Цели:
1. Познакомить учащихся с пьесой М. Горького «На дне».
2. Постичь философию пьесы.
3. Способствовать созданию поисково-творческой атмосферы при помощи ролевой игры.
Задачи:
1. Обсудить выделенные проблемы.
2. В процессе ролевой игры попытаться глубже проникнуть во внутренний мир героев пьесы.
3. Способствовать формированию активной нравственной позиции, поддержать стремление высказывать свои мысли.
Методы и приемы: исследовательский, эвристический:
• творческое чтение;
• чтение по ролям;
• беседа;
• задание исследовательского характера.
Оборудование: визитки с именами персонажей пьесы, тексты (можно использовать карточки с фрагментами диалогов из пьесы для иллюстрации обсуждаемых проблем).
Данная тема рассчитана на 4 часа. На первых двух уроках обсуждаются персонажи пьесы и их взаимодействия, на 3-4 уроках - философия пьесы. Учащиеся заранее «распределяют» между собой роли героев произведения, каждый внимательно вычитывает и изучает свою роль, анализирует поведение персонажа, пытается смоделировать ответы на вопросы с точки зрения своего героя. Остальные ученики представляют «экспертов». Они внимательно наблюдают за происходящим, оценивают ход игры и правильность ответов, принимают участие в обсуждении.
В качестве домашнего задания ученикам было предложено обдумать данные тезисы и заполнить таблицу.
Персонаж |
Свое мнение |
1. Понятия чести и совести. Отношение к труду. |
|
|
|
2. Человек!.. Это звучит гордо? |
|
|
|
3. Нужно ли жалеть человека? Что же лучше: сладкая ложь или горькая правда? |
|
|
|
Схема расположения парт в классе
|
Персонажи |
|
|
|
|
|
Эксперты |
|
I. Организационный момент.
II. Слово учителя. Правила игры.
- Для того чтобы понять пьесу, мы с вами посмотрим на нее как бы изнутри. Каждый из вас здесь и сейчас станет на время одним из героев драмы.
Попытайтесь проникнуть во внутренний мир персонажей, понять его, ответить на поставленные вопросы. Помните: вы говорите словами своих героев. Вы - не Андрей, Диана, Александр, вы - Сатин, Наташа, Лука. Если хорошо знаете пьесу и свою роль, это не составит для вас труда.
Остальные (обращается к «экспертам») будут внимательно наблюдать. Вы - эксперты. Ваша задача - оценить насколько глубоко ребята вжились в роль, а также правильность их ответов. Вы имеете право участвовать в обсуждении, высказывать свое мнение. Итак, приступим.
III. Ролевой анализ.
Прежде чем начать обсуждение, учащиеся читают по ролям фрагменты диалогов, относящиеся к обозначенным проблемам.
1. Понятия чести и совести. Отношение к труду.
Действие первое. От слов: «Сатин. Гибралтарр! Нет на свете людей лучше воров!» до слов: «Пепел. Сатин говорит: всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее... И это - верно...»
Так рассуждают обитатели ночлежки. Несмотря на свое положение, не разучились они еще думать, хотя уже от многого отказались. Собрались в ночлежке бывшие люди: бывший актер, потерявший свое имя, бывший дворянин, бывший мастеровой, бывший рабочий. Люди, стоявшие некогда на различных ступеньках общества. А теперь свела их судьба вместе. Они стали равны.
Вопросы для обсуждения:
- Изменились ли здесь, в ночлежке, их нравственные понятия, такие как ЧЕСТЬ и СОВЕСТЬ?
- Как можно понимать высказывание Сатина, что «всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому не выгодно иметь-то ее»?
- Всегда ли нужно помнить о «чести-совести»?
- Что думаете вы по этому поводу?
Сатин сказал: «Когда труд - удовольствие, жизнь - хороша! Когда труд - обязанность, жизнь - рабство!» Многие обитатели ночлежки давно уже отказались от какой-либо реально полезной работы.
- Чем обычно занимаются герои пьесы? (Обращается к каждому герою.)
- Всегда ли труд должен быть удовольствием?
Жизнь в ночлежке как бы остановилась. Ничем не нарушается привычный ритм жизни: Актер возится, Сатин, Барон, Кривой Зоб, Татарин играют в карты, Бубнов с Медведевым - в шашки, Настя читает, Клещ что-то чинит. Работа для многих потеряла какой-либо смысл.
2. Человек!.. Это звучит гордо?
Действие четвертое. От слов «Сатин. Когда я пьян ... мне все нравится...» до слов «Сатин (смеясь). Вероятно... Человек рождается для лучшего! (Кивая головой.) Так... хорошо!».
Вопросы для обсуждения:
- Кто же такой ЧЕЛОВЕК в сатинском понимании?
- Кого ты, Сатин, считаешь настоящим человеком?
- Барон - ЧЕЛОВЕК? А остальные? Почему?
- Люди ли те, кто окружает Сатина?
- Все вы, собравшиеся в этой ночлежке, когда-то вы были настоящими людьми. Кто вам помешал оставаться ими?
- Сатин провозглашает абсолютную свободу. Человек - это ВСЕ: Человек свободен от ВСЕГО. А ВСЕ - это что: семья, работа, мораль, нравственность?.. Это ли настоящий ЧЕЛОВЕК?
- Согласны ли вы с сатинским пониманием сущности и предназначения ЧЕЛОВЕКА?
- Каким, по-вашему, должен быть человек?
3. Нужно ли жалеть человека? Что же лучше: сладкая ложь или горькая правда?
Действие четвертое. От слов «Сатин. Любопытный старикан... да!..» до слов «Сатин. ...Выпьем за его здоровье! Наливай...».
Вопросы для обсуждения:
- Зачем нужно жалеть человека?
- Нуждается ли человек в жалости?
-Что же лучше: сладкая ложь или горькая правда? Что по этому поводу думают герои пьесы?
- Что по этому поводу думаете вы?
Отвечая на эти вопросы, невозможно найти единственно правильный ответ. У каждого будет своя правда. Каждый будет по-своему прав, как правы Лука и Сатин. Каждый человек вправе выбирать тот или иной путь, ту или иную точку зрения, как сделали это герои пьесы. Те, кто хотел уйти, - ушли своими способами, кто захотел остаться, - остался. И мы не имеем права осуждать их или обвинять в чем-либо. Главное - уметь понять.
IV. Итоговое обсуждение результатов игры, выставление оценок.
Домашнее задание:
Сочинение-размышление на тему «Гуманизм пьесы М. Горького “На дне”».
Урок литературы, 11 класс. Лирика Пастернака
Конспект урока литературы, 11 класс. Любовная лирика Маяковского
Тест по литературе Куприн «Олеся» для 11 класса с ответами
Нет комментариев. Ваш будет первым!