Конкурсы

Олимпиада по литературе 11 класс с ответами

Олимпиадные задания по литературе для учащихся 11 класса с ответами

Задание 1. Определите название текста и автора по начальным строкам.

а) "Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу. Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдо- ванок, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и ... остались под густой тенью виноградных лоз и, лёжа на земле, молчали, глядя, как тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю.

Они шли, пели и смеялись..."

б) "Вечерние занятия в шестой роте приходили к концу, и младшие офицеры все чаще и нетерпеливее посматривали на часы. Изучался практически устав гарнизонной службы. По всему плацу солдаты стояли вразброс..."

в) "Каждый день над рабочей слободкой, в дымном, масляном воздухе, дрожал и ревел фабричный гудок, и, послушные зову, из маленьких серых домов выбегали на улицу, точно испуганные тараканы, угрюмые люди, не успевшие освежить сном свои мускулы..."

г) "...О, гляньте на меня, я погибаю. Вьюга в подворотне ревёт мне отходную, и я вою с ней. Пропал я, пропал. Негодяй в грязном колпаке - повар столовой нормального питания служащих Центрального Совета Народного Хозяйства - плеснул кипятком и обварил мне левый бок. Какая гадина..."

д) "...Он был твёрдо уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствие, на путешествие долгое и комфортабельное и мало ли ещё на что. Для такой уверенности у него был тот резон, что, во-первых, он был богат, а во-вторых, только что приступал к жизни..."

Задание 2. Кому принадлежат эти стихи?

а) Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слёзы первые любви!

 

б) Она не погибнет, - знайте!

Она не погибнет, Россия.

Они всколосятся, - верьте!

Поля её золотые.

И мы не погибнем, - верьте!

Но что нам наше спасенье:

Россия спасётся, - знайте!

И близко ее воскресенье.

 

в) Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка Русь!

 

г) Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И берёзам и тополям.

 

д) Россия моя, Россия,

Зачем так ярко горишь?

Задание 3. Кто из перечисленных ниже поэтов входил в группу футуристов? Какую утопическую идею они выдвигали?

В. Брюсов, А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский, 3. Гиппиус, А. Белый, Д. Бурлюк, Н. Гумилёв.

Задание 4. Кому из русских поэтов М. Цветаева посвятила следующие строки:

а) Имя твоё - птица в руке,

Имя твоё - льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твоё - пять букв.

 

б) Кого ж это так - точно воры вора

Пристреленного - выносили?

Изменника? Нет. С проходного двора –

Умнейшего мужа России.

Задание 5. Назовите произведения и его автора по имени героя.

Пелагея Ниловна, Вера Шеина, Тихон Щербатый, Дмитрий Старцев, Васька Пепел, Андрей Соколов, студент Немовецкий.

Задание 6. На каком корабле совершал своё путешествие главный герой рассказа И. Бунина "Господин из Сан-Франциско"?

Сколько лет было господину?

Задание 7. С чьими именами связаны литературные места России?

а) Константиново;

б) Нижний Новгород;

в) Багдади;

г) Вёшенская;

Д) Киев;

е) Денисовка (недалеко от Архангельска).

Задание 8. Кто из перечисленных ниже писателей был врачом?

А. С. Грибоедов, А. П. Чехов, В. В. Вересаев, А. Н. Островский, М. А. Булгаков, Ф М. Достоевский.

Задание 9. Как вы понимаете значение терминов.

Комедия, фарс, монолог, реплика, ремарка, подтекст.

Задание 10. Что такое орнаментальная проза?

Задание 11. Комплексный анализ текста. Для анализа можно взять рассказ А. И. Куприна "Allez!" или любой рассказ И. А. Бунина из цикла "Тёмные аллеи". (Если даётся учащимся задание 11, то предыдущие задания необходимо сократить.)

Ответы на вопросы олимпиады по литературе

1. а) "Старуха Изергиль". М. Горький;

б) "Поединок". А. Куприн;

в) "Мать". М. Горький;

г) "Собачье сердце". М. Булгаков;

д) "Господин из Сан-Франциско". И. Бунин;

2. а) Стихотворение "Россия". А. Блок;

б) Стихотворение "Нет". 3. Гиппиус;

в) Песня "Русь". Н. Некрасов;

г) "Неуютная жидкая лунность..." С. Есенин;

д) Стихотворение "Лучина". М. Цветаева.

3. В. Маяковский, Д. Бурлюк. В качестве художественной программы футуристы выдвинули утопическую мечту о рождении сверхискусства, способного преобразить мир.

4. а) А. А. Блоку;

б) А. С. Пушкину.

5. Пелагея Ниловна - героиня романа М. Горького "Мать".

Вера Шеина - героиня повести А. Куприна "Гранатовый браслет".

Тихон Щербатый - герой романа Л. Толстого "Война и мир".

Дмитрий Старцев - герой рассказа А. П. Чехова "Ионыч".

Васька Пепел - герой пьесы М. Горького "На дне".

Андрей Соколов - герой рассказа М. Шолохова "Судьба человека".

Студент Немовецкий - герой рассказа Л. Андреева "Бёздна".

6. Корабль "Атлантида". Господину 58 лет.

7. а) С. Есенин;

б) М. Горький;

в) В. Маяковский;

г) М. Шолохов;

д) М. Булгаков;

е) М. Ломоносов.

8. А. П. Чехов, В. В. Вересаев, М. А. Булгаков.

9. Комедия - один из основных видов драмы, изображающий такие жизненные ситуации и характеры, которые вызывают смех. Комедия - особая форма комического, улавливает и передаёт его важнейшие оттенки - юмор, иронию, сарказм, сатиру.

Фарс - комедийный развлекательный жанр, обладающий основными признаками народных представлений - массовостью, сатирической направленностью, вольнодумством. Фарс, полный насмешек и преувеличений, высмеивал отрицательные черты горожан и простодушных крестьян.

Монолог - развёрнутое высказывание одного лица. Монолог - излюбленная форма речевой характеристики персонажей в драме.

Реплика - ответная фраза собеседника в диалоге (прежде всего сценическом), возникшая как немедленный и непосредственный отклик на слова партнёра.

Ремарка - авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняются место действия, внешний или духовный облик персонажей, различные психологические состояния, переживаемые ими.

Подтекст - не высказанное прямо в тексте, но как бы вытекающее из отдельных реплик, деталей отношение автора к действующим лицам, их взаимоотношениям. Подтекст подготавливает читателя к дальнейшему развитию действия, к острым, поворотным моментам сюжета.

10. Орнаментальная проза - стилевое явление, которое связано с организацией прозаического текста по законам текста поэтического: сюжет как способ организации повествования уходит на второй план, наибольшее значение обретают повторы, ассоциации. Слово обретает множество метафорических значений.

Рекомендуем посмотреть:

Урок литературы, 11 класс. Горький «На дне», 1 урок

Урок литературы, 11 класс. Лирика Пастернака

Тест по литературе Куприн «Олеся» для 11 класса с ответами

Урок литературы, 11 класс. Жизнь и творчество Есенина

Конспект урока литературы, 11 класс. Любовная лирика Маяковского

Нет комментариев. Ваш будет первым!