Конкурсы

Литературная композиция, 9 класс. Конспект урока литературы

Сценарий литературной композиции, посвященной изучению жизни и творчества В. А. Жуковского. Тема: «Жизнь есть воспитание», 9 класс

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль.

А. С. Пушкин

Цели:

- помочь учащимся «встретиться» с Жуковским-человеком, Жуковским-поэтом;

- дать представление об основных этапах жизненного пути Жуковского;

- формировать интерес к русской литературе.

В зале выключен свет, горит свеча, играет музыка, звучат строки из стихотворения В. А. Жуковского «Желание».

Озарися, дол туманный;

Расступися, мрак густой;

Где найду исход желанный?

Где воскресну я душой?

Испещренные цветами,

Красны холмы вижу там...

Ах! Зачем я не с крылами?

Полетел бы я к холмам.

Там поют согласны лиры;

Там обитель тишины;

Мчат ко мне оттоль зефиры

Благовония весны;

Там блестят плоды златые

На сенистых деревах;

Там не слышны вихри злые

На пригорках, на лугах.

Выходят ведущие.

1-й ведущий. Что мы помним - кто с детства, кто с юности - о В. А. Жуковском? Его стихи. Хотя немногие и обычно не полностью, а только отдельные строчки, те, что особенно поражают проникновенностью интонаций, дивной мелодикой русского стиха:

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

Ездок запоздалый, с ним сын молодой...

 

Тускло светится луна

В сумраке тумана –

Молчалива и грустна

Милая Светлана...

 

В двенадцать часов по ночам

Из гроба встает барабанщик;

И ходит он взад и вперед,

И бьет он проворно тревогу...

2-й ведущий. Услышав однажды эти строки, понимаешь, их просто невозможно забыть, потому что родной язык не забывается, а для нашего с вами слуха эти строчки совершенно сроднились с русским языком, - без них наш язык казался бы беднее. Друг и биограф Жуковского, Петр Плетнев, прямо назвал его «творцом нового русского языка».

Вспоминаются слова: «Переводчик есть раб; переводчик в стихах - соперник».

Фактически они уже устарели, и все-таки недооценивать их нельзя. Жуковский засвидетельствовал в них свое понимание собственного места в русской литературе, главное - дал нам ключ к интимной области психологии своего творчества.

Слово учителя. Читателей Жуковского, естественно, занимает вопрос: почему поэт занимался переводами? Вспомним уже изученное нами произведение Древней Руси «Слово о полку Игореве», в частности плач Ярославны.

Сам Жуковский объяснял это просто: «Мой ум - как огниво, которым надобно ударить, чтобы из него выскочила искра... у меня почти все чужое или чужое или по поводу чужого все, однако, мое».

Читая Жуковского, диву даешься, сколько разных личностей скрывалось под оболочкою этого человека. П. А. Вяземский писал: «Этот гробовых дел мастер, как мы прозвали его по балладам, таил в себе «зародыши и залоги карикатуры и пародии» и, бывало, доходил иногда «до высокой гениальности» в импровизации высокопарной галиматьи.

В. А. Жуковский был придворным и чуть ли не своим человеком в царской семье, однако заступался за декабристов, вызволил из ссылки Герцена, а после гибели Пушкина направил шефу жандармов Бенкендорфу резкий выговор за оскорбительное отношение власти к поэту. Школой человечности и «настоящей работой жизни» он с юности считал семейную жизнь, а женился только в 50 лет. Много двойственного было в этом человеке с «чертовски-небесной душой».

Демонстрация слайда: портрет В. А. Жуковского.

2-й ведущий. Помним и портрет поэта - бледное и тонкое лицо с мечтательными глазами, на котором не виден отпечаток возраста: это условный образ романтического певца. Этот портрет Жуковский подарил Пушкину в 1820 году: «Победителю ученику от побежденного учителя».

1-й ведущий. Связь Жуковского с Пушкиным - это отношения двух великих людей. А. С. Пушкин оценил величие Жуковского, с восторгом говорил о его «чертовски-небесной душе», а стихи тех лет назвал замечательными.

В 1825 году Пушкин писал брату Льву: «Письмо Жуковского, наконец, я разобрал. Что за прелесть чертовская его небесная душа! Он святой, хотя и родился романтиком, а не греком, и человеком, да каким еще!»

2-й ведущий. Наступил XIX век, новые времена, новые песни. А истина, считал Жуковский, чтобы быть достойной своего имени, должна пройти испытание умом, и, главным образом, - сердцем человека:

Верь тому, что сердце скажет;

Нет залогов от небес...

