Цели: учащиеся должны систематизировать и обобщить изученный материал, выявить закономерности в творчестве поэтов и индивидуальные черты каждого из них; подготовиться к контрольному сочинению.
Форма урока: литературная гостиная.
Оборудование. Учащиеся оформляют три литературных кафе: «Стойло Пегаса», «Башня» Вячеслава Иванова», «Свеча».
Примечание. Каждое кафе оформлено в духе начала XX века, в соответствии с названием и творчеством поэтов. Хозяева одеты в стиле того времени, у каждого присутствует подлинная деталь костюма поэта.
Каждый ученик готовит чтение стихов (наизусть) тех авторов, в кафе которых он побывал, — в знак уважения к хозяевам. Сами хозяева читают свои программные произведения, комментируют их, потом читаются их стихи гостями. В заключение - тосты, пожелания, представляющие собой строчки из стихотворений.
На доске следующие цитаты:
Счастлив, кто посетил
Сей мир
В его минуты роковые.
Ф. И. Тютчев
Начало XX века ознаменовалось для нас ренессансом духовной культуры, ренессансом философским и литературно-эстетическим. Никогда еще русская культура не достигала такой утонченности.
Н. Бердяев
I. Организационный момент. Постановка целей.
II. Поэтические диалоги.
Учитель. Отличительная черта поэтов Серебряного века в том, что они почти все были знакомы друг с другом. И хотя принадлежали к различным поэтическим школам, были дружны друге другом.
- Что их объединяло? (Неприятие действительности. Уход от нее в поэзию, в другой мир.)
- Что отличало? (Этот мир был различным. Символы - для одних, новые слова - для других, форма для третьих и так далее.)
- Но ведь это все временно. Почему же они стали классиками? Почему их поэзия читается нами, людьми XXI века, и она нравится нам?
1. Посещение литературного кафе «Свеча».
Встречают женщины-поэтессы: М. Цветаева, А. Ахматова, 3. Гиппиус. (Их роли исполняют заранее подготовленные старшеклассницы.)
Грамзаписи песен на стихи поэтесс.
Чтение наизусть стихов поэтесс:
- самими;
- друзьями;
- гостями.
Тосты, пожелания.
2. Посещение литературного кафе «Башня» В. Иванова» (Петербург).
Вячеслав Иванов - поэт, переводчик, драматург, теоретик русского символизма.
В его квартире на ул. Таврической, 25, в «Башне» по средам собирались поэты разных направлений, художники, музыканты - творческая элита Петербурга. У него часто бывали: А. Блок, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, К. И. Чуковский и другие.
В 1924 году В. Иванов эмигрировал в Италию, принял католичество. Последние годы был переводчиком итальянской литературы на русский язык.
Встречают гостей: О. Мандельштам, И. Гумилев, М. Волошин. (Их роли исполняют заранее подготовленные ученики.)
Чтение наизусть стихотворений поэтов.
3. Посещение кафе «Стойло Пегаса» (Москва).
Это кафе облюбовали сначала символисты, потом частыми гостями здесь были крестьянские поэты. Также в «Стойло Пегаса» часто заходил С. Есенин.
Встречают: И. Анненский, Д. Мережковский, К. Бальмонт. (Их роли исполняют заранее подготовленные ученики.)
Чтение наизусть стихотворений поэтов.
III. Обобщение но теме.
Вопросы для обсуждения:
- Почему в начале XX века возникла поэзия декаденса?
- Что общего было у поэтов этого направления?
- В чем индивидуальность каждого из поэтов?
- Кто из поэтов вам больше понравился, кто ближе по внутреннему миру?
Устная миниатюра. (Можно заслушать 2-3 заранее подготовленных учеников.)
Домашнее задание. Подготовиться к контрольному сочинению.
Учащимся сообщается, что будет предложено три вида
1. Сочинение обобщающего характера по поэзии Серебряного века.
2. Сравнительная характеристика двух поэтов.
