Цели: сравнить образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве» и в опере А. И. Бородина «Князь Игорь»; объяснить учащимся, что дает воплощение одного и того же сюжета в разных видах искусства.
Оборудование: доска, цветные мелки, выставка книг о «Слове о полку Игореве» и об опере А. П. Бородина «Князь Игорь», рисунки детей (дружинники, князь Игорь), репродукции картины И. С. Глазунова «Князь Игорь», таблица «Родовое древо главных героев «Слова...», историческая справка в виде древнего свитка, репродукции иллюстраций Г. Г. Фаворского к «Слову...», запись с фрагментами из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь», таблички, помогающие определить характер музыкального отрывка.
Звучит вступление к опере А. П. Бородина «Князь Игорь».
Учитель литературы. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы пригласили провести традиционную пятиминутку нашего давнего друга профессора Ивана Калиновича (персонаж учебника литературы для 5 класса под редакцией А. Г. Кутузова, от чьего лица сообщаются теоретические сведения, задаются вопросы и т. д.).
Иван Калинович. Здравствуйте, ребята! Я приготовил для вас несколько теоретических вопросов и хочу проверить, как вы с ними справитесь. Итак, приготовьтесь!
- Что такое искусство?
Дети. Отражение окружающей жизни.
Иван Калинович. Что такое литература?
Дети. Вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова.
Иван Калинович. Что называется литературным процессом?
Дети. Непрерывное развитие художественного сознания человечества, выражаемое словом.
Иван Калинович. Назовите стадии развития литературного процесса.
Дети. Античная литература, литература средневековья, литература Возрождения (XVI в.), литература Просвещения (XVIII в.), литература рубежа XIX-XX веков, XX века.
Иван Калинович. В чем национальное своеобразие русской средневековой, то есть древнерусской литературы?
Дети. Уважительное отношение к славе предков, образ Русской земли как символ объединения, патриотический пафос литературы, тесная взаимосвязь духовных и светских мотивов.
Иван Калинович. Ну что ж, спасибо, ребята. Молодцы!
Учитель литературы. Иван Калинович, присаживайтесь. Посмотрите, как работают наши с вами ученики.
А теперь, ребята, я хочу задать вам вопрос: какое древнерусское произведение называется «золотым словом» русской литературы?
Дети. «Слово о полку Игореве».
Учитель литературы. Сегодня мы приглашаем вас продолжить путешествие по страницам этого замечательного произведения. Но это путешествие будет необычным, так как у нас необычный спутник - музыка к опере Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь».
Учитель музыкальной литературы. Опера посвящена ярким страницам из истории русского народа. Вспомните, с какими еще музыкальными произведениями мы с вами знакомились, в которых красной нитью проходит тема народа.
Дети . Это оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки и «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.
Учитель литературы. В «Слове» много ярких и интересных образов. Назовите те, с которыми мы познакомились.
Дети. Главный образ - Русская земля, а также образы Святослава, Всеволода, Ярославны.
Учитель литературы. А об одном из ключевых персонажей мы пока не говорили. Назовите его имя.
Дети. Князь Игорь.
Учитель литературы. Ребята! А не кажется ли вам интересным проследить, как один и тот же образ увидели композитор и писатель?
Дети. Да, это, наверное, интересно!
Учитель литературы. Мы тоже решили, что это очень интересно, поэтому тема нашего урока - «Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве» и в опере А. П. Бородина «Князь Игорь».
Учитель музыкальной литературы. Цель урока - не просто дать характеристику этому музыкальному персонажу, но и рассмотреть этот образ в контексте музыкального воплощения, сделать свои выводы.
Учитель литературы. Ребята, как вы думаете, к какой науке нам надо обратиться, чтобы подготовиться к нашему путешествию?
Дети. К истории.
Учитель литературы. Почему?
Дети. Потому, что «Слово о полку Игореве» - произведение, написанное на историческую тему.
Учитель литературы. Верно. И здесь уместно вспомнить слова академика Д. С. Лихачева о том, что ни одно произведение искусства не может рассматриваться изолированно от его исторического окружения. Поэтому прослушаем историческую справку о князе Игоре.
На доске таблица «Родовое древо главных героев «Слова...» и репродукции картин Г. Г. Фаворского.
У доски два ученика: один показывает, другой рассказывает.
