Цели: познакомить учащихся с личностью поэта, особенностями его творчества; обучать выразительному чтению; воспитывать художественный вкус.
Оборудование: портрет писателя; фрагменты из музыкальных произведений (Рахманинов, 2-й концерт, часть 2-я; Органная месса И.-С. Баха; П. И. Чайковский «Времена года», «Май»; Дж. Верди «Времена года», «Лето»); видеомагнитофон, фрагменты из документального фильма «Нобелевские лауреаты», свеча, цветы, пианино.
Урок проводится а актовом зале.
Словарь: Фарисейство - ханжество, лицемерие.
Анемон - травянистое растение семейства лютиковых с цветками различной окраски.
Жить и сгорать у всех в обычае,
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к свету и величию
Своею жертвой путь прочертишь.
Б. Пастернак
В компании личин и кукол
Комедии я не ломал,
И в тон начальству не сюсюкал
В толпе льстецов и прихлебал.
Б. Пастернак
Слово учителя. В последние годы совершенно неожиданно для широкого круга российских читателей открылось имя нашего соотечественника, великого поэта и прозаика, переводчика - Бориса Леонидовича Пастернака. Им было создано множество литературных шедевров, которые можно с полным основанием поставить в один ряд с творческим наследием А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого.
Сегодняшний разговор - начало постижения многогранного поэтического мира Бориса Пастернака.
Кредо его жизни изложено в строках, которые одновременно являются эпиграфом нашего мероприятия:
Жить и сгорать у всех в обычае.
Но жизнь тогда лишь обессмертишь.
Когда ей к свету и величию
Своею жертвой путь прочертишь.
Звучит музыка Рахманинова, 2-й концерт, часть 2-я.
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Так давайте зажжем свечу поэзии, чистой и светлой, поэзии очищающей и возвышающей, поэзии Пастернака.
В компании личин и кукол
Комедии я не ломал
И в тон начальству не сюсюкал
В толпе льстецов и прихлебал.
В России судьба нации выражается через судьбу поэта. Биография писателя - это всегда рассказ о его подвиге.
Выходят двое ведущих.
1-й ведущий. Борис Леонидович Пастернак родился 29 января (по старому стилю), 10 февраля - по новому, 1890 года в семье выдающегося художника Леонида Осиповича Пастернака и пианистки Розалии Исидоровны Пастернак-Кауфман.
Когда мальчику исполнилось четыре года, семья поселилась в казенной квартире при Училище живописи, ваяния и зодчества. Мир искусства, красок и музыки благотворно повлиял на душу маленького Бориса. На всю жизнь запомнил Пастернак ночное пробуждение от звуков фортепианного трио Чайковского ... Тогда на домашнем концерте присутствовал друг отца Лев
2-й ведущий. Поэт не мыслил своей жизни вне музыки. Пастернак писал: «Больше всего на свете любил музыку, больше всех в ней - Скрябина. Музыкально лепетать я стал незадолго до первого с ним знакомства».
В 1903 году он всерьез начинает заниматься композицией. Музыкальные и философские идеи Скрябина, его поиски, эксперименты захватили все существо юного Пастернака. Для него великий импровизатор и мечтатель становится настоящим кумиром. Вот как передает зрелый Пастернак первую встречу с композитором:
Раздается звонок.
Голоса приближаются: Скрябин!
О, куда мне бежать от шагов моего божества?
1-й ведущий. Шесть лет отдал юный музыкант своей мечте: музыкальные импровизации, сочинительство и опыты...
Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.
Я вытянул руки, я встал на носки,
Рукав завернулся, ночь терлась о локоть.
2-й ведущий. И все же мечте не суждено было осуществиться, в 1909 году занятия музыкой прекращаются: «Музыку, любимый мир шестилетних трудов, надежд и тревог я вырвал вон из себя, как расстаются с самым драгоценным».
Звучит музыка «Органная месса» И.-С. Баха.
1-й ведущий. Что это? Когда это было?
Марбург ... Немецкий город Марбург...
Университет ... Лекция ... Известный философ Герман Коген ... Философия ...
2-й ведущий. «Два года, предшествовавших поездке, слово Марбург не сходило у меня с языка ... Я стою, заломя голову, и задыхаюсь. Надо мной высится головокружительный откос, на котором тремя ярусами стоят макеты университета, ратуши и восьмисотлетнего замка. С десятого шага я перестал понимать, где нахожусь. Я вспомнил, что связь с остальным миром забыл в вагоне и ее теперь вместе с крюками, сетками и пепельницами назад не воротишь...
