Литература

Материалы для учителя литературы. Методика преподавания литературы.

Внеклассная работа по предмету литература.

Конспекты уроков, разработанные разными учителями, но объединенные подходом в преподавании литературы. Авторы всех представленных уроков стремятся сделать свой предмет любимым и значимым для каждого ученика. Предложенные разработки учебных занятий иллюстрируют возможности использования активных форм обучения, реализуемых в ходе нестандартных уроков (интегрированный, урок-исследование, урок-консультация, урок-встреча, урок-пролог и так далее).

Игра по литературе для школьников старших классов «Следствие ведут знатоки литературы»

Эта игра для ищущих и любознательных. Каждое произведение имеет не только своего автора, но историю своего возникновения. При внимательном и вдумчивом прочтении произведения может обнаружиться немало интересного и увлекательного.

Цель игры: расширить кругозор учащихся, ориентировать на глубоко осмысленное прочтение не только художественной, но и специальной, научно-познавательной литературы.

Литературная викторина по сказкам Братьев Гримм для школьников

1-й этап. Найди заблудившуюся сказку.

«Храбрый портняжка», «Калиф-аист», «Лиса и гуси», «Умная Эльза», «Король Дроздобород», «Спящая красавица», «Госпожа Метелица», «Семеро храбрецов».

2-й этап. Угадай сказку.

«На краю леса, в маленькой избушке одиноко жила бедная вдова. Перед избушкой у неё был сад, а в саду росли два розовых куста...» («Беляночка и Розочка».)

Викторина «Что? Где? Когда?» Какие бывают мифы?

1-й этап. «Мифы о Геракле»

1. Сколько подвигов совершил Геракл? Какие это подвиги? (12. Немейский лев, лернейская гидра, стимфалийские птицы, керенейская лань, эриманфский вепрь, авгиевы конюшни, критский бык, кони Диамеда, пояс Ипполиты, коровы Гериона, кербер, яблоки Гесперид.)

2. Кто и почему дал прозвище «Геракл» греческому народному герою Алкиду? (Гера.)

3. Какую одежду носил Геракл? (Шкуру льва.)

4. Какой подвиг Геракл совершил ещё младенцем?  (Задушил двух змей.)

Викторины по литературе с ответами для учащихся 9-11 классов

По начальным строкам узнайте произведение, его автора.

1. «В середине августа, перед рождением молодого месяца вдруг наступила отвратительная погода». (А. И. Куприн «Гранатовый браслет».)

2. «Мой слуга, повар и спутник на охоте - полесовщик Яр- мола вошел в комнату». (А. И. Куприн «Олеся».)

Литературная викторина, посвященная творческому пути Марины Цветаевой «Красною кистью рябина зажглась...»

1. Какая связь существует между стихотворением и поэтессой?

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело - измена, мне имя - Марина,

Я бренная пена морская.

Литературная викторина по роману И. А. Гончарова «Обломов». В художественном мире Гончарова

Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить «Обломова».

И. С. Тургенев

1. В каком городе и на какой улице жил Обломов?  (Улица Гороховая, город Петербург.)

2. Кто о ком сказал: «Там кума моя живет: у нее свой дом, с большими огородами. Она женщина благородная, вдова, с двумя детьми...»  (Тарантьев о Пшеницыной.)

Литературная викторина по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Некрасовская Русь: знаешь ли ты ее?

1. Название одной из песен Гриши Добросклонова? («Родина».)

2. Как называется глава из первой части поэмы, где странники относятся к господам «уж с явной иронией»?  («Помещик».)

3. Первый в поэме стихийный народный бунтарь со своей крестьянской философией?

Литературная викторина по поэме И. В. Гоголя «Мертвые души». Путешествие по России с П. И. Чичиковым

Глава II. Манилов

1. Чем не могла «заманить» деревня Маниловка?

(Своим местоположением.)

2. Где стоял господский дом?

(Одиночкой на юру, открытом всем ветрам.)

Викторины по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Викторина по роману «Онегин - добрый мой приятель...»

1. К кому из героев обращены эти строки? Кто воспользовался этими словами и о ком сказал ими?

Цвела, как ландыш потаенный,

Не знаемый в траве глухой

ни мотыльками, ни пчелой.

(К Ольге. Белинский, используя эту цитату, говорит о Татьяне.)

 Литературная игра по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Конспект «Опять увидеть суждено мне...»

I. Узнать по словесному портрету действующее лицо.

1. Известный человек, солидный,

И знаков тьму отличья нахватал,

Не по летам и чин завидный,

Не нынче-завтра генерал. (Скалозуб.)

Литературно-познавательная викторина по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова в 6-7-х классах «Два гения русской поэзии»

1. О творчестве А.С. Пушкина в стихах и прозе.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Кукольный спектакль «Доброе сердце дороже красоты» (по мотивам книги П. Лебеденко «Сказки Тихого Дона»)

Действующие лица

Баба Груша, пожилая казачка

Дед Митяй

Мальчик Ваня

Груня, девушка-казачка с добрым сердцем

Театрализованная программа с викториной по произведениям писателя «В гости к Шолохову»

Ведущий 1. У каждого человека на Земле есть самый дорогой сердцу уголок.

Ведущий 2

Люблю свой край, простор родимый,

Станицы, рощи, хутора,

Широкий Дон, ковыль, гонимый

Низовым ветром. До утра. 

Литературные викторины для школьников 7-8 класса

Викторина №1

1. Кодовое слово, по которому открывались двери одной подземной сокровищницы? (Сезам.)

2. Краткий иносказательный рассказ в стихах или прозе с нравоучительным выводом? (Басня.)

3. Самый богатый селезень в мире? (Скрудж.)

4. Русский писатель, автор рассказа «Белый пудель»? (А. И. Куприн.)

Конспект урока внеклассного чтения для 5 класса

Автор: Ровенская Татьяна Николаевна, учитель-дефектолог, учитель русского языка и чтения КС КОУ ОО «Орловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида», г. Орёл

Описание материала: предлагаю методическую разработку урока внеклассного чтения по теме «Весна, весна! И все е рады…»  для учащихся 5 класса (11-12 лет), обучающихся в специальных (коррекционных) школах  8 вида