В отличие от урока-дебатов и урока-диспута урок в виде дискуссии предполагает более развернутую деятельность. Воспроизводя модель спора, урок-дискуссия предполагает выход на мировоззренческие категории: разница в поведении персонажа, в оценке конкретного поступка одного литературного героя другим, наконец, оценка со стороны автора и читателя мотивируется сформированной жизненной позицией.
Цели урока: выявить основную идею трагедии (история души, пораженная гордыней); развивать умение анализировать текст, опираясь на художественные достоинства трагедии (диалог, применение в драме музыки); прививать учащимся общечеловеческие эстетические и моральные ценности.
Оборудование: наглядные пособия, помогающие создать колорит эпохи (музыка, портреты композиторов, иллюстрации к «Маленьким трагедиям» А.С. Пушкина).
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
План
1. Выявить дискуссионные вопросы, возникающие при чтении текста.
2. Познакомить с историей создания произведения.
1. Вступительное слово учителя
Трагедия «Моцарт и Сальери» входит в цикл, названный А.С. Пушкиным «Маленькие трагедии». В определении «маленькие» не было другого смысла, кроме намерения автора представить читателю совсем иную драматургию: не традиционно высокопарную трагедию классицизма, а вполне общечеловеческие страсти вне времени и прикрепленности к месту. Пушкин выбирает разные сюжеты и находит неожиданные решения. А.С. Пушкин всегда внимателен к живому потоку действительности и в своих «маленьких трагедиях» выставляет на первый план подчеркнуто объективную действительность, одновременно представленную как составляющую часть души. Объективный мир охватывает личность поэта, мир, существующий вне сознания человека, но вместе с тем формируемый им, вступает в сложные взаимоотношения с человеком. В цикле «маленьких трагедий» представлен сам исторический процесс, действие растянуто от Средних веков до Нового времени.
В центре внимания автора не конкретная, живая действительность, а «вечные» страсти. А.С. Пушкин смело вступает на новую для него «территорию», чтобы проверить истинность нового открытого им метода. Если реалистические принципы помогут понять извечные человеческие страсти и проблемы, значит они верны.
2. Дискуссия с чтением и анализом фрагментов трагедии
— С какой драмой в нашем сознании связаны имена Моцарта и Сальери? (Бездарность злодея из зависти отравившего гения.)
— Как вы думаете, только ли эта идея заложена в трагедии А.С. Пушкина? (Нет, смысл драмы глубже.)
Прочитаем начало трагедии, со слов Сальери:
Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет - и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.
Родился я с любовию к искусству...
— Какое противопоставление вы заметили в этих строках? (Ответ. Сальери противопоставляет себя миру, он дает свою точку зрения на правду, делая свой собственный вывод: правды нет и выше. Тем самым Сальери как бы предчувствует дальнейшее развитие событий.)
— В чем сущность внутреннего монолога Сальери? (Ответ. Монолог Сальери — это его история, его духовная жизнь. Сальери пытается самооправдаться, он стремится к внутренней гармонии, хотя это у него и не всегда получается.)
— Дайте характеристику речевой стороны монолога Сальери. (Ответ. Речь Сальери тяжеловесна, много лексических повторов, она несколько похожа на ораторскую речь. Тем самым Сальери как бы пытается не только сопоставить свой внутренний мир и окружающий, но и убедить других людей в собственных мыслях.)
3. Образ Сальери
1. Можно ли назвать Сальери главным героем?
2. Как вы относитесь к творческому пути Сальери.
3. Можно ли говорить о душевном кризисе Сальери? Почему?
4. Прокомментируйте следующие слова Сальери:
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию.
5. В какой момент Сальери задумывается о преступлении. Что толкает его на этот шаг?
