И начинается рассказ,
Где ждут вас превращения.
Не обойдется без прикрас
Рассказ мой, без сомненья.
Страна Чудес встречает нас,
Страна воображения.
1-й этап «Морали Герцогини».
Учитель произносит первую часть пословицы и дожидается, чтобы ребята произнесли вторую часть.
- Жди совета ... (как соловей лета).
- Клюв у каждой птицы... (острее горчицы).
- У каждой птички... (свои привычки).
- Или с глаз моих долой... (или голову твою долой).
- Не спеши языком... (торопись делом).
- Не плюй в колодец... (пригодится воды напиться).
- Любишь кататься... (люби и саночки возить).
2-й этап «Чудесные животные».
1. «Как только наш зелёный проводник исчез, корова потянулась, медленно поднялась на ноги и развернула длинные перепончатые крылья, которые до того были обмотаны вокруг её живота. Корова вздохнула, поглядела на нас большими печальными глазами, потрясла крыльями, смахивая с них пыль, оттолкнулась стоптанными копытами и перелетела через улицу. Летела она как корова - плохо и неумело, но ведь всё-таки летела». (Склисс. К Булычёв. «Сто лет тому вперёд».)
2. «И тут вдруг Пенелопа похолодела от страха: на гребень холма поступью вышел.., похожий на гигантского разноцветного петуха. Он остановился, огляделся вокруг: жестокие зеленовато-золотистые глаза его сверкали, чешуя отливала зелёным, золотым, красным. Когда он повернул голову, Пенелопа услыхала, как зашуршали и заскрипели тершиеся друг о друга чешуйки, увидела как из ноздрей показались струйки голубоватого дыма...» (Василиск. Д. Даррелл. «Говорящий свёрток».)
3. «Взойдя на холм, Пенелопа заглянула в следующую долину... Вдруг она заметила, что какое-то маленькое существо прошмыгнуло из одного куста в другой, но так быстро, что она не успела разобрать, кто это был. Она живо забралась в синий куст и притаилась, выжидая, чтобы животное появилось снова. Оно тут же и выскочило, и Пенелопа тихонько ахнула от удивления и восторга: это была бледно-голубая крошка...»
(Единорог. Д. Даррелл. «Говорящий свёрток».)
4. «Почти в пустыню обратили эти птицы окрестности аркадского города Стимфала. Они нападали на животных и на людей и разрывали их медными когтями и клювами. Но самое страшное было то, что перья этих птиц были из твёрдой бронзы и птицы, взлетев, могли ронять их подобно стрелам на того, кто вздумал бы напасть на них...»
(Стимфалийские птицы. Мифы Древней Греции.)
5. «Едва вернулся Геракл в Тиринф, как снова послал его на подвиг Эврисфей. Это был одиннадцатый подвиг, который должен был совершить Геракл на службе у Эврисфея. Он должен был спуститься в мрачное полное ужасов подземное царство Аида и привести к Эврисфею стража подземного царства - ужасного пса. Три головы было у него. На шее у него извивались змеи, хвост оканчивался головой дракона...
(Цербер. Мифы Древней Греции.)
3-й этап «Портрет Чеширского кота».
Учащиеся с закрытыми глазами рисуют портрет Чеширского кота.
4-й этап «В мире фантастики».
Из каких произведений взяты эти отрывки:
1. «Жил-был в норе под землёй хоббит. Не в какой-то там мерзкой грязной сырой норе, где со всех сторон торчат хвосты червей и противно пахнет плесенью, но и не в сухой песчаной голой норе, где не на что сесть и нечего съесть...»
(Дж. Р. Р. Толкиен. «Хоббит, или Туда и обратно».)
2. «Он нагнулся над чемоданом, отпёр замки, откинул крышку. В чемодане на мягком голубом нейлоне лежал, вытянувшись во весь рост, мальчик с закрытыми глазами...»
(Е. Велтистов. «Электроник - мальчик из чемодана».)
