Урок литературы, 11 класс. Горький «На дне», 1 урок

Конспект урока литературы в 11 классе. Ролевой анализ «М. Горький. На дне»

Цели:

1. Познакомить учащихся с пьесой М. Горького «На дне».

2. Постичь философию пьесы.

3. Способствовать созданию поисково-творческой атмосферы при помощи ролевой игры.

Задачи:

1. Обсудить выделенные проблемы.

2. В процессе ролевой игры попытаться глубже проникнуть во внутренний мир героев пьесы.

3. Способствовать формированию активной нравственной позиции, поддержать стремление высказывать свои мысли.

Методы и приемы: исследовательский, эвристический:

• творческое чтение;

• чтение по ролям;

• беседа;

• задание исследовательского характера.

Оборудование: визитки с именами персонажей пьесы, тексты (можно использовать карточки с фрагментами диалогов из пьесы для иллюстрации обсуждаемых проблем).

Ход урока

Данная тема рассчитана на 4 часа. На первых двух уроках обсуждаются персонажи пьесы и их взаимодействия, на 3-4 уроках - философия пьесы. Учащиеся заранее «распределяют» между собой роли героев произведения, каждый внимательно вычитывает и изучает свою роль, анализирует поведение персонажа, пытается смоделировать ответы на вопросы с точки зрения своего героя. Остальные ученики представляют «экспертов». Они внимательно наблюдают за происходящим, оценивают ход игры и правильность ответов, принимают участие в обсуждении.

В качестве домашнего задания ученикам было предложено обдумать данные тезисы и заполнить таблицу.

Персонаж

Свое мнение

1. Понятия чести и совести. Отношение к труду.

 

 

2. Человек!.. Это звучит гордо?

 

 

3. Нужно ли жалеть человека?

Что же лучше: сладкая ложь или горькая правда?

 

 

Схема расположения парт в классе

 

Персонажи

 

     

 

    

 

Эксперты

 

I. Организационный момент.

II. Слово учителя. Правила игры.

- Для того чтобы понять пьесу, мы с вами посмотрим на нее как бы изнутри. Каждый из вас здесь и сейчас станет на время одним из героев драмы.

Попытайтесь проникнуть во внутренний мир персонажей, понять его, ответить на поставленные вопросы. Помните: вы говорите словами своих героев. Вы - не Андрей, Диана, Александр, вы - Сатин, Наташа, Лука. Если хорошо знаете пьесу и свою роль, это не составит для вас труда.

Остальные (обращается к «экспертам») будут внимательно наблюдать. Вы - эксперты. Ваша задача - оценить насколько глубоко ребята вжились в роль, а также правильность их ответов. Вы имеете право участвовать в обсуждении, высказывать свое мнение. Итак, приступим.

III. Ролевой анализ.

Прежде чем начать обсуждение, учащиеся читают по ролям фрагменты диалогов, относящиеся к обозначенным проблемам.

1. Понятия чести и совести. Отношение к труду.

Действие первое. От слов: «Сатин. Гибралтарр! Нет на свете людей лучше воров!» до слов: «Пепел. Сатин говорит: всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее... И это - верно...»

Так рассуждают обитатели ночлежки. Несмотря на свое положение, не разучились они еще думать, хотя уже от многого отказались. Собрались в ночлежке бывшие люди: бывший актер, потерявший свое имя, бывший дворянин, бывший мастеровой, бывший рабочий. Люди, стоявшие некогда на различных ступеньках общества. А теперь свела их судьба вместе. Они стали равны.

Вопросы для обсуждения:

- Изменились ли здесь, в ночлежке, их нравственные понятия, такие как ЧЕСТЬ и СОВЕСТЬ?

- Как можно понимать высказывание Сатина, что «всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому не выгодно иметь-то ее»?

- Всегда ли нужно помнить о «чести-совести»?

- Что думаете вы по этому поводу?

Сатин сказал: «Когда труд - удовольствие, жизнь - хороша! Когда труд - обязанность, жизнь - рабство!» Многие обитатели ночлежки давно уже отказались от какой-либо реально полезной работы.

- Чем обычно занимаются герои пьесы? (Обращается к каждому герою.)

- Всегда ли труд должен быть удовольствием?

Жизнь в ночлежке как бы остановилась. Ничем не нарушается привычный ритм жизни: Актер возится, Сатин, Барон, Кривой Зоб, Татарин играют в карты, Бубнов с Медведевым - в шашки, Настя читает, Клещ что-то чинит. Работа для многих потеряла какой-либо смысл.

2. Человек!.. Это звучит гордо?

Действие четвертое. От слов «Сатин. Когда я пьян ... мне все нравится...» до слов «Сатин (смеясь). Вероятно... Человек рождается для лучшего! (Кивая головой.) Так... хорошо!».

Вопросы для обсуждения:

- Кто же такой ЧЕЛОВЕК в сатинском понимании?

- Кого ты, Сатин, считаешь настоящим человеком?

- Барон - ЧЕЛОВЕК? А остальные? Почему?

- Люди ли те, кто окружает Сатина?

- Все вы, собравшиеся в этой ночлежке, когда-то вы были настоящими людьми. Кто вам помешал оставаться ими?

- Сатин провозглашает абсолютную свободу. Человек - это ВСЕ: Человек свободен от ВСЕГО. А ВСЕ - это что: семья, работа, мораль, нравственность?.. Это ли настоящий ЧЕЛОВЕК?

- Согласны ли вы с сатинским пониманием сущности и предназначения ЧЕЛОВЕКА?

- Каким, по-вашему, должен быть человек?

3. Нужно ли жалеть человека? Что же лучше: сладкая ложь или горькая правда?

Действие четвертое. От слов «Сатин. Любопытный старикан... да!..» до слов «Сатин. ...Выпьем за его здоровье! Наливай...».

Вопросы для обсуждения:

- Зачем нужно жалеть человека?

- Нуждается ли человек в жалости?

-Что же лучше: сладкая ложь или горькая правда? Что по этому поводу думают герои пьесы?

- Что по этому поводу думаете вы?

Отвечая на эти вопросы, невозможно найти единственно правильный ответ. У каждого будет своя правда. Каждый будет по-своему прав, как правы Лука и Сатин. Каждый человек вправе выбирать тот или иной путь, ту или иную точку зрения, как сделали это герои пьесы. Те, кто хотел уйти, - ушли своими способами, кто захотел остаться, - остался. И мы не имеем права осуждать их или обвинять в чем-либо. Главное - уметь понять.

IV. Итоговое обсуждение результатов игры, выставление оценок.

Домашнее задание:

Сочинение-размышление на тему «Гуманизм пьесы М. Горького “На дне”».

Рекомендуем посмотреть:

Тест по литературе Куприн «Олеся» для 11 класса с ответами

Нет комментариев. Ваш будет первым!