику, исторические факты и другой литературный материал;

- при этом рассуждения будут самостоятельными, это значит, что надо опираться на текст художественного произведения, разобраться в позиции автора, выразить свое отношение к событиям, поступкам героев. Конечно же, необходимо толковать текст в соответствии с известными в литературоведении взглядами и оценками, но рассуждения и доказательства будут свои, они будут вытекать из художественного текста, именно это придаст работе самостоятельный характер;

- показать в сочинении знание художественного текста и умение его отбирать применительно к данной теме, используя теоретико-литературные понятия, литературную критику и другие необходимые материалы; все это определяет содержательность работы, глубину и полноту раскрытия темы;

- обеспечить связность текста, последовательность и логичность изложения; это значит, что каждое новое положение, развивающее основную мысль, будет следствием предыдущего, выводы и обобщения явятся следствием рассуждений;

- составить план сочинения, сделать это в черновике, в чистовик его лучше не переносить; план поможет написать логичную, стройную по композиции работу, в которой все части будут объединены темой и основной мыслью; план поможет избежать ненужных повторов, отклонений от темы и других просчетов;

- в каждом пункте плана записать примеры и цитаты, необходимые для раскрытия темы; план составить в форме либо назывных, либо полных повествовательных предложений; можно дать отдельные пункты в виде цитат или полностью составить цитатный план;

- цитаты в тексте сочинения подтверждают выдвинутые положения; однако не стоит перегружать работу цитированием;

- основную идею сочинения можно выразить эпиграфом, для которого надо взять строчки из прозаического или стихотворного произведения, письма, дневника писателя, критической статьи, либо это будет афоризм, пословица, поговорка, но можно писать сочинение и без эпиграфа;

- выделить абзацы в соответствии со смысловыми частями текста сочинения, написать их с красной строки.

II. Обдумывание темы сочинения.

Процесс обдумывания темы слагается из следующих моментов:

1) осмысливание темы;

2) определение объема темы;

3) выявление содержания темы.

Все разнообразие формулировок тем можно свести к трем видам:

1) тема-понятие не содержит прямого указания на идею рассуждения. Автор рассуждения определяет ее сам, например: «Образ Чацкого»;

2) тема-вопрос тоже не выражает идеи рассуждения, но указывает прямой путь к ней, например: «Ваше мнение о Молчалине»;

3) тема-рассуждение прямо выражает идею рассуждения, например: «Чацкий - выразитель взглядов декабристов».

Тема-рассуждение - самая легкая: она дает готовую идею. Главное - подбор аргументов для обоснования идеи сочинения и расположение материала.

Тема-вопрос предполагает большую самостоятельность: отвечая на вопрос темы, пишущий сам определяет идею рассуждения.

Тема-понятие - самая трудная и самая интересная; она дает более широкие просторы для самостоятельности: автор рассуждения сам определяет проблему, заключенную в теме, сам разрешает ее, то есть формулирует основную идею рассуждения, проявляя творческую индивидуальность.

Тема - это всегда мысль, отражающая наиболее существенные признаки того предмета или явления, о котором предстоит рассуждать. Она имеет объем и содержание.

Объем темы - это тот круг фактов, предметов, явлений, который охватывается ее формулировкой.

Содержание темы - эго совокупность наиболее существенных признаков, характерных для всех фактов, явлений, предметов, составляющих объем данной темы.

III. Практическая работа.

1) Определите объем следующих трех тем:

- Молчалин в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»;

- Молчалин и Скалозуб;

- Фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

(Объем первой темы: образ Молчалина.

Объем второй темы: образы Молчалина и Скалозуба.

Объем третьей темы: образы Фамусова, Молчалина, Скалозуба, Репетилова, Загорецкого, Хлестовой, Софьи и других.)

2) Определите содержание первой темы: «Молчалин в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”».

Для этого надо определить задачу темы, например:

- Зачем Грибоедов ввел в комедию Молчалина?

- Как Грибоедов раскрывает характер Молчалины?

- Какое значение имеет образ Молчалина в развитии конфликта комедии?

