Цели:
- проверить знания и умения учащихся;
- формировать квалифицированного читателя, у которого к окончанию обучения должна быть сформулирована достаточно устойчивая шкала ценностей и определен круг читательских интересов;
- развивать творческую активность;
- обогащать словарный запас и совершенствовать речь;
- учить вниманию и уважению к слову великих.
Участники: команды старшеклассников.
Ведущий: учитель.
Жюри: произвольный состав.
Оборудование:
- портрет М. А. Булгакова;
- иллюстрации к книге;
- варианты оформления обложки романа (домашнее задание).
Предварительное задание: нарисовать вариант обложки и иллюстрации к книге М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
I. Вступительное слово учителя.
Учитель. Друзья! Вы прочитали одну из интереснейших книг мировой литературы. Позади осталось счастливое «золотое время» общения с необыкновенным произведением, романом Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».
Я предлагаю вам вновь вернуться на страницы книги и всем вместе совершить небольшое путешествие по избранным главам романа, чтобы еще раз насладиться мастерством Булгакова-рассказчика, погрузиться в художественный мир, придуманный мастером. восхититься его упоительной лирикой, искрометным юмором, едкой иронией и... конечно же, проверить себя. Убедиться, насколько вы были внимательны, наблюдательны, зорки и чутки к булгаковскому слову.
Приглашаю вас принять участие в литературной игре, в которую включены вопросы и задания, связанные со знанием и умением ориентироваться в тексте произведения.
II. Знакомство с правилами игры.
Учитель. Вам предстоит выполнить задания и ответить на предложенные вопросы по тексту романа. Каждый правильный ответ вам принесет поощрительные баллы, которые в конце игры помогут оценить себя как читателя.
Итак, говоря словами М. А. Булгакова: «За мной, читатель!» Нас ждут прекрасные мгновения общения с героями «Мастера и Маргариты». Желаю удачи!
III. Конкурсы.
1-й конкурс.
Учитель. Ответьте на несколько вопросов о жизни и творчестве М. Булгакова. (За каждый правильный ответ 1 балл.)
1) Годы жизни М. А. Булгакова.
2) Какое образование получил М. А. Булгаков?
3) Какое печальное событие в жизни писателя подтолкнуло к возникновению замысла романа «Белая гвардия»?
4) Годы работы писателя над романом «Мастер и Маргарита».
5) Как назывался роман «Мастер и Маргарита» в первой редакции?
Ответы:
1) 1891-1940 гг.
2) Киевский университет, медицинский факультет; получи^ специальность врача («утвержден в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами»),
3) Смерть матери Варвары Михайловны. Киев, 1920 год.
4) 1931-1940 гг.
5) «Великий канцлер».
2-й конкурс. «Разминка».
а) блиц-опрос.
Каждой команде нужно ответить на 3 вопроса.
На обдумывание - 20 секунд.
1) Какими языками владел Иешуа Га Ноцри? (1 балл.)
2) Имя и отчество поэта Бездомного. (1 балл.)
3) Сколько членов насчитывала Московская организация Массолита? (1 балл.)
4) Первые слова Маргариты, сказанные Мастеру. (1 балл.)
5) Как изменил свою жизнь Мастер после выигрыша?
6) Каким образом Коровьев исполнил пожелание Мессира более никогда не видеть Никанора Ивановича Босого? (1 балл.)
Ответы:
1) Арамейским, греческим, латынью.
2) Иван Николаевич.
3) 3 тысячи 111 человек.
4) «Нравятся ли Вам мои цветы?»
5) Купил книг, бросил комнату на Мясницкой, нанял 2 комнаты в подвале маленького домика у застройщика в переулке близ Арбата и начал сочинять роман о Понтии Пилате.
6) Коровьев, всучив Никанору Ивановичу взятку в 400 рублей, позвонил куда следует о том, что Босой валютчик и где он прячет 400 долларов.
б) Продолжите текст:
1 «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти.
Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже думать о чем-нибудь...» Продолжите.
(Ответ: «...И мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет...»)
2. «Сядьте-ка, - вдруг повелительно сказал Воланд. Маргарита изменилась в лице и села. - Может быть, что-нибудь хотите сказать на прощанье?
- Нет, ничего, мессир, - с гордостью ответила Маргарита, - кроме того, что если я еще нужна вам, то я готова охотно исполнить все, что вам будет угодно. Я ничуть не устала и очень веселилась на балу. Так что, если бы он и продолжался еще, я охотно бы предоставила мое колено для того, чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц, - Маргарита глядела на Воланда, как сквозь пелену, глаза ее наполнялись слезами.
- Верно! Вы совершенно правы! - гулко и страшно прокричал Воланд. - Так и надо!» Продолжите текст.
