Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль.
А. С. Пушкин
Цели:
- помочь учащимся «встретиться» с Жуковским-человеком, Жуковским-поэтом;
- дать представление об основных этапах жизненного пути Жуковского;
- формировать интерес к русской литературе.
В зале выключен свет, горит свеча, играет музыка, звучат строки из стихотворения В. А. Жуковского «Желание».
Озарися, дол туманный;
Расступися, мрак густой;
Где найду исход желанный?
Где воскресну я душой?
Испещренные цветами,
Красны холмы вижу там...
Ах! Зачем я не с крылами?
Полетел бы я к холмам.
Там поют согласны лиры;
Там обитель тишины;
Мчат ко мне оттоль зефиры
Благовония весны;
Там блестят плоды златые
На сенистых деревах;
Там не слышны вихри злые
На пригорках, на лугах.
Выходят ведущие.
1-й ведущий. Что мы помним - кто с детства, кто с юности - о В. А. Жуковском? Его стихи. Хотя немногие и обычно не полностью, а только отдельные строчки, те, что особенно поражают проникновенностью интонаций, дивной мелодикой русского стиха:
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой...
Тускло светится луна
В сумраке тумана –
Молчалива и грустна
Милая Светлана...
В двенадцать часов по ночам
Из гроба встает барабанщик;
И ходит он взад и вперед,
И бьет он проворно тревогу...
2-й ведущий. Услышав однажды эти строки, понимаешь, их просто невозможно забыть, потому что родной язык не забывается, а для нашего с вами слуха эти строчки совершенно сроднились с русским языком, - без них наш язык казался бы беднее. Друг и биограф Жуковского, Петр Плетнев, прямо назвал его «творцом нового русского языка».
Вспоминаются слова: «Переводчик есть раб; переводчик в стихах - соперник».
Фактически они уже устарели, и все-таки недооценивать их нельзя. Жуковский засвидетельствовал в них свое понимание собственного места в русской литературе, главное - дал нам ключ к интимной области психологии своего творчества.
Слово учителя. Читателей Жуковского, естественно, занимает вопрос: почему поэт занимался переводами? Вспомним уже изученное нами произведение Древней Руси «Слово о полку Игореве», в частности плач Ярославны.
Сам Жуковский объяснял это просто: «Мой ум - как огниво, которым надобно ударить, чтобы из него выскочила искра... у меня почти все чужое или чужое или по поводу чужого все, однако, мое».
Читая Жуковского, диву даешься, сколько разных личностей скрывалось под оболочкою этого человека. П. А. Вяземский писал: «Этот гробовых дел мастер, как мы прозвали его по балладам, таил в себе «зародыши и залоги карикатуры и пародии» и, бывало, доходил иногда «до высокой гениальности» в импровизации высокопарной галиматьи.
В. А. Жуковский был придворным и чуть ли не своим человеком в царской семье, однако заступался за декабристов, вызволил из ссылки Герцена, а после гибели Пушкина направил шефу жандармов Бенкендорфу резкий выговор за оскорбительное отношение власти к поэту. Школой человечности и «настоящей работой жизни» он с юности считал семейную жизнь, а женился только в 50 лет. Много двойственного было в этом человеке с «чертовски-небесной душой».
Демонстрация слайда: портрет В. А. Жуковского.
2-й ведущий. Помним и портрет поэта - бледное и тонкое лицо с мечтательными глазами, на котором не виден отпечаток возраста: это условный образ романтического певца. Этот портрет Жуковский подарил Пушкину в 1820 году: «Победителю ученику от побежденного учителя».
1-й ведущий. Связь Жуковского с Пушкиным - это отношения двух великих людей. А. С. Пушкин оценил величие Жуковского, с восторгом говорил о его «чертовски-небесной душе», а стихи тех лет назвал замечательными.
В 1825 году Пушкин писал брату Льву: «Письмо Жуковского, наконец, я разобрал. Что за прелесть чертовская его небесная душа! Он святой, хотя и родился романтиком, а не греком, и человеком, да каким еще!»
2-й ведущий. Наступил XIX век, новые времена, новые песни. А истина, считал Жуковский, чтобы быть достойной своего имени, должна пройти испытание умом, и, главным образом, - сердцем человека:
Верь тому, что сердце скажет;
Нет залогов от небес...
