1. Используя опорные сведения, дайте характеристику указанным творческим методам и литературным направлениям.
Классицизм |
Сентиментализм |
а, в, е, з, и, к, м, н, с |
б, г, д, ж, л, о, п, р, т |
Опорные сведения к вопросу 1.
а) Этот метод утверждал идею изначальной разумности и доброты человека, чье развитие зависит лишь от хорошего или дурного воспитания.
б) Этот метод исходил из положения об изначальной доброте человека и призывал развивать эту доброту с помощью обращения к природе и гуманного воспитания.
в) Утверждает культ разума.
г) Утверждает культ чувства.
д) Основное внимание уделялось анализу человеческих переживаний, различным проявлениям характера, но не в общественной жизни, а в частной, бытовой сфере.
е) Этот метод главным образом носил просветительский характер.
ж) Старался прежде всего пожалеть, понять и простить человека.
з) Строго судил человека и обличал его пороки.
и) Писатели чётко придерживались ряда правил, согласно которым следовало создавать произведение: «чистота жанра» и стиля, соблюдение «трех единств» (места, времени, действия), поэзия должна отличаться строгостью, ясностью, стройностью композиции.
к) Среди писателей, воплощавших в жизнь идеи этого метода, были М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, А. П. Сумароков.
л) Для писателей, приверженцев этого метода, главным и определяющим в человеке является его характер.
м) Эстетическим идеалом был человек, овладевший своими страстями, выше всего ценящий государственный долг.
н) Тесная связь с современностью и обличительная направленность.
о) Предполагал пристальное внимание к самому угнетенному слою общества - крепостному крестьянству.
п) Впервые внес в русскую литературу идею гуманизма.
р) Карамзин первый в русской литературе овладел этим методом.
с) Характерные для метода жанры произведений: ода, басня, поэма, трагедия, сатира, комедия.
т) Этот метод открыл для литературы мир природы.
2. Н. М. Карамзин свято верил, что ______________________
Главное качество автора, по мнению Карамзина, __________
3. Почему повести Н. М. Карамзина называют сентиментальными? _______
4. Одной из первых в России сентиментальных повестей
5. А с 1804 года и до самой смерти Карамзин был занят ___________________ (исследованием и написанием «Истории государства Российского»),
6. Повесть «Бедная Лиза» начинается __________________
а) с описания монашеской кельи;
б) с описания природы близ Си..нова монастыря;
в) с описания Лизиной хижины;
г) со сцены знакомства Лизы с Эрастом.
7. Что привлекает автора к стенам Си..нова монастыря? ________________
8. Сколько лет назад опустела хижина, где жила Лиза со своей матерью? ________________ (30 лет назад.)
9. Сколько лет было Лизе, когда умер ее отец? ___________________ (15 лет.)
10. Чем занималась Лиза? _______________________
(Ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве.)
11. Сколько лет было Лизе, когда она познакомилась с Эрастом? _______ (Семнадцать.)
12. Как произошло знакомство Лизы и Эраста? ________________
(Луга покрылись цветами, и Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице.)
13. Что из себя представлял Эраст? ________________
(Эраст был довольно богатый дворянин с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь.)
14. Что же нашел в Лизе Эраст? И на что - по крайней мере на время - он решился? _____________________
(«То, что сердце его давно искало», «чистые радости», невинность, доброту. Решился - «по крайней мере на время - оставить большой свет».)
15. Где состоялось первое свидание Лизы и Эраста? Опишите душевное состояние Лизы после него. Что помогает автору передать чувства, которые испытывает героиня повести? ___________________
(На берегу Москвы-реки. «На лице ее, во всех ее движениях обнаруживалась сердечная радость... Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!».)
16. Как Эраст называл Лизу? __________ («Своей пастушкой».)
17. С каким чувством он помышлял «о презрительном сладострастии»? ________________ (С отвращением.)
