Литература

Материалы для учителя литературы. Методика преподавания литературы.

Внеклассная работа по предмету литература.

Конспекты уроков, разработанные разными учителями, но объединенные подходом в преподавании литературы. Авторы всех представленных уроков стремятся сделать свой предмет любимым и значимым для каждого ученика. Предложенные разработки учебных занятий иллюстрируют возможности использования активных форм обучения, реализуемых в ходе нестандартных уроков (интегрированный, урок-исследование, урок-консультация, урок-встреча, урок-пролог и так далее).

В литературной гостиной у Б. Л. Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой сути...»

Цели: познакомить учащихся с личностью поэта, особенностями его творчества; обучать выразительному чтению; воспитывать художественный вкус.

Оборудование: портрет писателя; фрагменты из музыкальных произведений (Рахманинов, 2-й концерт, часть 2-я; Органная месса И.-С. Баха; П. И. Чайковский «Времена года», «Май»; Дж. Верди «Времена года», «Лето»); видеомагнитофон, фрагменты из документального фильма «Нобелевские лауреаты», свеча, цветы, пианино.

Заочная экскурсия в село Константиново Рязанской области «В гостях у поэта. Сергей Есенин»

Оформление: портрет Сергея Есенина, фотографии государственного музея-заповедника С. А. Есенина, отрывки из стихотворений поэта, картины природы, музыкальное сопровождение; романсы на стихи С. Есенина «Письмо матери», «Отговорила роща золотая...».

Литературная композиция, посвященная жизни и творчеству Николая Алексеевича Некрасова «Это было раненое сердце...»

Ход мероприятия

1-й чтец.

Поэт в России - больше, чем поэт.

В ней суждено поэтами рождаться

Лишь тем, в ком бродит

Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 класса. Тема: «И вот они опять, знакомые места...».

Цели:

- открыть перед учащимися удивительный мир детства русских писателей, неповторимую красоту литературных мест, связанных с жизнью и творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Максима Горького;

- расширить кругозор учащихся и обогатить их знания о писателях;

- прививать любовь учащихся к «родному пепелищу», своей «малой родине», родному дому.

Инсценировки по произведениям Пушкина для старших классов 9-11 класс

Алексей (на авансцене, разочарованный)

Нет, нет, не должен я, не смею, не могу

Волнениям любви безумно предаваться;

Спокойствие мое я строго берегу 

Инсценировка по поэмам А.С. Пушкина для старшеклассников

Кавказский пленник

Чтец 1.

В ауле, на своих порогах,

Черкесы праздные сидят.

Сыны Кавказа говорят

О бранных, гибельных тревогах

Литературный КВН для школьников средних классов «Древнерусская литература»

1-й конкурс «Приветствие».

Команды по жребию выходят на сцену и представляются, называя девиз, приветствие соперникам и само название команды.

Конкурс оценивается по пятибалльной системе.

Игра викторина для учащихся средних классов с ответами «В стране чудес»

И начинается рассказ,

Где ждут вас превращения.

Не обойдется без прикрас

Рассказ мой, без сомненья.

Страна Чудес встречает нас,

Страна воображения.

Викторины для учащихся 5-7 класса «Сказы Урала»

Викторина «Тайна малахитовой шкатулки» по творчеству П. П. Бажова

Разрешите представиться...

1. «Платье на ней... меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью сверкает...» (Хозяйка Медной горы из сказа «Медной горы Хозяйка».)

2. «Старушка, ласковая да словоохотливая, а трав, да корешков, да цветков всяких у ней насушено да навешено по всей избе». (Вихориха из сказа «Каменный цветок».)

Литературная викторина для школьников средних классов «Творчество Н. В. Гоголя

Гоголевская викторина

1. Будущий писатель появился на свет в селе Великие Сорочинцы Полтавской губернии в этот весенний день. Кто этот писатель и что это за день?

(1 апреля 1809 года или 20 марта (старый стиль), Гоголь.)

2. О ком Н. В. Гоголь говорил: «Ничего не предпринимал я, ничего не писал я без его совета»? (О Пушкине.)

Игра викторина по повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»

1-й тур «Ночь перед Рождеством».

Знаете ли вы...

- должностное лицо, которому кузнец Вакула выкрасил дощатый забор в Полтаве? (Сотник.)

- предмет домашнего обихода, в котором хранили добро? (Сундук.)

- казака, который, согласно молве, был немного сродни чёрту? (Пацюк.)

Игра викторина с ответами по произведению Михаила Михайловичи Пришвина «Кладовая солнца»

1-й тур.

1. Кто раньше всех догадался, почему про Настю говорили, что она была «как Золотая Курочка на высоких ножках»? («Волосы у нее ... отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх».)

Литературная викторина с ответами. Николай Семёнович Лесков «Левша»

Кому принадлежат приведённые ниже слова и как вы их понимаете?

«Вот если бы у меня был хотя один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а того мастера сейчас же благородным сделал». (Император.)

«Это, - говорит, - ваше величество, точно, что работа очень тонкая и интересная, но только нам этому удивляться с одним восторгом чувств не следует, а надо бы подвергнуть её русским пересмотрам в Туле...» (Платов.)

Литературная викторина по творчеству М. Ю. Лермонтова «Да, были люди в наше время...»

1. Назовите произведения М. Ю. Лермонтова, из которых приведены строки:

Да были люди в наше время... («Бородино».)

Сколько горьких слёз украдкой

Я в ту ночь пролью... (Казачья колыбельная песня.)

Литературная викторина по повести А. С. Пушкина «Дубровский» для школьников 6 класса

1. Сколько гончих и борзых было на псарном дворе Кирилы Петровича? А сколько собак было у Дубровского?  (12 гончих, 14 борзых; около 4 - 5.)

2. В какие моменты жизни Кирила Петрович насвистывал мотив «Гром победы раздавайся»? Назовите их.   (Во время обхода псарни.)