Цели:
1. Познакомить учащихся с пьесой М. Горького «На дне».
2. Постичь философию пьесы.
3. Способствовать созданию поисково-творческой атмосферы при помощи ролевой игры.
Задачи:
1. Обсудить выделенные проблемы.
2. В процессе ролевой игры попытаться глубже проникнуть во внутренний мир героев пьесы.
3. Способствовать формированию активной нравственной позиции, поддержать стремление высказывать свои мысли.
Методы и приемы: исследовательский, эвристический:
• творческое чтение;
• чтение по ролям;
• беседа;
• задание исследовательского характера.
Оборудование: визитки с именами персонажей пьесы, тексты (можно использовать карточки с фрагментами диалогов из пьесы для иллюстрации обсуждаемых проблем).
Данная тема рассчитана на 4 часа. На первых двух уроках обсуждаются персонажи пьесы и их взаимодействия, на 3-4 уроках - философия пьесы. Учащиеся заранее «распределяют» между собой роли героев произведения, каждый внимательно вычитывает и изучает свою роль, анализирует поведение персонажа, пытается смоделировать ответы на вопросы с точки зрения своего героя. Остальные ученики представляют «экспертов». Они внимательно наблюдают за происходящим, оценивают ход игры и правильность ответов, принимают участие в обсуждении.
В качестве домашнего задания ученикам было предложено обдумать данные тезисы и заполнить таблицу.
Персонаж |
Свое мнение |
1. Понятия чести и совести. Отношение к труду. |
|
|
|
2. Человек!.. Это звучит гордо? |
|
|
|
3. Нужно ли жалеть человека? Что же лучше: сладкая ложь или горькая правда? |
|
|
|
Схема расположения парт в классе
|
Персонажи |
|
|
|
|
|
Эксперты |
|
I. Организационный момент.
II. Слово учителя. Правила игры.
- Для того чтобы понять пьесу, мы с вами посмотрим на нее как бы изнутри. Каждый из вас здесь и сейчас станет на время одним из героев драмы.
Попытайтесь проникнуть во внутренний мир персонажей, понять его, ответить на поставленные вопросы. Помните: вы говорите словами своих героев. Вы - не Андрей, Диана, Александр, вы - Сатин, Наташа, Лука. Если хорошо знаете пьесу и свою роль, это не составит для вас труда.
Остальные (обращается к «экспертам») будут внимательно наблюдать. Вы - эксперты. Ваша задача - оценить насколько глубоко ребята вжились в роль, а также правильность их ответов. Вы имеете право участвовать в обсуждении, высказывать свое мнение. Итак, приступим.
III. Ролевой анализ.
Прежде чем начать обсуждение, учащиеся читают по ролям фрагменты диалогов, относящиеся к обозначенным проблемам.
1. Понятия чести и совести. Отношение к труду.
Действие первое. От слов: «Сатин. Гибралтарр! Нет на свете людей лучше воров!» до слов: «Пепел. Сатин говорит: всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее... И это - верно...»
Так рассуждают обитатели ночлежки. Несмотря на свое положение, не разучились они еще думать, хотя уже от многого отказались. Собрались в ночлежке бывшие люди: бывший актер, потерявший свое имя, бывший дворянин, бывший мастеровой, бывший рабочий. Люди, стоявшие некогда на различных ступеньках общества. А теперь свела их судьба вместе. Они стали равны.
Вопросы для обсуждения:
- Изменились ли здесь, в ночлежке, их нравственные понятия, такие как ЧЕСТЬ и СОВЕСТЬ?
- Как можно понимать высказывание Сатина, что «всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому не выгодно иметь-то ее»?
- Всегда ли нужно помнить о «чести-совести»?
- Что думаете вы по этому поводу?
Сатин сказал: «Когда труд - удовольствие, жизнь - хороша! Когда труд - обязанность, жизнь - рабство!» Многие обитатели ночлежки давно уже отказались от какой-либо реально полезной работы.
- Чем обычно занимаются герои пьесы? (Обращается к каждому герою.)
- Всегда ли труд должен быть удовольствием?
Жизнь в ночлежке как бы остановилась. Ничем не нарушается привычный ритм жизни: Актер возится, Сатин, Барон, Кривой Зоб, Татарин играют в карты, Бубнов с Медведевым - в шашки, Настя читает, Клещ что-то чинит. Работа для многих потеряла какой-либо смысл.
2. Человек!.. Это звучит гордо?
Действие четвертое. От слов «Сатин. Когда я пьян ... мне все нравится...» до слов «Сатин (смеясь). Вероятно... Человек рождается для лучшего! (Кивая головой.) Так... хорошо!».
Вопросы для обсуждения:
- Кто же такой ЧЕЛОВЕК в сатинском понимании?
- Кого ты, Сатин, считаешь настоящим человеком?
- Барон - ЧЕЛОВЕК? А остальные? Почему?
- Люди ли те, кто окружает Сатина?
- Все вы, собравшиеся в этой ночлежке, когда-то вы были настоящими людьми. Кто вам помешал оставаться ими?
- Сатин провозглашает абсолютную свободу. Человек - это ВСЕ: Человек свободен от ВСЕГО. А ВСЕ - это что: семья, работа, мораль, нравственность?.. Это ли настоящий ЧЕЛОВЕК?
- Согласны ли вы с сатинским пониманием сущности и предназначения ЧЕЛОВЕКА?
- Каким, по-вашему, должен быть человек?
3. Нужно ли жалеть человека? Что же лучше: сладкая ложь или горькая правда?
Действие четвертое. От слов «Сатин. Любопытный старикан... да!..» до слов «Сатин. ...Выпьем за его здоровье! Наливай...».
Вопросы для обсуждения:
- Зачем нужно жалеть человека?
- Нуждается ли человек в жалости?
-Что же лучше: сладкая ложь или горькая правда? Что по этому поводу думают герои пьесы?
- Что по этому поводу думаете вы?
Отвечая на эти вопросы, невозможно найти единственно правильный ответ. У каждого будет своя правда. Каждый будет по-своему прав, как правы Лука и Сатин. Каждый человек вправе выбирать тот или иной путь, ту или иную точку зрения, как сделали это герои пьесы. Те, кто хотел уйти, - ушли своими способами, кто захотел остаться, - остался. И мы не имеем права осуждать их или обвинять в чем-либо. Главное - уметь понять.
IV. Итоговое обсуждение результатов игры, выставление оценок.
Домашнее задание:
Сочинение-размышление на тему «Гуманизм пьесы М. Горького “На дне”».
Урок литературы «Поэзия серебряного века», 11 класс
Тест по литературе Куприн «Олеся» для 11 класса с ответами
Урок литературы, 11 класс. Лирика Пастернака
Конспект урока литературы, 11 класс. Любовная лирика Маяковского
Нет комментариев. Ваш будет первым!