Олимпиада по литературе 9 класс с ответами

Олимпиадные задания по литературе для учащихся 9 класса с ответами

Задание 1. Назовите основные темы и жанры древнерусской литературы.

Задание 2. О каком произведении В. Г. Белинский сказал, что это "прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения"?

Задание 3. Какого русского писателя XVIII века Екатерина II назвала "бунтовщиком хуже Пугачева"?

Задание 4. Определите название произведения и его автора.

а) Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

 

б) Осёл останется ослом,

Хотя осыпь его звездами,

Где должно действовать умом,

Он только хлопает ушами.

в) Имея сердце, имей душу - и будешь человеком во всякое время.

 

г) Будь вся жизнь её светла,

Будь весёлость, как была,

Дней её подруга.

 

д) Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Задание 5. Прочитав комедию А. С. Грибоедова "Горе от ума", А. С. Пушкин сказал: "О стихах не говорю - половина должна войти в пословицы". Какие крылатые выражения из комедии Грибоедова вы знаете?

Задание 6. О каком литературном герое идет речь? Назовите произведение и его автора.

а) "Лгунишка он, картежник, вор".

б) "Сам ты мешковат, умная голова.

Весь век, сударь, ходишь, развеся уши".

в) "Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарования, всё ещё выражало чудную красоту: черные брови, как бархат, оттеняли его побледневшие черты..."

г) "Лицо у него было очень румяное, с белыми ... подвитыми усами, белыми же, подведёнными к усам бакенбардами и зачёсанными вперед височками, и та же ласковая улыбка ... была в его блестящих глазах и губах".

д) Он страшно бледен был и худ,

И слаб, как будто долгий труд,

Болезнь иль голод испытал.

Он на допрос не отвечал...

Задание 7. Кто и кому давал наставление? Назовите произведение, автора, имена персонажей.

"Прощай... Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду".

Задание 8. Назовите родоначальника русского классицизма.

Задание 9. В. Г. Белинский характеризует литературное направление: "Это - желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на несовершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастьи... это мир... населённый тенями и призраками, конечно, очаровательными и милыми, но тем не менее неуловимыми ... наконец, это - любовь, которая питается грустью и которая без грусти имела бы чем поддержать свое существование".

О каком литературном направлении пишет В. Г. Белинский?

Задание 10. Назовите виды эпических произведений. Кратко охарактеризуйте их.

Задание 11. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежат произведения русских писателей?

а) "Бедная Лиза" (Н. М. Карамзин).

б) "Властителям и судиям" (Г. Р. Державин).

в) "Мцыри" (М. Ю. Лермонтов).

Задание 12. Из данного ряда произведений выпишите те, которые созданы А. С. Пушкиным.

а) "Железная дорога";

б) "Капитанская дочка";

в) "Мцыри";

г) "Ревизор";

д) "После бала";

е) "Горе от ума";

ж) "Недоросль";

з) "Парадокс";

и) "Ася";

к) "Дубровский";

л) "Руслан и Людмила";

м) "Хамелеон".

Задание 13. Проанализируйте по данной схеме стихотворение А. Дельвига "Вдохновение" (или А. Пушкина "На холмах Грузии лежит ночная мгла", или М. Лермонтова "Кинжал", или стихотворение в прозе И. Тургенева "Воробей").

1. Дата написания.

2. Тема. Основной сюжет.

3. Жанровое своеобразие.

4. Главная мысль, эмоциональная окраска.

5. Как построено стихотворение (сопоставление и развитие основных словесных образов, основные изобразительные средства иносказания, речевые особенности, ритмика, рифма, строфика).

6. Почему это стихотворение можно отнести к лирическим?

Вдохновение

Не часто к нам слетает вдохновенье.

И краткий миг в душе оно горит;

Но этот миг любимец муз ценит,

Как мученик с землею разлученье.

 

В друзьях обман, в любви разуверенье

И яд во всем, чем сердце дорожит,

Забыта им: восторженный пиит

Уж прочитал свое предназначенье.

 

И презренный, гонимый от людей,

Блуждающий один под небесами,

Он говорит с грядущими веками;

 

Он ставит честь превыше всех честей,

Он клевете мстит славою своей

И делится бессмертием с богами.

(А. Дельвиг, 1822 год.)

Ответы на вопросы олимпиады по литературе

1. Жития повествуют о жизни людей, которые были признаны церковью святыми. Например, "Сказание о Борисе и Глебе".

Летописи рассказывают об истории Русского государства, о воинах, о борьбе за объединение Руси, о культурных начинаниях русских князей. Например, "Повесть временных лет".

Хождения описывают путешествия. Например, "Хождение Даниила Игумена".

Воинские повести изображают борьбу русского народа с татаро- монголами. "Повесть о нашествии Батыя на Рязань".

Слово или героическая поэма (ораторское слово, повесть и песнь) - изображение героических событий. Это взволнованная речь, пронизанная лирическим воодушевлением автора. Например, "Слово о полку Игореве".

2. "Слово о полку Игореве".

3. Александр Николаевич Радищев.

4. а) М. В. Ломоносов. Ода "На день восшествия на престол императрицы Елизаветы", 1747 г.

б) Г. Р. Державин. "Вельможа".

в) Д. И. Фонвизин. "Недоросль" (Слова Стародума).

г) В. А. Жуковский. Баллада "Светлана".

д) А. С. Грибоедов "Горе от ума" (Слова Фамусова).

5. "Счастливые часов не наблюдают".

"И дым отечества нам сладок и приятен".

"Свежо предание, а верится с трудом".

"Блажен, кто верует: тепло ему на свете".

"Служить бы рад, прислуживаться тошно" и др.

6. а) Антон Антоныч Загорецкий - герой комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума".

б) Госпожа Простакова (из комедии Фонвизина "Недоросль") говорит о своём муже.

в) Андрей - герой повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба".

г) Полковник - отец Вареньки Б. из рассказа Л. Н. Толстого "После бала".

д) Мцыри - герой поэмы М. Ю. Лермонтова "Мцыри".

7. Андрей Петрович Гринёв даёт наставление своему сыну Петру Андреевичу Гринёву. (Повесть А. С. Пушкина "Капитанская дочка".)

8. М. В. Ломоносов.

9. Романтизм. (А точнее - консервативный романтизм В. А. Жуковского.)

10. Эпические произведения делятся на виды: сказка, былина, басня, рассказ, повесть, роман, баллада, поэма.

11. а) Сентиментализм;

б) Классицизм;

в) Романтизм.

12. А. С. Пушкин: "Капитанская дочка", "Дубровский", "Руслан и Людмила".

Рекомендуем посмотреть:

Урок игра по литературе, 9 класс

Тест по литературе Карамзин «Бедная Лиза» для 9 класса с ответами

Конспект урока «Образ князя Игоря в слове о полку Игореве», 9 класс

Литературная композиция, 9 класс. Конспект урока литературы

Внеклассное мероприятие по литературе в 9 классе

Нет комментариев. Ваш будет первым!