(1. Грибоедов ввел Молчалина в комедию для того, чтобы противопоставить глупого Молчалина умному Чацкому и этим самым глубже, ярче показать «горе» от «ума». 2. Характер Молчалина Грибоедов раскрывает главным образом в его отношениях с другими героями комедии. 3. Молчалин - один из главных участников конфликта, изображенного в комедии.)

Комментарий учителя. Формулировка тезиса должна быть четкой, краткой, иметь форму грамматически законченного предложения. Таков ответ на третий вопрос. Мы можем перенести его в план сочинения без всяких изменений. Ответ на второй вопрос можно оставить без изменений, а можно чуть- чуть «подправить»: «Показ отношений Молчалина с другими героями - главный прием раскрытия его характера». Ответ на первый вопрос получился многословным, значит, надо сократить; можно в этом случае подобрать стилистический синоним: «Молчалины блаженствуют на свете».

3) Подберите аргументы для обоснования каждого из трех тезисов. Чтобы не ошибиться в подборе аргументов, надо найти в основном тезисе то слово или словосочетание, в котором заключена мысль, требующая доказательства. Как найти такое слово или словосочетание? Если основной тезис сформулирован в виде двусоставного предложения, то это слово или словосочетание будет находиться в группе сказуемого: сказуемое как раз и выражает то, что мы утверждаем или отрицаем. Подчеркните в каждом тезисе такое слово или словосочетание.

(Первый тезис: «Молчаливы блаженствуют на свете».

Аргументы: а) Молчалин смысл жизни видит в том, чтобы «и награжденья брать, и весело пожить»; б) Молчалин убежден, что связь с влиятельными лицами - лучший способ продвижения по служебного лестнице; в) Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

Второй тезис: Показ отношений Молчалина с другими героями комедии - главный прием раскрытия его характера.

Аргументы: 1) В отношениях с какими героями особенно ярко раскрывается характер Молчалина: а) с Фамусовым; В) с Софьей и Лизой; 2) какие особенности характера Молчалина раскрываются в отношениях с этими лицами: а) карьеризм;

б) исполнительность, угодничество, бессловесность как главные средства достижения карьеры; в) умственная ограниченность, узость интересов; г) трусость, лицемерие, цинизм, подлость.

Третий тезис: Молчалин - один из главных участников конфликта, изображенного в комедии.

Аргументы: а) Молчалин играет главную роль в сцене, изображающей обстоятельства, в которых завязался драматический узел; б) Молчалин - главная фигура, определившая борьбу между Софьей и Чацким; в) Молчалин - главное лицо в сцене катастрофы.)

IV. Подведение итогов урока.

Выводы (запись в тетрадь).

1. На одну и ту же тему можно написать несколько оригинальных рассуждений, для этого надо уметь правильно обдумать тему.

2. Обдумать тему - это значит назвать те факты, явления, предметы, которые охватываются ее формулировкой.

3. Определить содержание темы - это значит:

а) поставить вопрос, заключенный в теме (то есть найти задачу);

б) дать точный ответ на вопрос темы;

в) из этого ответа сформулировать основной тезис рассуждения;

г) найти в формулировке тезиса то слово или словосочетание, в котором заключена мысль, требующая доказательства;

д) подобрать аргументы для обоснования тезиса рассуждения.

4. Выяснить объем темы - это значит назвать те факты, явления, предметы, которые охватываются ее формулировкой.

5. Содержание темы составляет содержание главной части рассуждения: основной тезис - название главной части, аргументы - разделы внутри главной части.

Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение на одну из тем:

1) Жалок или страшен Молчалин?

2) За что и против чего борется Чацкий?

3) Достойна ли Софья любви Чацкого?

Автор: Н. П. Урывскaя

Рекомендуем посмотреть:

Тест по литературе Карамзин «Бедная Лиза» для 9 класса с ответами

Урок в 9 классе «Золотой век русской литературы»

Обучение анализу лирического текста. Урок - практикум 9 класс

Конспект урока «Образ князя Игоря в слове о полку Игореве», 9 класс

Внеклассное мероприятие по литературе в 9 классе

Нет комментариев. Ваш будет первым!