Урок литературы, 11 класс. Лирика Пастернака

Конспект урока литературы для 11 класса «Мело, мело по всей земле, во все пределы...»

Цели: открыть учащимся поэзию Б. Пастернака, её философскую насыщенность, познакомить с темами и проблемами лирики поэта: стремлением постичь мир поэта и поэзии, удивлением перед чудом бытия, взаимоотношениями человека и природы.

I. Вступительное слово учителя.

Маш урок посвящен творчеству одного из самых талантливых поэтов XX века, лауреата Нобелевской премии Б. Л. Пастернака.

Прекрасной характеристикой этого поэтического феномена могут служить слова его современницы А. Ахматовой:

Он награжден каким-то вечным детством,

Той щедростью и яркостью светил.

И вся земля была его наследством,

А он ее со всеми разделил.

Творческий путь Б. Пастернака сложен и тернист. Его поэзия вызывала разноречивые оценки.

Но свойственное ему глубокое проникновение в тайны человеческой души, природы, Вселенной, свежий, образный и взволнованный стих всегда поражали ценителей поэтического искусства.

II. В художественном мире Б. Пастернака. (Заочная экскурсия.)

1. Когда-то М. Цветаева в полемическом пылу воскликнула: «Где человек, до конца понявший Пастернака?». И сама же пояснила: «Пастернак - это «тайнопись», «иносказание», «шифр». Пастернака долго читать невыносимо от напряжения (мозгового и глазного), как когда смотришь в чрезмерно острые стекла не по глазу (кому он по глазу?)».

Приедается все. Лишь тебе не дано примелькаться.

Дни проходят, и годы проходят, и тысячи, тысячи лет...

В белой рьяности волн, прячась в белую пряность акаций.

Может, ты-то их, море, и сводишь, и сводишь на нет.

Сказанное поэтом о морской стихии соотносится с его творчеством: при кажущемся однообразии лирических приливов и отливов - абсолютная неповторимость, непредвиденность поэтических воли, вызывающих изумление и восторг.

Известно, что юный Пастернак серьезно занимался музыкой и мечтал стать композитором. Его кумиром был выдающийся композитор А. Н. Скрябин, мечтающий силой искусства изменить жизнь всего мира, композитор, который хотел установить связь между звуком и цветом.

«Как вам, например, кажется... у вас есть чувство созерцания звука в свете? Кажется вам, что звуки светятся цветками?», - спрашивал Скрябин у юного Пастернака.

Давайте прислушаемся к пастернаковской музыке моря. Похоже, что строки этого стихотворения («Тема», 1918) гудят, как раковина. (Читается стихотворение.) Как умело пользуется поэт светотехникой!

Вспышки света и аккорды бушующего моря.

...Но юноша не стал музыкантом. Неожиданно для отца и матери (талантливой профессиональной пианистки) он оставил музыку и всецело посвятил себя поэзии.

Юноша услышал голос судьбы.

2. Что же становится предметом поэтических откровений раннего Пастернака?

Чем живет, дышит его лирическое «я»?

Вечный и прекрасный мир природы.

«Его грудь заполнена природой до предела, - писала о Пастернаке М. Цветаева. - Кажется, что уже с первым своим вздохом он вдохнул, втянул ее всю - и вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым стихом (дыханием) выдыхает ее, но никогда не выдохнет».

Ранняя лирика Пастернака наполнена в почти буквальном смысле языческим преклонением перед природой. Слезы восторга и внутренний трепет - постоянные спутники его монологов:

«Февраль. Достать чернил и плакать».

Читает подготовленный ученик.

Веселые, праздничные звуки!

Вслед за Тютчевым Пастернак провозглашает: природа - огромный живой организм, в котором есть душа, любовь, язык. Поэтому в его стихотворении она не фон, а действующее лицо.

Пастернак не суфлирует природе, а прислушивается к ее голосам, фиксируют их.

«Что почек, что клейких».

Читает подготовленный ученик.

Звуки природы подобны звукам музыкальных инструментов. Вся его лирика - своеобразный атлас цветов со множеством тонов, полутонов и оттенков.

«Светает...».

Читает подготовленный ученик.

Найдите метафоры в этом стихотворении.

Какие ассоциации они вызывают?

3. Поэт не мог да и не хотел «замыкаться» только на теме природы.

Две революции (1905, 1917 гг.), три войны (Первая мировая, Гражданская, Вторая мировая), годы сталинщины, хрущевской «оттепели» - вот что вместилось в рамки одной жизни.

Воздух революции проникал в норы «чистого» лирика. По словам Брюсова, у Пастернака нет отдельных стихотворений о революции, но «его стихи, может быть, без ведома автора, пропитаны духом современности».

В его лирику врывается тревога, истребляющая человеческие жизни Гражданская война болью пронизывает его стихотворения:

А в наши дни и воздух пахнет смертью:

Открыть окно - что жилы отворить.

(«Разрыв», 1918 г.)

Впоследствии в лироэпическом романе «Доктор Живаго» (1957 г.) Пастернак выразил сложные и противоречивые чувства, которые довелось испытать ему и его лирическому герою - Юрию Живаго - в те беспощадные годы.

В стихотворении «Гамлет», вошедшем в этот роман, отразилась трагическая судьбы русской интеллигенции, которой подобно шекспировскому герою приходилось решать, быть или не быть, и выбирать, кому вручить свою жизнь.

В «Гамлете», написанном в 1946 году, не могла не прозвучать скорбная нота по тем, кто был репрессирован в годы сталинского террора.

Ученик читает стихотворение «Гамлет».

4. Роман «Доктор Живаго», изданный за границей, привлек внимание общественности, но был принят в штыки ждановско-сусловской критикой в СССР.

Началась открытая травля Пастернака, закончившаяся исключением его из Союза писателей (в то время Шведская академия словесности и языкознания присудила ему Нобелевскую премию за «выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционной ниве великой русской прозы»).

Опальный поэт, опасаясь продолжения репрессий, отказался от премии.

Горечь обиды, боль души вылились вскоре в стихи.

Ученик читает стихотворение «Нобелевская премия».

В последних строках звучит надежда на пришествие новой эры - милосердия и справедливости, о которой мечтал когда-то его «кумир» - А. Н. Скрябин. К сожалению, Пастернак мог об этом только мечтать:

«О, знал бы я, что так бывает...».

Учитель читает стихотворение.

В этих строках - отношение поэта к поэзии как к искусству: для него она не забава, не демонстрация таланта и тем более не словоблудие, а судьба, «строчки с кровью».

Ученик читает стихотворение Я. Смелякова «Пастернак».

Сохранился замысел композитора Скрябина написать оперу на собственный сюжет. Главным героем ее должен был стать «философ-музыкант-поэт» (в одном лице), мечтающий создать произведение искусства, которое преобразует жизнь, превратив ее в великий праздник для человечества! Опера не была написана. Но, похоже, скрябинская идея получила воплощение в реальном образе: «музыкант-поэт-философ» (жизненная корректировка) - разве это не Борис Пастернак?

III. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя.

Учитель читает стихотворение «Мело, мело по всей земле...»

Строчки этого стихотворения стали символом всего творчества Б. Л. Пастернака не случайно. В них сконцентрировано то главное, что составляло основу мировосприятия замечательного художника слова: бесценность и красота человеческой личности, брошенной с момента своего рождения («воскресения»?) в этот жестокий и прекрасный мир, где на равных уживаются добро и зло,

любовь и ненависть,

метель и свеча.

В финале звучит музыка А. Н. Скрябина.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся

Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе

Конспект урока по литературе в 10 классе

Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»

Нет комментариев. Ваш будет первым!