Цели:
- показать полемический характер поэмы Блока «Двенадцать»;
- отметить художественные особенности поэмы;
- показать особенность восприятия поэтом революции, его отношения к ней; символический способ осмысления исторических катаклизмов;
- развивать умение анализировать художественный текст.
Я назвал эту поэму гениальной. Её темы огромны: Любовь, Бог, Россия...
К. И. Чуковский
Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию... а, услышав, бегите прочь...
А. Блок
I. Проверка домашнего задания.
Беседа по вопросам:
- Назовите сквозные образы-символы в стихотворениях Александра Блока.
- Как можно объяснить слова Анны Ахматовой: «Блок - трагический тенор эпохи?»
Заключительным аккордом к высказываниям учащихся должны стать слова Зинаиды Гиппиус: «А. А. Блок — трагическая фигура в нашей национальной истории, «потерянное дитя».
II. Слово учителя.
Учитель. Сегодня я приглашаю вас стать участниками работы мастерской, где мы попытаемся понять секреты мастерства поэта и сами ненадолго станем мастерами, потому что будем искать ответы на волнующие нас вопросы. Итак, поэма «Двенадцать» - это пророчество или предупреждение? Этому посвящена сегодня работа творческой мастерской.
Поэт трагичен своей ролью романтика в революции, гения, захваченного стихией и видевшего своими глазами «слепой беспощадный русский бунт», трагичен и своим поздним пониманием той цены, которую заплатила русская интеллигенция и вся Россия за свое бесовское наваждение - веру, что к «солнечному краю непочатому» можно пройти через кровь, разрушение, новую «пугачевщину». Свидетель «страшных лет России» стал гениальным исследователем того, что мы называем «русская революция», ибо поэзия - это своеобразная художественная лаборатория, в которой поэт изучает какое-либо явление.
Поэма «Двенадцать» - самое важное и бессмертное творение Блока, потому что подводит итог безумному увлечению интеллигенции идеей революции, о которой мечтали не только герои романа Ф. М. Достоевского «Бесы» - Верховский и Ставрогин, но и все чистое, высокое, честное, что было в России XIX века.
Блок, хотя и приветствовал революцию в статье «Интеллигенция и революция»:
Слушайте, слушайте музыку революции, - но при этом не был политиком. «Страшно, сладко, неизбежно, надо мне - бросаться в неизбежный вал...»
III. Работа с текстом поэмы «Двенадцать».
Зачитывается начало поэмы.
Учитель. В символический и реальный город ворвалась стихия, ветер космический, вселенский, мировой. Пока нет ничего страшного - просто весело противостоять ему и главное удержаться на ногах... Но ветер крепчает, сливается с вьюгой, и вместе они накрывают город живых людей.
Учитель. Какой показана жизнь города в поэме?
Зачитывание цитат из текста (сугробы, на улицах лихачи, распахнуты двери кабаков, плакаты, кто-то кого-то убил, идут 12 красноармейцев...)
И даже символы в поэме говорят нам, что происходит что-то очень важное: борются не на жизнь, а на смерть.
На доске записаны слова: ХАОС и ГАРМОНИЯ, СВЕТ и ТЬМА.
Вывод: А. Блок был убежден, что из стихии должна родиться гармония.
Учитель. Кто эти двенадцать?
Учитель. О чем они говорят, что мы слышим?
Учитель. Куда и зачем они идут?
Учитель. Как к ним относится автор?
(Дети подвалов и чердаков: «без имени святого», «свобода, эх, эх, без креста...», «...на спину б надо бубновый туз!», то есть перед нами потенциальные преступники.)
Учитель. Блок дает им шанс преодолеть злобу, снять накипь с души, очиститься в процессе революции. В человеке есть два начала: бесовское (черное) и христово (светлое) - запись на доске.
Учитель. Как эта мысль реализуется по-блоковски?
Учитель. Группу из двенадцати «апостолов» революции замыкает пес. Что это за символ?
(Символ дикого, злого, лающего, что может быть в каждом из нас в минуты раздражения и гнева. Идут они, сняв с себя крест, то есть освободившись от обязанности быть людьми, что происходит вокруг них и в душе у них. «Эх, тьма!» - произносит один.)
Учитель. Что это за тьма?
(Запись на доске: ТЬМА БЕЗВЕРИЯ И СЛЕПОТЫ.)
Учитель. Что является этому доказательством?
(Центральный эпизод - это убийство Катьки.)
