Данный урок целесообразно проводить после изучения творчества М. Ю. Лермонтова, так как предусмотренные задания предполагают владение учащимися биографическими данными, а также текстуальное знание произведений.
На реализацию игры целесообразно отвести 2 часа. Занятие может быть проведено в формате внеклассного мероприятия по предмету.
Цели: систематизировать знания учащихся по теме «Творчество М. Ю. Лермонтова»; прививать чуткость, любовь к слову; воспитывать вдумчивого, внимательного, творческого читателя.
Оборудование урока: портрет М. Ю. Лермонтова, выставка книг М. Ю. Лермонтова; конверты с заданиями для команд; репродукции из альбома М. Ю. Лермонтова; кассеты с фрагментами музыкальных произведений (ария Демона из оперы А. Рубенштейна «Демон»; вальс А. Хачатуряна к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»; романс на стихи М. Ю. Лермонтова).
Правила ведения игры.
В игре по творчеству М. 10. Лермонтова принимают участие 3 команды. Лучше, если они сформируются как равные в интеллектуальном отношении группы (учитель сам может их составить).
Учитель-ведущий выдаёт каждой команде последовательно по одному вопросу-заданию. Члены группы могут коллективно обсуждать ответ, вырабатывая единое мнение, могут принять версию своего товарища, который сразу заявляет о решении задания. Выступает от команды любой представитель (тот, который первый высказал своё мнение, и группа согласилась с ним, или тот, кого команда уполномочила отвечать), балл засчитывается персонально - выступающему.
В «слабом» классе учащимся можно разрешить пользоваться текстами в поисках ответа на вопрос. Ответы заслушиваются, когда все команды готовы.
Если команда даёт неверный ответ, учащиеся из других групп сразу, без подготовки, могут выступить с поправкой. При правильном ответе этот ученик зарабатывает себе балл. Желательно пригласить на урок коллегу или ученика старшего класса с поручением вести учёт всех правильных ответов и поправок.
По сумме набранных каждым учеником баллов ему ставится персонально количественная оценка (от «5» до «3»).
Правила ведения игры учитель разъясняет заранее, когда объявляет о подготовке к заключительному уроку.
I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
Слово учителя.
Сегодня мы подводим итоги изучения творчества М. Ю. Лермонтова. Вы познакомились с фактами его короткой жизни, поэтическими шедеврами и романом «Герой нашего времени», и я думаю, образ М. Ю. Лермонтова навсегда останется в вашем сознании.
Да, М. Ю. Лермонтов прожил короткую, но творчески насыщенную жизнь, полную опасных поворотов, страданий и разочарований, глубоких чувств, несбыточных мечтаний и горячей устремленности ввысь, к звёздам, в таинственные сферы мироздания. Ему не суждено было встретить счастливую любовь и верных друзей, он не имел семьи и дома, где можно укрыться от жизненных бурь. Свободный, гордый, одинокий, он вспыхнул на небосклоне русской поэзии такой яркой звездой, свет от которой идет сквозь века и не гаснет. «Поэтом сверхчеловечества» назвал его Д. И. Мережковский. «Он не договорил своего, так и оставив загадкой, что бы он мог совершить, если бы остался жить», — так отозвался о Лермонтове Ф. М. Достоевский. И вот уже более полутора столетий читатели разгадывают лермонтовские загадки, стремясь понять великого поэта. Но понять предмет можно только в том случае, если хорошо знаешь его. Знаете ли вы творчество М. 10. Лермонтова? Сегодня у вас есть возможность это выяснить. Попробуем?
II. Игра по творчеству М. Ю. Лермонтова.
Задание 1.
География романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
1-я группа. Куда направлялся Печорин, остановившись проездом в Тамани? (В Геленджик.)
2-я группа. Откуда и куда ехал странствующий офицер, выступающий в романе «Герой нашего времени» в образе «я»? (Из Тифлиса в Ставрополь.)
3-я группа. Как называлось место в Пятигорске, где обычно собиралось «водяное общество»? (Елисаветинский источник.)
Задание 2.