Там в Марбурге - как когда то в Москве - отказ от музыки - отказ от философии. Там в Марбурге...
Вы знаете как рождается художник?»
2-й ведущий.
О, в день тот, как демон, глядела земля.
Грозу пожирая из трав и кустарников,
И небо, как кровь, затворялось, спалясь
Об взгляд твой тяжелый и каменный.
Конец философии... Ей придется считаться с тем, что всякая любовь есть переход в новую веру.
Учитель. Пастернак оставляет философию и всецело посвящает себя поэзии. Почему? Скорее всего юноша услышал голос судьбы. Что же становится предметом поэтических откровений раннего Пастернака? Чем живет, дышит его лирическое «Я»?
1-й чтец. Ранняя лирика Пастернака наполнена преклонением перед природой. Слезы восторга и внутренний трепет - постоянные спутники его монологов:
Февраль.
Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд,
2-й чтец. Природа - огромный живой организм, в котором есть душа, любовь и язык. Поэтому в его стихах она не фон, а действующее лицо. Пастернак прислушивается к ее голосам, фиксирует их.
Идет видеоряд из документального фильма «Нобелевские лауреаты».
Осень. Сказочной чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
………
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
………………….
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья.
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
3-й чтец. Звуки музыки природы подобно музыкальным инструментам, входящим в состав оркестра, сливаются в симфонию, которую слышит поэт да и «видит», как его вдохновитель - композитор Скрябин, обладавший так называемым «цветным слухом». Вот почему стихи Пастернака наполнены цветом. Вся его лирика - своеобразный атлас цветов со множеством тонов, полутонов и оттенков.
Стихотворение «Светает» прекрасное этому подтверждение.
На фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года» («Май») ученик читает это стихотворение.
4-й чтец. Чуть светает. Слышится легкий шелест листвы к которой прикасается ветерок. Покачивается на ветке «воробышек».
Вглядитесь: можно различить, по крайней мере, три цвета.
- серый (под стать серому утру) цвет оперения птицы;
- зеленый - именно такой должна быть в ту пору листва;
и сиреневатый - у соцветий.
Но вот по саду пробегают первые лучи солнца. И он, «обрызганный, закапанный» прошедшим дождем (кстати, я узнала, что дождь - любимое явление природы Пастернака) загорается; в каждой капле «запонке» вспыхивает синий огонек (мильоны синих слез). В этой строфе преобладает синий цвет. Но нельзя забывать о множестве оттенков: ведь подаренные или забытые дождем «запонки» различны по форме, и по величине. В каждой из них отразилось небо.
И так в каждой строфе видим мы цветовую гамму.
Учитель. Что еще можно сказать об этом стихотворении?
Ученик. Думается, что по своей композиции это стихотворение напоминает сонату, сопровождающуюся, цвето-световыми эффектами.
Учитель. Из услышанного вами стало ясно, какую роль играла природа в творчестве поэта. Кто желает еще добавить?
5-й чтец. Почти четверть века Пастернак прожил в подмосковном поселке Переделкино, воспев его снегопады, весенние ручьи. Даже в последние дни жизни поэта его видели среди лучезарных мартовских, уже оседавших сугробов и расквашенных Дорог, на ярком открытом солнце, оживленного и веселого, чутко прислушивавшегося к наступившей весне, как она описана в его стихотворении «Все сбылось»:
Дороги превратились в кашу.
Я пробираюсь в стороне.
Я с глиной лед, как тесто, квашу,
Плетусь по жидкой размазне.
Крикливо пролетает сойка
Пустующим березняком.
Как неготовая постройка.
Он высится порожняком.
Я вижу сквозь его пролеты
Всю будущую жизнь насквозь.
Всё до мельчайшей доли сотой
В ней оправдалось и сбылось.
Я в лес вхожу, и мне не к спеху.
Пластами оседает наст.
Как птице, мне ответит эхо.
Мне целый мир дорогу даст...
Учитель. Ребята, если судьба вас занесет в подмосковный дом в Переделкино, где жил и творил писатель, поклонитесь его могиле.
Лирика Пастернака не замыкалась только на теме природы. Тема любви также звучит в стихах поэта. Послушайте стихотворение, посвященное жене поэта Зинаиде Николаевне.
