Конкурсы

Конспект занятия по теме «Куклы – обереги»

Школьникам о куклах-оберегах

Автор: Шигарева Елена Владимировна, социальный педагог КУ "СРЦН Большереченского района", р. п. Большеречье Омской области

Описание материала: предлагаю вам конспект занятия для детей 10-13 лет. Данный материал будет полезен для проведения тематических занятий, направленных на воспитание народной культуры, развитие интереса к народному творчеству.

Цель: развитие интереса к истокам народного творчества.

Задачи:

Образовательные: сформировать представление о русской тряпичной кукле, об истории её возникновения.

Развивающие: развивать творческое мышление, память, наблюдательность.

Воспитательные: воспитывать интерес к памяти предков, своей истории.

Демонстрационный материал: тряпичные куклы, материалы для их изготовления.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Лекция педагога.

Издревле на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и болезней, люди изготавливали обереги в виде кукол. Каждую куклу- оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух, который в дальнейшем будет оказывать плохое влияние на хозяина и дом. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.

Кормилица – обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток. Её  "крутила" мать для дочери, ждущей ребенка. Когда  появлялся малыш, куклу клали ему в колыбель. Тогда, по поверью, у кормилицы всегда было молоко, и ребенок рос сытым и здоровым.

Крестовушку делали на Троицу. Она символизировала Троицкий Семик – единство девушки, креста и березы. Как на березу, на куклу повязывали ленточки, крест делали из березовых веточек. Такую куклу ставили в доме на Троицу на видное место.

Здравницу (травницу) делали как оберег здоровья. В зависимости от недуга ее наполняли полезной, душистой травой и ставили к кровати у изголовья, рядом с теплым местом. От куклы исходил травяной дух. Запах сосны, чебреца, ромашки убивал вредных микробов, укроп, мелисса, душица успокаивали, запах герани и мяты снимал усталость. С такой куклой дети меньше болели.

Кувадка была одной из первых кукол, которую видел ребенок. Её "крутили" из лоскутка яркой цветной ткани. Подвешивали таких куколок над колыбелью, как погремушки. Число кувадок в связке было обязательно нечетным. Считалось, что только тогда они будут оберегать малыша.

Зерновушку делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол. На следующий год она должна была принести хороший урожай. Такую же куклу делала молодая женщина, если у нее долго не было детей. И через год, по поверью, у нее должен был родиться ребенок.

Покосницу "крутили" к сенокосу. Кукла была нарядной, яркой. Издавна в деревнях покос считался праздником. Крестьяне, отправляясь косить, надевали  светлую праздничную одежду. Руки у этой куклы старательно перематывали красной обережной нитью. Такая куколка оберегала руки косцов от ран.

Неразлучники были оберегом семейного счастья. Их делали на свадьбу и хранили всю жизнь. Общая перекладина в виде рук символизировала единство жениха и невесты, кисточка – первенца в семье. С появлением второго и последующих детей кисточки добавлялись. Красный цвет придавал кукле обереговую силу.

Неразлучники

Чтобы успеть выполнить всю домашнюю работу, придумали женщины себе помощниц – многоручек. Таких кукол делали в день Покрова, когда заканчивались работы в поле и женщины садились за рукоделие. Каждой руке наказывали, в каком деле она должна быть помощницей. Кукла – шестиручка оберегала мастерицу в работе, помогала ей по хозяйству.

Лихорадки делали в Сильвестров день рано утром всей семьей. Куклы сворачивались из лоскутков ткани разного цвета и перевязывались красной нитью. Каждая из них символизировала человеческий недуг и имела свое имя: Ленея, Авея, Агнея, Ледея, Желтея, Немея, Ветрея, Трясея, Глухея, Глядея, Дряхлея, Дремлея – всего 12 штук. Подвешивались куклы на нитке над печной трубой или дверью. По поверью, в этот день из преисподни вылетали злые лихорадки. Они влетали в дома, принося с собой болезни, но, увидев этих кукол, улетали прочь.