Второстепенные персонажи в романе «Герой нашего времени». (Кто кому о ком говорит, роль данного персонажа в романе.)
1-я группа. «Эта княжна Лиговская пренесносная девчонка. Вообразите, толкнула меня и не извинилась». (Толстая дама с большой бородавкой на шее, вокруг которой крутились офицеришки типа драгунского капитана. Он сказал на эту реплику дамы: «Уж её надо бы проучить» и устроил сцену с пьяным офицером, пригласившим Мери па танец. Печорин помог выйти княжне из неловкого положения, чем привлёк ее внимание и вызвал ненависть драгунского капитана.)
2-я группа. «Вёрст шесть от крепости жил один мирной князь. Сынишка его, мальчик лет 15... уж какой был головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всём скаку, из ружья ли стрелять. Одно было в нём нехорошо: ужасно падок был на деньги...» (Максим Максимыч говорит об Азамате. Азамат как второстепенный персонале необходим для развития сюжета: за возможность украсть лошадь Карагёз он продал Печорину свою сестру Бэлу.)
3-я группа. «За неимением комнаты для проезжающих на станции, нам отвели ночлег в дымной сакле. Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугунный чайник - единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу...
- Жалкие люди! - сказал я, указывая на наших грязных хозяев, которые молча на нас смотрели в каком-то остолбенении...». (Странствующий офицер («я») говорит Максиму Максимычу об осетинах, живших в Койшаурской долине. Это начало романа. За чаем Максим Максимыч начинает рассказывать историю Печорина. В дальнейшем именно этому странствующему офицеру попадет в руки «Журнал» Печорина.)
Задание 3.
Изобразительное искусство и М. Ю. Лермонтов (Назовите автора и жанр произведения.)
Группам даны листы с репродукциями из альбома «М. Ю. Лермонтов». Необходимо назвать автора и жанр произведения.
1-я группа. «Белеет парус одинокий...» (Пейзаж М. Ю. Лермонтова, акварель.)
2-я группа. (М. Ю. Лермонтов «Автопортрет».)
3-я группа. «Битва горцев». (Картина М. Ю. Лермонтова батального жанра.)
Задание 4.
Костюмы эпохи Лермонтова.
(Кто из героев романа «Герой нашего времени» так одет?)
1-я группа. «На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка». (Максим Максимыч.)
2-я группа. «В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно чёрного цвета». (Доктор Вернер.)
3-я группа. «На (ней) было закрытое платье серожемчужного цвета, лёгкая шелковая косынка вилась вокруг её гибкой шеи. Ботинки красновато-бурого цвета стягивали у щиколотки её сухощавую ножку так мило, что даже не посвященный в таинство красоты непременно бы ахнул, хотя от удивления». (Княжна Мери.)
Задание 5. Узнай автора высказывания. (Кто о ком сказал эти слова?)
1-я группа. «Его цель - сделаться героем романа». (Печорин о Грушницком.)
« (...) Прозвала его Мефистофелем». (Молодежь о докторе Вернере.)
2-я группа. «Родственница княгини по мужу, очень хорошенькая, но очень кажется больная... Она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный...» (Доктор Вернер о Вере.)
«Лицо хотя бы бледное, но ещё свежо; члены гибки и стройны; густые кудри вьются, глаза горят, кровь кипит». (Печорин о самом себе.)
3-я группа. «У (...) прекрасный желудок, но кровь испорчена; на щеках красные пятна... Лечится от ревматизма». (Доктор Вернер о княгине Лисовской.)
«Я тебя должна ненавидеть. С тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий...» (Вера о Печорине.)
Задание 6.
Пейзаж в романе «Герой нашего времени». (В какой главе романа даётся приведенное описание природы, с какой целью? Назовите изобразительно-выразительные средства, при помощи которых создан пейзаж.)
1-я группа. «Вопреки предсказанию... погода прояснилась и обещала нам тихое утро; хороводы звёзд чудными узорами сплетались на дальнем небосклоне и одна за другою гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по тёмно-лиловому своду, озаряя постепенно крутые отлогости гор, покрытые девственными снегами. Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали гуда по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня.