(Ответ: «... - Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!»)
3. Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший Цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько... Продолжите текст.
(Ответ: «...Ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах...»)
Первая пейзажная пауза
Учитель. На столах у вас конверты с вложенными в них макетами различных деревьев и кустарников. Отберите только те, которые росли во дворе дома, где жил Мастер (у вас 1 минута), и передайте ассистенту.
За правильный ответ - 3 балла.
Около дома Мастера был замечательный зеленый дворик. Припомните, какие деревья там росли.
(Сирень, липа, клен.)
3-й конкурс. «Какой интересный город, не правда ли?» (Москва в романе).
Отвечает команда, первая подавшая сигнал. (За каждый правильный ответ 1 балл.)
1) По какому адресу был прописан Степа Лиходеев?
2) Кличка собаки, принимавшей участие в I следствии по деду Варьете.
3) Чем была озабочена похоронная процессия, шествовавшая за гробом с телом Берлиоза?
4) Что сгорело по воле Воланда в Москве во время пожара?
Ответы:
1) ул. Садовая, д. 302-бис; 6 подъезд, 5 этаж, кв. 50.
2) Тузбубен.
3) Куда могла подеваться из гроба голова.
4) Дом Мастера, дом Грибоедова, кв. 50 в доме 302-бис.
Юмористическая пауза
За правильный ответ - 3 балла.
Учитель. Вспомните, пожалуйста, как отреагировала эта дама на внезапное появление Ивана. «Так вот, в этой ванне стояла голая гражданка, вся в мыле и с мочалкой в руках, она близоруко прищурилась на ворвавшегося Ивана и, очевидно, обознавшись в адском освещении, сказала тихо и весело... Продолжите.
(Ответ: «Кирюша! Бросьте трепаться, что вы с ума сошли? Федор Иваныч сейчас вернется, вон отсюда, сейчас же! - И махнула на Ивана мочалкой».)
4-й конкурс. «Мастер и Маргарита».
За каждый правильный ответ - 1 балл.
1) Сколько языков, кроме родного, знал Мастер?
2) Какое событие изменило жизнь Мастера?
3) Какими словами заканчивался роман Мастера?
4) Почему в тот день Маргарита вышла на улицу с желтыми Цветами?
5) Какая фраза, мысленно произнесенная Маргаритой на скамейке в Александровском саду, решила ее дальнейшую судьбу?
Ответы:
1) Английский, французский, немецкий, латынь, греческий.
2) Он выиграл 100 тысяч рублей.
3) Пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
4) Чтобы он ее нашел, иначе она бы отравилась, потому что жизнь ее пуста.
5) «Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!»
Больничная пауза
За правильный ответ - 3 балла.
Учитель. Разместите по больничным палатам пациентов Стравинского.
1) Мастер.
2) Жорж Бенгальский.
3) Н. И. Босой.
Ответы:
№ 118 - Мастер, № 119- Никанор Иванович Босой, № 120 — Жорж Бенгальский.
5-й конкурс. «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус». «Нечистая сила» в романе «Мастер и Маргарита».
За каждый правильный ответ - 1 балл.
1) О чем узнал буфетчик из Варьете Косов во время визита в квартиру 50?
2) Каким образом Козлоногий вызвал для Маргариты автомобиль?
3) Как назывался бал, который ежегодно давал Мессир?
4) В какое мгновенье во время ночного разговора Римского с Варенухой Римского обуял отчаянный страх?
Ответы:
1) О том, что умрет от рака печени через 9 месяцев в клинике 1 МГУ в палате 4.
2) Сложил из 2 сучков подозрительный телефон и позвонил.
3) Весенний бал полнолуния.
4) Когда Римский заметил, что Варенуха не отбрасывает тени.
6-й конкурс. «А в этот день почти две тысячи лет назад в Ершалаиме... Помните?».
За каждый правильный ответ - 1 балл.
1) О ком идет речь? «...И опять померещилась ему чаша с темной жидкостью. «Яду мне! Яду».
2) Каким образом Левий Матвей хотел облегчить страдания Иешуа?
3) Что больше всего ненавидел прокуратор?
4) Имя женщины, в которую был влюблен Иуда.
Ответы:
1) Понтий Пилат.
2) Вскочить в повозку и ударить его ножом.
3) Запах розового масла.
4) Низа.
7-й конкурс. «Их речь неподражаема, а внешность незабываема».
За каждый правильный ответ - 1 балл.
Учитель. «Как говорит, и говорит, как пишет» (Грибоедов.)
Слышите голоса? Попробуйте угадать, кому они принадлежат.
1) «Братья по литературе! Слушайте все! Он появился! Ловите же его немедленно, иначе он натворит неописуемых бед».
2) «Он такой же директор, как я архиерей».
