Цели:
- развивать умения анализа лирического текста;
- воспитывать вдумчивого, проницательного читателя.
I. Организация урока Создание эмоционального настроя.
Учитель. Сколько живет человек на свете, столько он учится, узнает новое, открывает что-то неизвестное. Сегодня на уроке каждый из вас откроет для себя новую страничку в книге творчества Сергея Есенина. И, может быть, даже откроет что-то новое в себе, своей душе.
Итак, я приглашаю вас на урок-открытие.
II. Основная часть урока. Природа в лирике С. Есенина.
1. Вступительное слово учителя.
Учитель. Раннее детство... Тогда впервые узнал маленький Сережа, как ломаются березы, отражаясь в пруду, как играет солнечный зайчик в бороде старого деда, убирающего ток, как все вокруг серебрит своим блеском луна. Всю жизнь поэт был «болен воспоминанием детства».
И в радости, и в печали - всегда его сердце тянулось к родному очагу, к полевым тропинкам. Тогда впервые заглянул он в синие глаза России, впервые услышал ее задушевные песни, ощутил дыхание родимой земли, именно тогда в его душу упали первые зерна того чувства, которым жива вся есенинская лирика.
О, край разливов грозных
И тихих вешних сил,
Здесь по заре и звездам
Я школу проходил.
Это была школа любви к отчему краю, к людям, ко всему живому в мире.
Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиций крестьянской поэзии.
Он пришел в литературу как глубоко лирический поэт, все творчество которого было посвящено одной главной теме - теме Родины. Это слово - Родина - Есенин мог бы писать с одинаковым правом и с прописной, и со строчной буквы, потому что образ родины в его стихах принял конкретные очертания рязанской деревни, и в то же время это было не только село Константиново, - это была вся Русь.
2. Минута поэзии. Чтение стихов 1913-1916 гг. («Край ты мои заброшенный», «Черная, потом пропахшая выть...», «Топи да болота...».)
Словарь.
Прутник - кустарник.
Выть - участок пахотной земли.
Веретье - широкое полотно из брезента или холста.
Кукан - островок на реке во время спада разлива.
Анализ стихотворений. Комментарий учителя.
Учитель. В этих стихотворениях любовно выписаны мелкие подробности крестьянского быта.
В хате
Пахнет рыхлыми драченами,
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою –
Шелуха сырых яиц.
Что ни фраза - то художественная деталь. И мы чувствуем: каждая подробность вызывает нежность поэта. Все это - родное для него.
Так же просты, правдивы, богаты реалистическими подробностями и другие стихи.
По селу тропинкой кривенькой
В летний вечер голубой
Рекрута ходили с ливенкой
Разухабистой гурьбой.
Или:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Сердце сжимается от любви и боли, а все потому, что «избы забоченились, а и всех-то пять», что
Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест,
И забольная кукушка
Не летит с печальных мест.
Первое, что сразу бросается в глаза, - это обилие реалистических деталей.
Однако Есенин не ставит перед собой задачи изображения противоречий русской предреволюционной деревни.
В ранних стихах Есенина - один центральный всеобъемлющий образ - Голубая Русь.
Этот романтический образ прекрасен.
3. Стихотворение «Гой ты, Русь моя родная». Чтение и анализ.
Учитель. Тысячи неверующих юношей и девушек читают эти строчки, «Кроткий Спас» и «рать святая» уже не вызывают у них никаких образных представлений», но «синь сосет глаза» - это они чувствуют так же сильно, как и последние строчки: «Не надо рая, дайте родину мою».
Наверное, Есенина меньше любили бы и читали, если бы его Русь была только кроткой и печальной, если бы в голосе поэта не звенела порой удаль, сила, молодечество:
Ой, удал и многосказен
Лад веселый на пыжну.
Запевай, как Стенька Разин
Утопил свою княжну.
Если бы его талант не был жизнеутверждающим и жизнерадостным:
Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!
Блажен, кто радостью отметил
Твою пастушескую грусть.
Звени, звени, златая Русь.
«О, верю, верю, счастье есть!» - убежденно восклицает поэт».
Как птицы свищут версты
Из-под копыт коня.
И брызжет солнце горстью
Свой дождик на меня.
4. Особенности есенинской лирики.
Учитель. В чем же заключается это своеобразие, эта живая прелесть? Поэты, критики и литераторы не раз говорили о живой прелести есенинской лирики, ее своеобразии и обаянии.
Основные черты:
а) В стихах Есенина преобладают цвета: синий, малиновый, золотой - это не только краски небес, зари и колосящегося поля, это цвета России, Родины.
Особое значение имеет голубое и синее.