1-й ведущий. XIX век то гордился Жуковским, то забывал или осмеивал, то снова открывал его, притом его влияние на многих русских поэтов было если не всегда явным, то благотворным и могущественным. Назовем Баратынского, Языкова, Тютчева, Некрасова, Фета.

Жуковский, как ни один русский поэт до него, сблизил свою поэзию со своей биографией. На этот факт обратил внимание еще Белинский: «До Жуковского на Руси никто не подозревал, чтобы жизнь человека могла быть в тесной связи с его поэзией, чтобы произведения поэта могли быть вместе и с лучшею его биографиею».

2-й ведущий. Внебрачный сын помещика Бунина и пленной турчанки, Жуковский (это фамилия крестного отца) рано узнал, какой беспощадной может быть жизнь. Он, правда, воспитывался как барчук, но ложное положение, в котором находилась его мать, доставляло ему много тяжелых минут, память о которых так и не изгладилась окончательно. Жуковский трезво и прозорливо смотрел на самого себя. Откроем его дневник 1805 года.

На сцене - учащийся в роли Жуковского.

Жуковский. Как прошла моя молодость? Я был в совершенном бездействии. Не имея своего семейства, в котором бы я что-нибудь значил... Я привыкал отделять себя от всех, потому что никто не принимал во мне особливого участия и потому, что всякое участие по мне казалось мне милостью. Я не был оставлен, брошен, имел угол, но не был любим никем... Что искать в свете и от чего отказаться? В чем может быть мое счастье? Вот вопросы, которые мне должно решить.

1-й ведущий. Ответ на эти вопросы Жуковский дал восемнадцатью годами своей жизни, с 1805 по 1823 год. Эти 18 лет длилась его любовь к Марии Андреевне Протасовой, Маше...

Уныния прелесть, волненье, надежды,

И радость, и трепет при встрече очей.

Ласкающий голос - души восхищенье,

Могущество тихих, таинственных слов,

Присутствия радость, томленье разлуки.

Что жизнь, когда в ней нет очарованья?

Блаженство знать, к чему лететь душой,

Но пропасть зреть меж ним и меж собой;

Желать всяк час и трепетать желанья.

2-й ведущий. Но Жуковский получает отказ от матери Маши, госпожи Протасовой, на предложение соединить сердца влюбленных - Марии и Василия.

Они жили в одном доме, но почти не виделись наедине и переписывались из комнаты в комнату.

«Чего я желал? Быть счастливым с тобою! Из этого можно выбросить только одно слово, чтобы все заменить. Пусть буду, счастлив тобою...»

Зачем, зачем вы разорвали

Союз сердец?

«Вам розно быть!» -

Вы им сказали –

Всему конец...

1-й ведущий. Маша выходит замуж за хирурга Мойера, а спустя 6 лет Жуковский узнает о смерти своей возлюбленной. Жуковский описал их последнюю встречу.

На сцене - Маша и Жуковский.

Жуковский.

Ты предо мною

Стояла тихо.

Твой взор унылый

Был полон чувства.

Он мне напомнил

О милом прошлом.

Маша. Жизнь твоя должна быть деятельной.

Жуковский. Слава моя будет чистая и достойная моего ангела, моей Маши.

От дружной ветки отлученный,

Скажи, листок уединенный,

Куда летишь? «Не знаю сам;

Гроза разбила дуб родимый;

С тех пор по долам, по горам

По воле случая носимый,

Стремлюсь, куда велит мне рок,

Куда на свете все стремится,

Куда и лист лавровый мчится,

И легкий розовый листок».

2-й ведущий. Стихи Жуковского 1810 года доставили ему статус поэта империи. «Поэзия принадлежит народному воспитанию», - говорил поэт. И, действительно, он много сделал для развития в народе патриотизма и просвещения.

«Жизнь есть воспитание, - записывал он в дневник. - Все служит в ней уроком. Счастие жизни - знать хорошо свой урок».

Автор: Н. В. 3инченкo

Рекомендуем посмотреть:

Урок в 9 классе «Золотой век русской литературы»

Тест по литературе Карамзин «Бедная Лиза» для 9 класса с ответами

Внеклассное мероприятие по литературе в 9 классе

Урок игра по литературе, 9 класс

Конспект урока «Образ князя Игоря в слове о полку Игореве», 9 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!