Конкурсы

Тест по литературе Карамзин «Бедная Лиза» для 9 класса с ответами

Контрольный тест по литературе для школьников 9 класса. Тема: Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

1. Используя опорные сведения, дайте характеристику указанным творческим методам и литературным направлениям.

Классицизм

Сентиментализм

а, в, е, з, и, к, м, н, с

б, г, д, ж, л, о, п, р, т

Опорные сведения к вопросу 1.

а) Этот метод утверждал идею изначальной разумности и доброты человека, чье развитие зависит лишь от хорошего или дурного воспитания.

б) Этот метод исходил из положения об изначальной доброте человека и призывал развивать эту доброту с помощью обращения к природе и гуманного воспитания.

в) Утверждает культ разума.

г) Утверждает культ чувства.

д) Основное внимание уделялось анализу человеческих переживаний, различным проявлениям характера, но не в общественной жизни, а в частной, бытовой сфере.

е) Этот метод главным образом носил просветительский характер.

ж) Старался прежде всего пожалеть, понять и простить человека.

з) Строго судил человека и обличал его пороки.

и) Писатели чётко придерживались ряда правил, согласно которым следовало создавать произведение: «чистота жанра» и стиля, соблюдение «трех единств» (места, времени, действия), поэзия должна отличаться строгостью, ясностью, стройностью композиции.

к) Среди писателей, воплощавших в жизнь идеи этого метода, были М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, А. П. Сумароков.

л) Для писателей, приверженцев этого метода, главным и определяющим в человеке является его характер.

м) Эстетическим идеалом был человек, овладевший своими страстями, выше всего ценящий государственный долг.

н) Тесная связь с современностью и обличительная направленность.

о) Предполагал пристальное внимание к самому угнетенному слою общества - крепостному крестьянству.

п) Впервые внес в русскую литературу идею гуманизма.

р) Карамзин первый в русской литературе овладел этим методом.

с) Характерные для метода жанры произведений: ода, басня, поэма, трагедия, сатира, комедия.

т) Этот метод открыл для литературы мир природы.

2. Н. М. Карамзин свято верил, что ______________________

Главное качество автора, по мнению Карамзина, __________ (чувствительность), потому что главная задача писателя - ______________

3. Почему повести Н. М. Карамзина называют сентиментальными? _______

4. Одной из первых в России сентиментальных повестей явилась повесть Н. М. Карамзина ____________ («Бедная Лиза»).

5. А с 1804 года и до самой смерти Карамзин был занят ___________________ (исследованием и написанием «Истории государства Российского»),

6. Повесть «Бедная Лиза» начинается __________________ (с описания природы близ Си..нова монастыря).

а) с описания монашеской кельи;

б) с описания природы близ Си..нова монастыря;

в) с описания Лизиной хижины;

г) со сцены знакомства Лизы с Эрастом.

7. Что привлекает автора к стенам Си..нова монастыря? ________________ (Воспоминание о плачевной судьбе Лизы.)

8. Сколько лет назад опустела хижина, где жила Лиза со своей матерью? ________________ (30 лет назад.)

9. Сколько лет было Лизе, когда умер ее отец? ___________________ (15 лет.)

10. Чем занималась Лиза? _______________________

(Ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве.)

11. Сколько лет было Лизе, когда она познакомилась с Эрастом? _______ (Семнадцать.)

12. Как произошло знакомство Лизы и Эраста? ________________

 (Луга покрылись цветами, и Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице.)

13. Что из себя представлял Эраст? ________________

(Эраст был довольно богатый дворянин с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь.)

14. Что же нашел в Лизе Эраст? И на что - по крайней мере на время - он решился? _____________________

(«То, что сердце его давно искало», «чистые радости», невинность, доброту. Решился - «по крайней мере на время - оставить большой свет».)

15. Где состоялось первое свидание Лизы и Эраста? Опишите душевное состояние Лизы после него. Что помогает автору передать чувства, которые испытывает героиня повести? ___________________

(На берегу Москвы-реки. «На лице ее, во всех ее движениях обнаруживалась сердечная радость... Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!».)

16. Как Эраст называл Лизу? __________ («Своей пастушкой».)

17. С каким чувством он помышлял «о презрительном сладострастии»? ________________ (С отвращением.)

