1-й чтец.
Поэт в России - больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
Лишь тем, в ком бродит
гордый дух гражданства!
Кому уюта нет, покоя нет.
Поэт в ней - образ века своего
И будущего призрачный прообраз.
Поэт подводит, не впадая в робость,
Итог всему, что было до него...
Ведущий (на фоне музыки).
Никогда великие поэты России не были людьми равнодушными, никогда не стояли в стороне от общественной жизни.
Когда-то Герцен привел список борцов, павших за свободу от руки самодержавия.
Это:
- ...повешенный Рылеев.
- Убитые на дуэли Пушкин и Лермонтов.
- Посланный на верную смерть Грибоедов.
- Белинский, убитый голодом и нищетой в 37 лет.
- Бестужев, погибший на Кавказе после сибирской ссылки.
- Погубленный жесточайшей ссылкой Шевченко.
И этот список далеко не полон. Печально справедливы слова Кюхельбекера: «Горька судьба поэтов всех времен. Тяжелее всех судьба казнит Россию».
2-й чтец. Николая Алексеевич Некрасов. Поэт-гражданин, поэт-трибун. Человек удивительной судьбы.
Деятельность Некрасова была необычайно многогранна. Находясь на протяжении почти четырех десятилетий в самом центре идейно-художественной жизни России, он был непосредственным участником весьма важных общественно-литературных событий, был связан со множеством людей.
3-й чтец. Белинский и Герцен, Чернышевский и Добролюбов, Тургенев и Лев Толстой, Островский и Салтыков- Щедрин, Гончаров и Фет - каждый из них занимает то или иное место в писательской и личной биографии Некрасова.
И. С. Тургенев писал Некрасову: «Твоя жизнь именно из тех, которые... должны быть рассказаны, потому что представляют много такого, чему не одна русская душа отзовется».
Ведущий. Наше мероприятие - лишь малая дань уважения замечательному русскому поэту. Сегодня мы поведем разговор о жизни и творчестве Николая Алексеевича Некрасова. Попытаемся ответить на вопрос о том, каким должен быть поэт, почитаем его стихи,
Николай Алексеевич Некрасов родился в местечке Немиров Подольской губернии.
В конце 1821 года семья переехала в Ярославскую губернию, в свое родовое имение Грешнево.
Маленький Некрасов обладал удивительной памятью. И, несмотря на то, что ему было всего около трех лет, он на всю жизнь запомнил, как экипаж, в котором он вместе с братьями и сестрами очень долго ехал, остановился у подъезда, как внесли его на руках в темные комнаты, в одной из них был наполовину разобран пол, а в другой он увидел двух старушек в очках, сидевших перед нагоревшей свечкой и вязавших чулки... Это были мать и тетка Алексея Сергеевича, отца поэта.
Так началась новая жизнь в родовой усадьбе, оставившая глубокий след в душе будущего поэта.
Чтецы (несколько человек).
РОДИНА
И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства;
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов,
Где было суждено мне божий свет увидеть,
Где научился я терпеть и ненавидеть,
Но, ненависть в душе постыдно притая,
Где иногда бывал помещиком и я;
Где от души моей, довременно растленной,
Так рано отлетел покой благословенный
И неребяческих желаний и тревог
Огонь томительный до срока сердце жег...
Воспоминания дней юности - известных
Под громким именем роскошных и чудесных, -
Наполнив грудь мою и злобой и хандрой,
Во всей красе проходят предо мной...
Вот темный, темный сад... Чей лик в аллее дальной
Мелькает меж ветвей, болезненно-печальный?
Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!
Навеки отдана угрюмому невежде,
Не предавалась ты несбыточной надежде –
Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы...
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;
Она была горда, упорна и прекрасна,
И все, что вынести в тебе достало сил,
Предсмертный шепот твой губителю простил?..
И ты, делившая с страдалицей безгласной
И горе и позор судьбы ее ужасной.
Тебя уж также нет, сестра души моей!
Из дома крепостных любовниц и псарей
Гонимая стыдом, ты жребий свой вручила
Тому, которого не знала, не любила...