Тихо было всё на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы...». (Глава «Бэла»; пейзаж-экспозиция показывает, что странствующий офицер - человек, склонный к литературному творчеству, внимательный и художественно одарённый, это вызывает к нему доверие. Роль пейзажа - подчеркнуть идею гармонии в природе и стремления человека к такой лее гармонии с окружающим миром. Используются эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, текстовые синонимы.)
2-я группа. «Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты...
Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить...».
(Глава «Тамань» - первая часть «Журнала» Печорина. Пейзажная зарисовка говорит о романтичности и впечатлительности героя, он чутко ощущает природу, жаждет приключений и острых переживаний. Пейзаж-созвучие. В отрывке встречаются метафоры, олицетворения, антитеза.)
3-я группа. «Я не помню утра более голубого и свежего. Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал ещё радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утёсов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождём. Я помню - в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматривался в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражающую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль! Там путь всё становился уже, утёсы синее и страшнее, и, наконец, они, казалось, сходились непроницаемой стеной».
(Глава «Княжна Мери». Описание утра перед дуэлью Печорина и Грушницкого. Пейзаж-контраст. Он отражает противоречивость души героя: любование природой в страшный день, возможно, приближающейся смерти. Последние строки передают предчувствие трагического исхода дуэли. Пейзаж подтверждает справедливость оценки, данной Печорину В. Г. Белинским: «Душа Печорина не каменистая почва...». В данном отрывке можно выделить эпитеты, метафоры, сравнение, гиперболу, антитезу, олицетворение.)
Задание 7.
Афоризмы из романа «Герой нашего времени». (Вставьте слова в высказывания Г. А. Печорина.)
1-я группа. - Женщины любят только тех, которых ... (не знают).
- Оттого-то ты меня и любила: ... забываются, а печали никогда. (Радости.)
- Странная вещь сердце человеческое вообще, и ... в особенности. (Женское.)
2-я группа. - Она единственная женщина в мире, которую я не в силах ... (обмануть).
- ... в женщинах, как и в лошади, великое дело. (Порода.)
- А что такое счастье? Насыщенная ... (гордость).
3-я группа. - Я ... врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь. (Люблю.)
- Я никогда не делался ... любимой женщины. (Рабом.)
- Из жизненной бури я вынес только несколько идей - и ни одного ... (чувства).
Задание 8.
Поэзия в музыке...
(У каждой команды есть магнитофон, который принесли учащиеся. Группам выдается по одной кассете с мелодией, связанной с творчеством М. Ю. Лермонтова. После прослушивания музыкальных фрагментов необходимо ответить, какое произведение послужило основой для создания музыки?)
1-я группа. (Ария Демона из оперы А. Рубинштейна «Демон».)
2-я группа. (Вальс А. Хачатуряна к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад».)
3-я группа. (Какой-либо романс на стихи М. Ю. Лермонтова: «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Белеет парус одинокий...», «Выхожу один я на дорогу» и др.)
Задание 9.
Адресаты лирики М. Ю. Лермонтова. (Кому посвящено стихотворение?)
1-я группа.
Расстались мы, но твой портрет
Я па груди моей храню:
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.
И, новым преданный страстям,
Я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный - всё храм,
Кумир поверженный - всё бог!
(К. А. Сушковой) 1837 г.
2-я группа.
Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Но с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей спутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную.
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную –
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
(В. А. Лопухиной, «Молитва») 1837 г.
3-я группа.
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
(М. А. Щербатовой, «Молитва») 1839 г.
Задание 10. Кроссворд.
1-я группа.
По горизонтали:
1. Название главы романа «Герой нашего времени», в которой совершается одно из тяжких преступлений против личности - похищение человека.
2. Название произведения о трагической судьбе послушника.
3. Название произведения, которое начинается строкой: «Настанет год, России чёрный год...».
4. Имя одной из героинь романа «Герой нашего времени».
5. Фамилия одного из дуэлянтов, с которыми стрелялся М. Ю. Лермонтов.
6. Название города, где начинается история Печорина.
7. Название речки в Чечне, в жестоком бою на берегах которой участвовал М. Ю. Лермонтов и описал его в одном из известных стихотворений.
