Цели:
- обобщить знания о творчестве М. Цветаевой;
- показать сложность, секрет и обаяние цветаевской лирики;
- помочь перевести сведения о творчестве Цветаевой в личностный план (то есть реализовать компетентностный подход на данном этапе изучения русской литературы XX века).
Форма организации деятельности учащихся: индивидуально-групповая.
Форма урока: погружение в поэзию, технология мастерских
Оборудование:
- портрет М. И. Цветаевой;
- ассоциативные рисунки по творчеству М. И. Цветаевой;
- компьютерная программа для теоретической разминки;
- «рассыпанные» стихотворения («Рубили рябину...», «Красною кистью рябина зажглась...», «Вскрыла жилы...»);
- 3 тюбика клея, 3 больших листа;
- фонограмма романса на стихи М. Цветаевой «Мне нравится...»;
- выставка печатных изданий по творчеству М. Цветаевой;
- компьютер;
- медиапроектор;
- презентация «Интернет-экскурсия»;
- гитара.
Опережающее домашнее задание.
В группах:
1. Создать ассоциативный рисунок по творчеству М. И. Цветаевой, подобрать к нему эпиграф, сделать пояснение.
2. Написать мини-сочинение в жанре эссе на тему: «Марина Цветаева - это...»
3. Выучить наизусть одно стихотворение Цветаевой, подготовить его чтение и устный анализ.
4. Повторить стиховедческие термины.
Индивидуальные:
1. Подготовить исполнение романса «Мне нравится...».
2. Подготовить экскурсию по печатным изданиям о жизни и творчестве М. И. Цветаевой.
3. Подготовить Интернет-экскурсию о жизни и творчестве Цветаевой и сделать мультимедийную презентацию.
4. Написать стихотворение, эссе, мини-сочинение на тему «Мои впечатления о творчестве Марины Цветаевой».
Поэт - это человек, постоянно занятый выпытыванием у жизни ее смысла.
А. Кушнер
I. Организационный момент.
II. Создание эмоционального настроя.
Звучит романс на стихи М. Цветаевой «Мне нравится...» (в исполнении учащегося).
III. Слово учителя.
Учитель. Этот романс на стихи М. И. Цветаевой стал музыкально-поэтическим эпиграфом нашего урока. «Мне нравится, что вы больны не мной...» - сказала поэтесса. А мне не нравится! Не нравится, что на земле есть кто-то, кто не болен Цветаевой. Мне хочется, чтобы вы заболели ею, как заболела я, когда впервые в литературном журнале случайно прочла ее стихотворение.
Чтение учителем наизусть стихотворения «Если душа родилась крылатой...».
Учитель. Сегодня на уроке я впервые хочу не согласиться с любимой поэтессой, хочу, чтобы мы увидели... что?
(Красоту цветаевской лирики, высокий трагизм ее стихов.)
Учитель. Чтобы поняли... что?
(Что поэт тем гениальней, чем больше откликов он оставляет в нашей душе.)
Учитель. Чтобы мы гордились... чем?
(Что имеем честь говорить на том языке, на котором писала Цветаева.)
Учитель. Чтобы знания, полученные сегодня, были вложены не только в ум, но и... куда?
(В сердце, в душу.)
Учитель. Что ж, вы сами поставили цель сегодняшнего урока. А теперь в путь.
IV. Разминка.
В качестве мотивации могут быть использованы вопросы:
- Зачем мы изучаем стиховедческие термины?
- Что это нам дает?
- Как знание теории стихосложения помогает понять смысл стихотворения?
Теоретическая часть.
1. Стихотворный размер, построенный на основе трехсложного, с пропуском одного из безударных слогов:
а) ямб;
б) дольник; +
в) анапест.
2. Зеркальное построение фразы:
а) пуант;
б) анжанбеман;
в) хиазм. +
3. Поэтический жанр «грустная песнь»:
а) элегия; +
б) эпиграмма;
в) эпитафия.
4. Повтор элемента в начале строки, строфы, предложения:
а) аллитерация;
б) антитеза;
в) анафора. +
5. Способ рифмовки ААББ:
а) параллельная;
б) перекрестная;
в) кольцевая.
V. Практическая работа.
Учащимся предлагаются цитаты стихотворных произведений. Необходимо определить, иллюстрацией какого выразительного средства они являются.
1. «Бежит тропинка с бугорка...»:
а) сравнение;
б) метафора;
в) олицетворение. +
2. «Мой невоспитанный стих!»:
а) литота;
б) эпитет; +
в) аллегория.
3. «Черный читает чтец...»:
а) аллитерация; +
б) ассонанс;
в) звукоподражание.
4. «Имя твое - птица в руке...»:
а) метафора; +
б) оксюморон;
в) метонимия.
