Конкурсы

Урок в 9 классе «Золотой век русской литературы»

Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: XIX век - «Золотой век» русской литературы

Цели:

- выделить основные особенности русской литературы начала XIX в.;

- подготовить учащихся к восприятию произведений этого периода;

- развивать умение литературного анализа текста;

- прививать любовь к родной литературе, интерес к чтению.

Предварительная работа: подготовка группой учащихся сообщений о периодизации литературы.

То, чему дано никогда не устареть, что для каждого поколения звучит по-новому, что вечно цветет и не увядает, что совершенно по своему мастерству, - это и есть классика.

Газета «Комсомольская правда», 1964 г.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Учитель. Сегодня, ребята, у нас несколько необычный урок. Мы с вами познакомимся с новой литературной эпохой, которая получила название «золотой век» русской литературы. Действительно, эпоха эта была замечательной: такого количества писателей, известных сегодня классиков, не было больше ни в один период.

Кому не известны такие имена, как А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев. А. Н. Толстой, А. П. Чехов, Н. А. Некрасов?! А вот с творчеством каждого из этих классиков вам, ребята, еще только предстоит подробно познакомиться. Прежде чем это сделать, мы должны разобраться с особенностями литературной эпохи XIX века.

Золотой век - результат развития русской литературы на протяжении многих столетий. Древнерусская литература и литература XVIII века стали подготовительным этапом для возникновения национальной литературы.

Литература XVIII века отличалась тем, что в отличие от литературы XIX века, изобилующей великими именами, в ней творили писатели второго и третьего ряда.

Благодаря XVIII веку русская литература в XIX веке ликвидировала отставание от западноевропейской литературы. Русская литература хронологически соотносится с литературой Западной Европы. В первой половине XIX века в русской литературе происходит та же эволюция, что и в Европе, а именно: переход от сентиментализма к романтизму и от него уже к реализму.

Особенностью русской литературы в XIX веке становится то, что основная форма её существования - журналистика, причем особый «вес» имеют «толстые» литературные журналы, в которых печатаются как литературные произведения, так и критические статьи.

Стоит отметить, что издания Карамзина («Вестник Европы», «Московский журнал») определили форму и структуру «толстого» литературного журнала, до этого имеющего следующие рубрики: «Новости политические», «Новости общественные», «Литература», «Критика» и так называемая «Смесь».

Благодаря изменениям в литературе XIX века в России появляются «Современник», «Телескоп», «Московский телеграф» и многие другие. Журналы эти, как правило, распространялись по подписке и давали возможность связи больших городов с провинциальными городишками. Тогда именно в журнальную деятельность внедряется новшество: крупные тексты произведений печатают частями, что поддерживает интерес читателей к изданию.

Не менее важная особенность литературы того времени - её связь с Пушкиным, своеобразным центром, прогнозирующим ее развитие, влияющим на всю литературу. Во второй половине века этот центр утерян, а литературный процесс определяют две значительные фигуры - Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой Таким образом, литература второй половины XIX века полицентрична.

Говоря об истории литературы, нельзя не сказать о её периодах. Разобраться с вопросом периодизации литературы XIX века нам помогут ваши одноклассники, которые подготовили для нас сообщения по данной теме.

II. Сообщения учащихся о периодизации литературы.

1-й ученик. К наиболее устойчивому, имеющему глубокие корни, относится хронологический принцип периодизации, разделяющий историю литературы на десятилетия.

Рассматривая каждое десятилетие, отмечаем его особенности:

- романтизм - 20-е гг.;

- народный фольклор - 30-е;

- романтический идеализм - 40-е годы;

- позитивизм и практицизм - 50-60-е гг.

Деление литературного процесса на десятилетия подкреплялось типологией художественных образов. Так, от сентиментальных персонажей, например таких, как бедная Лиза, - к романтическим образам Жуковского. После - к Чацкому и Онегину, персонажам повестей Гоголя, к Рудину, Базарову и так далее.

2-й ученик. В начале девятнадцатого века стал применяться персональный принцип периодизации, существовавший в двух вариантах.

1. Периоды развития литературы связывались с царствованием того или иного правителя, таким образом, появилась литература Петровской, Екатерининской эпохи, позже - Николаевской, Александровской. Несмотря на то, что данный принцип периодизации отчужден от специфики литературы как вида искусства, от движения ее направлений, стилей и жанров, он, однако, исторически обусловлен. Конец царствования императора Николая I, к примеру, - это граница двух этапов литературного развития.

2. Персональный принцип может быть основан на его зависимости от творчества выдающегося поэта или писателя, открывающего пути развития художественного творчества. Гениальные писатели являются в литературе ведущими. Меняются эстетические вкусы, стили, ориентация творчества.

Но границы этих периодов условны - один накладывается на другой. Литературный процесс выглядит в результате весьма разветвленным, появляется несколько консолидирующих центров. Трудно, к примеру, решить, кто определяет литературное движение 50-60-х гг.: Тургенев? Некрасов? Или Островский?

Учитель. Для периодизации литературы эти основания выглядят несколько неполными, недостаточными. В результате возникают смешанные принципы. Послушаем сообщение об этом.

3-й ученик. При смешанных принципах периодизации учитывалось как отношение литературы к действительности, к духовной жизни, так и отношение к «целостному просвещению Европы», непосредственная позиция писателя.

Первый период, к примеру, характеризовался обращением к публике, к нуждам просвещения, преобладало французское влияние. Центральной фигурой первого периода можно назвать Н. М. Карамзина.

Во втором периоде преобладает обращение к идеальным основам жизни. Главным становится немецкое влияние, а центральной фигурой - В. А. Жуковский.

Третий период связан с деятельностью А. С. Пушкина, объединившего на первых порах оба направления русской литературы, а затем перешедшего к созданию литературы, выражающей уважение к действительности. Это был период самобытного творчества.

В XX веке литературоведение пыталось совместить хронологический и персональный принципы, опираясь на учение Ленина. Здесь возникает деление литературы на три этапа освободительного движения. Но полное наложение социальных явлений на литературный процесс невозможно.

4-й ученик. Стремлением осознать внутренние закономерности литературного развития обусловлено обращение к иным признакам литературной жизни - школам, направлениям, стилям.

Главные направления можно обозначить так:

- от сентиментализма к романтизму (1800-1825 гг.);

- от романтизма к реализму (с 1826 - до середины столетия);

- расцвет реализма (1856-1881);

- переходный период в развитии русского реализма (80-е гг.)

- 90-е годы уже рассматриваются в контексте литературного процесса 1900-х годов.

III. Итоги урока.

Учитель. Сегодня вы узнали о существующей в литературе периодизации. Какая из представленных периодизаций показалась вам наиболее интересной, последовательной?

Сегодня вы познакомились с основными особенностями русской литературы XIX века, без знания которых очень трудно понять значение каждого писателя в отдельности и, вообще, значение этого литературного периода как в русской литературе, так и в мировом литературном процессе.

Домашнее задание.

Знать материал лекции.

Автор: Е. Н. Пoпoвa

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие по литературе в 9 классе

Обучение анализу лирического текста. Урок - практикум 9 класс

Урок литературы, 9 класс. Сочинение Грибоедов «Горе от ума»

Сценарий литературной композиции, 9 класс. Творчество Васильева

Урок - дискуссия по литературе, 9 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!