8. Религиозный обряд, название которого М. Ю. Лермонтов неоднократно употребляет как заглавие стихотворения.
9. Персонажи баллады «Бородино».
- Объяснить, какое отношение имеет к М. Ю. Лермонтову выделенное по вертикали имя.
2-я группа.
По горизонтали:
1. Название одной из поэм М. Ю. Лермонтова.
2. Заглавие стихотворения М. 10. Лермонтова, одноименное с пушкинским.
3. Светское событие, составляющее сюжетную завязку одного из известных произведений М. Ю. Лермонтова.
4. Город, где происходит действие романа «Герой нашего времени».
5. Важная смысловая и композиционная часть романа «Герой нашего времени», повторяющаяся в произведении дважды.
6. Название стихотворения М. Ю. Лермонтова, обозначающее составную часть растения.
7. Название одного из последних произведений М. Ю. Лермонтова, где поэт признается в «странной любви» к отчизне.
8. Герой романа «Герой нашего времени».
- Назвать жанр произведения, выделенного вертикально. Кратко обосновать своё мнение.
3-я группа.
По горизонтали:
1. Название города, в котором жил Печорин в период обострения отношений с Грушницким, приведшего к роковой дуэли.
2. Фамилия княжны Мери.
3. Офицерское звание М. Ю. Лермонтова.
4. Образ-символ, встречающийся в знаменитом стихотворении М. Ю. Лермонтова и в его акварелях.
5. Главный поэтический жанр лирики М. Ю. Лермонтова.
6. Легендарно-поэтическое имя, которое дал Печорин героине первой части своего «Журнала».
7. Имя одного из «двойников» Печорина.
8. Имя героини поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон» и ряда его стихотворений.
- Какое отношение имеет человек, чья фамилия выделилась вертикально, к М. Ю. Лермонтову?
Ответы к кроссворду.
1-я группа:
1. «Бэла».
2. «Мцыри».
3.«Предсказание».
4. Мери.
5. Мартынов.
6. «Тамань».
7. Валерик.
8. Молитва.
9. Французы.
По вертикали: Арсеньева - фамилия бабушки М. Ю. Лермонтова по матери. После ранней смерти дочери она взяла на себя всю ответственность за внука, дала ему прекрасное образование, неоднократно «спасала» в острых жизненных ситуациях. Очень богатая и влиятельная дама из старинного дворянского рода.
2-я группа.
1. «Беглец».
2. «Пророк».
3. «Маскарад».
4. Пятигорск.
5. «Предисловие».
6. «Листок».
7. «Родина».
8. Печорин.
По вертикали: «Бородино». Это баллада. Признаками баллады являются сюжетность, диалоги, система действующих лиц, образ рассказчика, стихотворная форма. Образ лирического автора-повествователя скрытый, проявляется в мастерстве характеристик героев и описания действий, в использовании композиции произведения для выражения авторской мысли.
3-я группа.
1. Кисловодск.
2. Литовская.
3. Прапорщик.
4. Парус.
5. Стихотворение.
6. Ундина.
7. Вернер.
8. Тамара.
По вертикали: Лопухина - фамилия девушки, которую М. Ю. Лермонтов глубоко и преданно любил на протяжении всей жизни. Молодым людям не суждено было связать судьбы: Варвару Александровну выдали замуж, но от этого чувство поэта не притупилось. В. А. Лопухиной посвящен целый ряд стихотворений.
III. Подведение итогов урока.
Учитель. Пришло время подвести итоги сегодняшней игры.
Подведение итогов, оценивание работы учащихся на уроке.
Каждый из вас сегодня получил возможность узнать, хорошо ли вам известно творчество М. Ю. Лермонтова и насколько близко вам удалось подойти к разгадке лермонтовских тайн. Спасибо за работу.
Литературная композиция, 9 класс. Конспект урока литературы
Внеклассное мероприятие по литературе в 9 классе
Тест по литературе Карамзин «Бедная Лиза» для 9 класса с ответами
Конспект урока «Образ князя Игоря в слове о полку Игореве», 9 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!