Историческая справка
Князь Игорь Святославович (во святом крещении Георгий) был сыном новгородского князя Святослава Ольговича и дочери новгородского посадника. Родился 3 апреля 1150 года в городе Чернигове. Стал князем новгород-северским и черниговским в 1178 году. Имел сильную дружину, которую не раз водил на половцев. Был женат на дочери Ярослава Осмомысла Галицкого Ефросинье (вторая его жена). У Игоря было 5 сыновей - Владимир, Роман, Олег, Святослав, Ростислав - и дочь (имя неизвестно). В походе 23 апреля - 12 мая, предпринятом совместно с братом Всеволодом, сыном Владимиром, племянником Святославом Ольговичем и черниговским воеводой Ольстином Олексичем, был ранен, потерпел поражение, попал в плен, из которого позже бежал.
Летописцы дали неоднозначную характеристику Игорю, но все отмечали его мужество, благородство, воинскую честь. Так, например, в одной из летописей говорится о том, что во время самого напряженного боя князь Игорь снял шлем для того, чтобы дружинники узнавали его и собирались вокруг него.
Умер князь Игорь Святославович в возрасте 52 лет в городе Чернигове, в 1202 г.
Учитель литературы. Итак, от истории мы возвращаемся к литературе. Скажите, каков мир любого художественного произведения?
Дети. Вымышленный.
Учитель литературы. Нельзя об этом забывать. Хотя «Слово...» и написано на историческую тему, но это литературно-художественное произведение, а не история. Автор «Слова...», изображая князя Игоря, использует исторические свидетельства, но пропуская их через свое сознание. Перед нами литературный образ князя Игоря.
- Ребята, а почему мы начинали с литературы, а не с музыки?
Дети. Потому что Бородин написал оперу на «Слово...».
Учитель литературы. Вспомните, из чего складывается характеристика литературного персонажа?
Дети. 1) Отношение к окружающим, поступки персонажа; 2) отношение окружающих к персонажу; 3) речь персонажа; 4) портрет; 5) авторская оценка.
Учитель литературы. Я предлагаю объяснить пункты 1 и 2 и говорить сразу о взаимоотношениях. Свой ответ старайтесь подкрепить цитатами из текста.
Итак, перед нами Игорь и его дружина, каковы их взаимоотношения?
Дети. Дружинники уважают князя Игоря как неустрашимого военачальника, верят в него, идут за ним и к победе, и к поражению, и даже к смерти. Обращение князя Игоря к дружине перед боем показывает, с одной стороны, храбрость и мужество князя («лучше убитым быть, чем пленным быть»), а с другой стороны, здесь звучит самонадеянное желание победить половцев своими силами, не объединяясь с другими князьями. После первого боя - богатство дружине, себе воинские знаки. Хочет славы. Ценит и любит дружину. После побега едет к Богородице Пирогощей с покаянием.
Учитель музыкальной литературы. А теперь мы с вами погрузимся в мир музыки. Как вы думаете, почему Бородин, основываясь на сюжете поэмы «Слово о полку Игореве», обратился именно к оперному жанру? А какие еще музыкальные жанры вы знаете?
Дети. Симфоническая музыка, инструментальная, балет, роман, песня.
Учитель музыкальной литературы. Так почему же именно к опере обратился Бородин?
Дети. Потому что опера - это сочетание драмы и музыки, участие огромного исполнительского коллектива: солистов, хора и оркестра.
Учитель музыкальной литературы. Да, вряд ли какой-либо другой вид драматического искусства может сравниться с оперой в способности воплощать жизнь народа в массовых сценах. Для того, чтобы воплотить свой замысел, Бородину потребовались и соответствующие приемы композиции. Поэтому в опере особое место занимают народные хоры.
Звучит музыка из оперы - хор народа «Слава...».
Учитель музыкальной литературы. Что за фрагмент прозвучал?
Дети. Хор народа «Слава...».
Учитель музыкальной литературы. Как вы можете охарактеризовать прослушанный фрагмент?
Дети. Хор начинается со вступления. Музыка по характеру спокойная, размеренная, но в ней чувствуются тревожные нотки. Она характеризует готовое к походу войско. Но постепенно музыка начинает звучать более возбужденно, напряженно, чувствуется волнение народа.
Учитель музыкальной литературы. Какую музыкальную характеристику можно дать самому хору?
Дети. Музыка звучит торжественно, чувствуется огромная сила и в то же время уважение и любовь народа к Игорю.
Учитель музыкальной литературы. Да, действительно, музыка торжественная, величавая, написана в характере русской народной песни, и можно даже сказать, веет стариной от этого эпического хора.
Учитель литературы. И снова литература. Мы рассмотрели отношение Игоря к Русской земле. А как сама Русская земля относится к Игорю и его походу?
