Ведущий: Анна Ахматова родилась в 1889 г., умерла в 1966 г.
Русская литература серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Входят в круг поэтов серебряного века три поэта- акмеиста: Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам.
Судьбы поэтов складывалась по-разному.
Голоса некоторых из них еще долгое время слышались на родине и за рубежом, но серебряный век подходил к концу.
Чтец.
Иная близится пора.
Уж холод смерти сердце студит.
Но нам священный град Петра
Надгробным памятником будет, -
писала в 1919 году Анна Ахматова, еще не ведая о том, какие испытания выпадут ей на долю, но неразрывность свою с веком, с Россией, с Отечеством они воспринимали не как жертву, а как извечную участь русских поэтов.
Через все свое творчество пронесла верность нравственным основам бытия и человеческим ценностям, обостренное чувство истории, тяготение к классическому стилю поэтического языка в сборнике "Бег времени" стихи 1909-1965 гг. Автобиографический трагический цикл стихов "Реквием" (1935-1940 гг.), посвященный жертвам репрессий 1930-х гг. Опубликован был лишь в 1987 г.
Чтец.
Только полная правда жива и права,
А неполная правда - пустые слова,
И не надо бояться памяти тех
Уж очень далеких лет.
Так писал об этом страшном времени поэт А. Жигулин.
Тема сталинских репрессий, темных времен, или, как их называют, "белых пятен" в истории нашего народа, к счастью, открытая. Более того, она стала центральной в работах многих историков, видных политических деятелей. Да, безусловно, эта тема нужна и важна. Об этом надо не забывать, над этим надо думать. Поскольку история - это память. Эта и память народа обо всем, что было в ней прекрасного и чудовищного. А подобно тому, как без памяти человек - не человек, так и без истории народ - не народ.
К людям, которые благодаря своему таланту, мужеству, духовной высоте смогли донести до нас не только факты тех лет зловещих, а свое творчество, свои прекрасные стихи, еще сильнее, глубже задевающего души человеческие, относится Анна Ахматова. Ее можно наверное, полюбить за одно четверостишие:
И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Это ее знаменитая "Клятва", созданная в первый месяц Великой Отечественной войны и быстро облетевшая всю страну. Эта самая непокорность, которую она чувствовала в себе и хотела видеть всегда в своем народе, поскольку это единственный критерий, отличающий человека от безликого существа, сыграла важную роль в ее судьбе. В судьбе, которая провела ее по всем тяжелым ступеням жизни тех времен.
Чтец.
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
Ведущий. Тюрьмы, тюрьмы, кругом тюрьмы, вся Россия в тюрьмах утопала, и ей, "насмешнице, царскосельской веселой грешнице", довелось вплотную столкнуться с этим самым мрачным, что было тогда в России. В двадцать первом году - расстрел мужа, Н. Гумилева, в тридцать пятом - арест единственного сына, затем - клеймо на многие годы: жена врага народа. Но разве могло сломать даже это горе такую огромную душу, великое сердце?! Зная, видя все это, что творилось вокруг, Ахматова не отреклась от любимого человека, не предала веру в чистоту его совести, потому что вера в людей давала ей силы жить и творить:
Чтец. На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе... Не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.
Ведущий. Еще о многих и многих стихах Анны Ахматовой хочется сказать, так как каждое из них заслуживает особого внимания и понимания. Конечно же, это и лирика. Лирика в поэзии ее занимает видное место.
Говоря об этой поэтессе, нельзя не выделить особо такую черту ее творчества, как гражданственность и патриотизм. Да, это высокие понятия. Но часто в нашей жизни случается так, что слова "гражданин", "патриот" звучат в адрес людей, не заслуживающих этого.
Щедро раздаривая, разбрасывая эти слова, мы рискуем принизить, обесценить их. Эти высокие понятия, безусловно, относятся к Ахматовой. Если человек, находящийся под ударом собственной утраты, боли, не окунается полностью в личное горе, а разделяет его с судьбами народа, с горем родины, то у этого человека огромное сердце. А сколько же может вместить в себя и раздать людям такое сердце? Разумеется, лучше самой поэтессы никто не скажет:
Чтец.
Нет, и не под чуждым небосводом;
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Ведущий. Она вобрала в свое сердце боль всего народа и полностью отдала его родине. Поэтому ее творчество всегда будет живым, жгущим сердца людей. Поскольку цены на совесть, честь, благородство, правду во все времена должны быть неприкосновенны. Под музыку "Ave Maria" звучат стихи.
Чтец.
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне
Согласье на это даю торжество,
Но только с условием - не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь.
Забыть, как постылая хлопала дверь,
И выла старуха, как раненый зверь,
И пусть с неподвижных и бронзовых век,
Как слезы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
Внеклассное мероприятие для старшеклассников по литературе «Военная тема в творчестве Высоцкого»
Инсценировка полюбовной темы в произведениях А.С. Пушкина для старшеклассников
Инсценировки по произведениям Пушкина, 9-10 класс
Мероприятие для старшеклассников «Творчество Ахматовой». Конспект
Нет комментариев. Ваш будет первым!