Любить иных - тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Мы из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь.
Все это - не большая хитрость.
Учитель. Две революции (1905 и 1917 годов), три войны (Первая мировая, Гражданская и Великая Отечественная), годы сталинщины, хрущевской оттепели - вот, что вместилось в рамки одной жизни. Пастернак, как и другие крупные поэты того времени, не остался в стороне от коренных переломов в истории России. В его лирику врывается тревога за исковерканные судьбы людей в революционные годы, разделивших русскую нацию на два непримиримых лагеря:
А в наши дни и воздух пахнет смертью,
Открыть окно - что жилы отворить.
На долю Пастернака выпала участь жить после Октября, когда символом страны стал знак запрещающий. Запрещающий инакомыслие, истинную свободу творчества. Это ощущение сгустившейся мглы испытывали все честные люди, особенно те, кто творил. И все-таки для Пастернака внешних запретов не существовало.
Сейчас мы послушаем стихотворение, которое так ярко иллюстрирует судьбу поэта.
6-й чтец.
О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют.
Что строчки с кровью - убивают,
Нахлынут горлом и убьют!
От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес.
Но старость - это Рим, который
Взамен турусов и колес.
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.
Я считаю, что в этом стихотворении Пастернак выразил свое отношение к поэзии как к искусству: для него она не забава, не демонстрация таланта, а судьба, жизнь «строчки с кровью».
Учитель. Великий поэт, великая судьба, но как мало он был оценен в нашей стране.
7-й чтец. Семь раз выдвигался Пастернак на соискание Нобелевской премии, и позор для нашей культуры, что не отечественная Академия, а Шведская высоко оценила гений поэта, приняв решение о присуждении ему Нобелевской премии. Опальный поэт, опасаясь продолжения репрессий, отказался от Нобелевской премии.
Чтец берет со стола телеграмму и читает.
Стокгольм. В Шведскую академию.
В связи со значением, которое придает Вашей награде то общество, к которому я принадлежу, я должен отказаться от присужденного отличия. Прошу Вас не принять с обидой мой добровольный отказ...
Борис Пастернак
Горечь обиды, боль души вылилась вскоре в стихотворении «Нобелевская премия».
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони.
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда.
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость?
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей...
Пронзительные стихи. Это голос загнанного человека, которого травят, как зверя.
Учитель. Поэзия Пастернака - это сложный и прекрасный мир. Пастернак был создателем самого совершенного русского стихотворения XX века - «Рождественская звезда», где его поэзия достигает небывалой виртуозности и в то же время предельной простоты.
Чтение стихотворения «Рождественская звезда» двумя учащимися.
Учитель. Прекрасна поэзия Пастернака, но сам поэт говорил:
«В области слова я более всего люблю прозу».
Крупным событием в литературе стал его роман «Доктор Живаго». О чем это произведение?
Ученик. В романе есть фраза, определяющая, пожалуй, самую суть его: «Отдельная человеческая жизнь, жизнь Юрия Живаго, стала Божьей повестью, наполнила своим - содержанием пространство Вселенной... Стараться постичь истину или покорно следовать за историей, за сиюминутностью? Вот вопрос всегдашний. История может себе позволить все... У нее в запасе бесконечность, а у меня-то срок измеряй - лет 70. И за них мне единственный шанс - постичь истину и прожить по совести. Ибо время может быть хуже или лучше. И это всегда можно даже в катастрофе гражданской войны и в концлагере».
Об этом и роман.
Демонстрируется фрагмент художественного фильма «Доктор Живаго».
Учитель. Скандал, разразившийся в октябре 1958 года, в связи с решением Нобелевского комитета, повлек за собой вынужденный отказ от самой престижной премии, а затем скорую смерть великого поэта XX века.
Входят 2 чтеца (звучит музыка Верди «Времена года», «Лето»).
Идет видеоряд из документального фильма «Нобелевские лауреаты».
1-й чтец. Он лежал в цветах, запрокинув голову, очень похудевший, с резко выделившимися надбровными дугами, с гордым и умиротворенным выражением лица... показалось, что в левом уголке рта была чуть заметная улыбка...
2-й чтец.
Любимая - жуть, когда любит поэт,
Влюбляется бог неприкаянный
И хаос опять вылезает на свет
Как во времена ископаемых.
1-й чтец.