Но матери своей печальную судьбу
На свете повторив, лежала ты гробу
С такой холодною и строгою улыбкой,
Что дрогнул сам палач, заплакавший ошибкой.
Вот серый, старый дом... Теперь он пуст и глух:
Ни женщин, ни собак, ни гаеров, ни слуг,
А встарь?.. Но помню я: здесь что-то всех давило,
Здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло.
Я к няне убегал... Ах, няня! Сколько раз
Я слезы лил о ней в тяжелый час;
При имени ее впадая в умиленье,
Давно ли чувствовал я к ней благоговенье?..
Ее бессмысленной и вредной доброты
На память мне пришли немногие черты,
И грудь моя полна враждой и злостью новой...
Нет! В юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет;
Но все, что, жизнь мою опутав с первых лет,
Проклятьем на меня легло неотразимым, -
Всему начало здесь, в краю моем родимом!..
Я с отвращением кругом кидаю взор,
С отрадой вижу я, что срублен темный бор –
В томящий летний зной защита и прохлада, -
И нива выжжена, и праздно дремлет стадо.
Понурив голову над высохшим ручьем,
И набок валится пустой и мрачный дом,
Где вторил звону чащ и гласу ликований
Глухой и вечный гул подавленных страданий,
И только тот один, кто всех собой давил,
Свободно и дышал, и действовал, и жил...
Ведущий. Отец Некрасова был грубый, невежественный, жестокий и деспотичный помещик. Алексей Сергеевич увлекался псовой охотой и держал крепостных охотников. Был у него и оркестр музыкантов, для которых он построил специальный флигель.
Он часто устраивал охотничьи выезды, любил веселую компанию, кутежи. Высокий ростом, девяти пудов веса, черноволосый красавец, Алексей Сергеевич много занимался своей наружностью. Его энергия нередко переходила в самодурство.
4-й чтец.
А ночью свечи зажжены,
Обычный пир кипит мятежно.
И бледный мальчик у стены
Прижавшись, слушает прилежно.
И смотрит жадно (узнаю
Привычку детскую мою).
Что слышит? Песни удалые
Под топот пляски удалой;
Глядит, как чаши круговые
Пустеют быстрой чередой
Как на лету куски хватают
И рот захлопывают псы,
Как на тени растут, кивают
Большие дядины усы...
(Отрывок из поэмы «Несчастные».)
Ведущий (на фоне музыки).
Светлым лучом в детской жизни поэта была мама - образованная, культурная, чуткая женщина.
Может быть, ни один поэт не посвятил столько проникновенных строк своей матеря, как Некрасов.
Во всем противоположная своему мужу, Елена Андреевна горячо любила своих детей и посвящала им все время. Часто она читала детям сказки, рассказывала о великих писателях - Данте, Шекспире, знакомила их с бессмертными образами мировой литературы.
Всеми силами старалась она оберегать детей от деспотизма мужа и не давала проникнуть тлетворному влиянию пороков в их восприимчивые сердца. Когда в барской столовой раздавались пьяные голоса хозяина и гостей, Елена Андреевна уводила детей в дальние комнаты. Многие часы проводили они вместе. Не раз случалось им, обнявшись, плакать где-нибудь украдкой.
Из тьмы детских переживаний Некрасову всю жизнь светили добрые и внимательные глаза матери. Она оказала огромное влияние на формирование взглядов Некрасова, на его духовное и нравственное развитие.
5-й чтец.
РЫЦАРЬ НА ЧАС
Повидайся со мною, родимая!
Появись легкой тенью на миг!
Всю ты жизнь прожила нелюбимая.
Всю ты жизнь прожила для других,
С головой, бурям жизни открытою,
Весь свой век под грозою сердитою
Простояла ты - грудью своей
Защищая любимых детей.
И гроза над тобой разразилася!
Ты, не дрогнув, удар приняла,
За врагов, умирая, молилася,
На детей милость бога звала.
