Материалы для учителя литературы. Методика преподавания литературы.
Внеклассная работа по предмету литература.
Конспекты уроков, разработанные разными учителями, но объединенные подходом в преподавании литературы. Авторы всех представленных уроков стремятся сделать свой предмет любимым и значимым для каждого ученика. Предложенные разработки учебных занятий иллюстрируют возможности использования активных форм обучения, реализуемых в ходе нестандартных уроков (интегрированный, урок-исследование, урок-консультация, урок-встреча, урок-пролог и так далее).
Литературная викторина с ответами. Д. И. Фонвизин «Недоросль» 1. Кого из героев «Недоросля» «награждают» такими определениями? а) «скот», «воровская харя», «болван», «мошенник», б) «друг мой сердечный», «одно мое утешение», «душенька»; в) «стара хрычовка», «бестия», «старая ведьма», «собачья дочь», «скверная харя» |
|
Древнерусская литература. Литературная викторина с ответами «Слово о полку Игореве» Ведущий читает цитату. Игроки внимательно слушают Как только догадываются, о ком речь, поднимают руку и в случае правильного ответа получают жетон. Можно разделить участников викторины на команды или пары |
|
В литературной гостиной у Б. Л. Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой сути...» Цели: познакомить учащихся с личностью поэта, особенностями его творчества; обучать выразительному чтению; воспитывать художественный вкус. Оборудование: портрет писателя; фрагменты из музыкальных произведений (Рахманинов, 2-й концерт, часть 2-я; Органная месса И.-С. Баха; П. И. Чайковский «Времена года», «Май»; Дж. Верди «Времена года», «Лето»); видеомагнитофон, фрагменты из документального фильма «Нобелевские лауреаты», свеча, цветы, пианино. |
|
Заочная экскурсия в село Константиново Рязанской области «В гостях у поэта. Сергей Есенин» Оформление: портрет Сергея Есенина, фотографии государственного музея-заповедника С. А. Есенина, отрывки из стихотворений поэта, картины природы, музыкальное сопровождение; романсы на стихи С. Есенина «Письмо матери», «Отговорила роща золотая...». |
|
Литературная композиция, посвященная жизни и творчеству Николая Алексеевича Некрасова «Это было раненое сердце...» Ход мероприятия 1-й чтец. Поэт в России - больше, чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться Лишь тем, в ком бродит |
|
Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 класса. Тема: «И вот они опять, знакомые места...». Цели: - открыть перед учащимися удивительный мир детства русских писателей, неповторимую красоту литературных мест, связанных с жизнью и творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Максима Горького; - расширить кругозор учащихся и обогатить их знания о писателях; - прививать любовь учащихся к «родному пепелищу», своей «малой родине», родному дому. |
|
Инсценировки по произведениям Пушкина для старших классов 9-11 класс Алексей (на авансцене, разочарованный) Нет, нет, не должен я, не смею, не могу Волнениям любви безумно предаваться; Спокойствие мое я строго берегу |
|
Инсценировка по поэмам А.С. Пушкина для старшеклассников Кавказский пленник Чтец 1. В ауле, на своих порогах, Черкесы праздные сидят. Сыны Кавказа говорят О бранных, гибельных тревогах |
|
Литературный КВН для школьников средних классов «Древнерусская литература» 1-й конкурс «Приветствие». Команды по жребию выходят на сцену и представляются, называя девиз, приветствие соперникам и само название команды. Конкурс оценивается по пятибалльной системе. |
|
Игра викторина для учащихся средних классов с ответами «В стране чудес» И начинается рассказ, Где ждут вас превращения. Не обойдется без прикрас Рассказ мой, без сомненья. Страна Чудес встречает нас, Страна воображения. |
|
Викторины для учащихся 5-7 класса «Сказы Урала» Викторина «Тайна малахитовой шкатулки» по творчеству П. П. Бажова Разрешите представиться... 1. «Платье на ней... меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью сверкает...» (Хозяйка Медной горы из сказа «Медной горы Хозяйка».) 2. «Старушка, ласковая да словоохотливая, а трав, да корешков, да цветков всяких у ней насушено да навешено по всей избе». (Вихориха из сказа «Каменный цветок».) |
|
Литературная викторина для школьников средних классов «Творчество Н. В. Гоголя Гоголевская викторина 1. Будущий писатель появился на свет в селе Великие Сорочинцы Полтавской губернии в этот весенний день. Кто этот писатель и что это за день? (1 апреля 1809 года или 20 марта (старый стиль), Гоголь.) 2. О ком Н. В. Гоголь говорил: «Ничего не предпринимал я, ничего не писал я без его совета»? (О Пушкине.) |
|
Игра викторина по повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» 1-й тур «Ночь перед Рождеством». Знаете ли вы... - должностное лицо, которому кузнец Вакула выкрасил дощатый забор в Полтаве? (Сотник.) - предмет домашнего обихода, в котором хранили добро? (Сундук.) - казака, который, согласно молве, был немного сродни чёрту? (Пацюк.) |
|
Игра викторина с ответами по произведению Михаила Михайловичи Пришвина «Кладовая солнца» 1-й тур. 1. Кто раньше всех догадался, почему про Настю говорили, что она была «как Золотая Курочка на высоких ножках»? («Волосы у нее ... отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх».) |
|
Литературная викторина с ответами. Николай Семёнович Лесков «Левша» Кому принадлежат приведённые ниже слова и как вы их понимаете? «Вот если бы у меня был хотя один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а того мастера сейчас же благородным сделал». (Император.) «Это, - говорит, - ваше величество, точно, что работа очень тонкая и интересная, но только нам этому удивляться с одним восторгом чувств не следует, а надо бы подвергнуть её русским пересмотрам в Туле...» (Платов.) |