Мчались звезды, мчались в море массы,
Слепла соль. И слезы высыхали,
Были темны спальни. Мчались мысли,
И прислушивался сфинкс к Сахаре.
Пастернака несли как Гамлета в известной английской картине, и казалась, что также процессия начнет подниматься все выше и выше на гору, все выше до самой вершины, скрывающейся в облаках...
Гроб уже опускали, все стали бросать цветы...
Учитель. Цветы всегда сопровождают последний путь человека, но букет цветов также оставляет память о нем. И сейчас мне хотелось вместе с вами составить букет памяти этому прекрасному поэту своего времени. Ребята, давайте вместе подумаем, каким же должен быть букет Борису Пастернаку.
Ученик. Его поэзия чиста и возвышенна, поэтому в букете должны быть калы, как символ этой чистоты.
Ученик. Но в поэзии Пастернака звучат разные мотивы и часто слышится протест. Его поэзия имела взрывное действие, она взрывала изнутри казенное мироощущение. Как символ этой непреклонности в букете должна быть, я думаю, красная гвоздика.
Ученик. В стихах поэта жила вера в человека, в силу его разума. Пастернак жил этой верой - ведь все проходит, а человек остается, и в конце кондов человек победит все зло на земле. Как олицетворение этой веры я предлагаю наш букет дополнить вербой.
Учитель. Получился контрастный, загадочный и красочный букет, как и сама поэзия Бориса Пастернака.
Так пусть же этот букет и память о нем сохранится в ваших сердцах.
Мы только прикоснулись к поэзии и прозе Пастернака, и я надеюсь, что придет к вам желание глубокого осмысления его творчества.
И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Пусть не гаснет свеча русской поэзии, пусть живой свет ее делает нашу жизнь радостней и чище.
Эпилог урока
Встает ученица и читает свое стихотворение «Памяти Бориса Пастернака».
Как много известных имен на Руси,
Великих и вечных фамилий в искусстве,
И каждый старался свой вклад принести
В огромное, сложное творчество русских.
Поэты бессмертны, стихи их живут,
Не вычеркнуть их, не забыть нам никак.
Ведь этот нелегкий и памятный труд
Прошел и пройдет через годы, века.
Поэт и писатель - Борис Пастернак –
Родился в семье, где искусство сливалось
С бытом домашним легко, просто так,
Это в дальнейшем навечно осталось.
Он сыном художника был молодого
И с детства искусством домашним дышал,
Он знал, понимал ценность каждого слова,
Которое в жизни своей написал.
Любил красоту он природы, леса,
Реки и горы, поля и луга.
Жил на Урале. Перми и Усолье –
Крае любви, вдохновенья, раздолья.
Он отдал искусству себя целиком
И жил, сознавая свой творческий долг.
С жестоким тем временем был он знаком,
И все же творить он иначе не мог.
Ему приходилось быть стойким и сильным,
Судьба благосклонна к нему не была.
Имел он лишь дар и словесные крылья,
Которые жизнь ему с детства дала.
Он прожил достойно все семьдесят лет.
Успев написать очень много стихов,
Рассказов, пролив оживляющий свет.
Вся жизнь его в строках и книгах его.
Читают его, говорят все о нем,
И учат, и пишут опять и опять.
Почти сорок лет уж прошло с тех времен.
Но будут любить Пастернака и знать.
Литература
1. Альфонсов, В. Поэзия Бориса Пастернака / В. Альфонсов. - Л., 1990.
2. Архангельский, А. Н. У парадного подъезда / А. Н. Архангельский. - М., 1991.
3. Борис Пастернак. Избранное: в 2 т. - М., 2003.
4. Вильмонт, Н. Н. О Борисе Пастернаке: воспоминания и мысли / Н. Н. Вильмонт. - М., 1989.
5. Масленникова, 3. А. Портрет Бориса Пастернака / 3. А. Масленникова. - М, 1990.
6. Синявский, А. Поэзия Пастернака / А. Синявский. - М., 1965.
Автор: Э. В. Чернышёва
Внеклассное мероприятие по творчеству Асадова
Внеклассное мероприятие для школьников 9-10 класса. В гостях у поэта. Сергей Есенин»
Инсценировки по произведениям Пушкина, 9-10 класс
Внеклассное мероприятие для старшеклассников. Творчество Шолохова
Кукольный спектакль для школьников по мотивам книги Лебеденко «Сказки Тихого Дона»
Нет комментариев. Ваш будет первым!