Зачитывается фрагмент из текста.
Учитель. В чем вина Катьки? Гетры носила, с юнкером гуляла, шоколад «Миньон» жрала? Разве может это все быть составом преступления перед Петькой?
Учащиеся высказывают свои мнения, после чего учитель подводит итог.
Учитель. Значит, пролита КРОВЬ (запись на доске) невинной жертвы.... А сколько таких Катек, Ванек еще убьют эти солдаты на своем пути!
Блок для себя делает открытие: «Ветер, ветер на всем белом свете», - это романтично и красиво. Но кровь на снегу - это трагедия, которой нет оправдания.
Учитель. Как себя ведет Петька?
(«Что, Петруша, что с тобой?»)
Учитель. Согласны ли с мнением А. Блока, который считает, что память о Боге - совесть, которая живет даже в атеисте, поэтому он так свирепо защищает свою идею безбожия.
Учащиеся приводят аргументы в защиту этой позиции или опровергающие ее.
Учитель. В поэме появляется ХРИСТОС (запись на доске) в «белом венчике из роз», с кровавым флагом... Каков смысл в его появлении? Ожидали ли вы подобный финал? Вот как сам поэт комментировал финал своей поэмы:
Блок говорит Гумилеву:
«Мне тоже не нравится конец... когда я кончил, я сам удивился: почему Христос. НО ЧЕМ БОЛЕЕ Я ВГЛЯДЫВАЛСЯ. ТЕМ ЯСНЕЕ ВИДЕЛ ХРИСТА (запись на доске)».
Учитель. Обратим внимание на интонационный строй поэмы? Какие наблюдения сделали? Поделитесь ими.
(Различные части поэмы написаны в разных ритмах: тема двенадцати - размер марша, тема Катьки - ритм частушки (до ее гибели). Тем самым вводится коренное различие двух систем, взглядов, мировоззрений: в первом — сплоченность и устремленность (сила революции), во втором - «несовременность», обреченность старого, всего того, что было дорого поэту.
Ведь настоящее чувство в монологе Петьки (чтение текста), несущем в себе музыку прежних стихотворений Блока. Поэт понимает: то, что было, уже нельзя возвратить, поэтому и отказался от своей любви Петька: «не такое нынче время».)
Учитель. О чем свидетельствует неоднородность ритма поэмы?
(В подобной раздвоенности и кроется величайшая трагедия поэта. С одной стороны, он не может оставаться в старом мире, но и не может пойти вместе с двенадцатью красноармейцами. Блок одновременно и принимает, и не принимает революцию. Как и образ Христа - Бог и посланник Бога, то есть носитель высшего, вселенного смысла, но вместе с тем - страдающий человек, идущий на Голгофу.)
Учитель. Христос, идя впереди двенадцати с кровавым флагом, не только благословляет и оправдывает их, но и указывает им путь страдания и, может быть, смерти. Интуиция гения, позднее прозрение поэта - это предупреждение России, нации, что путь преодоления наследия прошлого лежит не через братоубийственную войну и разжигание темных, слепых инстинктов в человеке, а через движение к УЧИТЕЛЮ ДОБРА, КРАСОТЫ, ИСТИНЫ, ЛЮБВИ (запись на доске).
Вывод. Александр Блок предвидел развитие бесовства в России, но верил, что Иисус Христос вернется на благодатную Русскую землю, которая не сняла еще «плат узорный до бровей» и не разучилась каяться.
IV. Итоги урока.
Учитель обращает внимание учащихся на словарь урока, который создавался в течение всего урока. Он может выглядеть следующим образом:
Поэма «Двенадцать» |
|
Предупреждение? Хаос Тьма Бесовское Безверие Слепота |
Пророчество? Гармония Свет Христово Христос Добро Истина Красота |
Учитель. Так чем же, по-вашему, является поэма «Двенадцать»? Пророчеством? Предупреждением?
Учитель. Услышала ли Россия предупреждение? Сбылось ли пророчество поэта?
Учащиеся высказывают свои мнения, аргументированно защищают свои позиции.
В качестве домашнего задания можно предложить сочинение-миниатюру на тему: «Мечты и тревоги поэта, высказанные в поэме “Двенадцать”».
Автор: Н. В. Зинченко
Урок - диспут по литературе, 11 класс. Конспект
Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина. Урок литературы в 11 классе
Урок литературы, 11 класс. Развитие жанра антиутопии в романе Замятина «Мы»
Нет комментариев. Ваш будет первым!