Урок литературы, 11 класс. Развитие жанра антиутопии в романе Замятина «Мы»

Конспект урока литературы для 11 класса. Развитие жанра антиутопии в романе Е. И. Замятина «Мы»

Цели:

- углубить представление учащихся о жанре антиутопии;

- познакомить учащихся с биографическими данными писателя Е. И. Замятина, историей публикации романа «Мы»;

- развивать умение филологического (литературного) анализа художественного текста;

- помочь школьникам разобраться в проблематике романа;

- воспитывать чувство ответственности за будущее, умение делать свой выбор.

Словарь урока:

- утопия;

- антиутопия;

- тоталитарное государство;

- оксиморон (оксюморон).

Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?

Н. А. Бердяев

 

Назначение утопии состоит, прежде всего, в том, чтобы указать миру путь к совершенству, задача антиутопии - предупредить мир об опасностях, которые ждут его на этом пути.

М. А. Нянковский

Ход урока

I. Организационный момент. Работа с эпиграфом.

Учитель. Вы уже встречались с термином «утопия» на уроках истории. Вспомните значение этого слова.

(Утопия - вымышленная картина идеального жизненного устройства.)

Учитель. Итак, утопия - мечта. Почему же философ Бердяев предостерегает от осуществления утопии? На этот вопрос вы сможете дать ответ в конце урока.

Учитель. Сегодня на уроке состоится открытие вами нового эпического жанра - антиутопического романа.

Термин учащиеся записывают в свои рабочие тетради, само понятие появится лишь к концу урока.

II. Возникновение жанра антиутопии (сообщение учителя или заранее подготовленного ученика).

Мечта о построении, создании счастливого общества, основанного на социальном равенстве, справедливости, братстве, на протяжении многих веков не давала людям покоя, а в период с XVI по XIX столетие в мировой литературе создается немало утопий.

Наиболее яркие примеры:

• Т. Мор «Золотая книжечка о наилучшем устройстве государства или о новом острове Утопия» (1478-1535 гг.), где автор, критикуя эксплуатацию, изображал мир, где все трудятся и все счастливы;

• итальянский гуманист Т. Кампанелла «Город солнца» (1568-1639 гг.);

• английский писатель-социалист В. Моррис «Вести ниоткуда»;

• Н. Г. Чернышевский «Что делать?» (сны Веры Павловны);

• М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (Угрюм-Бурчеев).

Мечты остались лишь мечтами: более чем за четыреста лет ни в одном из существовавших обществ так и не удалось добиться ни равенства, ни справедливости, ни счастливой жизни для всех.

В XX веке, после того как был написан роман «Мы», сама жизнь опровергает утопические мечтания, доказав тем самым, что страшные предвидения Замятина оказались вполне осуществимыми.

Возникновение тоталитарных режимов вызвало сомнения в возможности существования идеального государства, общества. Отсюда - возникновение нового жанра, жанра антиутопии.

III. Краткие биографические сведения о писателе и история публикации романа «Мы».

Замятин Евгений Иванович (1884-1937 гг.) - прозаик. Родился в городе Лебедяни Тамбовской губернии в семье священнослужителя. Окончил кораблестроительный факультет Петербургского политехнического института. Принимал участие в революционном движении 1905-1907 годов, подвергался репрессиям В 1906-1911 годы жил на нелегальном положении. Литературный дебют в 1908 году оказался неудачным. Удача пришла позже, в 1913 году, когда была опубликована повесть «Уездное».

Дореволюционное творчество Замятина развивалось в традициях русского критического реализма Н. В. Гоголя, Н. С. Лескова и было окрашено демократическими идеями. Замятин был поистине русский человек. В этом заключалась его сила как художника и его трагедия.

Его отношение к старой России можно определить словами: «любовь-ненависть». Любовь к ее истокам, здоровой народной основе, творческой одержимости русской натуры, ее готовности к революционному обновлению. И ненависть к самодержавно-политическим оковам, провинциальной тупости, резервуару дикости и бескультурья, который, как казалось писателю, невозможно исчерпать в обозримое время.