Неужели за годы страдания
Тот, кто столько тобою был чтим,
Не пошлет тебе радость свидания
С погибающим сыном твоим?..
Я кручину мою многолетнюю
На родимую грудь изолью,
Я тебе мою песню последнюю,
Мою горькую песню спою.
О прости! То не песнь утешения,
Я заставлю страдать тебя вновь,
Но я гибну - и ради спасения
Я твою призываю любовь!
Я пою тебе песнь покаяния,
Чтобы кроткие очи твои
Смыли жаркой слезою страдания
Все позорные пятна мои!
Чтоб ту силу свободную, гордую,
Что в мою заложила ты грудь,
Укрепила ты волею твердою
И на правый поставила путь...
Треволненья мирского далекая,
С неземным выраженьем в очах,
Русокудрая, голубоокая,
С тихой грустью на бледных устах,
Под грозой величаво-безгласная –
Молода умерла ты, прекрасная,
И такой же явилась ты мне
При волшебно светящей луне.
Да! Я вижу тебя, бледнолицую,
И на суд твой себя отдаю.
Не робеть перед правдой-царицею
Научила ты музу мою:
Мне не страшны друзей сожаления,
Не обидно врагов торжество,
Изреки только слово прощения,
Ты, чистейшей любви божество!
Ведущий. Не меньшую роль в детских впечатлениях Некрасова сыграла великая русская многоводная река Волга, протекавшая недалеко от Грешнева. Волга принесла и много радостей, и много огорчений будущему поэту.
Вместе с деревенскими своими друзьями он часто бывал на волжском берегу.
Здесь подросток был потрясен до глубины души, когда впервые увидел бурлаков. Их тяжелый, нечеловеческий труд, их крики и стоны испугали, оглушили его, заставили рано задуматься над такими вопросами, которые обычно не приходят детям.
Чтецы.
НА ВОЛГЕ
О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Иду на помощь к рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке.
Брожу с ружьем по островам.
То, как играющий зверок,
С высокой кручи на песок
Скачусь, то берегом реки
Бегу, бросая камешки,
И песню громкую пою
Про удаль раннюю мою...
Тогда я думать был готов,
Что не уйду я никогда
С песчаных этих берегов.
И не ушел бы никуда –
Когда б, о Волга! Над тобой
Не раздавался этот вой!
Давным-давно, в такой же час,
Его услышав в первый раз,
Я был испуган, оглушен.
Я знать хотел, что значит он,
И долго берегом реки
Бежал. Устали бурлаки,
Котел с расшивы принесли,
Уселись, развели костер
И меж собою повели
Неторопливый разговор.
- Когда-то в Нижний попадем? –
Один сказал: - Когда б попасть
Хоть на Илью... - «Авось придем,
Другой, с болезненным лицом,
Ему ответил. - Эх, напасть!
Когда бы зажило плечо,
Тянул бы лямку, как медведь,
А кабы к утру умереть –
Так лучше было бы еще...»
Он замолчал и навзничь лег.
Я этих слов понять не мог,
Но тот, который их сказал,
Угрюмый, тихий и больной,
С тех пор меня не покидал!
Он и теперь передо мной:
Лохмотья жалкой нищеты,
Изнеможенные черты
И, выражающий укор,
Спокойно-безнадежный взор...
Без шапки, бледный, чуть живой,
Лишь поздно вечером домой
Я воротился. Кто тут был –
У всех ответа я просил
На то, что видел, и во сне
О том, что рассказали мне,
Я бредил. Няню испугал:
«Сиди, родименький, сиди!
Гулять сегодня не ходи!»
Но я на Волгу убежал.
Бог весть, что сделалось со мной?
Я не узнал реки родной:
С трудом ступает на песок
Моя нога: он так глубок;
Уж не манит на острова
Их ярко-свежая трава,
Прибрежных птиц знакомый крик
Зловещ, пронзителен и дик,
И говор тех же милых волн
Иною музыкою полн!
О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки, -
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!..
Ведущий. А за домом - только выйди за ограду густо разросшегося сада - Владимирка - дорога кандального звона.