3) Сдаюсь исключительно потому, что не могу играть в атмосфере травли и завистничества».
Ответы:
1) И. Бездомный.
2) Азазелло.
3) Бегемот.
8-й конкурс. «Портретная галерея».
А теперь приглашаем Вас в портретную галерею. (За каждый правильный ответ вы зарабатываете 1 балл.)
1) Громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами.
2) Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки.
3) Маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще огненнорыжий.
4) Черноглазый красавец с кинжальной бородкой, во фраке. Говорили, что было время, когда красавец не носил фрака, а был опоясан широким кожаным поясом, из-за которого торчали рукояти пистолетов, а его волосы воронова крыла были повязаны алым шелком, и плыл в Карибском море под его командой бриг под черным гробовым флагом с адамовой головой.
5) Пенсне треснуло, весь в рванине, он же клетчатый.
Ответы.
1) Бегемот.
2) Коровьев.
3) Азазелло.
4) Арчибальд Арчибальдович.
5) Коровьев.
Вторая пейзажная пауза
Внимательно посмотрите на эти скамейки. На одной из них сидела Маргарита в то памятное утро в Александровском саду, когда с ней должен был быть Бегемот как самый обаятельный, но...
На какой скамейке сидела Маргарита?
Ответ: Маргарита сидела на скамейке, на спинке которой было крупно вырезанное слово «Нюра».
9-й конкурс. «Да не хотите ли закусить... Без церемоний!», или чем потчует своих героев М. А. Булгаков.
Перед вами стол с яствами. Разнесите представленные здесь блюда трем господам:
- Никанору Ивановичу на обед.
- Бегемоту на ужин при камельке
- Степе Лиходееву для лечения.
Время: 1 минута.
Загадочная пауза
За правильный ответ - 3 балла.
Учитель. «Сосед этот оказался маленького роста, пламенно- Рыжий, с клыком, в крахмальном белье, в полосатом однобортном костюме, в лакированных туфлях, и с котелком на голове.
Галстук был яркий. Удивительно было то, что из кармана, где обычно мужчины носят платочек или самопишущее перо, у этого гражданина торчала обглоданная куриная кость».
Объясните происхождение этой косточки.
Ответ: Огненно-рыжий сосед - это Азазелло. Он побил дядю Берлиоза жареной курицей. От удара курица разломилась и в руках у Азазелло оказалась куриная нога, которую он тут же обглодал, а кость положил в карман.
10-й конкурс. «Оригинальный модельер».
Приглашаем на подиум героев романа в костюмах от Булгакова. (За каждый правильный ответ - 1 балл.)
Вам, уважаемый читатель, предстоит описать костюмы булгаковских персонажей.
1) Костюм Бегемота, который должен был поднять настроение Маргарите в первые минуты встречи с Воландом.
2) Костюм молодого московского поэта Ивана Бездомного, пережившего стресс во время встречи с нечистой силой.
3) Руководящий костюм Прохора Петровича.
4) Бальный костюм Маргариты.
Ответы:
1) Выпачканный пылью, на шее белый фрачный галстук бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль на ремешке, усы вызолочены.
2) Босой, разодранная беловатая толстовка, к коей на груди английской булавкой приколота бумажная иконка с изображением неизвестного святого, полосатые белые кальсоны. В руке зажженная венчальная свеча.
3) Костюм в полоску, при галстуке, из нагрудного кармана торчит самопишущее перо.
4) Туфли из лепестков бледной розы с золотыми пряжками, на голове королевский алмазный венец, на груди тяжелое в овальной раме изображение черного пуделя на тяжелой цепи.
IV. Зашита вариантов обложки и иллюстраций к книге.
V. Подведение итогов.
Награждение победителей.
Заключительное слово учителя.
Учитель. Наша игра подошла к концу. Подведем итоги. Если вы ответили на все или почти все вопросы, значит, вы были внимательны при чтении романа, не упустили многие художественные детали, что поможет вам вникнуть в суть вопросов, поднятых автором, вы обогатили свой лексикон, расширили кругозор и выросли духовно.
Если же вы ответили лишь на часть вопросов, не огорчайтесь. Вернитесь вновь к роману. Это очень глубокая, многопроблемная книга. Далеко не всем удается осознать ее содержание с первого раза.
Читайте и перечитывайте, и вы обязательно добьетесь успеха!
Автор: Н. П. Урывскaя
Урок литературы, 11 класс. Развитие жанра антиутопии в романе Замятина «Мы»
Поэтическая версия революции в поэме Блока «Двенадцать». Конспект урока литературы, 11 класс
Урок литературы, 11 класс. Творчество Цветаевой. Повторение
Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина. Урок литературы в 11 классе
Нет комментариев. Ваш будет первым!