Конспект урока МХК в 6 классе

Конспект урока мировой художественной культуры в 6 классе по теме: «Чудесное рождение Христа»

Автор-составитель: Плешакова Лариса Владимировна, учитель мировой художественной культуры МБОУ ООШ с. Усть-Каремша Нижнеломовского района Пензенской области

На уроке мировой художественной культуры учащиеся 6 класса знакомятся с библейским сюжетом – рождением Иисуса Христа. Учитель рассказывает о рождении Иисуса Христа, показывает электронную презентацию. Также дети прослушивают музыкальные произведения, знакомятся с картинами великих художников по данной теме, прослушивают аудиоматериалы из коллекции «Жизнь Иисуса Христа».

Тема урока: Чудесное рождение Христа.

Цели урока: познакомить учащихся библейским сюжетом – рождением Иисуса Христа, воспитание нравственных ценностей, культуры восприятия произведений искусства, развитие познавательного интереса, эмоций и чувств.

Оборудование: компьютер, электронная презентация, аудиомагнитофон, аудоиматериалы «Жизнь Иисуса Христа» (кассета 1), произведение Д.Бортнянского «Слава в вышних Богу», репродукции картин (в электронной презентации).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся по теме: «Благая Весть».

- Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с темой «Благая Весть». Давайте вспомним, что означает Благая весть? (добрая весть).

- Кому принесли Благую весть? (Деве Марии).

- Кто сообщил Деве Марии Благую весть? (Архангел Гавриил).

- В чём заключалась Благая весть? (Дева Мария станет матерью сына Божьего).

- С какими работами по теме «Благовещение» мы познакомились? (древнерусская икона «Устюжское Благовещение», «Благовещение» (Уффици) и «Благовещение» (Лувр) Леонардо да Винчи).

Дева Мария, воспитанная при Иерусалимском храме, по воле Божией была передана под покровительство восьмидесятилетнему старцу Иосифу, жившему в Назарете. В его доме и произошло Благовещение: архангел Гавриил явился Марии и открыл Ей величайшую тайну: у неё родится Сын, долгожданный Спаситель мира, Иисус Христос. Непостижимость этой тайны заключалась в том, что родится Он не от мужа земного, а от Бога, Отца Небесного. Старец Иосиф, также узнавший от архангела об этой тайне, стал служить Деве Марии не как обычной девушке, но как Матери Божией, Владычице всего мира.

Как произошло рождение чудесного младенца мы узнаем сегодня. Тема сегодняшнего урока: «Чудесное рождение Христа».

III. Изучение новой темы.

1.Рассказ учителя и просмотр электронной презентации.

За много дней до рождения Христа в далёкой восточной стране на небе появилась странная, необычайная звезда. Первыми её увидели мудрецы-звездочёты. Их называли волхвами. Им были ведомы многие тайны природы и звёздного неба, но такой звезды они не видели ещё никогда. Мудрецы взяли древние книги и нашли в них предсказание: звезда возвещала о рождении в Святой Земле Палестине Царя. Царь – тот есть Господь, Владыка всего мира, принявший человеческий облик. И прочтя предсказание, волхвы не стали более медлить, а тотчас отправились в путь, захватив с собой богатые дары, чтобы принести их Царю мира.

Чудесная звезда вела мудрецов-волхвов и их караван с дарами. Звезда плыла над ними и указывала им путь. Шли волхвы – двигалась звезда на небе. Останавливались на отдых – замирала и звезда, и лучи её тихо мерцали над головами путников. Ведь та звезда была на самом деле ангелом Господним.

Сорок дней и сорок ночей длилось это путешествие. В это время Палестина была под властью римлян, давно завоевавших эту страну и поделивших её на части. Одна из них называлась Иудея, и царем над ней римляне поставили человека жестокого, подлого и вероломного. Имя ему было Ирод. Когда римский император Август решил сделать перепись населения, каждый иудей под страхом смерти за ослушание должен был явиться для переписи в родные места своих предков. И поскольку Дева Мария и Иосиф были дальними потомками царя Давида, им надлежало отправиться в Вифлеем, откуда родом был царь Давид.

Дорога из Назарета в Вифлеем проходила через горные области, и Деве Марии с Иосифом пришлось нелегко: чтобы добраться до места, требовалось несколько дней.

В Вифлееме уже темнело, когда Иосиф и Мария вошли в городские ворота. Никто не обратил на них внимания. В городе были толпы людей, явившихся для переписи. Улицы гудели от разговоров: как вздорожал ночлег в Вифлееме, и еды не хватает, и вода слишком далеко… Да не к войне ли вся эта перепись?!

Был уже поздний вечер, а Иосиф так и не смог найти ночлег: все дома и постоялые дворы в городе были переполнены…

Наконец Иосифу удалось отыскать среди каменных скал вблизи Вифлеема пещеру – вертеп. В непогоду пастухи укрывали там свои стада. Здесь и расположились Иосиф и Мария, иначе пришлось бы им ночевать под открытым небом.

И вот, когда всё затихло кругом, а ночь достигла своей середины, родился младенец Иисус, Сын Божий. Имя Иисус означает: Спаситель.