Этой дорогой шла Россия, скованная по рукам и ногам, но не сломленная, а гневная и сильная.
На этой дороге мужала муза народного поэта. Здесь он учился любить и ненавидеть.
Шли годы... Позади гимназия, где Некрасов начал писать стихи.
Вскоре будущий поэт приезжает в Петербург, великолепный и огромный город. Он увидел большие дома, в которых, как казалось ему, могло жить только счастье, красивые магазины, театры...
И почти сразу же он узнал, что у прекрасных домов есть чердаки и подвалы, где воздух сыр и зловреден, где душно и темно и где на голых досках, на полусгнившей соломе в грязи, стуже и голоде влачатся нищета, несчастье и преступление. Узнал, что есть несчастливцы, которым нет места даже на чердаках и подвалах, потому что есть счастливцы, которым тесны целые дома.
За что только не брался он в эти годы, чтобы добыть хоть несколько копеек! Иногда он по утрам отправлялся на Сенную площадь, где были торговые ряды, и там за пятачок или кусок хлеба писал крестьянам письма и прошения. А если такой работы не находилось, то шел в казначейство и там расписывался за неграмотных. Он переписывал бумаги, роли, давал уроки за грошовую плату, составлял по заказу афиши, азбуки, объявления. Позднее по заказу же в силу крайней нужды писал водевили, пародии, переделывал или пересказывал чужие рассказы...
- Ровно три года, - говорил много лет спустя Некрасов одному из своих знакомых, - я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день.
Некрасов дал себе слово не умереть на чердаке. «Нет, - думал он, - будет и тех, которые погибли прежде меня, - я пробьюсь во что бы то ни стало. Лучше по Владимирке пойти, чем околевать беспомощным, забитым и забытым всеми».
Так уже с ранних лет нашел Некрасов свою дорогу. Здесь родилась его поэтическая муза, которую он назвал «сестрой народа». Она носила в себе и черты простой крестьянки, и черты рано умершей родной матери.
Чтец. ВЧЕРАШНИЙ ДЕНЬ, ЧАСУ В ШЕСТОМ...
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал; «Гляди!
Сестра твоя родная!»
Ведущий. Необыкновенно труден был жизненный путь Некрасова, и на этом пути его поэзия стала песней борьбы и труда.
Ф. М. Достоевский сказал о Некрасове: «Это было раненое сердце, раз на всю жизнь, и незаживающая рана эта была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости... что гнетет нашу русскую женщину, нашего ребенка в русской семье, нашего простолюдина в горькой доле его».
Обостренная способность сострадания, сердечного сочувствия, какой обладал Некрасов, позволяла ему до такой степени проникаться чужим строем чувств, что в момент творчества этот строй становился как бы его собственным. В результате в его поэзии появляется множество лирических героев-персонажей, каждый из которых обладает своим «голосом».
Чтец. Женщины русские! В тяжкой неволе, выполняя самую трудную работу по дому и в поле, недосыпая ночами, растили они детей.
Такова судьба и Матрены Тимофеевны и солдатской матери Орины, и Дарьи, и тысяч других женщин царской России.
Чтец (отрывок из стихотворения «Тройка»),
От работы и черной и трудной
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.
И в лице твоем, полном движенья,
Полном жизни, - появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.
И схоронят в сырую могилу,
Как пройдешь ты тяжелый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.
Ведущий. В поэме «Мороз, Красный нос» Некрасов изобразил характер русской женщины, ее терпение и выносливость, ее доброту, трудолюбие, величие и поэтичность ее души, что дух ее не сломлен, хотя нет ничего на свете тяжелее ее судьбы.
Чтец.
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться.
Вторая - быть матерью сына-раба,
А третья - до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Века протекали - все к счастью стремилось,
Все в мире по нескольку раз изменилось,
Одну только бог изменить забывал
Суровую долю крестьянки.
И все мы согласны, что тип измельчал
Красивой и мощной славянки.
Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» читают учащиеся.
Ведущий. А дети? Каково было их детство?