О куклах – оберегах слагали сказки, в которых они охраняли, спасали, давали мудрые советы, выполняли работу за своих хозяек. В русской народной сказке "Василиса Прекрасная" тряпичная кукла во всем помогает Василисе: "Василиса  сама, бывало, не поест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, когда все улягутся спать, она запрется в своём чуланчике и потчует её, приговаривая: "На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?" Куколка покушает, да потом и утешит её в горе и даст ей советы, а наутро всякую работу за Василису справит…"

Куклы - обереги бережно хранили, прятали от посторонних глаз и передавали по наследству в семье – от матери к дочери, от бабушки к внучке.

Куклы-обереги

Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс. Кукла-оберег для мамочки

Тряпичная кукла своими руками

Кукла Боярыня своими руками

Обереговая кукла «Божье око» своими руками

Обереговая кукла «Северная берегиня» своими руками

Люция Рифовна Закаляпина # 14 июля 2014 в 02:08 0
Какая интересная разработка! Помимо теоретической части присутствует и практическая. Такую куклу можно взять, почувствовать, как она "живет" в руках. Внимательно разглядеть, представить, как она изготавливалась и представить, как играли девочки в старину такими куколками.
Ирина Сергеевна Миронова # 30 июля 2014 в 16:48 0
Здравствуйте, Теоретический материал и его подача интересна. Хочу задать вопрос: с детьми пробовали создать своими руками куклу-оберег?
юлия фаритовна зейдак # 19 сентября 2014 в 18:57 0
Мне понравилось, что автор интересуется культурой нашей страны, сохраняет традиции и передаёт их молодому поколению.
Татьяна Алексеевна Страупе # 20 октября 2014 в 00:03 0
Материал для использования интересен. Сразу появилась ассоциация - куклы вуду. Вот разница культур: одни куклы несут добро, тепло, свет, а другие - гибель и болезни. Хорошо было бы сделать акцент именно на отличии наших традиций и Западной Европы. А иначе - попробуй, привлеки к теме 13-летних мальчиков и девочек! Им уже не до кукол. Спасибо за урок.
Фатима Митхатовна Алтынбекова # 26 октября 2014 в 12:51 0
Очень интересная информация. Дети должны знать свою историю и культуру. Но, думаю, что главное - это уметь делать это своими руками. Завершить занятие надо изготовлением какой-либо куклы, пусть даже самой простенькой. Спасибо за материал!
Марина Николаевна Салтыкова # 29 октября 2014 в 18:43 0
Очень интересный материал.И главное, имеет и практическую часть. А представленный видеоряд просто захватил внимание. Попробуем использовать в своей работе.
Мария Юрьевна Воркуева # 30 октября 2014 в 23:16 0
Уважаемая Елена Владимировна! Огромное спасибо за материал! Вы расширили представление о куклах-оберегах, изучение которых - увлекательное занятие на уроках краеведения. Я вплотную занимаюсь этой темой, поэтому меня заинтересовал ваш материал как практическое пособие для проведения занятия в музее. Ещё хочу посоветовать обратить внимание на кукол-крупеничек - делаются легко и их изготовление тоже имеет большое символическое значение для русских крестьян. спасибо.
Татьяна Викторовна Фадеева # 17 ноября 2014 в 15:07 0
Уважаемая Елена Владимировна! Очень удачно Ваш материал можно использовать на уроках МХК в 8 классе по программе Даниловой. Это расширит рамки учебника по ДПИ. Спасибо за помощь!
Ирина Владимировна Бочарова # 19 февраля 2015 в 19:40 0
очень приятно смотреть и читать интересные, творческие разработки, которые можно просто и легко применять на практике.
Ирина Евгеньевна Ерогина # 24 апреля 2015 в 19:02 0
Очень полезная и интересная информация. Спасибо за материал!Вы расширили представление о куклах-оберегах.
Анна Петровна Шудракова # 20 мая 2015 в 06:35 0
