Материалы для учителя литературы. Методика преподавания литературы.
Внеклассная работа по предмету литература.
Конспекты уроков, разработанные разными учителями, но объединенные подходом в преподавании литературы. Авторы всех представленных уроков стремятся сделать свой предмет любимым и значимым для каждого ученика. Предложенные разработки учебных занятий иллюстрируют возможности использования активных форм обучения, реализуемых в ходе нестандартных уроков (интегрированный, урок-исследование, урок-консультация, урок-встреча, урок-пролог и так далее).
Конспекта урока-дискуссии. Литература Теоретико-методический комментарий к уроку В отличие от урока-дебатов и урока-диспута урок в виде дискуссии предполагает более развернутую деятельность. Воспроизводя модель спора, урок-дискуссия предполагает выход на мировоззренческие категории: разница в поведении персонажа, в оценке конкретного поступка одного литературного героя другим, наконец, оценка со стороны автора и читателя мотивируется сформированной жизненной позицией. |
|
Конспект урока-диспута по литературе Теоретико-методический комментарий к уроку Урок-диспут может быть рассмотрен как аналог, вариант, в каком-то смысле прототип урока-дебатов. Урок-диспут трудно отнести к новым методическим формам проведения урока, однако при этом указанная форма не перестает быть нестандартной, поскольку потенциально содержит бесконечное число вариаций раскрытия содержания произведения. В отличие от урока в форме дебатов в уроке-диспуте акцент делается не на самом процессе спора и выстраивании доказательной базы, а приближен непосредственно к тексту, воспроизводит и зачастую инсценирует ситуации из самого произведения. |
|
Школьный вечер для школьников 9-11 класса, посвящённый военной теме в творчестве Владимира Высоцкого «Только он не вернулся из боя» Оформление: а) портреты и фотографии В. Высоцкого; б) портреты-слайды В. Высоцкого, актёра Московского театра драмы и комедии на Таганке |
|
Олимпиадные задания по литературе для учащихся 11 класса с ответами Задание 1. Определите название текста и автора по начальным строкам. а) "Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу. Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдо- ванок, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и ... остались под густой тенью виноградных лоз и, лёжа на земле, молчали, глядя, как тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю. Они шли, пели и смеялись..." |
|
Олимпиадные задания по литературе для учащихся 10 класса с ответами Задание 1. Кем и когда был создан журнал «Современник»? Задание 2. Кому принадлежат эти стихи? а) Милый друг, я умираю Оттого, что был я честен |
|
Олимпиадные задания по литературе для учащихся 9 класса с ответами Задание 1. Назовите основные темы и жанры древнерусской литературы. Задание 2. О каком произведении В. Г. Белинский сказал, что это "прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения"? |
|
Цитаты о литературе и поэзии 1. Новая литература затмевает старую; полезно время от времени оглянуться назад. Мы лучше всего сохраним в себе оригинальность, если не потеряем из виду своих предшественников. |
|
Повторительно-обобщающий урок по творчеству М. И. Цветаевой. Тема: «Если душа родилась крылатой...», 11 класс Цели: - обобщить знания о творчестве М. Цветаевой; - показать сложность, секрет и обаяние цветаевской лирики; - помочь перевести сведения о творчестве Цветаевой в личностный план (то есть реализовать компетентностный подход на данном этапе изучения русской литературы XX века). |
|
Урок литературы в 11 классе. Тема: Поэтическая версия революции в поэме «Двенадцать» как пророчество и предупреждение Цели: - показать полемический характер поэмы Блока «Двенадцать»; - отметить художественные особенности поэмы; - показать особенность восприятия поэтом революции, его отношения к ней; символический способ осмысления исторических катаклизмов |
|
Конспект урока литературы для 10 класса. Тема: Творчество Льва Николаевича Толстого Цели: - проверить и обобщить знания о писателе; - учить защищать свою точку зрения; - формировать и развивать креативность, творческое отношение к окружающему миру. |
|
Конспект урока литературы для 10 класса. Тема: Н. А. Некрасов. Проблемы счастья, дома, смысла жизни в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Цели: - помочь учащимся найти ответ на главный вопрос: к какому мнению о счастье пришли мужики? - развивать умение размышлять над прочитанным, анализировать текст, дискутировать, делать выводы и обобщения |
|
Урок – турнир. Литература, 11 класс. Тема: «Свидание с мастером» по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Цели: - проверить знания и умения учащихся; - формировать квалифицированного читателя, у которого к окончанию обучения должна быть сформулирована достаточно устойчивая шкала ценностей и определен круг читательских интересов |
|
Интеллектуальное состязание для учащихся 6 класса «Двенадцать подвигов Геракла». Конспект Цели: - повторить изученную тему, обобщить и углубить знания; - продолжать формирование умений отвечать и действовать в нестандартной обстановке; - развивать воображение, творческие способности учащихся. |
|
Конспект урока литературы для 11 класса. Развитие жанра антиутопии в романе Е. И. Замятина «Мы» Цели: - углубить представление учащихся о жанре антиутопии; - познакомить учащихся с биографическими данными писателя Е. И. Замятина, историей публикации романа «Мы» |
|
Конспект урока литературы для 11 класса. Тема: Родная природа в лирике С. Есенина Цели: - развивать умения анализа лирического текста; - воспитывать вдумчивого, проницательного читателя. |