Олимпиада по литературе 10 класс с ответами

Олимпиадные задания по литературе для учащихся 10 класса с ответами

Задание 1. Кем и когда был создан журнал «Современник»?

Задание 2. Кому принадлежат эти стихи?

а) Милый друг, я умираю

Оттого, что был я честен;

Но зато родному краю,

Верно, буду я известен.

 

б) Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

 

в) И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы лёгкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут.

 

г) Москва, Москва! Люблю тебя, как сын,

Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

 

д) Схороните и вставайте,

Цепи разорвите,

Злою вражескою кровью

Волю окропите.

Задание 3. Какие герои пьес А. Н. Островского произносят эти слова?

а) "Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!"

б) "Пусть гибну я, любви одно мгновенье Дороже мне годов тоски и слез..."

в) "Я и поважней тебя никому отчёта не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник..."

г) "Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала тёплого сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла..."

д) "Ветры буйные, перенесите вы ему печаль-тоску мою!"

Задание 4. Определите название художественного произведения и его автора по описанию усадьбы.

а) "Он с радостным изумлением, как будто в первый раз, осмотрел и обежал кругом родительский дом, с покривившимися набок воротами, с севшей на середине деревянной кровлей, на которой рос зеленый мох, с шатающимся крыльцом, разными пристройками и надстройками и с запущенным садом".

б) "...На скате пологого холма открылась, наконец, небольшая деревушка. Рядом с нею, в молодой берёзовой рощице, виднелся дворянский домик под соломенною крышей. У первой избы стояли два мужика в шапках и бранились".

Задание 5. Назовите произведения и его автора по имени героя. Что означает это имя?

Митрофан, Лариса, Осип, Софья, Светлана, Эраст, Катерина.

Задание 6. С чьими именами связаны литературные места России? с. Ясная Поляна, с. Тарханы, Михайловское, г. Нежин, Спасское - Лутовиново, Нижний Новгород, Замоскворечье.

Задание 7. Из данного ряда произведений выпишите названия тех, что созданы И. С. Тургеневым (или Н. В. Гоголем).

а) "Левша";

б) "Бежин луг";

в) "Горе от ума";

г) "Записки охотника";

д) "Герой нашего времени";

е) "Накануне";

ж) "Хамелеон";

з) "Дворянское гнездо";

и) "Вешние воды";

к) "Тарас Бульба";

л) "Невский проспект";

м) "Ревизор".

Задание 8. Дайте определение эпиграммы, баллады, эпитафии, сонета, басни, мелодрамы.

Задание 9. Назовите имена художников-передвижников. Какие картины ими созданы?

Задание 10. Проанализируйте стихотворение А. С. Пушкина "Признание" (или напишите рецензию на рассказы А. П. Чехова "Смерть чиновника", "Экзамен на чин").

Признание

Я вас люблю, хоть я бешусь,

Хоть это труд и стыд напрасный,

И в этой глупости несчастной

У ваших ног я признаюсь!

Мне не к лицу и не по летам...

Пора, пора мне быть умней!

Но узнаю по всем приметам

Болезнь любви в душе моей:

Без вас мне скучно - я зеваю;

При вас мне грустно - я терплю;

И, мочи нет, сказать желаю,

Мой ангел, как я вас люблю!

Когда я слышу из гостиной

Ваш лёгкий шаг, иль платья шум,

Иль голос девственный, невинный,

Я вдруг теряю весь свой ум.

Вы улыбнётесь - мне отрада;

Вы отвернётесь - мне тоска;

За день мучения - награда

Мне ваша бледная рука.

Когда за пяльцами прилежно

Сидите вы, склонясь небрежно,

Глаза и кудри опустя, —

Я в умиленье, молча, нежно

Любуюсь вами, как дитя!..

Сказать ли вам моё несчастье,

Мою ревнивую печаль,

Когда гулять порой в ненастье,

Вы собираетеся вдаль?

И ваши слезы в одиночку,

И речи в уголку вдвоём,

И путешествия в Опочку,

И фортепьяно вечерком?..

Алина! Сжальтесь надо мною.

Не смею требовать любви.

Быть может, за грехи мои,

Мой ангел, я любви не стою!

Но притворитесь! Этот взгляд

Всё может выразить так чудно!

 

Ах, обмануть меня не трудно!..

Я сам обманываться рад!

(1826 г.)

Ответы на вопросы олимпиады по литературе

1. А. С. Пушкиным в 1936 году.

2. а) Н. А. Добролюбов;

б) Ф. И. Тютчев;

в) А. С. Пушкин;

г) М. Ю. Лермонтов;

д) Т. Г. Шевченко.

3. а) Кулигин "Гроза";

б) Снегурочка "Снегурочка";

в) Дикой "Гроза";

г) Лариса "Бесприданница";

д) Катерина "Гроза".

4. а) "Обломов". И. А. Гончаров. (Дом Обломова);

б) "Отцы и дети". И. С. Тургенев (Дом стариков Базаровых).

5. Митрофан - "являющий свою мать", т. е. похожий на свою мать. (Д. И. Фонвизин. "Недоросль").

Лариса - чайка. (А. Н. Островский "Бесприданница").

Осип - народная форма имени Иосиф - приумножить, добавить. (Н. В. Гоголь "Ревизор").

Софья - мудрость (Д. И. Фонвизин "Недоросль", А. С. Грибоедов "Горе от ума").

Светлана - светлая, ясная (В. А. Жуковский "Светлана").

Эраст - прелестный, милый (Н. М. Карамзин "Бедная Лиза").

Катерина - всегда чистая (А. Н. Островский "Гроза").

6. Ясная Поляна - Л. Н. Толстой.

Тарханы - М. Ю. Лермонтов.

Михайловское - А. С. Пушкин.

г. Нежин - Н. В. Гоголь.

Спасское-Лутовиново - И. С. Тургенев.

Нижний Новгород-А. М. Горький.

Замоскворечье - А. М. Островский.

7. "Бежин луг", "Записки охотника", "Накануне", "Дворянское гнездо", "Вешние воды".

8. Эпиграмма - один из видов сатирической поэзии, небольшое стихотворение, осмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

Баллада - жанр лирической поэзии, небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого необычный случай или событие.

Эпитафия - надгробная надпись, обычно стихотворная, нередко в форме эпиграммы.

Сонет - стихотворение из 14 строк, построенное по строгой строфической схеме: 2 четверостишия и 2 трехстишия (имеет чередование пяти рифм).

Басня - краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Цель басни - осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. Действующие лица басни - условные басенные звери.

Мелодрама - драматическое произведение, в котором неправдоподобные положения сочетаются с преувеличенной чувствительностью, а герои - либо злодей, либо образцы добродетели.

9. Художники-передвижники:

Перов ("Чаепитие в Мытищах", "Проповедь в сельском храме", "Проводы покойника", "Тройка").

Репин ("Бурлаки", "Не ждали", "Отказ от исповеди", "Арест пропагандиста" и др.).

Пукирев ("Неравный брак").

Якоби ("Привал арестантов").

Маковский ("Студенческая вечеринка", "В гостях у сына").

Федотов.

Крамской.

Савицкий.

Шишкин и др.

Рекомендуем посмотреть:

Урок литературы, 10 класс. Сочинение по драме «Гроза». Конспект

Урок литературы, 10 класс. Творчество Достоевского

Урок литературы «Петербург Достоевского по роману «Преступление и наказание»», 10 класс

Урок литературы, 10 класс. Наташа Ростова

Литературный спектакль для старшеклассников. Сценарий

Нет комментариев. Ваш будет первым!