Дети. Солнце покрывает его воинов тьмой. Солнечное затмение - это знамение Божье, но Игорь не повернул назад. Что это, храбрость или безрассудство? «Страсть князю ум охватила, и желание отведать Дону Великого заслонило ему предзнаменование». Честолюбие, желание славы заслонило предзнаменование. В летописях Игорь говорит, что все будет по воле Божьей, но автор «Слова...» увидел в его поступке именно желание славы. Русская земля как бы предупреждает Игоря о несчастье: «Солнце ему тьмой путь заграждало, ночь стонами грозы птиц пробудила, свист звериный поднялся. Кричат телеги в полуночи, словно лебеди встревоженные». Лебедь - птица, предсказывающая несчастье. «Кровавые зори свет предвещают, черные тучи с моря идут, хотят прикрыть Солнце, а в них трепещут синие молнии». Тучи - половцы, Солнце - князь. Природа сочувствует Игорю, предупреждает об опасности. Но Игорь пренебрег предупреждением. Итог этого - поражение и плен. Игорь томится в плену: «Игорь спит. Игорь не спит. Игорь мыслью поля мерит от великого Дона до малого Донца». Кается, стремится бежать на родину. Похож на сказочного героя, былинного богатыря. Нужен Русской земле. Бог указывает путь: «страны рады, города веселы». Когда Игорь попал в плен, «пересел из золотого седла в седло половецкое, уныли городские стены и веселье поникло».
Учитель литературы. Рассмотрим взаимоотношения Игоря и Всеволода.
Дети. Всеволод со своими курянами спешит к Игорю: «Один брат, один свет светлый - ты, Игорь! Оба мы Святославичи!». Он выказывает уважение, любовь к брату, верит в него, готов биться за него. Игорь тоже любит Всеволода: «...ждет милого брата Всеволода». В пылу боя не забывает о нем, заворачивает свои храбрые полки на помощь Всеволоду. Воинская честь и чувство личной привязанности не позволяют ему оставить Всеволода в беде. Выручая брата, Игорь сам попадает в плен.
Учитель музыкальной литературы. Художественные достоинства поэмы привлекают Бородина. Однако воплотить такой сюжет в опере было нелегко. Надо было создать произведение с героями, каждый из которых имел бы свой характер, манеру поведения, индивидуальную речь, и при этом не отступить от основного замысла эпической оперы.
Поэтому Бородин по совету критика Стасова вводит в оперу новые персонажи со множеством лирических отступлений от сюжета поэмы.
- Какой же образ ввел Бородин в оперу?
Дети. Образ князя Галицкого.
Учитель музыкальной литературы. А что это за образ? Это вымышленное лицо?
Дети. Нет, это историческая личность, брат Ярославны.
Учитель музыкальной литературы. А как вы думаете, для чего еще Бородин ввел в оперу новый персонаж?
Дети. Чтобы более ярко выделить образ самого князя Игоря в сравнении с Галицким.
Звучит ария Галицкого из 1-го действия.
Учитель музыкальной литературы. Как же представлен Галицкий Бородиным? Какие черты характера Галицкого противопоставлены чертам характера князя Игоря?
Дети. Веселый, буйный, озорной, который только и думает о развлечениях, беззаботной жизни, в отличие от Игоря. И это очень четко прослеживается в музыке.
Учитель музыкальной литературы. Какая же она по характеру?
Дети. Музыка веселая, танцевальная, озорная, игривая.
Учитель музыкальной литературы. Представив так ярко и полно образ князя Галицкого, тем самым Бородин проводит четкую грань между характерами Галицкого и князя Игоря.
Учитель литературы. А сейчас давайте перенесемся в город Путивль. Что там происходит?
Ученик.
Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землей
Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой.
Учитель литературы. Итак, перед нами Игорь и Ярославна.
Дети. Они любят друг друга. Но Игорь покидает любимую жену, идя в поход против половцев. Ярославна обращается к Ветру, Днепру, Солнцу, называет Игоря своим ладой.
Учитель музыкальной литературы. Ярославна - один из самых ярких женских образов в опере.
Какой же видит Бородин жену князя Игоря?
Звучит музыка - «Плач Ярославны» из 4-го действия.
Учитель музыкальной литературы. Так какой же видит Бородин Ярославну?
Дети. Ласковой, доброй, любящей, женственной.
Учитель музыкальной литературы. Как это отражено в музыке?
Дети. Музыка напевная, протяжная, спокойная, лирическая. Композитор здесь использует такое средство музыкальной выразительности, как опевание.
Учитель музыкальной литературы. Правильно, протяжность, опевание звуков очень характерно для русской народной музыки. А что мы слышим в аккомпанементе?
Дети. В аккомпанементе звучит голая октава, что создает чувство пустоты, неопределенности. Ярославна переживает за Игоря, томясь в тоске, не зная, жив ли он.
