Урок литературы, 10 класс. Творчество Л. Н. Толстого

Конспект урока литературы для 10 класса. Тема: Творчество Льва Николаевича Толстого

Цели:

- проверить и обобщить знания о писателе;

- учить защищать свою точку зрения;

- формировать и развивать креативность, творческое отношение к окружающему миру.

Оборудование:

- портрет писателя, выставка книг Л. Н. Толстого;

- литературные газеты, выпущенные учащимися;

- выставка творческих работ учащихся, подготовленных к уроку для участия в конкурсе.

Предварительное задание: подготовить для участия в конкурсе сообщение в виде вступительного слова о значении творчества Л. Н. Толстого; одной из учащихся выучить наизусть отрывок из романа (описание лунной летней ночи); написать сценарий «Делаем фильм»; выпустить газету, выполнить творческую работу (в командах).

Жюри: приглашенные учителя-литературы, учащиеся 11 класса.

Эпиграф: Толстой - это целый мир... (М. Горький.)

Ход урока

I. Слово учителя.

Учитель. Сегодня наш урок, друзья, не совсем обычен. Это урок - литературная встреча с великим русским писателем Львом Николаевичем Толстым и его творчеством. Надеюсь, что эта встреча станет для вас не только новой формой проверки ваших знаний, но и возможностью пополнить свои знания, проявить эрудицию. Для дальнейшей работы предлагаю сейчас разделиться на две команды. Желаю удачи всем участникам сегодняшней встречи!

II. Представление команд. Команды выступают с домашним заданием - вступительным словом о значении творчества Л. Н. Толстого.

1. Конкурс «Защита мини-диссертаций».

Каждая команда выдвигает по одному диссертанту и оппоненту, которые, получив тему для своих выступлений, на 15-20 минут покидают класс.

Темы «диссертаций»:

- «Толстой - это целый мир»;

- «Сцена охоты - одна из лучших в романе».

2. Конкурс «Искусствоведы».

Задача. Провести беседу по иллюстрациям к роману «Война и мир». Для этого необходимо сформулировать вопросы о характерах героев, созданных писателем, и увидеть то, как художник интерпретировал образы в своей работе.

1-я команда - Пьер Безухов (иллюстрация Д. Шмаринова).

2-я команда - Наташа Ростова (иллюстрация Д. Шмаринова).

3. Конкурс «Писатели».

Учитель. Вспомните описание лунной летней ночи в романе «Война и мир».

Чтение учащейся наизусть отрывка из романа «Война и мир».

Учитель. Ваша задача, уважаемые участники команд, - не подражая Толстому, а учась у него, написать свой рассказ на тему «Лунная ночь».

4. Конкурс «Биографический».

Задача: продемонстрировать знание биографии писателя.

Примерные вопросы:

- К какому роману Л. Н. Толстого имеет отношение фамилия Пушкиных?

- Какие выступления Л. Н. Толстого в защиту мира вам известны?

- В каких произведениях писателя нашла отражение крестьянская тема?

- В каком чине, с какими наградами Лев Николаевич вышел в отставку?

- Рассказать о педагогической деятельности писателя, приведя 2-3 примера.

- О каком необычном герое писатель настойчиво упоминает в своем произведении «Севастопольские рассказы»?

5. Конкурс «Декламаторы».

Участники читают наизусть наиболее понравившиеся им отрывки из любых произведений Л. Н. Толстого.

6. Конкурс «Лучшее знание произведения».

Команды задают друг другу вопросы по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».

7. Конкурс «Делаем фильм».

Режиссеры каждой из команд читают свой сценарий, операторы рассказывают о том, как они будут снимать эту сцену, актеры говорят об особенностях характеров своих героев, мотивируют их поведение в данной сцене.

8. Конкурс на лучшую литературную газету, творческую работу.

(Защита творческих работ, литературных газет.)

III. Подведение итогов встречи.

Жюри оценивает работы учащихся, подводит итоги.

IV. Заключительное слово учителя.

Учитель. Вот и закончилась сегодняшняя наша встреча, проведенная как творческий конкурс. И главное в ней - не победа, а участие. А вы, ребята, сегодня плодотворно поработали, проявили себя как творческие личности, блеснули интуицией. Надеюсь, что сегодняшний урок не пройдет для вас бесследно. А потому прошу написать небольшой отзыв о нашем уроке.

Автор: Е. Н. Попова

Рекомендуем посмотреть:

Урок литературы, 10 класс. Наташа Ростова

План – конспект урока литературы в 10 классе

Конспект урока по литературе в 10 классе

Урок литературы, 10 класс. Сочинение по драме «Гроза». Конспект

Урок литературы «Петербург Достоевского по роману «Преступление и наказание»», 10 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!