Конкурсы

Проблема счастья в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Конспект урока литературы, 10 класс

Конспект урока литературы для 10 класса. Тема: Н. А. Некрасов. Проблемы счастья, дома, смысла жизни в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Цели:

- помочь учащимся найти ответ на главный вопрос: к какому мнению о счастье пришли мужики?

- развивать умение размышлять над прочитанным, анализировать текст, дискутировать, делать выводы и обобщения;

- воспитывать наблюдательность.

План:

1. Первоначальное представление мужиков о счастье.

2. Планы и действия. (Почему в поисках счастья мужики отступают от задуманного плана?)

3. Как меняется их представление о счастье при встрече:

а) с Якимом Нагим;

б) Ермилой Гириным;

в) Матреной Тимофеевной;

г) Гришей Добросклоновым.

Ход урока

I. Работа по плану. Актуализация опорных знаний.

Рассказ учащихся о том, как собрались в путь мужики, какие вопросы они ставили перед собой.

II. Дискуссия по вопросу: «Почему в поисках счастья мужики отступили от задуманного плана?».

Вывод: поиски счастья идут не по задуманному плану, потому что автор хотел правдиво изобразить события, показать саму жизнь. А в жизни не всегда все складывается, как задумано. Жизнь оказалась многограннее, интереснее, она внесла свои поправки в планы мужиков.

III. Исследование проблемы.

Как меняется представление мужиков о счастье при встрече:

а) с Якимом Нагим - 1-я группа;

б) Ермилой Гириным - 2-я группа;

в) Матреной Тимофеевной - 3-я группа;

г) Гришей Добросклоновым -4-я группа.

1-я группа: встреча с Якимом Нагим.

Некрасов с иронией относится к представлениям мужиков о счастье, так как они еще сами не понимают, что вопрос, кто счастливее - поп, помещик, купец, чиновник или царь, доказывает ограниченность их представлений о счастье, которые сводятся к материальному достатку.

В поэме возникает комическое сравнение спора мужиков с боем быков в стаде. Когда встретившийся им поп провозглашает свою формулу счастья, крестьяне соглашаются с ним, призадумываются.

В главе «Пьяная ночь» с появлением Якима Нагого уточняется провозглашенное попом понятие «честь». Оказывается, что честь чести рознь. Одно представление о чести крестьянское, а другое - дворянское.

Наконец, с Якимом Нагим случается история, которая впервые ставит под сомнение собственнический, денежный критерии счастья. Во время пожара Яким бросается спасать любимые картинки, а жена его — иконы. И только потом крестьянская семья вспоминает о богатстве, скопленном в течение всей многотрудной жизни. Сгорел дом — «слились в комок целковики». Картиночки да иконы оказались дороже целковых, хлеб духовный - выше хлеба земного.

Представление мужиков о счастье становится шире, нравственнее.

2-я группа: встреча с Ермилой Гириным.

В главе «Счастливые» к странникам по собственной инициативе подходят «счастливцы» из низов. У большинства из них велик соблазн хлебнуть вина бесплатного. Все мужицкое царство вовлекается в диалог, в спор о счастии. Но странники понимают, что счасппивых им здесь встретить не удалось, а между тем ведро опустело. С горькой иронией они восклицают:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями.

Проваливай домой!

Но в финале главы звучит рассказ о счастливом человеке. Этот рассказ поднимает представление крестьян о счастье на более высокий уровень. Ермил Гирин — «не князь, не граф сиятельный, а просто он — мужик!». Но по своему характеру и по влиянию он посильнее и поавторитетнее любого. Сила его заключается в доверии народного мира и в опоре на этот мир.

Поэтизируется богатырство народа, когда он действует сообща. «Сотворяется чудо»: народный мир одерживает победу над неправдою.

Подобно Якиму, Ермил наделен острым чувством христианской совестливости и чести. Всей жизнью своей он опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, Ермил имеет «все, что для счастья надобно: и спокойствие, и деньги, и почет». Но в критическую минуту жизни он жертвует этим «счастьем» ради правды народной и попадает в острог. Странники понимают, что для ощущения полноты счастья честному человеку недостаточно быть счастливым в одиночку посреди всеобщего несчастья.

3-я группа: встреча с Матреной Тимофеевной.

Матрена Тимофеевна воплотила в себе лучшие качества

русского женского характера, это тип «величавой славянки», крестьянки, наделенной чувством собственного достоинства. Образ ее создан так, что она как бы все испытала и побывала во всех состояниях, в каких могла побывать русская женщина. Она не терпит притеснений: действует, ищет и находит выход из самых драматических ситуаций.

К мужицкому пониманию счастья прибавляется понимание семейного счастья любой русской женщиной: выйти замуж по любви; быть матерью и иметь возможность заниматься воспитанием детей: жить семьей, а не быть солдаткой.

Странники понимают, что в поисках счастливого они совсем забыли своих матерях и женах. Исповедь героини напоминает им, что народ - это не только мужики, что о счастье мечтают все. Так постепенно, по мере смены событий и героев, в поэме складывается обобщенный образ счастливца.

4-я группа: встреча с Гришей Добросклоновым.

Рассказы крестьян о своей жизни убеждают правдоискателей в народном идеале счастья, который предполагает человеколюбие, сострадание, братство, добро, честь, правду и свободу.

Отвергается ложный идеал счастья: кто богаче всех, тот и счастливее всех. Поиски счастливого заставили крестьян задуматься о невозможности счастья без изменений условий жизни народа. И поэтому счастливцем оказывается борец за народные интересы.

Как бы в ответ на рост самосознания крестьян из разноречивого хора крестьянского мира, поднимаясь над ним, начинают звучать песни Гриши Добросклонова, русского интеллигента, знающего о том, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за «непоротую губернию, непотрошенную волость, избытково село», которых ищут теперь уже духовно выросшие странники.

Рать подымается –

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Вывод. На пути исканий мужики пересматривают свое понимание счастья. Оно становится полнее, шире, нравственнее и уже не сводится к материальному достатку, а вообще выходит за рамки материального и поднимается до нравственных высот: понятия чести, долга, сочувствия и сопереживания «униженным и обиженным». Крестьяне духовно вырастают.

Общий вывод по проблеме: у народа счастья нет, а добыть его надо. Каждому в одиночку этого никогда не достичь. Счастье нужно добывать всем миром, за него нужно бороться.

IV. Итог урока.

Домашнее задание: мини-сочинение «А как я понимаю, что такое счастье».

Автор: С. Б. Гладкова

Рекомендуем посмотреть:

Урок литературы, 10 класс. Сочинение по драме «Гроза». Конспект

Урок литературы «Петербург Достоевского по роману «Преступление и наказание»», 10 класс

Урок литературы, 10 класс. Наташа Ростова

План – конспект урока литературы в 10 классе

Конспект урока по литературе в 10 классе

Нет комментариев. Ваш будет первым!