Учитель музыкальной литературы. Здесь Бородин показал ту женщину, которая тоскует и ждет Игоря.
Звучит музыка - фрагмент из арии князя Игоря из 2-го действия.
Учитель музыкальной литературы. Что за фрагмент прозвучал?
Дети называют.
Учитель музыкальной литературы. Сравните характер музыки в «Плаче Ярославны» и в арии Игоря.
Дети. Они схожи по характеру. Во фрагменте из арии Игоря музыка также спокойная, протяжная, плавная. И хотя музыка звучит в низком регистре, в ней чувствуется большая теплота и любовь к Ярославне.
Учитель музыкальной литературы. Да, Бородин очень тонко отразил в музыке теплые и нежные чувства этих двух любящих людей.
Учитель литературы. И вновь перед нами страницы «Слова о полку Игореве». Взаимоотношения Игоря и Святослава.
Дети. В «золотом слове», со слезами смешанном, Святослав скорбит о князьях Игоре и Всеволоде, тревожится за судьбу Игоря, но укоряет их в том, что «рано начали Половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать...». Упрекает Игоря в том, что он и Всеволод хотели похитить славу его побед над половцами и разделить только между собой славу своего похода.
Учитель литературы. «Во всей сложности предстают перед нами противоречивые чувства Святослава Всеволодовича Киевского при известии о поражении Игоря и Всеволода. Он отечески любит их и отечески упрекает за безрассудную затею похода без сговора с остальными князьями», - писал русский советский литературовед Лев Александрович Дмитриев.
И наконец, перед нами Игорь и Гзак-Кончак. Каковы их взаимоотношения?
Дети. О половцах в поэме упоминается очень бегло. Эпитет «сокол» - уважение к храбрости врага. Соколиная охота была очень популярна в то время, сокол - ценная птица.
Учитель музыкальной литературы. Давайте перенесемся в лагерь половцев, центральное второе действие оперы.
Бородиным с большим мастерством использованы типичные черты музыки восточных народов.
Звучит музыка.
Учитель музыкальной литературы. Что за музыка прозвучала?
Дети. Хор и танец половецких девушек.
Учитель музыкальной литературы. Что вы можете сказать об этой музыке?
Дети. Характер песни отличается большой мелодичностью, напевностью, грацией и даже печалью.
Учитель музыкальной литературы. А разве русская музыка не отличается теми же музыкальными чертами?
Дети. Да, такая же напевная, лиричная.
Учитель музыкальной литературы. И все же есть здесь какая-то изюминка, которая отличает восточную музыку от русской и придает ей особый колорит.
Дети. Музыка отличается пунктирным, синкопированным ритмом и ладом.
Учитель музыкальной литературы. Да, верно вы заметили. Мы сейчас прослушаем еще два небольших фрагмента, где это очень четко прослеживается.
Звучит музыка: «Дикая пляска» и «Пляска с хором».
Учитель музыкальной литературы. Так что же можно сказать о прослушанных фрагментах?
Дети. Музыка мужских плясок резко контрастирует с пляской девушек. Она зажигательная, ритмичная, динамичная, в ней чувствуется необузданность. И здесь синкопированный ритм прослеживается очень четко.
Учитель музыкальной литературы. А как вы думаете, почему такое большое место Бородин уделил в опере половцам?
Дети. Для того, чтобы более ярко выделить князя Игоря как главного героя на фоне двух враждующих лагерей.
Учитель литературы. В «Слове о полку Игореве» очень четко прослеживается авторская позиция.
- Итак, авторская оценка образа князя Игоря.
Дети. «Скрепил ум волею, поострил сердце мужеством...» - одобрение. «Страсть князю ум охватила, и желание отведать Дона Великого заслонило ему предзнаменование». «Далеко залетел сокол, убивая птиц». «Уже соколам крылья подрезали саблями поганых». «Два солнца померкли». Постоянный эпитет — «храбрый». «Два добрых Святославича, Игорь и Всеволод, уже зло пробудили...». Осуждение желания личной славы. Гордясь ратным духом Игоря, Всеволода, дружины, автор видит более высокие ценности, чем воинская слава. Заставляет бежавшего Игоря ехать в Киев, то есть признать свою вину перед Русской землей. Сочувствует, уважает за храбрость, верность, благородство. Почему же Игорь прощен? «Тяжко ведь голове без плеч, горе телу без головы» - так и Русской земле без Игоря. «Солнце светится на небе - Игорь-князь в Русской земле». «Слава Игорю Святославичу». Возвращение Игоря из плена, пусть и постыдное, - благо для Русской земли. Он нужен родине. Его оправдывает то, что исходным побуждением к походу была защита Русской земли. Мужество, верность, покаяние в плену, энергичность при побеге. Все это побуждает автора славить Игоря. Мир родины, общий русский мир оказывается не мстителен, а добр, прощая заблуждения. Покаяние и прощение - христианские добродетели.