3. Мой поэт. (Например: «Мой Гумилев».)
Учитель должен дать рекомендации по подготовке к сочинению: необходимо определить основную мысль сочинения, предостеречь от возможных для той или иной темы типичных ошибок.
Рекомендации учителя для учащихся по подготовке к сочинению
(основные вопросы)
Тема 1. Сочинение обобщающего характера по поэзии Серебряного века.
Чего она требует от пишущего? Обзора всей поэзии, теории вопроса, выделения кого-то из поэтов (особенно выдающегося, па ваш взгляд).
1) Вступление может быть аналитическим, а может быть и лирическим.
2) Дальше идет оценочная часть. Задача: показать свое знание эпохи, понимание сущности этой поэзии (на примерах!).
Глубокий анализ творчества и произведений.
3) Значение (или место) Серебряного века в русской литературе.
Тема 2. Сравнительная характеристика двух поэтов.
Тип - сравнительный анализ.
Тема (судьба) - это и биография, и поэзия. Лучше анализировать сходные (Цветаева и Ахматова) или противоположные (Пастернак и Бальмонт).
Анализ по проблемам:
1) отношение к поэзии (чем была для него);
2) к действительности, к России, к революции;
3) темы творчества (например, у Ахматовой и Цветаевой Пушкин), характер их раскрытия;
4) индивидуальность - в чем она.
Тема 3. Мой поэт.
Главная задача - показать, чем тебе оп близок, что у вас общего, какие струны души затронул. Но не должно быть одних эмоций или одной биографии.
Главное анализ образа лирического героя.
Как (тропы) раскрывается автором мысль или чувство?
Необходимо сделать вывод, чем ценен поэт и его творчество (по вашему мнению или мнению критиков), что в нем ценно лично для тебя.
Следует выбрать подходящий жанр: эссе, этюд, письмо, интервью...
Приложения к уроку
План анализа стихотворений поэтов-символистов
1. Дата написания и публикации.
2. Место, занимаемое в творчестве поэта.
3. Творческая история.
4. Основная тема.
5. Смысл названия.
6. Лирический сюжет и его движение.
7. Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части.
8. Основное настроение, тональность стихотворения, опорные слова.
9. Лирический герой, его своеобразие и способы самораскрытия.
10. Другие лирические персонажи, образы, их переживания.
11. Позиция автора (восторг, негодование, элегическая грусть, полемика и так далее).
12. Музыка стихотворения.
13. Ритм, размер, характер рифмы.
14. Лексика; языковые выразительные средства.
15. Поэтический синтаксис.
16. Звукопись. Фонетическая окраска стиха.
17. Идея стихотворения, как она выражена.
18. Отзывы критиков о стихотворении.
19. Звучание стихотворения в наши дни.
Итоговый тест по поэзии Серебряного века
I. Теоретический блок.
1. Назовите литературное течение, основными принципами которого являются:
- «тайнопись неизреченного» (символизм);
- создание художественных образов - выразителей непостижимой сущности предметов и явлений (символизм).
2. К какому литературному течению модернизма были близки следующие писатели:
1) Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Маяковский (футуризм);
2) Д. Мережковский, 3. Гиппиус, К. Бальмонт, В. Брюсов,
A. Блок, А. Белый (символизм);
3) А. Ахматова, М. Кузмин, II. Гумилев, О. Мандельштам, С. Городецкий (акмеизм)?
3. Кому из вышеназванных поэтов свойственно:
1) непостоянство, переменчивость настроений, слияние с миром стихии (Бальмонт);
2) стабильность мироощущений, поэтизация твердых качеств характера, строгая логика (Мережковский, Гумилев)?
4. Какие виды искусства были близки:
1) символистам (музыка);
2) акмеистам (живопись);
3) футуристам (архитектура)?
5. Центральной фигурой какого течения Серебряного века был А. Блок? (Символизм.)