Но писатель видел и другую Россию. В рассказах «Три дня» и «Непутевый» (где выведен «вечный студент» Сеня, гибнущий на баррикадах) автор показал протестующую, революционную Россию. В 1914 году за антивоенную повесть «На куличках» писатель был предан суду, а номер журнала, в котором появилась повесть, был конфискован.

В 1916 году писатель уезжает в Англию. Буржуазная цивилизация, превращающая человека в машину, дала материал для сатирической повести «Островитяне» (1918 г.) и рассказа «Ловец человеков» (1918 г.).

Осенью 1917 года Замятин возвращается в Россию. В Петрограде он встретил Октябрьскую революцию, пережил события Гражданской войны, жестокую разруху и голод. В это время он сближается с Горьким и участвует почти во всех его начинаниях по спасению культуры, однако более существенным было собственное художественное творчество Замятина этих лет. Сюда относится, прежде всего, оставшийся в рукописи (до выхода его в 925 году за рубежом в переводах) фантастический роман «Мы»- а также многочисленные рассказы, сказки, драматические «действа», в которых писатель так или иначе касался «больных» сторон революционной и послереволюционной действительности: «Рассказ о самом главном» (1923 г.), «Дракон» (1918 г.), «Арапы» (1920 г.), «Сподручница грешных», «Пещера» (1920 г.), «Мамай» (1920 г.), «Икс» (1926 г.), «Слово предоставляется товарищу Чурыгину» (1926 г.), «Огни святого Доминика» (1920 г.) и другие. В то суровое время многими пролетарскими писателями и литературными критиками это было воспринято как отступничество, как измена.

Главным произведением Замятина этих первых послереволюционных лет был, бесспорно, фантастический роман «Мы», воспринятый современниками как злая карикатура на социалистическое, коммунистическое общество будущего.

«Мы» - краткий художественный конспект возможного отдаленного будущего, уготованного человечеству, смелая антиутопия, роман-предупреждение. Но в то же время (и сегодня это очевидно) - вещь остросовременная. Написанный в 1920 году в голодном, неотапливаемом Петрограде, в обстановке военного коммунизма, с его вынужденной жестокостью, насилием, в атмосфере распространенного убеждения о возможности скорого скачка прямо в коммунизм, роман погружает читателя в то будущее общество, где решены все материальные запросы людей и где удалось выработать всеобщее, математически выверенное счастье путем упразднения свободы, самой человеческой индивидуальности, права на самостоятельность воли и мысли.

Это общество прозрачных стен и проинтегрированной жизни всех и каждого, розовых талонов на любовь (на запись на любого нумера с правом опустить в комнате шторки), одинаковой нефтяной пищи, строжайшей, неукоснительной дисциплины, механической музыки и поэзии, имеющей одно предназначение - воспевать мудрость верховного правителя, Благодетеля.

Счастье достигнуто - воздвигнут совершеннейший из муравейников. И вот уже строится космическая сверхмашина - Интеграл, долженствующий распространить это безусловное принудительное счастье на всю Вселенную.

В романе «Мы» писатель стремился рассказать о «так называемой «конвергенции» (на которую тайно или явно рассчитывали многие), то есть о смешении социальных систем в один технократический котел». Здесь выявляется борьба двух полярных начал: за человека или (якобы для его же блага) против него; гуманизм или фанатизм, исходящий из того, что люди, народ нуждаются в жестоком пастыре. Неважно, кто он - обожествленный тиран или свирепый творец всего сущего; важно, чтобы человека можно было бы (ему на пользу) загнать в раба, в муравья, обезличенный «нумер».

К концу 20-х годов вокруг Замятина по ряду причин складывается враждебная «полоса отчуждения». В 1924 году в переводе американского врача-психиатра (выходца из России) Г. Зильбурга роман получил известность за границей и был тепло встречен американской критикой.

Осенью 1929 года в пражском журнале «Воля России» без ведома автора (в обратном переводе с английского) был напечатан, с сокращениями роман «Мы».

Вскоре появились переводы на чешский язык. Это послужило началом широкой кампании против Замятина. Обреченный на творческое молчание, писатель обратился с письмом на имя И. В. Сталина с просьбой разрешить ему выехать за границу. В 1931 году его просьба была удовлетворена.