5. «Моим стихам, написанным так рано...»;
а) дольник;
б) амфибрахий;
в) ямб. +
Учитель. А теперь проверим, насколько хорошо вы знаете творчество М. Цветаевой. Проведем стилистический эксперимент «Рассыпанное стихотворение».
Задание: из отдельных слов сложить стихотворение Цветаевой. (Работа в группах.)
Учитель. Что ж, вы неплохо справились с заданием, но знаний много не бывает. Если вы хотите знать о творчестве М. И. Цветаевой еще больше, то вам стоит обратиться к соответствующей литературе. Какой? Об этом вам расскажет наш эксперт, который(ая) подготовил(а) небольшую экскурсию по печатным изданиям о М. И. Цветаевой.
Мини-экскурсия (см. Приложение 1).
Учитель. Да, работа проделана большая. Но я предвосхищаю ваш возглас: «Да кто сейчас ходит по библиотекам! В наше время информацию в основном получают из Интернета». Я отчасти с вами согласна и поэтому попросила эксперта в области современных информационных технологий подготовить Интернет-экскурсию, цель которой - представить сайты, посвященные М. Цветаевой и представляющие интерес для ценителей ее творчества. Интернет-экскурсия (индивидуальная форма деятельности).
Учитель. Какие стихи М. И. Цветаевой вам понравились больше всего? Чтение стихотворений наизусть (по одному от группы) и обмен впечатлениями (индивидуально-групповая форма деятельности).
Учитель. А теперь давайте представим ситуацию, что вам предложили проиллюстрировать книгу стихов Цветаевой. Причем рисунки должны быть выполнены в символической манере, в какой писала сама Цветаева. Что бы вы предложили?
Выставка ассоциативных рисунков (по одному от группы) и их защита.
Учитель. Как, на ваш взгляд, могла бы выглядеть вступительная статья к томику стихов Цветаевой? Давайте послушаем небольшие эссе (по одному от группы) на тему: «Марина Цветаева - это...».
VI. Заключительная часть урока. Подведение итогов.
Учитель. Подводя итог сегодняшнего урока, хочу задать вам вопрос: «Вы впустили Цветаеву в свое сердце?» Если это так - значит, цель нашего урока достигнута.
В заключение хочу поблагодарить всех за работу на уроке и предложить послушать романс на стихи Цветаевой «Две песни».
Звучит романс под гитарный аккомпанемент.
Этап рефлексии (обсуждение плюсов и минусов урока).
Сообщение эксперта по печатным изданиям
Цель: представить информацию о наиболее известных и представляющих ценность публикациях и изданиях о Марине Цветаевой и ее творчестве.
Марина Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную и историко- литературную прозу, в том числе и философско-критические этюды. К этому надо добавить большое количество писем и дневниковых записей.
Частично письма Цветаевой были опубликованы в журнале «Новый мир» 1993 года издания.
Чуть раньше, в 1998 году, журнал «Нева» публикует письма Ариадны Сергеевны Эфрон - дочери Цветаевой. Ариадна Эфрон описывает свою нелегкую жизнь. Там же приведены некоторые уникальные образцы акварельной живописи Ариадны Сергеевны.
В 1994 году в журнале «Новый мир» появляется очень интересная статья о последних днях жизни Марины Цветаевой «Третья версия».
В 2002 году в том же журнале печатают стихи и некоторые короткие поэмы Цветаевой. А в 2005 году выходят сразу две статьи о творчестве поэтессы: «Из любви пешеходов» и «Нецелованный крест» под общим названием «Марина Цветаева на фоне новых изданий». Здесь же публикуется статья Ирины Беляковой «Сын поэта». В ней рассказывается о довольно сложных взаимоотношениях, которые сложились у Марины Цветаевой с ее сыном Георгием Эфроном.
Безусловного внимания заслуживает монография Вероники Лосской «Марина Цветаева в жизни». В ней автор рассказывает о сложной судьбе поэтессы, описывает некоторые детали и нюансы, опираясь на воспоминания Анастасии Цветаевой, сестры поэтессы, и ее современников.
Дополнительные сведения о жизни и творчестве Марины Цветаевой мы можем почерпнуть из энциклопедий, таких как «Аванта +» и «Большая литературная энциклопедия для школьников и студентов», а также из книг: «Русские поэты 20 века» - справочно-биографическое издание под редакцией М. Б. Богуславского и «Марина Цветаева в Москве. Путь к гибели», автор Ю. М. Каган.
Эссе «Марина Цветаева - это...»
Сочный, зеленый луг; пушистые белоснежные облака на нежно-голубом небе, ослепительное, улыбающееся всему живому солнышко... Его ощутили все: букашки, муравьи, кузнечики, божьи коровки. Притихшие, пригревшиеся, они зашевелились... Тем временем от кустика оторвался белый, легкий, нежный одуванчик. Он, гонимый веселым братцем ветром, полетел. Одуванчик парил, наслаждаясь солнечным деньком, перелетая от травинки к травинке, он улыбался каждой букашке.
