Цели:
- помочь учащимся найти ответ на главный вопрос: к какому мнению о счастье пришли мужики?
- развивать умение размышлять над прочитанным, анализировать текст, дискутировать, делать выводы и обобщения;
- воспитывать наблюдательность.
План:
1. Первоначальное представление мужиков о счастье.
2. Планы и действия. (Почему в поисках счастья мужики отступают от задуманного плана?)
3. Как меняется их представление о счастье при встрече:
а) с Якимом Нагим;
б) Ермилой Гириным;
в) Матреной Тимофеевной;
г) Гришей Добросклоновым.
I. Работа по плану. Актуализация опорных знаний.
Рассказ учащихся о том, как собрались в путь мужики, какие вопросы они ставили перед собой.
II. Дискуссия по вопросу: «Почему в поисках счастья мужики отступили от задуманного плана?».
Вывод: поиски счастья идут не по задуманному плану, потому что автор хотел правдиво изобразить события, показать саму жизнь. А в жизни не всегда все складывается, как задумано. Жизнь оказалась многограннее, интереснее, она внесла свои поправки в планы мужиков.
III. Исследование проблемы.
Как меняется представление мужиков о счастье при встрече:
а) с Якимом Нагим - 1-я группа;
б) Ермилой Гириным - 2-я группа;
в) Матреной Тимофеевной - 3-я группа;
г) Гришей Добросклоновым -4-я группа.
1-я группа: встреча с Якимом Нагим.
Некрасов с иронией относится к представлениям мужиков о счастье, так как они еще сами не понимают, что вопрос, кто счастливее - поп, помещик, купец, чиновник или царь, доказывает ограниченность их представлений о счастье, которые сводятся к материальному достатку.
В поэме возникает комическое сравнение спора мужиков с боем быков в стаде. Когда встретившийся им поп провозглашает свою формулу счастья, крестьяне соглашаются с ним, призадумываются.
В главе «Пьяная ночь» с появлением Якима Нагого уточняется провозглашенное попом понятие «честь». Оказывается, что честь чести рознь. Одно представление о чести крестьянское, а другое - дворянское.
Наконец, с Якимом Нагим случается история, которая впервые ставит под сомнение собственнический, денежный критерии счастья. Во время пожара Яким бросается спасать любимые картинки, а жена его — иконы. И только потом крестьянская семья вспоминает о богатстве, скопленном в течение всей многотрудной жизни. Сгорел дом — «слились в комок целковики». Картиночки да иконы оказались дороже целковых, хлеб духовный - выше хлеба земного.
Представление мужиков о счастье становится шире, нравственнее.
2-я группа: встреча с Ермилой Гириным.
В главе «Счастливые» к странникам по собственной инициативе подходят «счастливцы» из низов. У большинства из них велик соблазн хлебнуть вина бесплатного. Все мужицкое царство вовлекается в диалог, в спор о счастии. Но странники понимают, что счасппивых им здесь встретить не удалось, а между тем ведро опустело. С горькой иронией они восклицают:
Эй, счастие мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями.
Проваливай домой!
Но в финале главы звучит рассказ о счастливом человеке. Этот рассказ поднимает представление крестьян о счастье на более высокий уровень. Ермил Гирин — «не князь, не граф сиятельный, а просто он — мужик!». Но по своему характеру и по влиянию он посильнее и поавторитетнее любого. Сила его заключается в доверии народного мира и в опоре на этот мир.
Поэтизируется богатырство народа, когда он действует сообща. «Сотворяется чудо»: народный мир одерживает победу над неправдою.
Подобно Якиму, Ермил наделен острым чувством христианской совестливости и чести. Всей жизнью своей он опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, Ермил имеет «все, что для счастья надобно: и спокойствие, и деньги, и почет». Но в критическую минуту жизни он жертвует этим «счастьем» ради правды народной и попадает в острог. Странники понимают, что для ощущения полноты счастья честному человеку недостаточно быть счастливым в одиночку посреди всеобщего несчастья.
3-я группа: встреча с Матреной Тимофеевной.
Матрена Тимофеевна воплотила в себе лучшие качества
русского женского характера, это тип «величавой славянки», крестьянки, наделенной чувством собственного достоинства. Образ ее создан так, что она как бы все испытала и побывала во всех состояниях, в каких могла побывать русская женщина. Она не терпит притеснений: действует, ищет и находит выход из самых драматических ситуаций.
К мужицкому пониманию счастья прибавляется понимание семейного счастья любой русской женщиной: выйти замуж по любви; быть матерью и иметь возможность заниматься воспитанием детей: жить семьей, а не быть солдаткой.
Странники понимают, что в поисках счастливого они совсем забыли своих матерях и женах. Исповедь героини напоминает им, что народ - это не только мужики, что о счастье мечтают все. Так постепенно, по мере смены событий и героев, в поэме складывается обобщенный образ счастливца.
4-я группа: встреча с Гришей Добросклоновым.
Рассказы крестьян о своей жизни убеждают правдоискателей в народном идеале счастья, который предполагает человеколюбие, сострадание, братство, добро, честь, правду и свободу.
Отвергается ложный идеал счастья: кто богаче всех, тот и счастливее всех. Поиски счастливого заставили крестьян задуматься о невозможности счастья без изменений условий жизни народа. И поэтому счастливцем оказывается борец за народные интересы.
Как бы в ответ на рост самосознания крестьян из разноречивого хора крестьянского мира, поднимаясь над ним, начинают звучать песни Гриши Добросклонова, русского интеллигента, знающего о том, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за «непоротую губернию, непотрошенную волость, избытково село», которых ищут теперь уже духовно выросшие странники.
Рать подымается –
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Вывод. На пути исканий мужики пересматривают свое понимание счастья. Оно становится полнее, шире, нравственнее и уже не сводится к материальному достатку, а вообще выходит за рамки материального и поднимается до нравственных высот: понятия чести, долга, сочувствия и сопереживания «униженным и обиженным». Крестьяне духовно вырастают.
Общий вывод по проблеме: у народа счастья нет, а добыть его надо. Каждому в одиночку этого никогда не достичь. Счастье нужно добывать всем миром, за него нужно бороться.
IV. Итог урока.
Домашнее задание: мини-сочинение «А как я понимаю, что такое счастье».
Автор: С. Б. Гладкова
Урок литературы, 10 класс. Сочинение по драме «Гроза». Конспект
Урок литературы «Петербург Достоевского по роману «Преступление и наказание»», 10 класс
Урок литературы, 10 класс. Наташа Ростова
Нет комментариев. Ваш будет первым!