Только в 1952 году роман был опубликован на русском языке, но опять же не в России, а в США. Лишь в 1988 году, спустя более полувека после написания, «Мы» вышел в России. Сегодня мы имеем возможность читать его, размышлять над его страницами.

IV. Анализ романа.

Учитель. Вы самостоятельно прочитали роман «Мы». Что является предметом изображения в этом произведении?

(Далекое будущее, XXXI век. Казалось бы, создано, наконец, то государство-мечта, где все люди счастливы всеобщим «математически безошибочным» счастьем. Это не случайно, ведь люди всегда мечтают о гармонии, а заглядывать в будущее свойственно человеку. Будущее ему всегда представлялось прекрасным, еще со времен долитературных. Достаточно вспомнить русские народные сказки: ковры-самолеты и сапоги-скороходы для скорости, молодильные яблоки и живая вода для молодости и вечной жизни, скатерть-самобранка для достатка и сытной жизни...)

Учитель. Для чего изображается столь далекое будущее - XXXI век?

Учитель. Заметьте, в романе мечта основана не на путях развития техники, покорения, преобразования природы, а на пути развития человека, общества.

Учитель. Что в центре внимания автора?

(Проблема взаимоотношений личности и государства, индивидуальности и коллектива, ведь прогресс науки, техники - это еще не прогресс человечества.)

Учитель. Сегодня на уроке уже говорилось, что жанр антиутопии начал активно развиваться в XX веке и приобрел статус «романа-предупреждения» о возможном будущем. Исторический путь человеческого общества, как известно, не прямолинеен, часто это хаотическое движение, в котором очень трудно найти нужное направление.

После 1917 года была создана попытка «выпрямить» эту запутанную нить истории.

Е. И. Замятин проследил логический путь результата подобного действия, который привел к Единому Государству. Государству, где вместо идеального, справедливого, гуманного, счастливого общества, о котором мечтали поколения социалистов-роман- тиков, обнаруживается бездушный казарменный строй. В нем не люди, а безликие «нумера», интегрированные в послушное и пассивное «мы»; в котором не человеческое общество, а сложный неодушевленный механизм, то есть полная противоположность желаемому.

На основе противоположности строится и текст романа. Замятин активно использует в своем произведении сочетание противоположностей, оксюморонов.

Оксиморон (оксюморон; от греческого oxymoron - буквально: остроумно-глупое) - стилистическая фигура, соединение противоположных или контрастных по смыслу слов.

Приведите примеры оксюморонов из романа.

(Дикое состояние свободы; благодетельное иго разума; наш долг заставить их быть счастливыми; самая трудная и высокая любовь - жестокость и другие.)

Учитель. Чего достигает, добивается автор, используя эту стилистическую фигуру?

Вывод: именно оксюмороны подчеркивают ненатуральность, искусственность, противоестественность отношений между государством и людьми. При помощи этого стилистического приема показаны вывернутые наизнанку представления о человеческих ценностях.

V. Итог урока.

Учитель. Можно ли государство, показанное в романе, назвать идеальным?

Учитель. Итак, «Мы» - не мечта, а проверка состоятельности мечты, не утопия, а антиутопия.

Учитель. Запишите, как вы поняли, что такое антиутопия. Теперь сверьте ваше представление об антиутопии с тем, что записано на доске.

На обратной стороне доски запись: «антиутопия - изображение опасных, пагубных последствий разного рода социальных экспериментов, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу.

Учитель. «Мы» - первый роман-антиутопия, предупреждение об опасностях на пути реализации утопической идеи».

Что теперь вы можете сказать об эпиграфе к уроку?

Рекомендуем посмотреть:

Урок литературы, 11 класс. Творчество Цветаевой. Повторение

Урок игра по литературе, 11 класс

Урок литературы, 11 класс. Горький «На дне», 1 урок

Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина. Урок литературы в 11 классе

Поэтическая версия революции в поэме Блока «Двенадцать». Конспект урока литературы, 11 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!