Пеленая и целуя Его, Дева Мария тихо говорила:

- Чадо моё сладкое, как могу держать в своих объятиях тебя, Сына Божьего, во власти Которого вся вселенная!

Не было в тёмной пещере колыбели, и Богоматерь уложила Сына на солому в ясли, каменный желоб, из которого поят животных, и поклонилась Божественному Младенцу.

А пещера вдруг озарилась дивным светом: это ангелы небесные ликовали и славили Бога и пели Ему хвалебные песни: с рождением Христа вернулось к людям Божье благоволение.

Праведный старец Иосиф, увидев Младенца, ангелов, с радостью и трепетом поклонился Сыну Божьему и Матери Его Марии.

Но вся Палестина спала, объятая ночной темнотой, и ещё никто на свете не ведал о том, что произошло.

Только бедные пастухи в поле бодрствовали и стереги своё стадо. Внезапно они увидели ослепительный свет и очень испугались. Но в небесном сиянии предстал перед ними ангел.

- Не бойтесь, - сказал ангел. – Я принёс вам великую весть. В Вифлееме родился Иисус Христос, Спаситель мира. Идите туда и увидите Младенца, лежащего в яслях.

И вслед за этим вестником перед потрясёнными пастухами явилось ангельское воинство, и услышали пастухи небесное пение:

 -Слава в вышних Богу и на земле мир и в человеках благоволение!

(прослушивание произведения Д.Ботрнянского «Слава в вышних Богу).

Ангелы исчезли, и небо снова померкло, а пастухи, опомнившись, поспешили туда, куда указал  им небесный вестник.

В пещере, в долине Вифлеемской, они увидели Младенца. Он мирно спал на соломе. Дева Мария горячо молилась возле Него, а кроткий вол и серый длинноухий осёл придвинулись к Божественному Младенцу и согревали Его своим тёплым дыханием.

И нищие пастухи поклонились Младенцу, родившемуся в убогой пещере, и принесли Ему в дар всю любовь своих бесхитростных сердец и крепкую веру в Его Божественное Предназначение.

Пастухи рассказали Богородице об ангеле, возвестившем им о рождении спасителя. А Она слушала и старалась запомнить каждое слово о Своём Божественном Сыне – богочеловеке, соединившем в себе Божественное и человеческое естество.

Он был Младенцем, каким бывает любой из нас, но одновременно и Сыном Божиим. Как человек Иисус бывал голодным, уставал, нуждался во сне, радовался и страдал. Но в отличие от всех людей Он не имел ни единого греха, потому что был Богом. Бог сделался человеком, чтобы жить с людьми и научить их, как жить по-Божески, всех любить и всем прощать.

А тем временем звезда привела волхвов в Иерусалим и исчезла из вида. Мудрецы стали расспрашивать жителей:

- Не здесь ли родился Царь Иудейский? Мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

Слухи об этих расспросах дошли до злобного царя ирода. Царь испугался, что лишится своего трона. Невдомек ему было, что речь идёт о совсем другом – Небесном царстве. Ирод собрал священников и старейшин народных и стал расспрашивать их о рождении нового царя. И ему отвечали:

-Христос должен родиться в Вифлееме. Так предсказал пророк.

Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов и притворился, что сам хочет поклонится Младенцу. Ирод велел мудрецам разузнать всё о Младенце и, возвратившись из Вифлеема, донести ему.

Едва волхвы покинули Иерусалим, как чудесная звезда снова засверкала над ними и повела дальше. Звезда остановилась над бедным домом в Вифлееме, куда перебралось Святое Семейство после Рождественской ночи. И мудрецы увидели Божественного Младенца и поклонились Ему, и принесли Ему свои дары, привезенные издалека: золото – как Царю царей, благовонный ладан – как Богу (ведь ладан возжигают в храмах во время богослужения) и смирну (драгоценную пахучую смолу), которой совершают помазание умерших, потому что Сын Божий воплотился в человека и Ему, как и всем людям, предстояло умереть.

Не распознав коварства Ирода, волхвы хотели было снова направиться в Иерусалим, чтобы объявить о Спасителе, но Бог послал им ангела, и ангел повелел волхвам возвращаться в свою страну другой дорогой.

2. Прослушивание аудиоматериалов.

3.Знакомство с произведениями живописи, анализ произведений:

П.Брейгель Старший «Перепись в Вифлееме»;

«Рождество Христово» - икона мастера из круга А.Рублёва;

С. Боттичелли «Поклонение волхвов»;

Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов»;

Эль Греко «Поклонение пастухов»;

П. Веронезе «Поклонение пастухов».

IV. Закрепление изученного на уроке.

Проведение викторины (с использованием презентации).

