Конспект урока литературы, 11 класс. Любовная лирика Маяковского

Урок литературы в 11 классе. Своеобразие любовной лирики Маяковского

Цели: увидеть своеобразие любовной лирики Маяковского; проследить эволюцию темы в творчестве поэта; развивать навыки анализа поэтического текста.

Ход урока

И Бог заплачет над моею книжкой!

Не слова - судороги, слипшиеся комом;

и побежит по небу с моими стихами под

мышкой

и будет, задыхаясь, читать их своим

знакомым.

В. Маяковский

I. Вступительное слово.

Учитель. В своих воспоминаниях художник Юрий Анненков писал о Маяковском: «Он был огромного роста, мускулист и широкоплеч. Волосы он то состригал наголо, то отращивал до такой степени, что они не слушались уже ни гребенки, ни щетки и упрямо таращились в беспорядке - сегодня в одном направлении, завтра - в другом. Нижняя челюсть плотоядно выдавалась вперед. <...> К этому выражению недружелюбности он любил прибавлять надменные колкие вспышки глаз...». И тут же художник приводит слова режиссера Всеволода Мейерхольда: «Грубость Маяковского была беспредельно хрупкой».

Но далеко не всем открывалась эта хрупкость и нежность, скрытая в «этакой глыбе». По-новому открывается поэт в стихах о любви. Среди произведений этой темы («Люблю!», «Про это» и других) особенно выделяются «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Созданная поэтом в октябре - ноябре 1928 года поэтическая дилогия принадлежит к вершинным произведениям автора. Оба стихотворения, написанные в сравнительно короткий промежуток времени, отличаются высокой степенью автобиографичности.

II. Работа с текстами стихотворений.

1. Сообщения учащихся.

Ученики знакомят класс с материалом (он был роздан предварительно на карточках), представляющим собой комментарии к истории создания стихотворений.

1) Известно, что место написания стихотворений - Париж.

Хронология зарубежной поездки такова. 8 октября 1928 года

Маяковский выехал из Москвы в Берлин. 15 октября он - в Париже. 3 декабря выехал из Парижа в Берлин, 9 декабря 1928 года вернулся в Москву. Во Франции в период с 20 по 25 октября поэт побывал в Ницце. По возвращении из Ниццы в Париж, 25 или 26 октября 1928 года, Маяковский впервые встретился и познакомился с Т. А. Яковлевой (1906-1991), молодой модисткой, недавно (в 1925 году) по ходатайству своего дяди, парижского художника, перебравшейся из Советской России на жительство во Францию. Эта встреча получила и поэтическое отражение: Татьяна Яковлева стала адресатом одного из стихотворений лирической дилогии.

2) Исследования литературоведов показывают, что «парижская» любовная лирика Маяковского связана не только с Татьяной Яковлевой.

У поэта в Русском зарубежье была и иная (для него - очень важная) любовная и бытийная коллизия, нашедшая отражение в текстах «Писем».

Особенности вопроса стало возможным прояснить лишь в 1990 годы, когда в США открыто заявила о себе дочь Маяковского - Хелен-Патриция (Елена Владимировна) Томпсон, о «виртуальном» существовании которой было известно лишь узкому кругу лиц.

Летом 1925 года Маяковский посетил Соединенные Штаты Америки. Здесь он встретил и полюбил Элли Джонс (Елизавету Петровну Зиберт (1904-1985), из русских немцев, покинувших Россию в первые годы после революции. Все время пребывания Маяковского они были вместе. Непростым было их расставание, Елизавета и Владимир уже знали, что у них скоро будет ребенок.