3. Это был необыкновенный шкаф. Он был похож на будку телефона-автомата, но крупнее. Коля подошёл к стеклянной двери и заглянул внутрь. (К. Булычёв. «Сто лет тому вперёд».)
4. Свет перестал существовать для меня в тот день, когда «Наутилус» в первый раз погрузился в воду.
(Ж. Верн. «Двадцать тысяч лье под водой».)
1-й этап «У меня всегда на диво слово каждое правдиво».
1. Что за овощ помог Мюнхгаузену очутиться на луне? (Бобы.)
2. Кого должен был пасти наш герой? (Пчёл.)
3. Из каких веточек выросла беседка? (Из лавровых.)
4. Что произошло с рожком? (Рожок оттаял и сам стал играть.)
2-й этап «Географический конкурс».
В каких странах, морях и океанах побывал барон Мюнхгаузен? (Турция, Италия, Америка, Цейлон, Индия, Россия, Египет, Китай, Англия, Северный полюс и Южный океан.)
3-й этап «Охотники на привале».
1. Однажды во время охоты Мюнхгаузен преследовал зайца целых двое суток. Лишь на третий день ему удалось подстрелить быстроногого зайца. Что помогало косому спасаться от погони так долго? (У этого зайцы кроме обычных ног, были ещё запасные.)
2. В одной из историй барон даёт подробную инструкцию о том, как развести огонь в походных условиях. Вспомните эту инструкцию. (Он изо всей силы кулаком ударил себя по правому глазу, из глаза посыпались искры.)
3. Барон утверждал, что мог легко охотиться без ружья и собаки. Как ему это удавалось? (Из шкуры умершей любимой собаки барон сделал куртку, и всякий раз надевал её на охоту.)
4. Каким образом барон смог поймать целую стаю уток, имея в кармане один кусочек сала и бечёвку? (Он привязал к концу верёвки кусочек сала и так насажал друг на дружку уток.)
4-й этап «В чём истинный смысл?»
1. Из чего был сделан остров, на который попал барон со своей командой? (Из голландского сыра.)
2. Почему жителям острова не приходилось ни сеять, ни пахать? (Хлеб рос печёным.)
3. Какое открытие сделал барон на острове? (Он открыл 7 рек с молоком, 2 -с пивом.)
5-й этап «Найди ошибку».
«Шёл снег... Пришлось ночевать в открытом поле. Кругом ни дерева, ни кустика, только маленький столбик торчал из- под снега. К этому столбику я кое-как привязал своего озябшего верблюда, а сам улёгся тут же, на снегу, и уснул. Когда проснулся, увидел, что лежу не в поле, а в деревне... И куда девался мой верблюд? Вдруг вижу - мой верблюд висит на верху берёзы...» (Мюнхгаузен путешествовал не на верблюде, а на коне; конь оказался не на берёзе, а на крыше колокольни.)
«Но как только я вылез из лодки, на меня набросился огромный тигр. Он растерзал бы меня в одно мгновение, но я ухватил его за хвост и держал его пять дней и пять ночей. Он умер от голода...» (Мюнхгаузен оборонялся не от тигра, а от медведя.)
6-й этап «Внимательный читатель».
1. Что в разговоре барона является предметом особой гордости? (Лошади и собаки.)
2. Кто, по словам барона, его лучшие друзья? (Графы, бароны, князья, султаны.)
3. Кого запряг вместо лошадей в сани барон? (Волка.)
4. Как проявилась находчивость барона, когда утки взлетели в воздух и подняли его к облакам?
5. Почему ружьё не стреляло в уток? (Не было кремня.)
6. Как без выстрела можно подстрелить семь куропаток? (При помощи шомпола.)
7. Чем надо пользоваться, чтобы не испортить пулей шкуру лисы? (Иглой.)
8. Свинья гуляла по лесу, держась за хвостик поросёнка. Почему? (Она была слепая.)
9. Каким образом можно поймать зверя живьём, не истратив ни единого заряда? (Барон спрятался за дерево, кабан налетел на дерево, вонзил в него клыки и застрял.)