1-й ведущий. XIX век то гордился Жуковским, то забывал или осмеивал, то снова открывал его, притом его влияние на многих русских поэтов было если не всегда явным, то благотворным и могущественным. Назовем Баратынского, Языкова, Тютчева, Некрасова, Фета.
Жуковский, как ни один русский поэт до него, сблизил свою поэзию со своей биографией. На этот факт обратил внимание еще Белинский: «До Жуковского на Руси никто не подозревал, чтобы жизнь человека могла быть в тесной связи с его поэзией, чтобы произведения поэта могли быть вместе и с лучшею его биографиею».
2-й ведущий. Внебрачный сын помещика Бунина и пленной турчанки, Жуковский (это фамилия крестного отца) рано узнал, какой беспощадной может быть жизнь. Он, правда, воспитывался как барчук, но ложное положение, в котором находилась его мать, доставляло ему много тяжелых минут, память о которых так и не изгладилась окончательно. Жуковский трезво и прозорливо смотрел на самого себя. Откроем его дневник 1805 года.
На сцене - учащийся в роли Жуковского.
Жуковский. Как прошла моя молодость? Я был в совершенном бездействии. Не имея своего семейства, в котором бы я что-нибудь значил... Я привыкал отделять себя от всех, потому что никто не принимал во мне особливого участия и потому, что всякое участие по мне казалось мне милостью. Я не был оставлен, брошен, имел угол, но не был любим никем... Что искать в свете и от чего отказаться? В чем может быть мое счастье? Вот вопросы, которые мне должно решить.
1-й ведущий. Ответ на эти вопросы Жуковский дал восемнадцатью годами своей жизни, с 1805 по 1823 год. Эти 18 лет длилась его любовь к Марии Андреевне Протасовой, Маше...
Уныния прелесть, волненье, надежды,
И радость, и трепет при встрече очей.
Ласкающий голос - души восхищенье,
Могущество тихих, таинственных слов,
Присутствия радость, томленье разлуки.
Что жизнь, когда в ней нет очарованья?
Блаженство знать, к чему лететь душой,
Но пропасть зреть меж ним и меж собой;
Желать всяк час и трепетать желанья.
2-й ведущий. Но Жуковский получает отказ от матери Маши, госпожи Протасовой, на предложение соединить сердца влюбленных - Марии и Василия.
Они жили в одном доме, но почти не виделись наедине и переписывались из комнаты в комнату.
«Чего я желал? Быть счастливым с тобою! Из этого можно выбросить только одно слово, чтобы все заменить. Пусть буду, счастлив тобою...»
Зачем, зачем вы разорвали
Союз сердец?
«Вам розно быть!» -
Вы им сказали –
Всему конец...
1-й ведущий. Маша выходит замуж за хирурга Мойера, а спустя 6 лет Жуковский узнает о смерти своей возлюбленной. Жуковский описал их последнюю встречу.
На сцене - Маша и Жуковский.
Жуковский.
Ты предо мною
Стояла тихо.
Твой взор унылый
Был полон чувства.
Он мне напомнил
О милом прошлом.
Маша. Жизнь твоя должна быть деятельной.
Жуковский. Слава моя будет чистая и достойная моего ангела, моей Маши.
От дружной ветки отлученный,
Скажи, листок уединенный,
Куда летишь? «Не знаю сам;
Гроза разбила дуб родимый;
С тех пор по долам, по горам
По воле случая носимый,
Стремлюсь, куда велит мне рок,
Куда на свете все стремится,
Куда и лист лавровый мчится,
И легкий розовый листок».
2-й ведущий. Стихи Жуковского 1810 года доставили ему статус поэта империи. «Поэзия принадлежит народному воспитанию», - говорил поэт. И, действительно, он много сделал для развития в народе патриотизма и просвещения.
«Жизнь есть воспитание, - записывал он в дневник. - Все служит в ней уроком. Счастие жизни - знать хорошо свой урок».
Автор: Н. В. 3инченкo
Урок в 9 классе «Золотой век русской литературы»
Тест по литературе Карамзин «Бедная Лиза» для 9 класса с ответами
Внеклассное мероприятие по литературе в 9 классе
Урок игра по литературе, 9 класс
Конспект урока «Образ князя Игоря в слове о полку Игореве», 9 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!