С Родиной связана лучшая метафора Есенина «Страна березового ситца» и самый нежный образ в его стихах - образ прекрасной девушки - березки. Ей посвящены лучшие стихи.
Но исчерпывается ли этим ценность лирики Есенина? Верно ли, что он ничего не открывает, не заставляет ни о чем задумываться, не ставит перед читателем никаких философских вопросов?
б) «Все мы - яблони и вишни голубого сада», - говорит Есенин. В основе этого выражения - мысль о том, что человек является неотъемлемой частью природы, что он связан с ней кровными узами. Характерное для устного народного творчества ощущение кровной связи с природой пронизывает всю раннюю лирику Есенина. Вот отчего она так волнует нас.
в) Любимое средство художественного изображения - это олицетворение.
Учитель. Найдите олицетворение в следующем отрывке:
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины.
(Задумавшаяся дорога, жующая старуха-изба.)
г) Учитель. Еще интересней другой, очень характерный для Есенина, прием - «олицетворение наоборот»: то, что происходит с человеком, отождествляется с явлениями природы:
По-осеннему кычет сова
Над раздольем дорожкой рани.
Облетает моя голова,
Куст волос золотистый вянет.
Или:
Увяданьем золота охваченный,
Я не буду больше молодым...
И душа моя, поле безбрежное,
Дышит запахом меда и роз.
Целиком на таком приеме построено одно из самых замечательных стихов Есенина «Отговорила роща золотая...».
«Золотая роща» - это сам Есенин, чувствующий свое «увядание», но это одновременно и его поэзия. Для него поэзия - это прекрасный сад, где слова - листья, образы - яблоки, стряхиваемые с души, когда они нальются спелым соком.
д) Основа поэтики Есенина - народная. Поражает ритмическое сходство его стихов с народными песнями, их мелодичность. На музыку положено более 120 стихотворений поэта.
Очень сближает поэтику Есенина с народной наличие «сквозных образов»: березка, клен, ива, месяц, колокольчики и бубенец, тройка; постоянные цвета: белый, синий, голубой, красный, золотой, с которыми у поэта связаны определенные ассоциации.
Есенин сам неоднократно отмечал, что образность его поэзии восходит к народной. «Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах», - писал поэт в предисловии к собранию сочинений 1924 года. Он заимствовал у народа способ создания образа: два явления соединяются в одном образе - «ягненочек кудрявый - месяц», «изба - старуха», «красные крылья заката».
Такое сближение Есенин называл «заставкой». Развивая «заставку», поэт создает на ее основе целую цепь поэтических образов, проходящих через разные стихи: «Ягненочек кудрявый - месяц гуляет в голубой траве» («За темной прядью перелесиц...») - «чистит месяц в соломенной крыше обоймленные синью рога» («Гаснут красные крылья заката...») - «хорошо бы, на стог улыбаясь, мордой месяца сено жевать...» («Закружилась листва золотая...»).
Многие «заставки» Есенин брал прямо из произведений фольклора, некоторые восходят к загадкам.
Читая стихи Есенина, важно видеть все эти народные черты его поэтики, но еще важнее видеть и чувствовать другое: лирический герой его поэзии необычайно близок лирическому герою народных песен. Близок прежде всего ощущением нерасторжимой связи с родной природой и с тем жизненным укладом деревни, который нашел отражение в произведениях фольклора.
III. Подведение итогов урока.
Вопрос для учащихся: Что нового открыли вы для себя на уроке?
Домашнее задание.
1. Литературный монтаж «Есенин с матерью».
2. Рассказ «Родная природа в лирике Есенина».
3. Выразительное чтение и самостоятельный анализ стихотворений: «Не бродить, не мять в кустах багряных», «По-осеннему кычет сова», «Зеленая прическа», «Закружилась листва золотая», «Я покинул родимый дом», «Л обманывать себя не стану», «Клен ты мой опавший», «Отговорила роща золотая».
4. Наизусть стихи: «Дорогая, сядем рядом», «Собаке Качалова», «Корова», «Заметался пожар голубой», «Я спросил сегодня у менялы», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Я красивых таких не видел», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мне грустно на тебя смотреть», «Руки милой - пара лебедей».
Урок - диспут по литературе, 11 класс. Конспект
Урок игра по литературе, 11 класс
Поэтическая версия революции в поэме Блока «Двенадцать». Конспект урока литературы, 11 класс
Урок литературы, 11 класс. Творчество Цветаевой. Повторение
Урок литературы, 11 класс. Развитие жанра антиутопии в романе Замятина «Мы»
Нет комментариев. Ваш будет первым!