10. Вспомните имя верной собаки барона. (Дианка.)
11. Чем сшивал барон две половинки своей лошади? (Лавровыми ветками.)
12. Кого или что кроме лошади удалось оседлать нашему герою? (Пушечное ядро.)
13. К кому барон попал в плен? (К туркам.)
14. Что сделал барон, когда обнаружил пробоину в своём корабле? (Барон сел на эту дырку.)
15. В какую страну отправил султан барона с поручением? (В Египет.)
16. Как рождаются лунные люди? (Надо бросить орехи в кипящую воду, они лопаются и из них выскакивают люди.)
17. Что представлял из себя кулинарный остров, который посетил барон? (Сырный остров, вместо воды - молоко.)
1-й этап.
1. Назовите несколько произведений Жюля Верна, в которых описаны осуществившиеся ныне, но фантастические в XIX веке, проекты. («Таинственный остров», «20 тысяч лье под водой», «С Земли на Луну».)
2. Крупнейший советский палеонтолог и знаменитый писатель-фантаст И. А. Ефремов сказал, что сильнее всего подействовали на его детское воображение и в какой-то степени повлияли на выбор профессии естествоиспытателя два романа Жюля Верна. Скажите, о каких романах идёт речь? («Путешествие к центру Земли», «20 тысяч лье под водой».)
3. Жюля Верна обычно считают развлекателем юношества, но в действительности он является вдохновителем многих научных исканий - заметил академик Ж. Клод, создавший установку для использования термической энергии моря, на эту мысль навели высказывания капитана Немо. Назовите роман, в котором Немо говорит об электрической энергии. («20 тысяч лье под водой».)
4. Когда и где родился Жюль Верн? (1828 г., Нант.)
5. Назовите первое напечатанное произведение Жюля Верна. (1849 г., пьеса в стихах «Сломанные соломинки».)
6. В декабре 1862 года вышел в свет первый роман Жюля Верна и ознаменовал собой рождение нового жанра - научного романа. Назовите роман. («Пять недель на воздушном шаре».)
7. Сколько романов написал Жюль Верн? (Около 70.)
2-й этап «Из какого произведения эти строчки?»
1. «Это был портрет, портрет молодой женщины, совершенная красота которой вдохновила бы живописца. Но полицейский не был художником... Он даже едва рассмотрел её черты. По правде говоря, он ничего не заметил в этом портрете, кроме маленькой надписи «Моему дорогому мужу от Натчи Ладко»...» («Дунайский лоцман».)
2. «Она не была равнодушна к потере нежно любимого брата и к пятну, которым его преступление покрыло честь семьи. Но в то же время её сердце вместе с героем испытывало возмущение...» («Необыкновенные приключения экспедиции Барсака»)
3. «Дункан», отброшенный ураганом со своего пути, нёсся к австрийскому берегу с неудержимой быстротой...» («Дети капитана Гранта».)
4. «От радости не умирают: и отец и дети пришли в себя ещё до того, как шлюпка доставила их на яхту... Вся команда плакала, видя как эти три существа слились в безмолвном объятии...» («Дети капитана Гранта».)
3-й этап.
1. Назовите известный роман, дающий правдивое представление о трагической участи коренного населения Чёрного материка. («Пятнадцатилетний капитан».)
2. Где и когда потерпело крушение судно «Пилигрим» из романа «Пятнадцатилетний капитан»? (43°35' южной широты и 164° 13'западной долготы, 10 февраля.)
4. Какие буквы узнает Динго из романа «Пятнадцатилетний капитан» среди всех букв алфавита? (С и В.)
5. С какой максимальной скоростью продвигалось судно «Пилигрим»? (180 миль в день.)
Викторины с ответами для школьников 5-7 класса на тему «Листая страницы древних книг...»
Лесков «Левша». Викторина с ответами
Викторина по творчеству Лермонтова, 6-7 класс с ответами
Викторины с ответами на тему «Легенды и мифы Древней Греции», 5-7 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!