18. Что явилось причиной перелома в их отношениях? ___________________ (За Лизу посватался сын богатого крестьянина из соседней деревни. Эраст попытался успокоить ее, но неожиданно невинные ласки переросли в большее.)

19. Как природа отреагировала на потерю Лизиной невинности? _________________ («Грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков...».)

20. Как изменился Эраст? _______________

(«Эраст не мог уже доволен быть одними невинными ласками, он желал большего... и наконец, ничего желать не мог».)

21. Как Эраст объяснил Лизе причину расставания? _______________

(«Ты знаешь, что у нас война, а я в службе, полк мой идет в поход...», «Смерть за отечество не страшна...».)

22. Как изменилась природа в восприятии Лизы в эпизоде расставания? ______________________

(«Утренняя заря, как алое море... Вся натура пребывала в молчании... Она пришла в себя - ее свет показался ей уныл и печален. Все приятности натуры сокрылись для нее вместе с любезным ее сердцу».)

23. Сколько времени прошло с момента расставания Лизы с Эрастом и их встречи в Москве? __________________

(Прошло около двух месяцев.)

24. Чем закончилась эта встреча? («Вот сто рублей... возьми их ... позволь мне поцеловать тебя в последний раз и поди домой». Лиза оказалась на улице «и в таком положении, которого никакое перо описать не может...».)

25. Как высказывается автор по поводу поступка Эраста: понимает, осуждает, пытается оправдать или не находит оправдания? Можно ли принять в качестве оправдания приведенные автором жизненные обстоятельства, вынудившие Эраста жениться на другой? Кто виноват в том, что возникли такие «обстоятельства»? _______________

(Автор возмущен поступком Эраста: «сердце мое обливается кровью», «готов проклинать его». Но тут же объясняет читателям причину такого поступка: «он в самом деле был в армии, но, вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое состояние... Ему оставался один способ поправить свои обстоятельства - жениться на пожилой богатой вдове... Но все сие может ли оправдать его?» Автор не принимает такого оправдания. Не по чьей-то воле, не под нажимом, давлением со стороны попал он в такое положение. «Слабая» и «ветреная» натура стала причиной всему. Влечение к азартным играм сгубило Эраста.)

26. Почему Лиза принимает решение покончить жизнь самоубийством? _____________________________

(«Мне нельзя жить... нельзя! О, если бы упало на меня небо... Горе мне!» Несмотря на то, что Лиза потеряла невинность, она осталась чиста и непорочна, хотя твердо была убеждена в том, что совершила великий грех. Лиза оказалась не в силах пережить страшнейшие сердечные мучения.)

27. Почему повесть Н. М. Карамзина называется «Бедная Лиза»? Что автор понимает под словом «бедная»? __________________

 (Прежде всего, здесь слышится отношение автора к своей героине. Жалость и сочувствие испытывает он к ней, печалится и скорбит «о плачевной судьбе Лизы».)

28. Какая фраза из повести стала «крылатой»? _______________

(«И крестьянки любить умеют».)

29. Что нового привнес в русскую литературу Н. М. Карамзин? ______

(а) Он первый в русской литературе обратил внимание на внутренний мир человека из «низших» слоев общества — крестьянина. Любовь доступна всем, а значит - все люди равны.

б) Существенно реформировал русскую прозу, старался сделать язык прозы приятным для слуха.)

Опорные предложения:

а) Впервые в русской литературе сказал, что такое высокое чувство, как любовь, доступно всем, а значит - все люди равны.

б) Поднял проблему воспитания человека.

в) Впервые осудил невежество дворян.

г) Литература должна сосредоточиться на внутреннем мире человека, его переживаниях.

д) Философскую лирику и идеи просвещения.

е) Существенно реформировал русскую прозу, старался сделать язык прозы приятным для слуха.

30. Какая традиция русской литературы начинается с повести Карамзина «Бедная Лиза»?  ___________________

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие по литературе в 9 классе

Конспект урока «Образ князя Игоря в слове о полку Игореве», 9 класс

Тест по литературе Пушкин «Капитанская дочка» для 8 класса с ответами

Урок игра по литературе, 9 класс

Тест по литературе Куприн «Олеся» для 11 класса с ответами

Нет комментариев. Ваш будет первым!