6. Кто из них не принадлежал к футуристам: Д. Бурлюк,
B. Брюсов, С. Есенин, В. Маяковский? (Есенин.)
7. К какой группе символистов относились поэты К. Бальмонт и В. Брюсов:
1) «старшие символисты»;
2) «младшие символисты»?
(«Старите символисты».)
8. К какой литературной группе начала XX века относил себя В. Маяковский:
1) кубофутуризму;
2) эгофутуризму;
3) «Центрифуге»?
(Кубофутуризму.)
II. Поэты и их поэтические псевдонимы.
1. Анна Ахматова настоящая фамилия... (Горенко).
2. Игорь Северянин ... (Лотарев).
3. Андрей Белый - ... (Борис Бугаев).
4. Велимир Хлебников - ... (Виктор Хлебников).
5. Саша Черный - ... (Александр Гликберг).
III. Биографии и творчество поэтов Серебряного века.
1. Где училась Анна Ахматова и как этот период отразился в се творчестве? (Царское село. Пушкинская тема. Цикл «Творчество».)
2. Соотнесите фамилии писателей и поэтов и факты их биографии:
1) расстреляны или погибли в сталинских лагерях (Н. Гумилев, О. Мандельштам, Н. Клюев);
2) эмигрировали из России (И. Бунин, Л. Андреев, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич);
3) подверглись нравственной экзекуции (М. Булгаков, А. Платонов, М. Цветаева, М. Волошин).
3. Кто являлся организатором группы «Цex поэтов»:
1) Н. Гумилев;
2) С. Городецкий;
3) А. Блок?
(Н. Гумилев.)
4. Назовите постоянное место встречи:
1) символистов («Башня» В. Иванова);
2) акмеистов («Бродячая собака»);
3) футуристов (Политехнический музей).
5. Кому принадлежат эти сборники стихов?
1) «Жемчуга» (Гумилев);
2) «Второе рождение» (Пастернак);
3) «Русские символисты» (Брюсов);
4) «Вечер» (Ахматова);
5) «Сестра моя жизнь» (Пастернак);
6) «Будем как Солнце» (Брюсов).
6. Кому принадлежат эти стихотворения?
1) «Дон Жуан»; «В библиотеке»; «Андрей Рублев».
(Гумилев.)
2) «Камыши»; «Золотая рыбка»; «Скиф».
(Бальмонт.)
3) «Нате!»; «Скрипка и немножко нервно»; «Адище города». (Маяковский.)
4) «Юному поэту»; «Каменщик»; «Хвала человеку». (Брюсов.)
5) «Эго было у моря»; «Ананасы в шампанском»; «Я, гений......
(Северянин.)
6) «Мне голос был»; «Мужество»; «Не любишь? Не хочешь смотреть?».
(Ахматова.)
7. Какому поэту принадлежат эти строки и как называется стихотворение?
1. Мой верный друг! Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи - как дым алтарный!
Как вызов яростный — мой крик!
(В. Брюсов «Родной язык».)
2. Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж...
Королева играла - в башне замка - Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж.
(И. Северянин «Это было у моря».)
3. Я, конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.
(Н. Гумилев «Путь конквистадоров».)
4. Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
(К. Бальмонт «Я мечтою ловил уходящие тени».)
5. Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
(И. Северянин «Ананасы в шампанском».)
6. Еще не раз вы вспомните меня
И весь мой мир, волнующий и странный,
Нелепый мир из песен и огня,
Но меж других единый необманный.
(Н. Гумилев «Еще не раз вы вспомните меня».)
7. Каждый молод, молод, молод,
В животе чертовский голод,
Так идите же за мной...
За моей спиной.
(Д. Бурлюк.)
Урок литературы, 11 класс. Лирика Пастернака
Урок литературы, 11 класс. Горький «На дне», 1 урок
Тест по литературе Куприн «Олеся» для 11 класса с ответами
Конспект урока литературы, 11 класс. Любовная лирика Маяковского
Нет комментариев. Ваш будет первым!