15 июня 1926 года у Элли Джонс в США родилась дочь Хелен-Патриция. Сохранилась (не полностью) переписка родителей. Новая встреча Маяковского с Элли Джонс состоялась в 1928 году, уже в Европе. В 20-х числах октября 1928 года поэт впервые увидел дочь. Маяковский, которому «30 уже и у 30-ти / пошел пробиваться хвост» («Домой!», 1925, черновая рукопись, строки не вошли в окончательный текст), испытывает особый - «Ураган, / огонь, / вода» («Письмо товарищу Кострову...») - поток эмоций и чувств. Он стал отцом! У него есть дочь, семья. Впервые после поэм «Люблю» и «Про это» (1922-1923) поэт вновь возвращается к любовной лирике. Делает в Ницце первые «заготовки» для стихов, составивших вскоре поэтическую дилогию «Писем» из Парижа. Сохранилась записная книжка поэта с этими первыми набросками.

3) По воспоминаниям Элли Джонс, встретившись в Ницце, они проговорили и «проплакали» всю ночь. В настежь распахнутое окно гостиничного номера смотрели спящий город, море, горы, ночное небо. В записной книжке появляются наброски важнейших строк, ключевых смысловых рифм будущих «Писем» о любви: «<море> пятнится / спит, спит Ницца»; «...ревность двигает горами», «брови / с бровью вровень»; «звезд» - до черта / звездочета» и другие. Все эти рифмы, заготовки, строчки созданы и записаны до 25 октября 1928 года, еще до знакомства с Т. Яковлевой, о существовании которой Маяковский тогда даже и не подозревал! Очевидно, единственной «вдохновительницей» и прототипом героини начавшего складываться лирического произведения на этом этапе могла быть только Элли Джонс, мать его дочери.

25 или 26 октября 1928 года Маяковский вернулся из Ниццы в Париж, находясь в состоянии активного творческого подъема, и написал письмо в Ниццу: «Две милые Элли! Я по вас уже весь изоскучился. Мечтаю приехать к вам еще хотя бы па педелю. Примете? Обласкаете? Ответьте, пожалуйста (...боюсь только, не осталось бы и это мечтанием) ... Целую вам все восемь лап. Ваш вол. 26/Х. 28.»

Надо представить, оценить и состояние Маяковского- человека в эти дни. Встретился с «двумя Элли», впервые в свои 35 лет увидев родную дочь, он испытал обилие новых, непривычных эмоций («Сонм видений / и идей/ полон до крышки...» - «Письмо Кострову»),

4) В эти же дни Маяковского знакомят в Париже с Татьяной Яковлевой. Она становится одним из первых слушателей, а затем, по-видимому, в отдельных деталях, и объектом- собеседником создаваемых лирических произведений, к которым поэт вскоре снова обратился.

В этот период прототип лирической героини любовной поэтической дилогии становится до некоторой степени раздваивающимся - «Моя жизнь какая-то странная» (из письма тех дней в Москву). В образную систему лирического повествования включаются картины, связанные не только с Элли Джонс, но отчасти, и с Татьяной Яковлевой. С именем первой связаны образы наиболее эмоционально насыщенные, лирически исступленные, почти надрывные, метафорически усложненные. С именем второй - образы более простые, повествовательные, но привязывающие действие к Парижу. Глубинные же мотивы появления этого послания, подтексты остаются зашифрованными, неизвестными читателю и непосредственно из текста стихотворения никак не выводимыми. Такова, очевидно, и была здесь творческая задача поэта.

2. Выразительное чтение стихотворения «Письмо товарищу Кострову...».

Какие художественные средства использует автор для передачи своего эмоционального состояния?

Большая часть стихотворения посвящена определению самого понятия любви как таковой, её «сущности». Найдите и зачитайте эти определения. («Любовь не в том...», «Любить — это значит...», «Любовь - это простынь...», «Нам любовь не рай да кущи...».)

Учитель. По воспоминаниям встречавшихся с поэтом в ноябре 1928 года в Париже, Маяковский неоднократно читал это стихотворение слушателям как в узком кругу знакомых, гак и в более широких аудиториях. Как обычно у Маяковского, в таких устных чтениях текст стихотворения уточнялся, сокращался и дополнялся. При этом, по-видимому, «обкатывались» и отдельные строфы, чуть позднее вошедшие во второе стихотворение лирической дилогии.