В восторге от вашего материала! Сколько же мы не знаем о родной культуре, сколько теряем! Спасибо вам огромное за такую подборку. В школе часто проводим мероприятия, посвященные славянской культуре, но вот обрядовые куклы еще не делали. Теперь обязательно сделаем.
Надежда Алексеевна Анашкина # 13 июля 2015 в 10:40 0
Как интересна наша культура, как она тонка и чувствительна!!!!
Спасибо за чудесный материал, он подсказал мне идеи для нового творческого проекта!
Успехов!
Оксана Викторовна Сухорукова # 28 февраля 2016 в 00:15 0
Уважаемая Елена Владимировна! Благодарю вас за очень ценный и полезный материал... Это палочка-выручалочка для 4 класса. материал супер...
Татьяна Константиновна Васильченко # 7 апреля 2016 в 23:08 0
Родственная душа Елена Владимировна!Спасибо!
Дети совместно с воспитателем всегда делают подарки для родителей, бабушек и дедушек ко всем праздникам, именно здесь можно заменить аппликацию или другой вид ручного труда, и приготовить в подарок куколку – к Рождеству – Ангела, на Пасху – Веснянку, на День Матери – Пеленашку или другую куколку.
Такой подарок приятно принимать, хранить, образуется тесный контакт между матерью и ребенком. Я такую работу начинаю ещё с детьми в детском саду, с детьми старшей группы. Посещение клуба "Василиса"на территории поселения так же интересно для воспитанников
Очень нравится детям и что интересно , позже они играют с этими куклами.
Недавно мы заняли 2 место в районном конкурсе "Многовековые традиции".
Александра Юрьевна Лугина # 10 апреля 2016 в 06:35 0
Вы просто волшебница!!!!!!!!!очень доступный материал,и очень интересный.Непременно возьму за идею.
Марина Александровна Семенова # 25 октября 2016 в 20:47 +1
Уважаемая Елена Владимировна! С большим интересом посмотрела Ваш конспект занятия. Мне понравилась эта разработка тем, что историко-культурные и этнографические сведения о древней, восходящей к язычеству системе оберегов, живо связаны с тем, как куклы-обереги рождались в народной (преимущественно крестьянской среде) среде. Не иглой и ножницами, а пальцами «крутили» этих тряпичных кукол, предварительно прибравшись в доме и надев чистую одежду. Мне очень понравился подбор иллюстративного материала. Куклы хорошо связаны с текстом и так наглядны, что хочется их подержать в руках. Жаль, что интересное замечание «Троицкий Семик – единство девушки, креста и березы» не объяснено и нет иллюстрации этой куклы. Это замечательная идея, изучая культуру Древней Руси, говорить о фольклоре, народных праздниках, предметах прикладного искусства, оберегах и, конечно, об обрядовых куклах. Спасибо!
Марина Александровна Семенова # 25 октября 2016 в 20:59 0
Уважаемая Елена Владимировна! С большим интересом посмотрела Ваш конспект занятия. Мне понравилась эта разработка тем, что историко-культурные и этнографические сведения о древней, восходящей к язычеству системе оберегов, живо связаны с тем, как куклы-обереги рождались в народной (преимущественно крестьянской среде) среде. Не иглой и ножницами, а пальцами «крутили» этих тряпичных кукол, предварительно прибравшись в доме и надев чистую одежду. Мне очень понравился подбор иллюстративного материала. Куклы хорошо связаны с текстом и так наглядны, что хочется их подержать в руках.
Жаль, что интересное замечание «Троицкий Семик – единство девушки, креста и березы» не объяснено и нет иллюстрации этой куклы.
Это замечательная идея, изучая культуру Древней Руси, говорить о фольклоре, народных праздниках, предметах прикладного искусства, оберегах и, конечно, об обрядовых куклах. Спасибо!
Анна Павловна Комарова # 2 октября 2018 в 11:13 0
На одном из недавних уроков использовала ваш материал. Считаю, что дети должны знать свою историю и культуру, а данная тема приближает их к познанию. Успехов в работе!