Учитель музыкальной литературы. Такова оценка образа князя Игоря автором «Слова...». А каким видит Бородин своего главного героя?
Звучит музыка - фрагмент из арии Игоря.
Дети. Решительным, отважным, мужественным, но в то же время очень отзывчивым, переживающим за судьбу своего народа, терзаемым муками за свое пленение.
Учитель музыкальной литературы. Как же это выражено в музыке?
Дети. Сначала музыка звучит спокойно, печально, задумчиво. Но постепенно чувствуется нарастание напряженности.
Учитель музыкальной литературы. По каким приемам в музыке вы это почувствовали?
Дети. Движение мелодий вверх, более четкий ритм.
Учитель музыкальной литературы. А как звучит кульминационный момент арии? («О дайте, дайте мне свободу...»).
Дети. Музыка более распевная, широкая, мелодичная. Но в то же время чувствуется большая решительность князя Игоря.
Учитель музыкальной литературы. Да, действительно, вы все правильно подметили. Бородин очень четко отразил в музыке тему «свободы». Ведь само слово «свобода» подразумевает такие понятия, как ширь, простор, а не замкнутость в узкие рамки.
Учитель литературы. Есть в «Слове...» портрет князя Игоря?
Дети. Нет.
Учитель литературы. Почему?
Дети. Автору это не важно.
Учитель литературы. А вот как участников похода князя Игоря представили ребята в своих рисунках... (рисунки на доске.) Как вы думаете, на каком из них князь Игорь? Почему?
Дети. Цвет одежды красный, золотой, вооружение.
Учитель литературы. Удалось ли автору рисунка передать черты того князя Игоря, о котором мы сегодня говорили?
Дети. Да.
Учитель литературы. А вот как князя Игоря изобразил художник Илья Глазунов. (Показывается репродукция картины.) Какие качества характера он хотел передать?
Дети. Строгое, аскетическое лицо, глаза смотрят вдаль, как будто провидят будущее, икона на шлеме; изображение похоже на лик святого или лик Христа.
Учитель литературы. Какой же мы можем сделать вывод по теме урока? Каким видят князя Игоря композитор и автор поэмы? Схожа ли их оценка?
Дети. Да.
Учитель литературы. Итак, в поэме и в опере князь Игорь показан одинаково. Зачем нужно Бородину повторять автора «Слова...»?
Дети. Во-первых, ему была близка сама идея единения Русской земли. Во-вторых, он захотел эту идею воплотить другими художественными средствами.
Учитель литературы. Что нам дает разное воплощение одного и того же сюжета?
Дети. Обогащает, помогает лучше, глубже, точнее понять произведение.
Учитель музыкальной литературы. Сегодня мы с вами еще раз убедились в огромной силе музыки, и в частности оперного жанра. Благодаря музыке мы смогли окунуться в атмосферу старины, более ярко увидеть каждый образ, ощутить красоту русских народных напевов и прелесть восточного колорита.
Учитель литературы. Ну а теперь слово Ивану Калиновичу.
Иван Калинович. Ребята, мне очень понравилось на вашем уроке. И когда я слушал ваши ответы, у меня сложились такие строки:
Сквозь столетий дымку голубую
Вижу я, как будто наяву,
Всадника, кольчугу боевую,
Шлем его, и меч, и тетиву.
За спиною алый плащ шелковый,
В ножнах меч работы своей ждет.
Взор открытый, смелый и суровый:
«Игорь к Дону воинов ведет».
Учитель литературы. Спасибо, Иван Калинович.
А сейчас оценки за урок. (Объявление и аргументация оценок.)
Задание на дом (на доске):
I группа: найти «скрытое цитирование» в стихотворении М. А. Волошина «Гроза».
II группа: стихотворения И. А. Бунина «Ковыль» или И. Северянина «Игорь и Ярославна» (по выбору).
Учитель музыкальной литературы. Оценки за урок.
(Проаргументировать оценки.)
Задание: сегодня мы завершили цикл уроков по опере А. П. Бородина «Князь Игорь». Подготовиться к музыкальной викторине и письменной работе «Характеристика образа князя Игоря», основываясь на музыкальных примерах.
Конспект урока по литературе в 10 классе
Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе
Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»
Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся
Нет комментариев. Ваш будет первым!