Урок-диспут может быть рассмотрен как аналог, вариант, в каком-то смысле прототип урока-дебатов. Урок-диспут трудно отнести к новым методическим формам проведения урока, однако при этом указанная форма не перестает быть нестандартной, поскольку потенциально содержит бесконечное число вариаций раскрытия содержания произведения. В отличие от урока в форме дебатов в уроке-диспуте акцент делается не на самом процессе спора и выстраивании доказательной базы, а приближен непосредственно к тексту, воспроизводит и зачастую инсценирует ситуации из самого произведения.
В основе любого диспута — столкновение разных точек зрения. Это могут быть разные мнения героев одного произведения или героев разных произведений, написанных художниками - современниками, а могут быть мнения разных критиков по поводу основной идеи произведения. В любом случае, в основе такого урока — проблемная ситуация, конфликт.
Цели урока: рассмотреть позиции героев пьесы в их споре о правде; помочь ученикам сформулировать собственную точку зрения в отношении к жизненным принципам персонажей пьесы (Сатина, Луки, Бубнова); развивать монологическую речь, умение подбирать доказательную базу; развивать творческие способности учащихся, навыки работы в группе; формировать умение публичного выступления; обратить внимание учащихся на важность самостоятельно принимать решения, умения думать, иметь собственную точку зрения по отношению к «правде» как этической и, одновременно, эстетической категории.
Оборудование: слайды, интерактивная доска, карточки для голосования.
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
1. Вступительное слово учителя
План
1. Актуальность произведения, созданного более ста лет назад.
2. Рассуждения о правде. (Учащимся предлагается подобрать определения к слову «правда», вспомнить фразеологические обороты и пословицы — народная мудрость и опыт человечества. Например: сермяжная правда, правда и кривда и др.)
2. Проверка знания текста
— Угадайте, какому персонажу принадлежат слова.
• А талант - это вера в себя, в свою силу... (Актер.)
• Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь... И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее... и хоть живут - хуже, а хотят - все лучше... упрямые! (Лука.)
• На что совесть? Я не богатый. (Бубнов.)
• Всяко живет человек... как сердце налажено, так и живет... (Лука.)
• Мало знать, ты понимай... (Наташа.)
• Надоели мне, брат, все человеческие слова... все наши слова - надоели! (Сатин.)
• А куда они - честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести... Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть... (Пепел.)
• Когда труд - обязанность, жизнь - рабство! (Сатин.)
• Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта она превыше всех благ. (Костылев.)
(Учитель комментирует результаты задания.)
3. Обсуждение вариантов изображений персонажей
Обсуждение эскизов, актеров, исполняющих роли горьковских героев в разных постановках. Рассуждения учащихся на тему, какой сценический образ более всего отвечает авторскому замыслу. При доказательстве обращаться к тексту.
4. Характеристика персонажей
Для этого целесообразно разделить класс соответственно на три группы, каждая из которых будет представлять своего персонажа — Луку, Сатина или Бубнова. Используются материалы Домашнего задания — характеристики персонажей произведения Сатина, Луки, Бубнова.
План характеристики
1) Имя, фамилия персонажа, их возможная семантика.
2) Причины, по которым герой оказался в ночлежке.
3) Мировосприятие, взаимоотношения с людьми.
4) Субъективное понимание правды (на примере цитат).
Чтобы учащиеся выразили поддержку взглядам того или иного
персонажа, можно выдать им карточки для голосования. Если школьник ни за кого не проголосовал, он должен объяснить свою позицию.
Параллельно группа учащихся создает свой вариант судьбы героев, отличный от горьковского.
Цитаты для характеристики Сатина
Сделай так, чтоб работа была мне приятна - я, может быть, буду работать... да! Может быть! Когда труд - удовольствие, жизнь - хороша! Когда труд - обязанность, жизнь - рабство!
Все - в человеке, все для человека. Существует только человек. Все же остальное - дело его рук и мозга! Че-ло-век - это великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью...
Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!
Цитаты для характеристики Бубнова
На что мне совесть? Я - не богатый!
Люди все живут... как щепки по реке плывут... строят дом... а щепки-прочь... Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру... и ты...
Все люди на земле лишние...
Выходит - снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется... все сотрется, да!
Цитаты для характеристики Луки
Христос всех жалел и нам велел.
Он [человек] - каков ни есть - а всегда своей цены стоит...
Старику - где тепло, там и родина...
Человек - все может... лишь бы захотел...
Любить - живых надо...
Всяко живет человек... как сердце налажено, так и живет... сегодня - добрый, завтра - злой...
5. Применить «правду» героев пьесы на практике
Необходимо определить, к каким современным сложным ситуациям (плохая отметка, ссора с другом и пр.) подошли бы их варианты выживания (на основе цитат). «Правда» какого персонажа окажется более действенной, способной исправить ситуацию? Задание заключает в себе дидактический посыл: ученики самостоятельно должны прийти к пониманию того, что ни Сатин, ни Бубнов не желают жалеть кого бы то ни было, гуманизм — понятие им чуждое и просто отсутствующее в системе их ценностей.
6. Вернисаж
Предлагается прокомментировать имеющиеся репродукции портретов персонажей или конкретных актеров в роли героев пьесы М. Горького; провести «кастинг» на роли среди популярных актеров современного кинематографа.
III. Итоги урока
Разговор о правде в произведении М. Горького выводит героев на новый жизненный уровень. Формула горьковской пьесы на долгие годы определила судьбу русской литературы «пролетарского» периода «Человек — это звучит гордо!».
— Какое место сегодня занимает спор о правде, понимание правды и отношение к правде?
— Докажите, что пьеса Горького потеряла / не потеряла своей актуальности.
Домашнее задание
Придумать свою концовку пьесы М. Горького.
Урок игра по литературе, 11 класс
Урок литературы, 11 класс. Творчество Цветаевой. Повторение
Поэтическая версия революции в поэме Блока «Двенадцать». Конспект урока литературы, 11 класс
Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина. Урок литературы в 11 классе
Урок литературы, 11 класс. Развитие жанра антиутопии в романе Замятина «Мы»
Нет комментариев. Ваш будет первым!