Вывод. Сальери рано понял свое призвание, он трудолюбив и настойчив в достижении цели. Однако образование Сальери можно назвать односторонним: он занимался и развивал только музыкальные способности, на все остальное у него не оставалось времени, его можно назвать добровольным «музыкальным затворником». Именно поэтому он с одной стороны чересчур требователен к себе (уничтожает свои произведения), с другой стороны — ставит под сомнение Божественные законы, что, для верующего человека, возможно только в самом крайнем случае. Сальери превратил музыку в ремесло, он стремился стать композитором, и он им стал. Однако в его творчестве отсутствует вдохновение. И Сальери чувствует в этом свою ущербность. Все это свидетельствует о глубоком душевном кризисе. Сальери стремится к музыке, но она уже не приносит ему той радости, которая должна возникать при занятии любимым делом. Нарушение гармонии между жизнью и творчеством приводит Сальери к преступлению.
4. Продолжение дискуссии с чтением и анализом фрагментов трагедии
— Какое отличие вы заметили при анализе речи Сальери и Моцарта? (Ответ. Речь Сальери - это в основном монологи. А речь Моцарта всегда обращена к Сальери).
— Можно ли сказать, что автор явственнее проступает при репликах Моцарта, нежели Сальери? (Ответ. Да, за словами Моцарта: «Мне что-то тяжело; пойду засну. Прощай же!» стоит всезнающий автор).
5. Образ Моцарта
1. Дайте качественную характеристику характера Моцарта.
2. Можно ли говорить о душевном кризисе Моцарта?
3. Прокомментируйте слова Моцарта.
Представь себе... кого бы?
Ну, хоть меня - немного помоложе;
Влюбленного - не слишком, а слегка –
С красоткой, или с другом - хоть с тобой,
Я весел... Вдруг: виденье гробовое,
Внезапный мрак иль что-нибудь такое...
Ну, слушай же.
4. Можно ли говорить о символизме приведенных строк? Почему?
Вывод. Моцарт — яркая звезда. Он живет не ради музыки, он живет музыкой. Его сочинения вдохновлены самой жизнью. Моцарт талантлив и осознает это. Он живет в гармонии с самим собой, музыкой и окружающим его миром. В то же время он несколько наивен. Моцарт исподволь чувствует отношение Сальери (зависть), но не дает себе возможности (и не имеет желания) разобраться в истинных чувствах своего «друга». Отсюда — символизм его слов: «мрак иль что-нибудь такое». Л.А. Новиков справедливо указывает на символическую значимость выражения «что-нибудь такое», играющего в драме роль композиционной скрепы.
6. Сопоставление образов Моцарта и Сальери
1. Как относятся герои к пародии.
2. Поясните свое отношение к Моцарту и Сальери.
3. Какой образ противоречив? Поясните свою точку зрения.
4. Нужна ли была Сальери смерть Моцарта?
5. Прав ли Моцарт, говоря: «Гений и злодейство — две вещи несовместимые»?
Вывод. Пародию на свое творчество Моцарт воспринимает с юмором, легко и непринужденно. Это связано с тем, что музыка доставляет ему истинное удовольствие, радость жизни. Сальери же, напротив, негативен к пародии. Его труд не приносит ему радости, естественно, что он не может радоваться, когда его произведение «калечат». Образ Сальери противоречив. По человечески его жалко, он всю жизнь стремился к высокому и прекрасному искусству, но его всегда «чуть-чуть» недоставало. Зависть Сальери и убийство Моцарта совершенно для него бессмысленны: он совершенно не выигрывает от смерти Моцарта. Моцарт гибнет физически, причем «за кадром» трагедии. Гибель же Сальери происходит на наших глазах, причем эта гибель — духовная.
Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение на тему «Как сложилась бы жизнь Сальери и Моцарта, если бы Сальери был талантлив, а Моцарт — настойчив».
Внеклассное мероприятие по литературе в 9 классе
Урок в 9 классе «Золотой век русской литературы»
Урок литературы, 9 класс. Сочинение Грибоедов «Горе от ума»
Обучение анализу лирического текста. Урок - практикум 9 класс
Сценарий литературной композиции, 9 класс. Творчество Васильева
Нет комментариев. Ваш будет первым!