18. Что явилось причиной перелома в их отношениях? ___________________ (За Лизу посватался сын богатого крестьянина из соседней деревни. Эраст попытался успокоить ее, но неожиданно невинные ласки переросли в большее.)
19. Как природа отреагировала на потерю Лизиной невинности? _________________ («Грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков...».)
20. Как изменился Эраст? _______________
(«Эраст не мог уже доволен быть одними невинными ласками, он желал большего... и наконец, ничего желать не мог».)
21. Как Эраст объяснил Лизе причину расставания? _______________
(«Ты знаешь, что у нас война, а я в службе, полк мой идет в поход...», «Смерть за отечество не страшна...».)
22. Как изменилась природа в восприятии Лизы в эпизоде расставания? ______________________
(«Утренняя заря, как алое море... Вся натура пребывала в молчании... Она пришла в себя - ее свет показался ей уныл и печален. Все приятности натуры сокрылись для нее вместе с любезным ее сердцу».)
23. Сколько времени прошло с момента расставания Лизы с Эрастом и их встречи в Москве? __________________
(Прошло около двух месяцев.)
24. Чем закончилась эта встреча? («Вот сто рублей... возьми их ... позволь мне поцеловать тебя в последний раз и поди домой». Лиза оказалась на улице «и в таком положении, которого никакое перо описать не может...».)
25. Как высказывается автор по поводу поступка Эраста:
(Автор возмущен поступком Эраста: «сердце мое обливается кровью», «готов проклинать его». Но тут же объясняет читателям причину такого поступка: «он в самом деле был в армии, но, вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое состояние... Ему оставался один способ поправить свои обстоятельства - жениться на пожилой богатой вдове... Но все сие может ли оправдать его?» Автор не принимает такого оправдания. Не по чьей-то воле, не под нажимом, давлением со стороны попал он в такое положение. «Слабая» и «ветреная» натура стала причиной всему. Влечение к азартным играм сгубило Эраста.)
26. Почему Лиза принимает решение покончить жизнь самоубийством? _____________________________
(«Мне нельзя жить... нельзя! О, если бы упало на меня небо... Горе мне!» Несмотря на то, что Лиза потеряла невинность, она осталась чиста и непорочна, хотя твердо была убеждена в том, что совершила великий грех. Лиза оказалась не в силах пережить страшнейшие сердечные мучения.)
27. Почему повесть Н. М. Карамзина называется «Бедная Лиза»? Что автор понимает под словом «бедная»? __________________
(Прежде всего, здесь слышится отношение автора к своей героине. Жалость и сочувствие испытывает он к ней, печалится и скорбит «о плачевной судьбе Лизы».)
28. Какая фраза из повести стала «крылатой»? _______________
(«И крестьянки любить умеют».)
29. Что нового привнес в русскую литературу Н. М. Карамзин? ______
(а) Он первый в русской литературе обратил внимание на внутренний мир человека из «низших» слоев общества — крестьянина. Любовь доступна всем, а значит - все люди равны.
б) Существенно реформировал русскую прозу, старался сделать язык прозы приятным для слуха.)
Опорные предложения:
а) Впервые в русской литературе сказал, что такое высокое чувство, как любовь, доступно всем, а значит - все люди равны.
б) Поднял проблему воспитания человека.
в) Впервые осудил невежество дворян.
г) Литература должна сосредоточиться на внутреннем мире человека, его переживаниях.
д) Философскую лирику и идеи просвещения.
е) Существенно реформировал русскую прозу, старался сделать язык прозы приятным для слуха.
30. Какая традиция русской литературы начинается с повести Карамзина «Бедная Лиза»? ___________________
Внеклассное мероприятие по литературе в 9 классе
Конспект урока «Образ князя Игоря в слове о полку Игореве», 9 класс
Тест по литературе Пушкин «Капитанская дочка» для 8 класса с ответами
Нет комментариев. Ваш будет первым!