Вопросы и ответы содержатся в электронной презентации:

1.Что в переводе означает имя «Иисус»? (Спаситель)

2. Как звали земных родителей Иисуса Христа? (Мария и Иосиф)

3. В каком городе родился Божественный младенец? (В Вифлееме)

4.Зачем Мария и Иосиф пришли в Вифлеем? (на всенародную перепись)

5. Как называлась пещера, в которой родился Богомладенец? (вертеп)

6.Куда положила Мария сына после его рождения? (в ясли)

7. Кто первым пришёл поклониться Иисусу Христу? (пастухи)

8. От кого пастухи узнали о рождении Иисуса Христа? (от ангелов)

9.Кто пришёл на поклонение Христу из восточных стран? (волхвы)

10. Что указало путь волхвам? (звезда)

11. Что принесли волхвы новорождённому младенцу Иисусу? (золото, ладан, смирну)

V. Заключительный этап урока.

Подведение итогов.

Литература:

1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: учебник для 6 класса. М.: Дрофа, 2009.

2. Детская Библия. Сост. Н. Б. Горбачева. М.: АСТ: Астрель, 2006.

Рекомендуем посмотреть:

Взаимосвязь музыки с живописью, архитектурой, танцем, словом

юлия фаритовна зейдак # 19 сентября 2014 в 19:15 0
Спасибо за библейскую тему на ваших уроках! Я считаю это важным для воспитания наших детей.
Татьяна Алексеевна Страупе # 19 октября 2014 в 23:53 +1
Я веду МХК в старших классах, мне всегда сложно избежать вопросов детей о вере, о том, во что верю я сама, хотя понятно, что это не входит в программу и у нас не уроки богословии. Однако я уверена, что нужно делать упор не на том, как это было, а на том, как об этом написано в Евангелии тем или иным автором, что описано более подробно, какой факт более важен...и т.д. Почему эти сюжеты вызывают отклик у мастеров искусства? А здесь получилось, что цель урока - запомнить сюжет. Возможно, я ошибаюсь, ведь не работаю в 6 классе. Спасибо за урок.
Лариса Александровна Глушенкова # 25 октября 2014 в 00:30 0
Хорошая тема! Я с учащимися тоже эту тему затрагиваю, готовили на конкурс презентацию "Вифлеем - родина Христа!" Дети с удовольствием собирали материал и оформляли.
Ольга Анатольевна Норкина # 16 ноября 2014 в 13:03 0
Отличная разработка! С радостью ей воспользуюсь! Большое спасибо!
Марина Александровна Лашева # 3 января 2015 в 13:07 0
Лариса Владимировна, день добрый! Тема актуальна, живем в преддверии светлого праздника Рождества Христова!
Для шестиклассников, пришедших к Богу или ещё находящихся на пути постижения, будут интересны библейские сюжеты.
Хорошая тема для классного часа. Спасибо!
Валерий Григорьевич Вершинин # 7 марта 2015 в 21:21 0
Уважаемая Лариса Владимировна! Вы взяли тему " Чудесное Рождение Христа" Зачем? Рассказать сюжет? Цели нет, а как вы хотите решить задачи "воспитание нравственных ценностей, культуры восприятия произведений искусства, развитие познавательного интереса, эмоций и чувств", если нет никакого обсуждения ни музыки Д. Бортнянского, ни картин великих мастеров?
Наталья Ивановна Ведерникова # 4 апреля 2015 в 19:25 0
Уважаемая Лариса Владимировна. Материал урока очень интересен. Спасибо. Хотелось бы подробнее узнать методику Вашей работы с детьми в той части урока, когда предлагается анализ произведений живописи и музыки. Как именно проводится анализ, какие технологии используются, как озвучиваются результаты работы (возможно, групповой?). Согласитесь, фронтальной беседы не достаточно для урока МХК, скорее это типично для ОРКСЭ.
Анна Петровна Шудракова # 20 мая 2015 в 06:37 0
На Рождество обязательно использую вашу разработку. Тема интересная для ребятишек, когда говоришь о Рождестве и рождении Христа - они слушают с интересом. Многие даже впервые для себя открывают эту историю...
Евгения Михайловна Фирсова # 19 августа 2015 в 08:41 +1
Интересный конспект. Но при реализации данной разработки на практике может возникнуть ряд проблем. Например, учитель на уроке будет говорить практически один, учащиеся при этом будут занимать позицию объекта, на который направлено влияние, а значит это будет способствовать развитию репродуктивной познавательной позиции учащихся. А викторина в конце урока, мне показалась, не очень вписывается в контекст изучаемой темы. Религиозные темы требуют большей серьезности, вдумчивости, в данном конспекте должно быть больше проблемных вопросов, выявляющих личностную позицию учащихся.
Татьяна Константиновна Васильченко # 8 апреля 2016 в 21:30 0
Полностью согласна.
Оксана Николаевна Однобурцева # 16 июля 2016 в 20:58 0
Всё хорошо, только бы добавить музыкального оформления.
Наталия Олеговна Шевченок # 24 октября 2016 в 10:04 0
Добрый день.Конспект разработан грамотно. Понятны цели и задачи урока, которые в соответствие с провидением урока будут достигнуты с помощью, разработанного конспекта По данный конспект может послужить идеальным образцом для молодых педагогов.
Олег Камильевич Аминов # 13 августа 2018 в 07:34 0
Лариса Владимировна, очень интересный материал. Все построено грамотно. Я преподаю МХК только в старших классах, но все равно возьму на вооружение в своей работе вашу разработку