Вдруг все потемнело. Небо покрыло огромная толстая туча и стала рыдать, пытаясь прибить наш одуванчик к земле. У этой зловещей тетки было ужасное настроение сегодня. Увидев, как веселится одуванчик, она решила его погубить. И вот своими огромными мокрыми слезами туча заполнила луг. Все насекомые испугались и разбежались. И только одуванчик не хотел сдаваться. Он пытался прятаться от злой тетки под кустиками, звал на помощь братца ветра, просил тучу оставить его, но она была безжалостна. Одуванчик долго держался, но в конце концов он погиб. Злая туча праздновала свой триумф...
Эта печальная история олицетворяет жизнь М. И. Цветаевой. Если просто взглянуть на фамилию поэтессы, то сразу думаешь, что это мягкий, нерешительный, искренний, добрый человек. Но первое впечатление не всегда бывает точным.
Да... С одной стороны, она нежная романтичная натура. Я вижу тонкий, стройный силуэт, мраморную худобу, плавность линий, чуть вздернутый носик... Настоящая поэтесса. И во всем этом есть какая-то невероятная легкость, воздушность, солнечность. Поистине, как в одуванчике.
А с другой стороны, мы видим сильную, мужественную, решительную, стойкую женщину, которая потеряла горячо любимых ею людей, испытала столько горя, страданий, но при всем при этом продолжала бороться за жизнь до последнего вздоха.
Ее судьба закончилась трагически. Цветаева пала перед тучей - перед горем, одиночеством. Но в память о себе она оставила божественные, бесценные стихи.
Эссе «Марина Цветаева - это...»
Зачем поэты пишут стихи? Одни пытаются самовыразиться. Другие хотят прославиться. Третьи потому, что не могут не писать. К последним относилась М. Цветаева. Однажды она сказала: «Нужно писать только те стихи, от отсутствия которых страдаешь».
Какой я увидела Цветаеву? Чем стали для меня ее стихи? Марина Цветаева - автор, в первую очередь, множества проникновенных, женских откровений - о разлуке, измене, одиночестве, размолвках - обо всех тонкостях любовных взаимоотношений. И подкупает, главным образом, глубочайшая искренность ее творчества. Об интимности и исповедальности ее стихов писал Валерий Брюсов: «Когда читаешь ее книги, минутами становится неловко, словно заглянул нескромно через полузакрытое окно в чужую квартиру...» Ее произведения наполнены воздухом, цветом, безграничным простором и имеют источник, имя которому - душа поэта. «Я не верю стихам, которые льются. Рвутся - да!» - эти строки принадлежат перу Марины Цветаевой.
Ее поэзия - бьющий эмоциями фонтан, если не высказать, кажется, разорвется душа. В ней виден весь человек. Он весь просвечивается насквозь.
Творческий путь Цветаевой был нелегок. Поэтесса осознавала свой талант, но не делала ничего для того, чтобы стать известной. Она верила, что время ее придет.
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет...
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
И я верю, что время ее наконец пришло.
Эссе «Марина Цветаева - это...»
Проста моя осанка,
Нищ мой домашний кров.
Ведь я островитянка
С далеких островов! -
А у вас не возникает никаких ассоциаций, когда слышите фамилию поэтессы?
Мне кажется, что Марина - цветок, скорее всего, роза, воплощение женственности и красоты, изящества и грации. Нет ничего лишнего. Утонченная и изысканная, она радует глаз. Лепестки розы бархатные и нежные - это легкоранимая и чувствительная душа Цветаевой. Закройте глаза.... Почувствуйте аромат розы.
Этот чудесный запах - творчество Марины, ее стихотворения. Он наполняет легкие, будоражит разум, окутывает сладким туманом все тело. Опьяненные, вы не можете оторваться от цветка, пытаетесь поглотить весь аромат, жадно втягивая его. Как такое забыть? Так и нежные, трогательные, окутанные светлой печалью стихотворения Цветаевой остаются с тобой навсегда. Они в мыслях, воспоминаниях, мечтах - повсюду. Ах да, забыла сказать, ведь роза, не тайно сорванная с соседского огорода, не купленная вами, а подаренная самым любимым человеком. по-настоящему любимым.
Пусть в вашей жизни будут десятки, сотни других цветов, в том числе роз, но та, которая давно засушена между страницами личного дневника и уже не дурманит разум божественным ароматом, будет самой дорогой, единственной и неповторимой. Такими стали для меня ее стихи.
Автор: Н. Ю. Кадашникова
Поэтическая версия революции в поэме Блока «Двенадцать». Конспект урока литературы, 11 класс
Урок литературы, 11 класс. Развитие жанра антиутопии в романе Замятина «Мы»
Урок игра по литературе, 11 класс
Урок - диспут по литературе, 11 класс. Конспект
Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина. Урок литературы в 11 классе
Нет комментариев. Ваш будет первым!