Учащиеся читают стихотворение «Плач детей».
Равнодушно слушая проклятья
В битве с жизнью гибнущих людей,
Из-за них вы слышите ли, братья,
Тихий плач и жалобы детей?
«В золотую пору малолетства
Всё живое счастливо живет,
Не трудясь, с ликующего детства
Дань забав и радости берет.
Только нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым:
Целый день на фабриках колеса
Мы вертим - вертим - вертим!
Колесо чугунное вертится,
И гудит, и ветром обдает,
Голова пылает и кружится,
Сердце бьется, всё кругом идет:
Красный нос безжалостной старухи,
Что за нами смотрит сквозь очки,
По стенам гуляющие мухи,
Стены, окна, двери, потолки, -
Всё и все! Впадая в исступленье,
Начинаем громко мы кричать:
- Погоди, ужасное круженье!
Дай нам память слабую собрать! –
Бесполезно плакать и молиться,
Колесо не слышит, не щадит:
Хоть умри - проклятое вертится,
Хоть умри - гудит - гудит - гудит!
Где уж нам, измученным в неволе,
Ликовать, резвиться и скакать!
Если б нас теперь пустили в поле,
Мы в траву попадали бы - спать.
Нам домой скорей бы воротиться,-
Но зачем идем мы и туда?..
Сладко нам и дома не забыться:
Встретит нас забота и нужда!
Там, припав усталой головою
К груди бледной матери своей,
Зарыдав над ней и над собою,
Разорвем на части сердце ей...
Ведущий. Остальные стихи Некрасова, посвященные русским детям, родились в минуты душевного спокойствия и той умиротворенности, в какую всегда погружался поэт, оказавшись наедине с природой или среди людей деревни.
Чтец. Играйте же, дети, растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой –
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!
Ведущий. Некрасов создал поэзию, выражающую душу народа. Говоря о страданиях простых людей, поэт в то же время подчеркивал богатырство этого народа, у которого «топоры лежали до поры».
Послушаем Некрасова.
Ученики читают стихотворения «В полном разгаре страда деревенская», «Школьник».
Чтец.
А потому терпели мы
Что мы - богатыри.
В том богатырство русское.
Ты думаешь, Матренушка,
Мужик - не богатырь?
И жизнь его не ратная,
И смерть ему не писана
В бою - а богатырь!
Цепями руки скручены,
Железом ноги скованы,
Спина... леса дремучие
Прошли по ней - сломалися.
А грудь? Илья-пророк
По ней гремит-катается
На колеснице огненной...
Все терпит богатырь!
И гнется, да не ломится,
Не ломится, не валится...
Ужель не богатырь?
Чтец.
Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ!
И бросить хоть единый луч сознанья
На путь, которым бог тебя ведет...
Ведущий. Именем Некрасова может быть обозначена целая эпоха в художественном развитии нашей страны. Он отдал свой великий талант, свет благородной души служению народу, борьбе за его счастье. Взволнованное слово поэта морем разливалось по всей стране, внушало ненависть к угнетению, веру в свободу человека.
Дай, Некрасов, уняв мою резвость,
Боль иссеченной музы твоей –
У парадных подъездов, у рельсов
И в просторах лесов и полей.
Дай твоей неизящности силу.
Дай мне подвиг мучительный твой,
Чтоб идти, волоча всю Россию,
Как бурлаки идут бечевой.
Литература
1. Ганжина, Н. Ю. Литературная гостиная: сценарии литературных вечеров. Викторины. Кроссворды / Н. Ю. Ганжина, Н. Ф. Назарова. - М.: АРКТИ, 2001.
2. Мальцева, К. В. Изучение произведений Н. А. Некрасова в школе / К. В. Мальцева. - М.: Учпедгиз, 1958.
3. Некрасов, Н. А. Стихотворения. Поэмы / Н. А. Некрасов. - М.: Олимп, ACT, 1996.
Автор: О. В. Чурзина
Внеклассное мероприятие по литературе «Путешествие по литературным местам», 5-6 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!