Эмоциональное состояние поэта, глубоко личные, скрытые, но очень важные переживания требовали своего разрешения. И в ноябре 1928 года Маяковский «доверил бумаге» вторую часть общего лирического замысла, вторую часть дилогии.

3. Выразительное чтение стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой». Работа с текстом.

1) Учитель. Большинство воспоминаний, впечатлений, «свидетельств современников» о пребывании Маяковского в Париже в 1928 году, его встречах с Татьяной Яковлевой, его отношении к Яковлевой являются записями, сделанными по прошествии многих лет после событий, отнюдь не по «горячим следам». Потому наиболее достоверными сведениями о тех днях следует признать, по-видимому, несколько сохранившихся писем Яковлевой матери в Пензу, написанных в декабре 1928 - начале 1930 года, то есть действительно «по горячим следам» событий.

В декабре 1928 года, вскоре после отъезда в Москву, Яковлева писала матери: «В. М. (Маяковский) вернулся из Парижа... Очень мне было тяжело, когда он уезжал. Это самый талантливый человек, которого я встречала, и, главное, в самой для меня интересной области» - Яковлева тоже писала стихи.

«Я думаю, тебе будет интересно послушать стихи, которые называются «Письмо Татьяне Яковлевой» и «Письмо о любви...» ...Он мне оставил «мои» стихи в двух экземплярах, посылаю тебе. Пока никому не показывай......

В письме от 24 декабря 1928 года Яковлева вновь пишет о Маяковском: «...я видела его ежедневно и очень с ним подружилась. Если я когда-либо хорошо относилась к моим «поклонникам», то это к нему, в большей доле из-за его таланта, но в еще большей из-за изумительного и буквально трогательного ко мне отношения. В смысле внимания и заботливости (даже для меня, избалованной) он совершенно изумителен. Я до сих пор очень по нему скучаю... Маяковский меня подхлестнул, заставил (ужасно боялась казаться рядом с ним глупой) умственно подтянуться, а главное, остро вспомнить Россию. ...Я тоже люблю его последние стихи. Раньше лирики такого рода у него почти не было, но, по-моему, она у него выходит не хуже чего другого. ... Стихи его покоряют далее французов, ритмом и силой читки. «Мои» стихи имели здесь большой успех... Он всколыхнул во мне тоску по России и по всем вам. Буквально, я чуть не вернулась. Он такой колоссальный и физически, и морально, что после него буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след...».

2) Частичный анализ текста.

— Что, кроме женской привлекательности, ценит автор в лирической героине? (Умение слушать, сопереживать, взаимопонимание).

Ты одна мне

Ростом вровень, Стань же рядом

С бровью брови,

Дай

Про этот

Важный вечер

Рассказать

По-человечьи.

- Какие строки, по вашему мнению, могли заставить Татьяну Яковлеву «остро вспомнить Россию»?

Объединяя отношение к женщине и к родине одним словом любовь, Маяковский утверждает:

В поцелуе рук ли,

Губ ли,

В дрожи тела

Близких мне

Красный

Цвет

Моих республик

Тоже

Должен

Пламенеть.

Маяковский зовет вернуться Татьяну Яковлеву в Россию.

Я не сам,

А я

Ревную

За Советскую Россию.

... вы и нам

в Москве нужны,

не хватает

длинноногих.

III. Творческое задание.

Напишите небольшое рассуждение на тему: «Лирика любви. В чем нетрадиционность любовной поэзии Маяковского?».

IV. Итоги урока.

Домашнее задание.

Выучить наизусть и проанализировать (письменно) одно из стихотворений Маяковского (по выбору): «А вы могли бы?», «Послушайте!».

Рекомендуем посмотреть:

Урок литературы «Поэзия серебряного века», 11 класс

Тест по литературе Куприн «Олеся» для 11 класса с ответами

Урок литературы, 11 класс. Лирика Пастернака

Урок литературы, 11 класс. Горький «На дне», 1 урок

Урок литературы, 11 класс. Жизнь и творчество Есенина

Нет комментариев. Ваш будет первым!